Итоговая контрольная работа по биологии (5 класс)
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Иванова Светлана Ивановна

Итоговая контрольная работа по биологии со спецификацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_biologiya_5_klass_2021_so_petsifikatsiey.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

для проведения (административной) промежуточной аттестации

  по биологии для 5 класса.

Спецификация.

1.Назначение КИМ

         Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 5 класса предметного содержания курса «Биология» в соответствии с требованиями Федерального государственного   образовательного стандарта основного общего образования, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения. Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК по биологии - составитель Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. 

2. Документы, определяющие содержание КИМ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

2.Основная общеобразовательная программа МБОУ «Средняя школа № 1»

3. Учебный план МБОУ «Средняя школа № 1» на 2020-2021 учебный год.

4. Рабочая программа основного общего образования по биологии 5 класса на 2020-2021учебный год

3. Структура и содержание работы.

Спецификация итоговой диагностической работы по биологии для 5 класса
1. Назначение итоговой диагностической работы.

Итоговая диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов обучения по основной образовательной программе по биологии для образовательных организаций.

2. Условия проведения и время выполнения итоговой диагностической работы.

При выполнении итоговой диагностической работы учащимся нельзя пользоваться справочниками. На выполнение всей диагностической работы отводится 40 минут.

3. Содержание и структура итоговой диагностической работы.

Содержание итоговой диагностической работы соответствует требованиям ФГОС ООО по биологии и позволяет оценить достижение наиболее важных планируемых результатов, охватывает изученный к моменту проведения материал.

         Каждый вариант диагностической работы состоит из 19 заданий: 12 заданий с выбором     одного правильного ответа, 6 заданий на установление соответствия и 1 задания с развернутым ответом.

4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Часть 1 (1 по 13) - задания базового уровня. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.

Часть 2. Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания на установление соответствия. За правильное выполнение задания 14- 17 выставляется по 2 балла. Если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

Часть 3. Задание высокого уровня сложности. Работа с текстом оценивается 3 баллами в случае правильного ответа на все три вопроса, при правильном ответе на два вопроса – 2 баллами, на один – 1 баллом.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Пояснение.

1) Молоко, культура бактерий, тёплое помещение.

2) Энергия извлекается при расщеплении (брожении) молекул сахара.

3) При аэробном обмене (с участием кислорода) синтезируется больше АТФ и происходит полное окисление молекул глюкозы до СО2 и Н2О. В анаэробном обмене кислород не участвует.

Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 24.

5. Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию и проверяемым умениям.

Итоговая контрольная работа позволяет оценить степень освоения учебного материала при использовании любых УМК по биологии.

Распределение заданий по основным разделам  

Раздел курса

Число заданий

Биология – наука о живых организмах.

6

Многообразие живых организмов.

8

Жизнь организмов на планете Земля.

2

Человек на планете Земля.

1

Итого:

17

Кодификатор итоговой контрольной работы по биологии для учащихся 5 классов.

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.

     (Использованы обозначения типа заданий: В – задание с выбором ответа, К – задание с

                       кратким ответом, Р – задание с развёрнутым ответом.)

№ задания

Уровень задания

Тип задания

Планируемые результаты

Проверяемые умения

Код

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Знать основные науки биологии

2.1.1.

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Знать отличительные признаки живых организмов

2.4.

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Знать основные методы биологии

1.1.1

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Знать основные увеличительные приборы

2.1.3

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Уметь объяснять устройство увеличительных приборов

2.1.3

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Знать строение клеток и функции её органоидов

1.1.1

БУ

В

Биология – наука о живых организмах.

Знать строение клеток и функции её органоидов

1.1.1

БУ

В

Многообразие живых организмов.

Уметь характеризовать главные признаки растений

1.1.1

БУ

В

Многообразие живых организмов.

Уметь характеризовать главные признаки животных

1.1.1

БУ

В

Многообразие живых организмов.

Уметь  характеризовать главные признаки вирусов

1.1.1

БУ

В

Многообразие живых организмов.

Уметь характеризовать главные признаки грибов

1.1.1

БУ

В

Жизнь организмов на планете Земля

Уметь характеризовать природные сообщества

2.1.4

БУ

В

Человек на планете Земля

Знать основные этапы антропогенеза

2.7

П

В

Многообразие живых организмов.

Уметь сравнивать растительную и животную клетки. Умение проводить множественный выбор

2.3.1.

2.4.

П

В

Многообразие живых организмов.

Уметь приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение проводить множественный выбор

2.1.2

2.4

П

В

Многообразие живых организмов.

Уметь сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Умение устанавливать соответствие

2.4.

2..5

П

В

Жизнь организмов на планете Земля

Знать представителей флоры и фауны разных материков. Умение устанавливать соответствие

2.4

В

Р

Многообразие живых организмов

Умение объяснять роль вирусов и бактерий в природе и жизни человека. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение работать с текстом биологического содержания

2.1.2.

2.6.

3.1.

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

1.1

признаки биологических объектов

1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)

2.Уметь

2.1

объяснять

2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

2.1.2

роль различных организмов в жизни человека  и собственной деятельности;  

2.1.3

устройство увеличительных приборов

2.1.4

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

2.2

изучать биологические объекты и процессы

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов

2.3

распознавать и описывать

2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

2.7

характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни

3.1

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 - 2 минуты;

  1. для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
  2. для задания высокой сложности – от 5 до 7 минут

На выполнение всей работы отводится 40 минут.   

Шкала перевода первичного балла за выполнение контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-6

7-12

13-17

18-24

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 24.

Ответы

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

а

в

в

б

а

г

г

а

а

г

г

а

г

б

б

в

б

в

б

а

г

в

в

б

в

б

абг

адг

авг

авг

212112

122121

121212

211212

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса

ВАРИАНТ 1

Часть 1. При выполнении заданий 1 – 13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

1. Наука, изучающая птиц, называется:

а) орнитология;

б) физика;

в) микробиология;

г) биология

2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

а) имеют массу;                                                 в) способны к обмену веществ;

б) не состоят из химических элементов;        г) имеют форму.

3. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

а) наблюдения;

в) эксперимента;

б) описания;

г) анкетирования.

4. Самый простой увеличительный прибор:

а) микроскоп;

б) телескоп;

в) весы;

г) лупа.

5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

а) 150 раз;

б) 200 раз;

в) 250 раз;

г) 300 раз.

6. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

а) прокариоты;

б) автотрофы;

в) гетеротрофы;

г) эукариоты.

7. Постоянно движется в клетке и объединяет все её части:

а) ядро;                              в) вакуоль;

б) хлоропласты;                г) цитоплазма.

8. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

а) Животные;

б) Растения;

в) Грибы;

г) Вирусы.

9. Животные способны к:

а) фотосинтезу;                                в) накапливанию крахмала;

б) активному передвижению;        г) питанию неорганическими веществами.

10. Вирусы имеют:

а) одноклеточное строение;

б) неклеточное строение;

в) тканевое строение;

г) ядро.

11. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

а) прокариоты;

б) автотрофы;

в) сапрофиты;

г) паразиты.

12. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

а) потребителя;

б) производителя;

в) «разлагателя»;

г) хищника.

13. Раньше на Земле появились:

а) кроманьонец;

б) неандерталец;

в) австралопитек;

г) человек умелый.

Часть 2.

14. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части (выберите три верных ответа):

а) ядро;

б) цитоплазму;

в) хлоропласты;

г) наружную мембрану;

д) клеточную стенку;

е) вакуоли с клеточным соком

15. Бактерии используются человеком для получения (выберите три верных ответа)

а) кефира и йогурта                                   б) молока

в) квашеной капусты                                г) солёных грибов

д) витаминов и некоторых лекарств        е) ваты и бинтов      

     

  1. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение

Отдел

А. Василёк русский            

Б. Ель                                    

В. Груша

Г. Лиственница

Д. Кедр

Е. Кактус

  1. Хвойные
  2. Цветковые 
  1.  Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное

Метарик

А. Бурый медведь                  

Б. Бегемот                              

В. Лось

Г. Горилла

Д. Амурский тигр

Е. Нильский крокодил

  1. Евразия
  2. Африка 

Часть 3.

Используя содержание текста «Полезные бактерии» и свои знания, ответьте на следующие вопросы:

1) Что необходимо для производства простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) В чём заключаются различия между аэробным и анаэробным обменом веществ?

Полезные бактерии

 Термин анаэробы ввёл Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. «Дышать без воздуха» (анаэробно) — непривычное словосочетание. Но именно так получают энергию для своих жизненных процессов многие бактерии. Они очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 кубическом сантиметре парного молока находится больше 3000 миллионов бактерий. При скисании молока коров, которых разводят на Балканском полуострове, получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием болгарская палочка, которая и совершила превращение молока в молочнокислый продукт.

Болгарская палочка известна во всём мире — она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Илья Ильич заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Он выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт, и выделил в чистую культуру молочнокислую бактерию, а затем использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т. е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии превращают свежую капусту в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в кислосолёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара идёт на нужды бактерии. Процесс брожения у таких бактерий заменяет им процесс дыхания. Собственно говоря, это и есть их дыхание — освобождение энергии на свои нужды. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного — бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для своего дыхания.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса

ВАРИАНТ 2

Часть 1. При выполнении заданий 1 – 13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

1. Биология – это наука о:

а) космосе;

б) строении Земли;

в) живой природе;

г) веществах.

2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

а) неподвижны;

б) имеют клеточное строение;

в) состоят из химических элементов;

г) имеют цвет.

3. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

а) наблюдение;

б) измерение;

 в) рассматривание;

 г) эксперимент.

4. Увеличительный прибор:

а) микроскоп;

б) предметный столик;

в) тубус;

г) штатив.

5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

а) 150 раз;

б) 200 раз;

в) 250 раз;

г) 300 раз.

6.  Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

а) прокариоты;

б) автотрофы;

в) гетеротрофы;

г) эукариоты.

7. Содержит хлорофилл и осуществляет процесс фотосинтеза в растительной клетке:

а) ядро;                                                                 в) вакуоль;

б) хлоропласт;                                                     г) цитоплазма.

8. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:

а) дыханию;

б) питанию;

в) фотосинтезу;

г) росту и размножению.

9. Животные питаются:

а) с помощью фотосинтеза;           в) готовыми органическими веществами;

б) водой и углекислым газом;       г) неорганическими веществами.

10. Неклеточными формами жизни являются:

а) вирусы;

б) бактерии;

в) грибы;

г) растения.

11. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:

а) прокариоты;

б) автотрофы;

в) сапрофиты;

г) паразиты.

12. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

а) потребителя;

б) производителя;

в) «разлагателя»;

г) хищника.

13. Позже всех на Земле появились:

а) неандертальцы;

б) кроманьонцы;

в) человек прямоходящий;

г) человек умелый.

Часть 2.

14. Каждая клетка животных и растений (выберите три верных ответа):

а) дышит;                                                         г) питается;

б) имеет хлоропласты;                                   д) растёт и делится;

в) может участвовать в оплодотворении;    е) образует питательные вещества на свету.

15. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как (выберите три верных ответа):

а) туберкулёз;                     г) холера;

б) грипп;                             д) СПИД;

в) чума;                               е) гепатит.

16. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение

Отдел

А. Сосна                              

Б. Рис                                    

В. Томат

Г. Лиственница

Д. Подсолнечник

Е. Пихта

  1. Хвойные
  2. Цветковые 

17. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное

Метарик

А. Зебра                                  

Б. Кенгуру                              

В. Сумчатый волк

Г. Страус

Д. Коала

Е. Лев

  1. Австралия
  2. Африка 

Часть 3.

Используя содержание текста «Полезные бактерии» и свои знания, ответьте на следующие вопросы:

1) Что необходимо для производства простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) В чём заключаются различия между аэробным и анаэробным обменом веществ?

Полезные бактерии

 Термин анаэробы ввёл Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. «Дышать без воздуха» (анаэробно) — непривычное словосочетание. Но именно так получают энергию для своих жизненных процессов многие бактерии. Они очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 кубическом сантиметре парного молока находится больше 3000 миллионов бактерий. При скисании молока коров, которых разводят на Балканском полуострове, получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием болгарская палочка, которая и совершила превращение молока в молочнокислый продукт.

Болгарская палочка известна во всём мире — она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Илья Ильич заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Он выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт, и выделил в чистую культуру молочнокислую бактерию, а затем использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т. е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии превращают свежую капусту в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в кислосолёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара идёт на нужды бактерии. Процесс брожения у таких бактерий заменяет им процесс дыхания. Собственно говоря, это и есть их дыхание — освобождение энергии на свои нужды. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного — бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для своего дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в тестовой форме....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс "Животные", 2 варианта (УМК В.В. Пасечника). Работа в формате ГИА....