Итоговый контроль по биологии учащихся 10 класса
тест по биологии (10 класс)

Олейник Марина Петровна

Итоговая работа (разноуровневая) 10 класс по программе биологии 10-11 классы (профильный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2017. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В форме ЕГЭ809.07 КБ
Файл в форме ВПР528.1 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная   работа по

подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии за курс 10 класса

вариант 3

  1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень

Пример

Репликация ДНК

Популяционно-видовой

Озерная лягушка мечет икру

  1. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания органоида, изображенного на рисунке. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запищите в таблицу цифры, под которыми они указаны.C:\Users\Ravganiyt\Downloads\mediapreview.jpg

1) накапливает молекулы АТФ

2) обеспечивает фотосинтез

3) расщепление биополимеры на мономеры

4) относится к двумембранным органоидам

5) является полуавтономным органоидом

  1. Установите соответствие между характеристиками и процессами, схемы которых представлены на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРУКТУРА

 

ПРОЦЕССЫ

А) Процесс разделяют на темновую и световую стадии.

Б) Первая стадия процесса происходит в цитоплазме.

В) Происходит у любых аэробных эукариот.

Г) Процесс происходит при участии хлорофилла.

Д) В ходе процесса расщепляется вода.

Е) Конечные продукты — CO2 и вода.

C:\Users\MARINA\Desktop\get_file (1).png

  1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания темновой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, выпадающие из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1. фотолиз воды

2. использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

3. восстановление углекислого газа до глюкозы

4. образование молекул крахмала из глюкозы

5. образование кислорода

  1. Установите соответствие между процессами и составляющими частями катаболизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ КАТАБОЛИЗМА

А) происходит в митохондриях

Б) процесс с мембранами не связан

В) молекула глюкозы распадается на две молекулы ПВК

Г) происходит в цитоплазме

Д) молекулы молочной кислоты окисляются до углекислого газа и воды

Е) образуется 36 молекул АТФ

1) анаэробный этап

2) аэробный этап

  1. Установите соответствие между примерами и видами мутаций: 1) геномная, 2) хромосомная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выпадение средней части хромосомы

Б) кратное увеличение числа хромосом

В) некратное изменение числа хромосом

Г) поворот участка хромосом на 1800

Д) удаление участка хромосомы

Е) утрата концевого участка хромосом

  1. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ, к которому она относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ВИД ОБМЕНА

А) синтезируются сложные органические вещества

Б) используется энергия АТФ

В) синтезируются в процессе клеточного дыхания 38 молекул АТФ

Г) происходит окислительное фосфорилирование в клетках

Д) первый этап происходит в лизосомах или пищеварительном тракте

Е) осуществляется на рибосомах или в хлоропластах

 

1) пластический

2) энергетический

  1. Установите соответствие между строением и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ

ОРГАНОИДЫ

А) состоит из группы полостей с пузырьками на концах

Б) состоит из двух субъединиц

В) состоит из системы связанных между собой канальцев

Г) обеспечивает биосинтез белков

Д) участвует в образовании лизосом

Е) соединен с клеточной мембраной

1) эндоплазматическая сеть

2) комплекс Гольджи

3) рибосомы

  1. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭТАПЫ

А) окисляется ПВК

Б) протекает под действием гидролитических ферментов

В) образуются две молекулы глицерофосфата (триозофосфата)

Г) вся энергия рассеивается в виде тепла

Д) протекает на кристах митохондрий

Е) осуществляется цикл трикарбоновых кислот

1) подготовительный

2) гликолиз

3) аэробный

  1.  Выберите три верных признака, которые используются для описания строения и функций органоида, изображенного на фотографии. Запишите цифры, под которыми они указаны.  

C:\Users\MARINA\Desktop\alisa.1599236737.jpg

1. в этом органоиде проходит цикл Кальвина

2.Участвует в выделении веществ

3.Имеет ферменты окислительного фосфорилирования

4. Использует кислород

5.Делится независимо от клеточного цикла

6. Содержит складки внутренней мембраны - тилакоиды

  1.  Установите последовательность этапов жизнедеятельности бактериофага
  1. ДНК бактериофага проникает в бактерию и внедряется в его ДНК
  2. бактериофаг прикрепляется к оболочке клетки бактерии
  3. происходит сборка новых бактериофагов
  4. клетка бактерий синтезирует белки и ДНК бактериофага
  5. оболочка бактериальной клетки разрывается, и бактериофаги поражают новые клетки  

  1. Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом.

ПРОЦЕСС ОБМЕНА В КЛЕТКЕ

 

ВИД

А) переписывание информации с ДНК на иРНК

Б) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме

В) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ

Г) присоединение к иРНК в рибосоме тРНК с аминокислотой

Д) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды, сопровождаемое синтезом 36 молекул АТФ

 

1) биосинтез белка

2) энергетический обмен

  1.  Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. происходит в строме хлоропласта

2. расщепляется НАДФ·Н2

3. продуктами являются АТФ, атомы водорода и молекулярный кислород

4. происходит фотолиз воды

5. продуктами являются глюкоза и крахмал

6. происходит в тилакоидах гран

  1. Установите соответствие между характеристиками и процессами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца (процессы).

                                                           

                                                                 процессы

C:\Users\MARINA\Desktop\img0.jpg

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                      1)

А) образуется пептидная связь между мономерами

Б) в качестве матрицы используется ДНК

В) происходит с помощью рибосом

Г) синтезируется три вида РНК

Д) осуществляется ферментом РНК-полимеразой

Е) у эукариот происходит в ядреC:\Users\MARINA\Desktop\img0.jpg

                                                                               2)

  1. Установите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка.

         1) поступление кодона иРНК в активный центр рибосомы

         2) вход стоп-кодона иРНК в активный центр рибосомы

         3) синтез иРНК на матрице ДНК

        4) распознавание кодоном антикодона

        5) образование пептидных связей

  1.  Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) синтез углеводов и липидов

Б) осуществляет модификацию и выделение белков

В) двумембранный органоид

Г) участвует в формировании межклеточных контактов

Д) способствует образованию лизосом

Е) может образовывать гликокаликс

1) 1

2) 6

3) 7

4) 8

18. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Вид изменчивости

Форма изменчивости

Пример изменчивости

А

мутационная

появление в потомстве растения-альбиноса

наследственная

Б

в результате комбинации гамет
у потомков формируется новый фенотип

ненаследственная

модификационная

В

Список терминов и понятий:          1) наследственная

2) рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы

3) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры

4) комбинативная                      5) ненаследственная

 Итоговая контрольная   работа по

подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии за курс 10 класса

вариант 3

1

молекулярный

1

2

35

1

3

13

2

4

122112

2

5

15

2

6

211122

2

7

211222

2

8

112221

2

9

231321

2

10

312133

2

11

345

2

12

21435

2

13

11212

2

14

125

2

15

212111

2

16

31452

2

17

321424

2

18

143

2

Критерии 34-30 – «5»  29-25 – «4»  24-20 – «3»  19-0 –«2»



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа 10 а класса в форме впр 11 класса. Вариант 1

1. Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33767

2. Как называется развитие живой природы на протяжении всей истории существования жизни на планете?

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у растений.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38364

3. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного цикла. Название какой его фазы обозначено на схеме вопросительным знаком?

4. Изучите таблицу 1 «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха», ответьте на следующий вопрос: по каким показателям альвеолярный воздух отличается от выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?

 

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,3

4,0

79,7

Альвеолярный

14,2

5,2

80,6

5. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

 Пропущенные элементы:1) хромосома  2) нуклеотид  3) двойная цепь ДНК 4) клетка 5) ядро 6) азотистое основание

 

6. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3—0,5 г в сутки.

Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски. Ответ округлите до сотых

 

Продукты

Количество холестерина,
г/100 г продукта

Продукты

Количество холестерина,
г/100 г продукта

Молоко пастеризованное

0,01

Сосиски (одна сосиска — 40 г)

0,04

Творог нежирный

0,04

Колбаса

0,07

Сыр «Голландский»

0,51

Яйцо куриное (одно яйцо — 50 г)

0,57

Масло сливочное

0,18

Треска

0,03

7 Какой тип липидов составляет основу клеточной мембраны?

8. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание

Инфекционное

Неинфекционное

 

Список болезней человека:

1) полидактилия

2) брюшной тиф

3) желчнокаменная болезнь

4) невралгия

5) чесотка

 

9. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой встречается дальтонизм.

 

Фрагмент родословного древа семьи

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36028

 

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

10. Селекционер скрестил рогатую корову и гетерозиготного безрогого быка. В результате скрещивания в потомстве присутствовали безрогие особи. Определите генотипы исходных коровы, быка и полученного потомства по указанному признаку.

  

Генотип исходной рогатой

коровы

Генотип исходного

безрогого быка

Генотип полученного

безрогого потомства

11. Какой группы может быть кровь у Никиты? Укажите все возможные варианты.

Мама Никиты решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё четвёртая группа крови. Известно, что отец Никиты имеет третью группу крови. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос.

 

Группа крови отца

(0)

(А)

(В)

(АВ)

Группа
крови
матери

(0)

(0)

(А)
(0)

(В)
(0)

(А)
(В)

Группа
крови
ребенка

(А)

(А)
(0)

(А)
(0)

любая

(А)
(В)
(АВ)

(В)

(В)
(0)

любая

(В)
(0)

(А)
(В)
(АВ)

(АВ)

(А)
(В)

(А)
(В)
(АВ)

(А)
(В)
(АВ)

(А)
(В)
(АВ)

12. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Никита быть донором крови для своей матери.https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35999https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2152

13. Рассмотрите рисунок клетки, какой органоид обозначен буквой А. Как он называется?

14. Функцией изображённого на рисунке органоида является перевод энергии солнца в энергию химических связей органических соединений. Он относится к двумембранным полуавтономным органоидам.

 

Назовите структуры 1 и 2, и объясните, почему благодаря им этот органоид является полуавтономным.https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38267

 

Фрагмент транскрибируемой цепи молекулы ДНК имеет следующую последовательность:

ЦЦТТТТЦГТЦААЦАТ

Определите последовательность участка иРНК, матрицей для синтеза которого послужил этот фрагмент ДНК, и аминокислотную последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом ДНК.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

15. иРНК: 

16. Белок: 

17. При расшифровке генома вишни было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с тимином составляет 40%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с цитозином.

Итоговая контрольная работа 10 а класса в форме впр 11 класса. Вариант 2

1. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи? На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=60266

2. Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у растений.

3. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного дыхания. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=40560

4. Обобщая статистику медицинских учреждений, Иван Сергеевич изучал выработку фермента лактазы у людей разного возраста. В исследованиях измерялась активность фермента в желудочном соке (в % в сравнении с эталонным ферментом). По результатам своей работы Иван Сергеевич построил график (по оси x отложен возраст (годы), а по оси у — активность фермента (в %)).

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35996

Какой вывод о максимальной активности фермента лактазы можно сделать, основываясь на данных результатах?

5. Установите последовательность соподчинения представленных ниже элементов биологических систем, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

Элементы биологических систем: 1) цитозин    2) ядро  3) хромосомы

4) ДНК    5) азотистое основание     6) нуклеотид

 

6. Липиды выполняют несколько важных функций в организмах человека и животных. Они служат долгосрочным запасом энергии для организма, входят в состав клеточных мембран; участвуют в терморегуляции. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 90–110 г липидов.

 

Продукты

Содержание липидов,
г/100 г продукта

Продукты

Содержание липидов,
г/100 г продукта

Шоколад молочный

35,7

Апельсиновый сок

0,0

Молоко коровье

3,2

Куры

8,8

Яйцо куриное
(1 яйцо — 75 г)

11,5

Свинина нежирная

27,8

Творог полужирный

9,0

Крупа гречневая

2,6

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество липидов, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 120 г творога, 1 яйцо, 15 г шоколада и 150 г молока. Ответ округлите до целых.

7. Какую химическую природу имеет преобладающее большинство ферментов?

8. Определите принадлежность примеров, приведённых в списке, видам иммунитета. Запишите номер каждого из примеров в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список примеров:

Искусственный

иммунитет

Естественный иммунитет

Врождённый

Приобретённый

1) переболев коклюшем, люди, как правило, не заболевают этой болезнью повторно

2) вакцинирование населения против бешенства

3) люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням

4) ребёнку после загрязнения раны землёй ввели противостолбнячную сыворотку

5) появляется после прививки, которая вызывает заболевание в лёгкой форме

 

9. Генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучения наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи. Фрагмент родословного древа семьи:

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2086

Используя предложенную схему, определите данный признак доминантный или рецессивный?

10. Селекционер скрестил гетерозиготное позднеспелое растение клевера красного и раннеспелое растение клевера красного. В результате скрещивания в потомстве присутствовали позднеспелые особи. Определите генотипы исходных растений и полученного потомства по указанному признаку.

 

Генотип исходного

позднеспелого растения

Генотип исходного

раннеспелого растения

Генотип полученного

позднеспелого потомства

 

11. Какую кровь можно перелить больному?https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2884

В больницу поступил больной с острой кровопотерей, объём которой составил более 0,5л. Группа крови больного A (II) Rh-. В распоряжении врача имеются ампулы со следующими группами крови: 0 (I) Rh-, B (III) Rh-, АB (IV) Rh+.

12. Пострадавшим оказалась беременная женщина. Возможен ли резус конфликт женщины и плода, если у её мужа Rh+. Резус конфликт возникает если у матери резус отрицательный, а у ребёнка положительный.

 

Мать

Отец

Ребенок унаследует

Резус-конфликт

Rh+

Rh+

Rh+ (75%) или Rh− (25%)

нет

Rh+

Rh−

Rh+ (50%) или Rh− (50%)

нет

Rh−

Rh+

Rh+ (50%) или Rh− (50%)

50%

Rh−

Rh−

Rh− (100%)

нет

13. Функцией изображённой на рисунке молекулы является транспорт веществ. Как называется молекула, изображённая на рисунке?

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35867

14. Функцией изображённой на рисунке молекулы является транспорт веществ. В каком метаболическом процессе, происходящем в клетке, эта молекула участвует? Какова роль изображённой молекулы в этом процессе?

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

ЦАУГГЦУУГЦАЦГЦУ

Определите последовательность белка, который кодируется этим фрагментом РНК, и последовательность белка, если все урацилы в РНК заменить на гуанины. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

15. Белок: 

16. Белок: 

17. При расшифровке генома свеклы было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с гуанином составляет 45%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с тимином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по биологии 6 класс к учебнику Сонин Н.И. "Биология. Живой организм".Линейный курс.

Итоговое тестирование по биологии 6 класс к учебнику Сонин Н.И. "Биология. Живой организм". Линейный курс....

Промежуточная аттестация (итоговая) по биологии 11 класс

Задания, включенные в контрольную работу соответствуют заданиям ЕГЭ, что будет адаптировать выпускников к ЕГЭ....

Промежуточная аттестация (итоговая) по биологии 10 класс

Задания данной контрольной работы соответствуют стандарту заданий ЕГЭ, поэтому являются тренировочным материалом для подготовки к ЕГЭ по биологии....

Итоговый тест биология 7 класс

Предлагаемые тесты по биологии разработаны для проверки знаний и оценки результатов обучения учащихся 7 класса на основе:1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида п...

Итоговая контрольная биология 5 класс

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс...

Входной контрольпо математике 6 класс.

Входной контроль по математике в 6 классе. Предаставлен в 2 вариантах....