Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Кондратенкова Нина Петровна

Рабочая прогамма 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская основная школа»

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от 31.08.2022 г.

Утверждаю

Приказ № 54-ОД от 31.08.2022 г.

Директор МБОУ «Ленинская ОШ»

_____________ Н.Л. Минченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Биология»

8 класс 

Учитель: Кондратенкова Нина Петровна

                                                                                                                 

2022– 2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Личностные результаты обучения:

- формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанности и уважительного отношения друг к другу;

- формирование коммуникативной компетенции в общении друг с другом ;

- формирование основ экологической культуры.

        Метапредметные результаты обучения:

- планирование собственной учебной деятельности как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- участие в совместной деятельности (работа в малых группах);

-умение работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

- выделять главные и существенные признаки понятий;

- составлять описание объектов;

- составлять простой и сложный планы текстов;

- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

- выявлять причинно-следственные связи;

- работать со всеми компонентами текста;

- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

        Предметные результаты обучения:

       Обучающиеся научатся:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

            Обучающиеся получат возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация. Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (4 ч)

Разделы науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация. Портреты великих ученых – анатомов и физиологов.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

(6 ч)

Клеточное строение. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация. Схемы строения систем органов и систем органов.

Лабораторная работа №1. Изучение микроскопического строения тканей.

Лабораторная работа №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Раздел 5. Координация и регуляция (12 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация. Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторная работа №3. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Лабораторная работа №4. Изучение изменения размера зрачка.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Демонстрация. Скелет человека, отдельные кости. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №5. Изучение внешнего строения костей.

Лабораторная работа №6. Измерение массы и роста своего организма.

Лабораторная работа №7. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь: ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация. Схемы и таблицы, иллюстрирующие состав крови и группы крови.

Лабораторная работа №8. Изучение микроскопического строения крови.

          Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация. Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторная работа №9. Измерение кровяного давления.

Лабораторная работа №10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Раздел 9. Дыхание (3 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация. Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.

Лабораторная работа №12. Определение частоты дыхания.

Раздел 10. Пищеварение (4 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация. Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.

Лабораторная работа №13. Воздействие желудочного сока на белки, слюны – на крахмал.

Лабораторная работа №14. Определение норм рационального питания.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Раздел 12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация. Модель почек.

Раздел 13. Покровы тела (2 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.

Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)

Системы органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 16. Человек и его здоровье (5 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа №15. Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.

Практическая работа №1. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.


Тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

2 ч.

2

Раздел 2. Происхождение человека

2 ч.

3

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

4 ч.

4

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

5 ч.

5

Раздел 5. Координация и регуляция

12 ч

6

Раздел 6. Опора и движение

8 ч

7

Раздел 7. Внутренняя среда организма

3 ч

8

Раздел 8. Транспорт веществ

5 ч

9

Раздел 9. Дыхание

3 ч

10

Раздел 10. Пищеварение

4 ч

11

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

3 ч

12

Раздел 12. Выделение

2 ч

13

Раздел 13. Покровы тела

2 ч

14

Раздел 14. Размножение и развитие

3 ч

15

Раздел 15. Высшая нервная деятельность

5 ч

16

Раздел 16. Человек и его здоровье

5 ч

Место учебного предмета в учебном плане

В 8 классе на изучение биологии отводится 2 часа в неделю (1 час из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений), всего 68 часов в год.

Календарно-тематическое планирование на 2020/2021 уч. год

№ урока

Название темы

Дата

План

Факт

1

Инструктаж по ОТ.

Место человека в системе органического мира

2

Сходство и различия человека и животных

3

Эволюция человека

4

Расы человека

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

6

Великие анатомы и физиологи.

7

Вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека»

9

Клеточное строение организма

10

Ткани.

11

Ткани.

Лабораторная работа № 1. Изучение микроскопического строения тканей.

12

Органы. Системы органов.

13

Органы. Системы органов.

Лабораторная работа № 2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

14

Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

15

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

16

Рефлекторный характер деятельности нервной системы

17

Спинной мозг, его строение и функции.

18

Головной мозг, его строение и функции.

19

Головной мозг, его строение и функции 

Лабораторная работа № 3. Изучение головного мозга человека

Соматическая и вегетативная нервная система.

20

Органы чувств. Их роль в жизни человека. Анализаторы.

21

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза

22

Нарушения зрения, их профилактика.

Инструктаж по ОТ.

Лабораторная работа № 4. Изменение размера зрачка.

23

Анализаторы слуха и равновесия

24

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы 

25

Контрольная работа по теме «Координация и регуляция»

26

Скелет. Строение, состав и соединения костей. 

Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения костей.

27

Скелет головы, туловища, конечностей

28

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

29

Мышцы.  .

Лабораторная работа № 6. Измерение массы и роста своего организма.

30

Работа мышц.

Лабораторная работа № 7. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

31

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

32

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

33

Контрольная работа по теме «Опора и движение»

34

Внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и функции.

Лабораторная работа № 8. Изучение микроскопического строения крови

35

Инструктаж по ОТ.

Иммунитет

36

Тканевая совместимость и переливание крови.

37

Транспорт веществ. Органы кровообращения.

38

Работа сердца.

Лабораторная работа № 9. Измерение кровяного давления.

39

Движение крови по сосудам.  Лимфообращение 

Инструктаж по ОТ.

Лабораторная работа № 10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

40

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

41

Контрольная работа по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»

42

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

43

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

.

Лабораторная работа № 11. Определение частоты дыхания.

44

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

45

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме.

46

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. 

Лабораторная работа № 12. Воздействие желудочного сока на белки, слюны – на крахмал.

47

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

48

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Лабораторная работа № 13. Определение норм рационального питания.

49

Пластический и энергетический обмен.

50

Витамины, их роль в организме.

51

Контрольный тест по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии».

52

Органы выделения. Строение и функции почек.

53

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы

54

Покровы тела. Строение и функции кожи.

55

Роль кожи в терморегуляции организма. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожении.

56

Система органов размножения. Оплодотворение и развитие зародыша.

57

 Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

58

Развитие человека после рождения. Возрастные процессы.

59

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения.

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

61

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции.

63

Типы нервной деятельности.

64

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.  .

Лабораторная работа № 14. Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.

65

Вредные привычки. Заболевания человека.

.

66

7Практическая работа № 1. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды

67

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека.

68

Защита проектов


Лист корректировки

Рабочей программы по биологии для 7 класса

на 2022/2023 учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка календарно-тематического планирования:

п/п

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Пути ликвидации

отставаний в программном материале

(корректирующие мероприятия)

план

факт

  Учитель: __________     Н,П. Кондратенкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...