Формирование метапредметных результатов на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Дорошина Светлана Анатольевна

На примере темы "Анализаторы" показывается формирование метапредметных результатов на уроках биологии. С этой целью составленны 15 заданий разной сложности. В результате у обучающихся формируются УУД(универсальные учебные действия): Базовые логические действия, Базовые исследовательские действия, и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2_2.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Задание к практической работе 3 (2 часть):

Приведите примеры из 15 заданий по 1 теме предмета по выбору.

Определите и запишите метапредметные результаты, формируемые в ходе его выполнения.

Заполните таблицу.

Таблица. Задания по теме «Анализаторы»

№ п/п

  • Задание.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе его выполнения

1

Проведём исследование. С завязанными глазами оценить запахи: кофе, чай, чеснок, лук, лимон

Объясните, как возникают ощущения запаха?

Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

Базовые исследовательские действия:

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов

2

Проведём опыт. С завязанными глазами оценить качества предмета. Каким образом определили предмет?

Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

Базовые исследовательские действия:

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов

3

Каково главное условие деятельности любого анализатора?
(Эксперимент: Три человека образуют цепочку: рецептор – проводник - зона к.б.п., передают предмет. При нарушении цепи, предмет не доходит до зоны коры полушарий большого мозга)

Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

Базовые исследовательские действия:

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов

4

Что может нарушить целостность анализатора?

Универсальные познавательные действия 

Базовые логические действия:

Выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;

 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

5

Вопросчеловек ночью вышел из освещённого помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? 

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

Выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

6

Вопрос: Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинации точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. Что собой представляют рецепторы, воспринимающие раздражение? 

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

Выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

7

При сухости в носу нарушается восприятие запаха. Почему?

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

Выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

8

 Диктант:

1.Способность видеть…. Зрение.

2. Система, где рождается ощущение и происходит различение раздражений…. Анализатор.

3. Оптический прибор для коррекции зрения… Очки.

4.Элемент внутренного уха, выполняющий функцию слуха… Улитка.

5. Наружный покров тела, в котором расположены осязательные рецепторы… Кожа.

6. Рецептор сумеречного света… Палочка

7. Подвижный кожный покров глазного яблока… Веко.

8. Орган вкуса… Язык.

9. «Пятно», расположенное на сетчатке в основании зрительного нерва… Слепое.

10. Внутренняя оболочка глазного яблока… Сетчатка.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);  устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

9

6. Установите последовательно для каждого анализатора его компоненты (Рецепторную часть, проводящую часть и зону коры). Ответы зашифруйте четырехзначным числом.

Виды анализаторов

Зрительный

Слуховой

Обонятельный

Вкусовой

Кожный

Компоненты анализатора

1. Сенсорная зона в теменных долях. 2. Палочки и колбочки сетчатки.

3. Височные доли. 4. Затылочная доля.

5. Слуховые нервы 6. Вкусовые нервы

7. Обонятельные нервы. 8. Обонятельные рецепторы

9. Зрительные нервы 10. Сенсорные нервы.

11. Рецепторы вкусовых почек. 12. Рецепторы Кортиева органа

13. Кожные рецепторы.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

10

Верны ли данные утверждения (да или нет)? Ответы зашифруйте последовательно.

Утверждение

Ответ

1. Место, где зрительный нерв выходит из сетчатки называется желтым пятном

2. В центре радужки располагается отверстие – хрусталик.

3. Лучи света, попадая на сетчатку, образуют уменьшенное и перевернутое изображение видимых глазом предметов.

4. В центральной части сетчатки больше колбочек, а на периферии больше палочек.

Универсальные познавательные действия

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм

11

Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются к рецепторам органов слуха:

А) наружное ухо;

Б) перепонка овального окна;

В) слуховые косточки;

Г) барабанная перепонка;

Д) жидкость в улитке;

Е) рецепторы органа слуха.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

12

Задание с выбором нескольких верных ответов:

Все разнообразные цветовые ощущения возникают при возбуждении пигментов в колбочках, воспринимающих:

А. Белый цвет; Б. Красный цвет; В. Зеленый цвет; Г. Синий цвет; Д. Желтый цвет.

Универсальные познавательные действия

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм

13

Заполните таблицу «Строение глаза человека и функции его элементов» (основу таблицы для выполнения задания составьте самостоятельно)

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Универсальные познавательные действия

Работа с информацией: 

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм

14

Подготовьте презентацию по выбору (не более 8-10 слайдов) на тему, связанную с темпераментами, сном или памятью.

Универсальные познавательные действия

Работа с информацией применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; Универсальные коммуникативные действия

Общение:  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

15

Опишите звенья 3-х анализаторов (по выбору), используя обобщенную схему анализаторов.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Универсальные познавательные действия

Работа с информацией: 

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии в 7 - 11 классах с использованием мультимедийного диска "Навигатор"

В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие – педагогические технологии. Определений педагогических технологий довольно много. Одна  из  формулировок  такова:Педаго...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.

Достижение метапредметных результатов обучения ставит перед учителем  задачи, связанные с развитием личных качеств, способностей, умений. Разрабатывая урок, учитель формулирует и обосновывает, ка...

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии

Метапредметный подход заложен в основу образовательных стандартов. Овладение им предполагает использование полученных на уроках биологии навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихс...

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии

Стандартом образования определены ожидаемые от ребенка метапредметные результаты: способность ставить и формулировать для себя цели действий, умение извлекать нужную информацию из разных источников, а...