Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Кондратенкова Нина Петровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская основная школа»

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от 31.08.2022 г.

Утверждаю

Приказ № 45_ОД от 31.08.2022 г.

Директор МБОУ «Ленинская ОШ»

_____________ Н.Л. Минченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Биология»

7 класс 

Учитель: Кондратенкова Нина Петровна

                                                                                                                 

7

2022– 2023 учебный год1.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения биологии:

1)воспитывайте российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

3)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

5)формирование коммуникативной        компетентности в общении сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

6формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

7)формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1)учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

2знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

3)формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

4владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

5)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

6)формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты обучения:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 выделение существенных признаков биологических объектов;

 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

 различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 знание основных правил поведения в природе;

 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик научится:

 • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

 • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами,        ставить несложные биологические        эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

 • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о животных, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

 • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 • находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

 • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

2.Содержание программы

 (68 ч. в год, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире. (2 ч).

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Одноклеточные животные (6 ч)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Лабораторная работа: №1Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

Раздел 2. Многоклеточные животные (50 ч).

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви:        многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: №2. «Внешнее строение дождевых червей»

Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: №3 Изучение строения раковины моллюсков

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Изучение представителей отрядов насекомых.

Лабораторная работа: №4 Изучение внешнего строения насекомого

Лабораторная работа: № 5 Изучение типов развития насекомых

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: №6«Внешнее строение рыбы»

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: №7«Изучение внешнего строения птиц.»

Экскурсия «Развитие и закономерность размещения животных на Земле. Изучение многообразия птиц»

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: №8 Изучение внешнего строения, скелета млекопитающих.

Экосистемы (7ч.)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия «Развитие и закономерность размещения животных на Земле».

 Повторение (3 часа)

Вводная контрольная работа

Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные»

 Контрольная работа по теме «Позвоночные животные»

 Контрольная работа по теме «Экосистемы»

Место учебного предмета в учебном плане

В 7 классе на изучение биологии отводится 2 часа в неделю (1 час из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений), всего 68 часов в год.

Календарно-тематическое планирование

7 класс, 68 часов -2 часа в неделю

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Введение. Общие сведения о животном мире

2

1

Инструктаж по ОТ.

Особенности, многообразие и классификация животных

1

2

Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных

1

Раздел 1. Одноклеточные животные                   6

3

Общая характеристика  одноклеточных

1

4

Тип Простейшие. Корненожки

1

5

Тип простейшие. Жгутиконосцы, инфузории Л.р. №1Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

1

6

Паразитические простейшие. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

1

7

Значение простейших в природе и жизни человека

1

8

Обобщающий урок по теме: «Одноклеточные животные»

1

Раздел 2. Многоклеточные животные (50ч)

                Беспозвоночные животные                          17

9

Организм многоклеточного животного Тип Губки

1

10

Тип Кишечнополостные.  

1

11

Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

1

12

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1

13

Тип Круглые черви.

1

14

Тип Кольчатые черви. Л. р №2. «Внешнее строение дождевых

червей»

1

 15

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие

1

16

Тип Моллюски. Класс Двустворчатые. Многообразие моллюсков. Л.р.№3 Изучение строения раковины моллюсков

1

17

Тип Моллюски. Класс Головоногие моллюски. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека

1

18

Тип Членистоногие. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные.

1

19

Класс Паукообразные. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

1

20

Класс Насекомые. Л.р.№4 Изучение внешнего строения насекомого

1

21

Отряды Насекомых: Жесткокрылые. Чешуекрылые.  

1

22

Отряды Насекомых: Блохи, Двукрылые, Перепончатокрылые

1

23

Многообразие насекомых. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Л. р № 5 Изучение типов развития насекомых

1

24

Обобщающий урок по теме: Экскурсия Разнообразие членистоногих и их роль в природе родного края

1

25

Контрольный тест по теме: «Беспозвоночные животные»

1

          Позвоночные животные                                  33

26

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник

1

27

Подтип Черепные, или Позвоночные

1

28

Классы рыб. Костные рыбы.

1

29

Костные рыбы Л. р№6«Внешнее строение рыбы»

30

Класс Хрящевых рыбы

1

31

Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб. Рыбоводство и охрана рыбных запасов

1

32

Класс Земноводные. Внешнее строение

1

33

Класс Земноводные. Значение земноводных.

1

34

Класс Пресмыкающиеся

1

35

Класс Пресмыкающиеся. Внутреннее строение .

1

36

Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

37

Класс Птицы.

1

38

Класс Птицы Л. р№7«Изучение внешнего строения птиц.»

1

39

Класс Птицы. Внутреннее строение.

1

40

Многообразие птиц и их значение. Страусообразные, Нандуобразные,  Казуарообразные

1

41

Многообразие птиц. Дневные Хищные, Совы.

1

42

Многообразие птиц. Воробьинообразные, Голенастые.

1

43

Многообразие птиц. Гусеобразные, Куриные

1

44

Экскурсия. Разнообразие птиц местности проживания

1

45

Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.

1

46

Птицеводство. Домашние птицы, приёмы выращивания птиц и ухода за ними

1

47

Класс Млекопитающие или Звери.  

1

48

Класс Млекопитающие или Звери. Внутренние системы Л.р.№8 Изучение внешнего строения, скелета млекопитающих.

1

49

Многообразие млекопитающих. Подкласс Первозвери.

1

50

Многообразие млекопитающих. Подкласс Настоящие звери. Отряды насекомоядные. Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные.

1

51

Отряды: Китообразные и Ластоногие.  

1

52

Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные

1

53

Отряды Млекопитающих: Приматы

1

54

Домашние млекопитающие

Приёмы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними

1

55

Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.

1

56

Экскурсия Многообразие млекопитающих родного края.

1

57

Обобщающий урок «Многообразие Хордовых животных»

1

58

Контрольный тест по теме: «Позвоночные животные»

1

Экосистемы                                                          7

59

Экосистемы. Цепи питания

1

60

Взаимосвязь компонентов экосистемы

1

61

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

62

Биотические и антропогенные факторы

1

63

Искусственные экосистемы

1

64

Экскурсия «Многообразие животных на Земле»

1

65

Обобщающий урок по теме «Экосистемы»

1

Обобщение и контроль                                             3

66

Обобщение по теме: «Многоклеточные животные.

67

Промежуточная аттестация. Тест

1

68

Обобщение по теме «Многообразие животных и их размещение»

1

Лист корректировки

Рабочей программы по биологии для 7 класса

на 2022/2023 учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка календарно-тематического планирования:

п/п

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Пути ликвидации

отставаний в программном материале

(корректирующие мероприятия)

план

факт

  Учитель: __________     Н,П. Кондратенкова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...