Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по биологии (8 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой (концентрическая структура). Для реализации рабочей программы используется учебник  «Биология. 8 класс» (А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 532

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Принято

решением Педагогического совета

Протокол от                            года №

Утверждаю:

Директор  ГБОУ СОШ № 532

                             Караванская  О.В.

Приказ от                                   №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Биология

для 8а, 8б классов

на 2022-2023 учебный год

Программа, на основе которой

разработана Рабочая программа

Биология: 5-11 классы: Программы. - М.:                               Вентана-Граф, 2017. Авторы: И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко О.А. Корнилова и др.

 

                                                                                                          Составитель

Караванская Ольга Викторовна                                                                                      

                                                                                           учитель биологии ГБОУ СОШ № 532

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка.

Место предмета в учебном плане.

Предмет «Биология» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета с 5-го по 9-й класс (238 часов).  Из них в 8-й классе – 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Учебно-методический комплект:

Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ  Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254) с изменениями (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766):

  • Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш – 5-е изд.– М.: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.: ил. – (Российский учебник)


Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:

Личностные:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
  • с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.  
  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
  • риск взаимоотношений человека и природы;
  • поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
  • Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Предметные:

  • характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
  • объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
  • объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
  • использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
  • выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
  • объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
  • характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
  • объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
  • характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
  • объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
  • характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
  • объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
  • характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
  • объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
  • объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
  • характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
  • называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
  • выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
  • оказывать первую помощь при травмах;
  • применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
  • называть симптомы некоторых распространенных болезней;
  • объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

Планируемые результаты освоения предмета «Биология»

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
  • планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

В результате изучения курса биологии в 8 классе:

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности организма человека;
  • применять  методы  биологической науки  при  изучении  организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по  изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем  органов и их функциями;
  • ориентироваться в  системе познавательных  ценностей:  оценивать информацию об  организме человека, получаемую  из  разных источников, последствия влияния факторов риска  на здоровье человека.
  • использовать  на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда  и отдыха;  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять  эстетические  достоинства  человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей  по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной  и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать  и  оценивать целевые и  смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска  на здоровье человека.

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во

часов

Л. р.

Текущий контроль

1

Общий обзор организма человека

7

2

1

2

Опорно-двигательная система

8

1

1

3

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7

1

1

4

Дыхательная система

7

2

1

5

Пищеварительная система

7

2

1

6

Обмен веществ и энергии

3

0

0

7

Мочевыделительная система

2

0

0

8

Кожа

3

0

1

9

Эндокринная и нервная системы

6

0

1

10

Органы чувств. Анализаторы.

6

0

1

11

Поведение человека и высшая нервная деятельность

7

0

1

12

Половая система человека. Индивидуальное развитие организма

3

0

0

13

Повторение

2

0

0

Итого:

68

8

9

Содержание учебного предмета

Биология 8 класс

№ п/п

Содержание учебного предмета

Количество  часов

Виды деятельности

 уч-ся

всего

Л.Р.

контроль

1

Биологическая и социальная природа человека

1

Определяют понятия: «природная среда», «искусственная» среда, «биосоциальная» природа человека

2

Науки об организме человека

1

Объясняют роль анатомии, физиологии, психологии в развитии знаний о человеке, формировании научной картины мира. Описывают современные методы исследования организма человека. Объясняют значение СЭС в в сохранении здоровья населения.

3

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

Называют части тела человека, полости тела, внутренние органы. Сравнивают человека с другими млекопитающими по морфологическим  признакам, выделяют особенности строения, характерные только для человека.

4

 Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Л.Р.№1 «Действие каталазы на пероксид водорода»

Называют основные части клетки. Описывают функции органоидов. Объясняют понятие «фермент». Наблюдают за демонстрационным опытом, фиксируют результаты наблюдения, делают выводы.

5

Ткани.

1

Л.Р.№2

«Клетки и ткани под микроскопом»

Определяют понятия «ткань», «синапс», «нейроглия». Называют, различают типы и виды тканей человека. Выполняют лаб. работу с помощью микроскопа (с соблюдением правил работы в кабинете и с микроскопической техникой», описывают результаты.

6

Система органов в организме. Нервная и гуморальная регуляция.

1

Раскрывают значение понятий « орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывают роль различных систем органов в организме. Объясняют значение рефлекторной дуги. Объясняют различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Выполняют лабораторный опыт, наблюдают , делают выводы.

7

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»

1

Проверочная работа

Обобщают, повторяют изученное по теме «Общий обзор организма». Выполняют проверочный тест.

8

Скелет. Строение, состав и соединение костей

1

Л.Р.№3

«Строение костной ткани»

Называют части скелета, описывают функции скелета. Описывают особенности строения трубчатых костей, типы соединения костей. Выделяют особенности строения сустава. Объясняют значение составных компонентов костной ткани. Выполняют лаб. работу, фиксируют результаты, делают выводы. Соблюдают правила работы в кабинете, правила обращения с микроскопом.

9

Скелет головы и туловища.

1

Описывают строение черепа. Называют отделы позвоночника и части позвонка, называют значение частей позвонка. Объясняют связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки.

10

Скелет конечностей.

1

Называют части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывают, с помощью иллюстраций учебника строение скелета конечностей. Выявляют причину различий в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин.

11

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Определяют понятия         «растяжение», «вывих», «перелом». Называют причины различных травм  суставов и костей. Описывают приемы первой помощи в зависимости от вида травмы

12

Мышцы. Работа мышц.

1

Раскрывают связь между строением и функцией на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и

жевательными мышцами.

Описывают строение скелетной мышцы(с помощью иллюстраций в учебнике). Называют основные группы мышц. Выявляют особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов. Определяют понятия «мышцы –антагонисты», «мышцы – синергисты».Описывают два вида работы мышц, условия оптимальной работы мышц. Формулируют правила гигиены физических нагрузок.

13

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

 Раскрывают понятия «осанка», «плоскостопие», «корригирующая гимнастика». Объясняют значение правильной осанки дл здоровья. Описывают меры по предупреждению искривления позвоночника. Обосновывают значение правильной формы стопы, формулируют правила профилактики плоскостопия. Выполняют оценку собственной осанки и формы стопы, делают выводы.

14

Развитие опорно-двигательной системы.

1

Различают статические и динамические физические упражнения. Раскрывают связь между физическими упражнениями и состоянием внутренних органов. Выступают с творческими работами.

15

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система».

1

Контрольная работа

Обобщают, повторяют изученное по теме «Опорно-двигательная система». Выполняют проверочный тест.

16

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

1

Л.Р.№4

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Определяют понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «Антиген», «антитело». Характеризуют внутреннюю среду организма, взаимосвязь  ее частей. Описывают функции крови. Называют функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Описывают вклад русой науки в развитие медицины. Описывают процесс свертывания крови. Выполняют лаб. работу, фиксируют результаты, делают выводы. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лаб. оборудованием.

17

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.

1

Определяют понятия: «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывают понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор». Называют органы иммунной системы. Называют критерии выделения четырех групп крови у человека. Различают разные виды иммунитета. Называют правила переливания крови.

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Описывают с помощью иллюстраций учебника строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивают виды кровеносных сосудов, их строение между собой. Описывают строение кругов кровообращения.

19

Движение лимфы.

1

Описывают путь движения лимфы по организму. Объясняют строение и функции лимфатической системы. Выполняют лабораторный опыт, наблюдают происходящие явления, сопоставляют их с описанием в учебнике.

20

Движение крови по сосудам.

1

Определяют понятия: «пульс», «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление». Различают понятия: «инфаркт», «инсульт», «гипертония», «гипотония». Выполняют наблюдения и измерения физических показателей человека, производят вычисления, делают выводы по результатам исследования.

Определяют понятие «автоматизм». Раскрывают понятие «гуморальная  регуляция».

21

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

1

Раскрывают понятия: «тренировочный  эффект», «функциональная проба», «давящая повязка». Объясняют важность систематических физических нагрузок. Различают признаки различных видов кровотечении. Описывают меры оказания первой помощи при различных кровотечениях. Выполняют практическую работу, фиксируют результаты, дают оценку состояния сердца по результатам опыта.

22

Обобщение по теме: «Кровь. Кровообращение».

1

Контрольный тест

Обобщают, повторяют изученное по теме «Кровь. Кровообращение». Выполняют контрольный тест.

23

Значение дыхательной системы. Органы дыхания.

1

Раскрывают понятие «легочное дыхание», «тканевое дыхание». Называют функции органов дыхательной системы. Описывают строение дыхательной системы.

24

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Л.Р.№5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Описывают строение легких. Описывают преимущества альвеолярного строения легких(по сравнению со строением легких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывают роль гемоглобина в газообмене.

25

Дыхательные движения.

1

Л.Р.№6

«Дыхатель-

ные движения»

Описывают функции диафрагмы. Называют органы дыхания, участвующие в дыхании. Наблюдают лабораторный опыт, описываю происходящие явления и описывают процессы вдоха и выдоха.

26

Регуляция дыхания.

1

Описывают механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. На примере защитных рефлексов кашля и чихания объясняют механизм бессознательной регуляции дыхания. . Называют факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Выполняют практическую работу, делают выводы о развитости дыхательной системы.

27

Заболевания дыхательной системы.

1

Раскрывают понятие         « жизненная емкость легких». Объясняют суть опасности заболевания гриппом, туберкулезом, раком легких. Называют факторы, способствующие заражению туберкулезом легких.  Называют меры профилактики заболеваний, передающихся через воздух. Раскрывают значение флюорографии как способа ранней диагностики патогенных изменений в легких.  Объясняют важность гигиены помещений, дыхательной гимнастики для здоровья. Проводят опыт, фиксируют результаты, делают выводы. Представляют свои работы как часть общей презентации.

28

Первая помощь при повреждении дыхательных органов.

1

Раскрывают понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть». Объясняют опасность обморока, завала землей. Называют признаки электротравмы. Называют приемы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев. Описывают очередность действий при искусственном дыхании, непрямом массаже сердца.

29

Обобщение по теме «Дыхание».

1

Контрольный тест

Обобщают, повторяют изученное по теме «Дыхание». Выполняют проверочный тест.

30

Строение пищеварительной системы.

1

Определяют понятие пищеварение. Описывают с помощью иллюстраций учебника и таблиц строение пищеварительной системы. Называют функции различных органов пищеварения. Называют места впадения слюнных в пищеварительный тракт. Выполняют опыт, сравнивают полученные результаты с описанием в учебнике.

31

Зубы. Пищеварение в ротовой полости.

1

Л.Р.№7

«Действие ферментов слюны на крахмал»

Называют разные типы зубов и их функции. Описывают строение зуба. Называют ткани зуба. Описываю меры профилактики заболеваний зубов. Раскрывают функции слюны. Описывают строение желудочной стенки.  Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают вывод. Соблюдают правила работы в кабинете , обращения с лаб. оборудованием.

32

Пищеварение  в желудке.

1

Л.Р.№8

«Действие ферментов желудочного сока на белки»

Описывают строение желудочной стенки. Называют активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают вывод. Соблюдают правила работы в кабинете , обращения с лаб. оборудованием.

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Называют функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.

Описывают с помощью учебника строение кишечной ворсинки. Различаю пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике. Раскрывают роль печени и аппендикса в организме человека. Описывают механизм регуляции глюкозы в крови. Называют функции толстой кишки.

34

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

Раскрывают понятия «рефлекс», «торможение» на примере чувства голода. Различают понятия «условное торможение», «безусловное торможение». Называют рефлексы пищеварительной системы. Объясняют механизм гуморальной регуляции пищеварения. Раскрывают вклад русских ученых в развитие науки и медицины. Раскрывают понятия «правильное питание», «питательные вещества». Описывают правильный режим питания, значение пищи.  Называют необходимые способы обработки продуктов питания перед употреблением.

35

Заболевания органов пищеварения.

1

Описывают признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими, меры профилактики. Раскрывают риск заражения глистными заболеваниями, называют пути заражения глистным заболеваниями, возбудителей этих заболеваний. Описывают признаки пищевого отравления и приемы первой помощи. Называют меры профилактики пищевых отравлений.

36

Обобщение по теме «Пищеварительная система

1

Контрольный тест

Обобщают, повторяют изученное по теме «Пищеварительная система». Выполняют проверочный тест.

37

Обменные процессы в организме.

1

Раскрывают понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен».  Раскрывают значение обмена веществ в организме. Описывают суть основных стадий обмена веществ.

38

Нормы питания.

1

Определяют понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивают организм взрослого и ребенка, мужчины и женщины по показателям основного обмена. Объясняют зависимость между типом деятельности человека и нормами питания. Проводят оценивание тренированности организма с помощью функциональной пробы, фиксируют результаты, делают выводы.

39

Витамины.

1

тест

Объясняют необходимость достаточного потребления витаминов для здоровья. Называют источники витаминов, нарушения, вызванные недостатком витаминов. Называют способы сохранения витаминов в пище. Анализируют подготовленную информацию.

40

Строение и функции почек.

1

Раскрывают понятие «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называют функции разных частей почки. Объясняют последовательность очищения крови в почках от ненужных для организма веществ( с помощью учебника и таблиц).Сравнивают состав и место образования первичной и вторичной мочи.

41

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.

1

Раскрывают механизм обезвоживания, понятия «водное отравление». Называют факторы, вызывающие заболевания почек. Объясняют значение нормального водно-солевого баланса. Описывают медицинские рекомендации по потреблению питьевой воды. Называют показатели пригодности воды для питья. Описывают способ подготовки воды для питья  в походных условиях.

42

Значение кожи  и ее строение.

1

Называют слои кожи. Называют причины образования загара. Различают (с помощью иллюстраций в учебнике и таблиц) компоненты разных слоев кожи. Раскрывают связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желез и т. д.)

43

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

1

Классифицируют причины заболеваний кожи. Называют причины

ожогов, обморожений кожи, описывают меры первой помощи при ожогах, обморожениях. Описывают симптомы стригущего лишая, чесотки. Называют меры профилактики кожных заболеваний.  Определяют  понятие «терморегуляции». Описывают свойства кожи, раскрывают значение закаливания для организма, виды закаливания. Называют признаки теплового удара, солнечного удара. Описывают приемы первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

44

Обобщение по  теме «Обмен веществ и энергии»

1

Контрольный тест

Обобщают, повторяют изученное по теме «Обмен веществ и энергии». Выполняют  контрольный тест.

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в организме.

1

Раскрывают понятия «железа внешней секреции», « внутренней секреции»,             « смешанной секреции», « гормон». Называют примеры желез разных типов. Раскрывают связь между неправильной функцией желез внутренней секреции  и нарушениями ростовых процессов, обмена веществ, полового созревания. Объясняют развитие заболевания- сахарный диабет. Описываю роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма. Работают над заполнением таблицы.

46

Значение ,строение и функционирование нервной системы.

1

Раскрывают понятия « центральная нервная система», «периферическая  нервная система». Различают отделы нервной системы по выполняемым функциям. Объясняют значение прямых и обратных связей между управляющими и управляемыми органами. Выполняют опыт, наблюдают, сравнивают полученные результаты, делают выводы .

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

1

Называют особенности работы автономного отдела нервной системы. Различают симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы по особенностям строения, используя иллюстрации учебника. Различают влияние этих подотделов на внутренние органы. Объясняют на примере реакции на стресс согласованность работы  желез внутренней секреции и отделов нервной системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией. Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы

48

Спинной мозг.

1

Описывают строение спинного мозга, используя таблицы и иллюстрации учебника. Раскрывают связь между строением частей спинного мозга и их функциями. Называют функции спинного мозга. Объясняют различия между спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга. Различают понятия «восходящие пути», «нисходящие пути» спинного мозга. Описывают с помощью иллюстраций учебника различие между вегетативными и соматическими рефлексами.

49

Головной мозг.

1

Называют отделы головного мозга и их функции. Называют способы связи головного мозга с остальными органами в организме.  Называют функции коры больших полушарий, называют зоны коры больших полушарий и их функции. Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.

50

Обобщение по теме « Эндокринная и нервная системы».

1

проверочный тест

Обобщают, повторяют изученное по теме «Эндокринная и нервная системы». Выполняют  проверочный тест.

51

Принципы работы органов чувств и анализаторов.

1

Определяют понятия «анализатор», «специфичность». Описывают путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге. Обосновывают возможности развития органов чувств на примере связи между особенностями профессии человека и развитостью его органов чувств.

52

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

 Раскрывают роль зрения в жизни человека. Называют функции разных частей глаза. Раскрывают связь между особенностями строения  зрачка, хрусталика. Описывают путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору, называют места обработки зрительного сигнала. Выполняют опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Готовят  информацию по доп. источникам

53

Заболевание и повреждение органов зрения.

1

Определяют понятия        « дальнозоркость», «близорукость»,  «проникающее ранение глаза». Называют факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывают меры предупреждения заболевания глаз. Описывают приемы первой помощи при повреждении органов  зрения. Выступают со своими сообщениями, работами.

54

Органы слуха и равновесия, их анализаторы.

1

Раскрывают роль слуха в жизни человека. Описывают строение наружного, среднего и внутреннего уха (используя учебник, таблицы). Описывают этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому  анализатору. Раскрывают риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред, от воздействий громких звуков на орган слуха. Описывают с помощью иллюстраций учебника механизм восприятия сигнала вестибулярным  аппаратом. Выполняют опыт, наблюдают, сравнивают , делают выводы.

55

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Описывают значение  органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Сравнивают строение органов осязания, обоняния, вкуса. Описывают путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг. Раскрывают понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ. Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.

56

Обобщение по темам « Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы».

1

Контрольный тест

Обобщают, повторяют изученное по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы». Выполняют контрольный тест.

57

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Определяют понятия «инстинкт», «запечатление», динамический стереотип. Раскрывают понятии «положительный инстинкт(рефлекс), «отрицательный инстинкт(рефлекс), «условный рефлекс», «рассудочная деятельность». Объясняют значение инстинктов для животных и человека; связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса. Описывают место динамических стереотипов в жизнедеятельности человека. Различают условный рефлекс и рассудочную деятельность.

58

Закономерности работы головного мозга.

1

Определяют понятия «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». Сравнивают безусловное и условное торможение. Объясняют роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности. Описывают явление доминанты и взаимной индукции. Раскрывают вклад  отечественных ученых в развитие медицины и науки.

59

Сложная психическая деятельность: речь, мышление, память.

1

Определяют понятия «физиология высшей нервной деятельности», «память»,»мышление», «впечатление». Называют факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе. Называют познавательные процессы, свойственные человеку. Называют процессы памяти. Раскрывают понятия « долговременная память, кратковременная память», различают механическую и логическую память. Описывать роль мышления в жизни человека.

60

Психологические особенности личности. Регуляция поведения.

1

Определяют понятия «темперамент», «характер», «способность». Описывают с помощью иллюстраций в учебнике типы темперамента. Раскрывают связь между характером и волевыми качествами личности.

Определяют понятия «воля», «внимание». Раскрывают понятия «волевое действие», « эмоция». Описывают этапы волевого акта.  Объясняют явления внушаемости и негативизма. Называют примеры положительных и отрицательных эмоций, стенических  и астенических эмоций.  Раскрывают роль доминанты в поддержании чувства. Называют причины рассеянности внимания. Выполняют опыт, сравнивают, фиксирую результаты.

61

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

1

Определяют понятия «работоспособность», «режим дня». Описывают стадии работоспособности. Раскрывают понятие «активный отдых», Объясняют роль активного отдыха в поддержании работоспособности. Раскрывают понятия «медленный сон», «быстрый сон». Раскрывают причину существования сновидений. Объясняют значение сна. Перечисляют рекомендации по подготовке организма ко сну. Работают на презентацией, сообщениями к следующему уроку.

62

Вред  наркогенных веществ.

1

Объясняют причины, вызывающие привыкание к табаку. Описывают пути попадания никотина в мозг. Называю внутренние органы, страдающие от курения. Раскрывают опасность принятия наркотиков. Называют опасные состояния, заболевания вызываемые приемом алкоголя и наркотиков.

63

Обобщение по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность». Итоговый контроль

1

Обобщающий, итоговый контроль

Повторяют, обобщают изученное. Характеризуют функции различных систем органов.  Выявляют взаимосвязь строения и функций различных систем органов. Объясняют участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития, обмена веществ в организме. Выполняют итоговый тест

64

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания.

1

Описывают , с помощью иллюстраций учебника и таблиц строение женской и мужской половой системы. Называют факторы, влияющие на формирование пола. Объясняют связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов. Доказывают необходимость соблюдения правил личной гигиены. Раскрывают понятия « наследственные заболевания», «врожденные заболевания». Называют пути попадания возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека.  Называют меры профилактики заболеваний: сифилис, гонорея, СПИД.

65

Развитие организма человека.

1

Описывают. С помощью иллюстраций учебника процесс созревания зародыша человека, строение плода на ранней стадии развития. Называют последовательность заложения систем органов в зародыше. Раскрывают понятие «полуростовой скачек». Описывают особенности роста разных частей тела в организме ребенка. Различают календарный и биологический возраст человека. Раскрывают влияние физической подготовки на ростовые процессы в организме подростка. Характеризуют роль половой системы а организме. Устанавливают закономерности индивидуального развития человека.

66

О вреде наркогенных веществ.

1

Раскрывают понятия наркогенные вещества, наркотическая зависимость, абстиненция. Объясняют как действует никотин на нервную и кровеносную систему.  Объясняют негативное влияние спиртных напитков на здоровье. Подготавливают информацию по дополнительным источникам информации.

67

Повторение изученного

1

Выступают с сообщениями по подготовленной теме. Обобщают, повторяют изученное в 8 классе.

68

Повторение изученного

1

Выступают с сообщениями по подготовленной теме. Обобщают, повторяют изученное в 8 классе.

итого

68 часов

8

Формы и методы организации учебной деятельности.

В преподавании  предмета  Биология  планируется использование следующих форм работы с обучающимися:

  • работа в группах;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

При организации процесса обучения предполагается применение следующих педагогических технологий:

  • организация самостоятельной работы
  • организация группового взаимодействия
  • анализ конкретных ситуаций
  • технология критического мышления
  • самоконтроль.

Основные методы, которые планируется использовать при организации процесса обучения:

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия.
  • Работа с учебником и книгой: конспектирование, составление плана текста, схемы, таблицы.
  • Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций.
  • Практические методы: лабораторные работы, практические работы
  • Предусмотрены уроки с использованием ИКТ.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя

  1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш – Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.-272с. : ил.
  2. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. И доп. – М. : Мнемозина,2000;
  3. Биология: 5-11 классы: программы./И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.- М,: Вентага-Граф, 2014
  4. Биология: учебное пособие: а 3-х ч./Е А. Солодова, Т.Б. Богданова.-М.- Вентана-Граф, 2012-(школьный курс за 100 часов)
  5. Биология :ОГЭ:Учебно-справочные материалы (серия «итоговый контроль: ОГЭ»)/Г.Н.Панина, Е.В. Левашко, М.; СПб: Просвещение, 2011

Список литературы для учащихся

  1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш – Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.-272с. : ил.
  2. Биология: учебное пособие: а 3-х ч./Е А. Солодова, Т.Б. Богданова.-М.- Вентана-Граф, 2012-(школьный курс за 100 часов)
  3. Биология :ОГЭ:Учебно-справочные материалы (серия «итоговый контроль: ОГЭ»)/Г.Н.Панина, Е.В. Левашко, М.; СПб: Просвещение, 2011
  4. Медников Б.М.. Биология: формы и уровни жизни. - М. : Просвещене ,1994

Приложение № 1

Электронно-образовательные ресурсы

тема

ссылка на ресурс

аннотация

рекомендации

1

Общий обзор организма человека

http://school-collection.edu.ru  

http://fcior.edu.ru  

http://interneturok.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Каталог электронных образовательных ресурсов

Образовательный видеопортал

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

2

Опорно-двигательная система

www.anatomus.ru

www.membrana.ru

www.biomolecula.ru

Анатомия человека в иллюстрациях

научно-популярный интернет-портал, содержит развёрнутые статьи, новостную информацию, иллюстрации, фотографии по строению клетки, органоидов, особенностям строения живых организмов

Новости и статьи, посвященные молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

3

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

http://www.sbio.info

http://fcior.edu.ru  

www.anatomus.ru

Информация по всем разделам биологии

Каталог электронных образовательных ресурсов

Анатомия человека в иллюстрациях

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

4

Дыхательная система

http://www.sbio.info

http://fcior.edu.ru  

http://interneturok.ru

 

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Каталог электронных образовательных ресурсов

Образовательный видеопортал

Анатомия человека -атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

5

Пищеварительная система

http://www.sbio.info

http://fcior.edu.ru  

http://interneturok.ru

ege.sdamgia.ru

Информация по всем разделам биологии

Каталог электронных образовательных ресурсов

Образовательный видеопортал

Каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

Использовать для проверки знаний по теме

6

Обмен веществ и энергии

http://www.sbio.info

http://fcior.edu.ru  

http://interneturok.ru

 

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Каталог электронных образовательных ресурсов

Образовательный видеопортал

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

7

Мочевыделительная система

http://fcior.edu.ru  

http://interneturok.ru

 

www.anatomcom.ru

Каталог электронных образовательных ресурсов

Образовательный видеопортал

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

8

Кожа

www.anatomus.ru

www.anatomcom.ru

Анатомия человека в иллюстрациях

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

9

Эндокринная и нервная системы

http://www.sbio.info

http://fcior.edu.ru  

http://interneturok.ru

 

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Каталог электронных образовательных ресурсов

Образовательный видеопортал

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

10

Органы чувств. Анализаторы.

http://www.sbio.info

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

11

Поведение человека и высшая нервная деятельность

http://www.sbio.info

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

12

Половая система человека. Индивидуальное развитие организма

http://www.sbio.info

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

13

Повторение изученного

http://www.sbio.info

www.anatomcom.ru

Информация по всем разделам биологии

Анатомия человека - атлас

Посмотреть материал, использовать для подготовки домашнего задания

Приложение №2

Перечень проектов

  1. Формы и пропорции человеческого тела.
  2. На страже иммунитета.
  3. Четыре группы крови - четыре пути к здоровью.
  4. Влияние табака и алкоголя на сердце и сосуды.
  5. Жизненная емкость легких - показатель здоровья.
  6. Интересные факты о диетах.
  7. Мы и гормоны.
  8. Профилактика заболеваний и повреждений глаз.
  9. Органы чувств - сколько их?
  10. Вклад российских ученых в изучении высшей нервной деятельности.

Приложение №3

Календарно-тематическое планирование

биология  8а класс

2022-2023 учебный год

№ п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Биологическая и социальная природа человека.

01.09. - 02.09.22

2

Науки об организме человека.

05.09. - 09.09.22

3

Структура тела. Место человека в живой природе.

05.09. - 09.09.22

4

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность.

12.09. - 16.09.22

5

Ткани.

12.09. - 16.09.22

6

Система органов в организме. Нервная и гуморальная регуляция.

19.09. - 23.09.22

7

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»

19.09. - 23.09.22

8

Скелет. Строение, состав и соединение костей

26.09. - 30.09.22

9

Скелет головы и туловища.

26.09. - 30.09.22

10

Скелет конечностей

03.10. - 07.10.22

11

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

03.10. - 07.10.22

12

Мышцы. Работа мышц.

10.10. - 14.10.22

13

Нарушение осанки и плоскостопие.

10.10. - 14.10.22

14

Развитие опорно-двигательной системы.

17.10. - 21.10.22

15

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система».

17.10. - 21.10.22

16

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

24.10. - 28.10.22

17

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.

24.10. - 28.10.22

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

07.11. - 11.11.22

19

Движение крови по сосудам.

07.11. - 11.11.22

20

Движение лимфы.

14.11. - 18.11.22

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. П.Р. «Доказательство вреда курения»

14.11. - 18.11.22

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

21.11. - 25.11.22

23

Значение дыхательной системы. Органы дыхания.

21.11. - 25.11.22

24

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

28.11. - 02.12.22

25

Дыхательные движения.

28.11. - 02.12.22

26

Регуляция дыхания.

05.12. - 09.12.22

27

Заболевания дыхательной системы.

Первая помощь при повреждении дыхательных органов.

05.12. - 09.12.22

28

Обобщение по теме «Дыхание».

12.12. - 16.12.22

29

Строение пищеварительной системы.

12.12. - 16.12.22

30

Зубы. Пищеварение в ротовой полости.

19.12. - 23.12.22

31

Пищеварение в желудке.

19.12. - 23.12.22

32

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

26.12. - 30.12.22

33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

09.01. - 13.01.23

34

Заболевания органов пищеварения.

09.01. - 13.01.23

35

Обобщение по теме «Пищеварительная система»

16.01. - 20.01.23

36

Обменные процессы в организме.

Нормы питания.

16.01. - 20.01.23

37

Витамины.

23.01. - 27.01.23

38

Строение и функции почек.

23.01. - 27.01.23

39

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.

30.01. - 03.02.23

40

Значение кожи  и ее строение.

30.01. - 03.02.23

41

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

06.02. - 10.02.23

42

Обобщение по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа».

06.02. - 10.02.23

43

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в организме.

13.02. - 17.02.23

44

Значение, строение и функционирование нервной системы.

13.02. - 17.02.23

45

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

20.02. - 24.02.23

46

Спинной мозг.

20.02. - 24.02.23

47

Головной мозг.

27.02. - 03.03.23

48

Обобщение по теме «Эндокринная и нервная системы».

27.02. - 03.03.23

49

Принципы работы органов чувств и анализаторов.

06.03. - 10.03.23

50

Органы зрения и зрительный анализатор.

06.03. - 10.03.23

51

Заболевание и повреждение органов зрения.

13.03. - 17.03.23

52

Органы слуха и равновесия, их анализаторы.

13.03. - 17.03.23

53

Органы осязания, обоняния, вкуса.

20.03. - 24.03.23

54

Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы».

20.03. - 24.03.23

55

Врожденные и приобретенные формы поведения.

03.04. - 07.04.23

56

Закономерности работы головного мозга.

03.04. - 07.04.23

57

Сложная психическая деятельность: речь, мышление, память.

10.04. - 14.04.23

58

Психологические особенности личности. Регуляция поведения.

10.04. - 14.04.23

59

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

17.04. - 21.04.23

60

Вред  наркогенных веществ.

17.04. - 21.04.23

61

Обобщение по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность».

24.04. - 28.04.23

62

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания.

24.04. - 28.04.23

63

Развитие организма человека.

Обобщение по теме «Индивидуальное развитие человека».

01.05. - 05.05.23

64

Итоговый контроль.

01.05. - 05.05.23

65

Повторение.

08.05. - 12.05.23

66

Повторение.

08.05. - 12.05.23

67

Повторение.

15.05. – 25.05.23

68

Повторение.

15.05. – 25.05.23

Календарно-тематическое планирование

биология  8б класс

2022-2023 учебный год

№ п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Биологическая и социальная природа человека.

01.09. - 02.09.22

2

Науки об организме человека.

05.09. - 09.09.22

3

Структура тела. Место человека в живой природе.

05.09. - 09.09.22

4

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность.

12.09. - 16.09.22

5

Ткани.

12.09. - 16.09.22

6

Система органов в организме. Нервная и гуморальная регуляция.

19.09. - 23.09.22

7

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»

19.09. - 23.09.22

8

Скелет. Строение, состав и соединение костей

26.09. - 30.09.22

9

Скелет головы и туловища.

26.09. - 30.09.22

10

Скелет конечностей

03.10. - 07.10.22

11

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

03.10. - 07.10.22

12

Мышцы. Работа мышц.

10.10. - 14.10.22

13

Нарушение осанки и плоскостопие.

10.10. - 14.10.22

14

Развитие опорно-двигательной системы.

17.10. - 21.10.22

15

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система».

17.10. - 21.10.22

16

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

24.10. - 28.10.22

17

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.

24.10. - 28.10.22

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

07.11. - 11.11.22

19

Движение крови по сосудам.

07.11. - 11.11.22

20

Движение лимфы.

14.11. - 18.11.22

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. П.Р. «Доказательство вреда курения»

14.11. - 18.11.22

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

21.11. - 25.11.22

23

Значение дыхательной системы. Органы дыхания.

21.11. - 25.11.22

24

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

28.11. - 02.12.22

25

Дыхательные движения.

28.11. - 02.12.22

26

Регуляция дыхания.

05.12. - 09.12.22

27

Заболевания дыхательной системы.

Первая помощь при повреждении дыхательных органов.

05.12. - 09.12.22

28

Обобщение по теме «Дыхание».

12.12. - 16.12.22

29

Строение пищеварительной системы.

12.12. - 16.12.22

30

Зубы. Пищеварение в ротовой полости.

19.12. - 23.12.22

31

Пищеварение в желудке.

19.12. - 23.12.22

32

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

26.12. - 30.12.22

33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

09.01. - 13.01.23

34

Заболевания органов пищеварения.

09.01. - 13.01.23

35

Обобщение по теме «Пищеварительная система»

16.01. - 20.01.23

36

Обменные процессы в организме.

Нормы питания.

16.01. - 20.01.23

37

Витамины.

23.01. - 27.01.23

38

Строение и функции почек.

23.01. - 27.01.23

39

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.

30.01. - 03.02.23

40

Значение кожи  и ее строение.

30.01. - 03.02.23

41

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

06.02. - 10.02.23

42

Обобщение по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа».

06.02. - 10.02.23

43

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в организме.

13.02. - 17.02.23

44

Значение, строение и функционирование нервной системы.

13.02. - 17.02.23

45

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

20.02. - 24.02.23

46

Спинной мозг.

20.02. - 24.02.23

47

Головной мозг.

27.02. - 03.03.23

48

Обобщение по теме «Эндокринная и нервная системы».

27.02. - 03.03.23

49

Принципы работы органов чувств и анализаторов.

06.03. - 10.03.23

50

Органы зрения и зрительный анализатор.

06.03. - 10.03.23

51

Заболевание и повреждение органов зрения.

13.03. - 17.03.23

52

Органы слуха и равновесия, их анализаторы.

13.03. - 17.03.23

53

Органы осязания, обоняния, вкуса.

20.03. - 24.03.23

54

Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы».

20.03. - 24.03.23

55

Врожденные и приобретенные формы поведения.

03.04. - 07.04.23

56

Закономерности работы головного мозга.

03.04. - 07.04.23

57

Сложная психическая деятельность: речь, мышление, память.

10.04. - 14.04.23

58

Психологические особенности личности. Регуляция поведения.

10.04. - 14.04.23

59

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

17.04. - 21.04.23

60

Вред  наркогенных веществ.

17.04. - 21.04.23

61

Обобщение по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность».

24.04. - 28.04.23

62

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания.

24.04. - 28.04.23

63

Развитие организма человека.

Обобщение по теме «Индивидуальное развитие человека».

01.05. - 05.05.23

64

Итоговый контроль.

01.05. - 05.05.23

65

Повторение.

08.05. - 12.05.23

66

Повторение.

08.05. - 12.05.23

67

Повторение.

15.05. – 25.05.23

68

Повторение.

15.05. – 25.05.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022-2023 уч.год, 5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС нового поколения...

Рабочая программа по немецкому языку на 2022-2023 учебный год.

Программа составлена в соответствии с новыми образовательными стандартами.                                    ...

Рабочая программа воспитания 7 класса на 2022 - 2023 учебный год

Процесс воспитания  основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциаль...

Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 - 2023 уч. год

Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 -2023 уч. год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....

Рабочая программа История 6 класс ФГОС 2022-2023

Программа выполнена через конструктор рабочих программ...