Использование ЦОР на уроках биологии
статья по биологии

Денисова Ирина Анатольевна

Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами.

 Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так необходимая мотивация - залог успешного освоения учебной программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЦОР на уроках биологии с целью формирования развивающей образовательной среды.

       Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

ЦОР представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, направленные на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.

  Назначение ЦОР:

1. предоставление учебной информации;

2. информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

3. моделирование и демонстрация объектов;

4. поддержка различных активных форм занятий;

5. развитие навыков и умений в области решения учебных задач;

6. контроль сформированности навыков, умений.

     Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так необходимая мотивация - залог успешного освоения учебной программы. .

       При изучении биологии весьма эффективны видео лекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные модели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и других процессов.

Формы организации деятельности учащихся при использовании ЦОР на уроках:

  • коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование;
  • индивидуальный информационный поиск;
  • письменная дискуссия между учащимися;
  • детские творческие работы (проекты, сообщения)
  • различные дидактические игры;
  • практические работы;
  • выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (проектная деятельность);
  • зачетные работы (тесты, разборы, ответы на контрольные вопросы и пр.).

ЦОР в помощь учителю при проведении урока.

  • Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор.
  • Компьютерное обучение и тестирование учащихся, помощь в оценивании знаний.
  • Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.

Помощь учащемуся при подготовке заданий.

  • Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала. Внедрение в учебный процесс ЦОР существенно изменяет методы преподавания предмета, делает обучение более содержательным, зрелищным. Общение учитель-ученик становится более активным, что позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования.
  • Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. В коллекции образовательных ресурсов есть материалы для закрепления отдельных этапов урока, всего материала урока. Это разгружает учителя, дает возможность проводить консультации с разными группами учащихся.
  • Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п. В коллекции цифровых ресурсов много культурно-просветительских и познавательных материалов по биологии. В разделе инновационных материалов есть ресурс «Виртуальный живой уголок», который помогает быстро приготовить выступления учащихся для уроков и курсов.  
  • Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера.
  • Мультимедийные справочники-определители, например «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь», Цифровой иллюстрированный атлас-определитель растений средней полосы России используются для подготовки исследовательских работ, это дает развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.
  • Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.
  • Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

      Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела биологии. При этом встает проблема выбора в огромном море ресурсов сети. Анализ сайтов и их систематизация позволяют осуществлять эффективный и качественный поиск необходимого учебного материала. Вот некоторые из них:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

наборы цифровых ресурсов, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции; учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Открытый колледж: Биология 

https://college.ru/pedagogam/index.html

отличный помощник при подготовке к ЕГЭ, содержит разнообразные тематические задания

Открытый банк заданий ЕГЭ по биологии. ФИПИ

Анатомия человека в иллюстрациях

http://www.anatomus.ru/

яркий красочный наглядный материал с подробным описанием анатомического строения человека

Энциклопедия растений

http://www.greeninfo.ru/

справочно-информационный портал по цветоводству, садоводству и ландшафтному дизайну. На сайте представлена энциклопедия растений с подробными указаниями по выращиванию и уходу.

Вся биология

http://www.sbio.info

научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя

ЦОР помогают продемонстрировать явление в динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

   Цифровые образовательные ресуры (ЦОР) применяются мною на различных этапах урока:

1) при объяснении нового материала (рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации, интерактивные модели) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора.

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента.

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни.

4) при повторении, закреплении (задания с использованием фото, видео и анимаций, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения.

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

   В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Видеоуроки от ООО «Инфоурок» (https://infourok.ru/videouroki) – качественный, технически выверенный материал, нравится мне и ученикам. Применение видеоматериалов предусматривает использование определенных приемов. Ведь успешное усвоение материала возможно только при произвольном внимании, а для этого необходим предварительный настрой, установка, продуманное задание.

         Важна детальная проработка содержания урока, видеофрагмента, определение места фрагмента в структуре конкретного урока. Поминутное планирование- где остановить, на что обратить внимание, что обобщить. Для эффективного усвоения материалов видеоуроков использую следующие приемы.

  1. Дается предварительная установка на запоминание
  2. Видео делится на фрагменты длительностью 3-5 минут, в зависимости от смысловой составляющей, с последующим обобщением, рефлексией.
  3. Формулируется конкретное задание - что нужно услышать, записать (например, записать функции крови, заполнить таблицу, изобразить схему и тд.).
  4. Учащиеся получают задания разного уровня сложности в зависимости от учебных возможностей.
  5. Прием - видеофрагмент без звука, при закреплении, повторении материала, озвучка учащимися, оценивание качества озвучки другими.
  6. Видеофрагмент без установки. Последующее обсуждение и дискуссия – направлены на развитие произвольного внимания. Используется как вызов в начале урока.

Таким образом, применение ЦОР на уроках  – залог организации активной и осмысленной работы учащихся. Уроки с применением ЦОР не заменяют учителя, а делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ЦОР на уроках биологии с целью формирования развивающей образовательной среды Денисова И.А ., учитель биологии МКОУ «Лозовская СОШ»

Слайд 2

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Слайд 3

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач . ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

Слайд 4

Назначение ЦОР: 1. предоставление учебной информации; 2. информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; 3. моделирование и демонстрация объектов; 4. поддержка различных активных форм занятий; 5. развитие навыков и умений в области решения учебных задач; 6. контроль сформированности навыков, умений .

Слайд 5

Формы организации деятельности обучающихся при использовании ЦОР на уроках: коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование; индивидуальный информационный поиск; письменная дискуссия между учениками; детские творческие работы (проекты, сообщения) различные дидактические игры; практические работы; выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (проектная деятельность); зачетные работы (тесты, разборы, ответы на контрольные вопросы).

Слайд 6

ЦОР в помощь учителю и ученику . 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru п редставляет собой наборы цифровых ресурсов, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции; учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. 2. Открытый колледж: Биология https://college.ru/pedagogam/index.html отличный помощник при подготовке к ЕГЭ, содержит разнообразные тематические задания.

Слайд 7

3. Анатомия человека в иллюстрациях http://www.anatomus.ru/ яркий красочный наглядный материал с подробным описанием анатомического строения человека 4. Энциклопедия растений http://www.greeninfo.ru/ справочно-информационный портал по цветоводству, садоводству и ландшафтному дизайну. На сайте представлена энциклопедия растений с подробными указаниями по выращиванию и уходу. 5. Вся биология http://www.sbio.info научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам.

Слайд 8

Проект «Инфоурок» https://infourok.ru/videouroki Видео уроки, электронные презентации, тесты, игры, кроссворды и многое другое. Возможность обучения для учителя , повышение квалификации.

Слайд 9

П рименение ЦОР на уроках биологии – залог организации активной и осмысленной работы обучающихся. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: перейти от репродуктивного процесса обучения к активно- деятельностному ; осуществляется поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения; выстраиваются индивидуальные образовательные траектории в соответствии с возможностями и образовательными потребностями ученика; идет стимулирование успешного обучения всех категорий обучающихся .

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии

как сделать урок биологии интересным...

статья "Использование растений на уроках биологии"

Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев",  "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”

Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в  основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...