Развитие критического мышления на уроках биологии
статья по биологии

Маслова Елена Анатольевна
Развитие критического мышления на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_biologii.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие критического мышления на уроках биологии».

Н.И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» говорил о развитии мышления человека. Именно этот вопрос является в настоящее время одним из главных в современном образовании. Поэтому я в своей деятельности использую подход – развитие критического мышления обучающихся на уроках биологии. При таком подходе личность ученика преобразуется. Он начинает осмысливать информационное поле, которое его окружает, а значит, способствует более лёгкому вхождению её в социум. В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами:

1) активность учащихся снижается;

2) учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию;

3) не могут грамотно построить ответ;

4) большинство детей механически запоминают информацию;

5) домашнее задание не выполняют.

Причинами выше перечисленных проблем являются:

1) сама личность. Это привычка паразитировать, сформировавшаяся за годы безделья, и неверие в свои силы, и страх перед неудовлетворительными оценками, и неподготовленность на данный момент;

2) родители перестали должным образом уделять внимание своим детям.

Из перечисленных выше проблем могут возникнуть последствия, как скудность интеллекта, скованность мышления, бедность и блёклость состояния знаний, а значит, умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно. Как? Я постоянно нахожу приёмы, которые помогают мне заинтересовать обучающихся, а для этого просто нужно любить своё дело. Научить ученика осмысливать и передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя, но это требует от меня кропотливой работы, постоянного поиска.

Критическое мышление — это модуль, который я бы поставила на первое место. В своей практике я уделяла особе внимание критическому мышлению учащихся. После моего наблюдения я пришла к выводу, что критическое мышление развивает логическое мышление, речь, дети анализируют и самостоятельно делают выводы. Что бы развивать критическое мышление у учеников учитель сам должен критически мыслить. Я предлагала ученикам задания которые развивали критическое мышление: составление синквэйна, создание Красной книги для детей 3-7 лет.

Важным требованием к современному образованию является использование всех учебных предметов для пробуждения и формирования потребностей обучающихся, успешную их социализацию. Большую роль в этом может сыграть развития у них критического мышления.

Помогут решить указанную выше главную проблему уроки, которые

призваны:

1) развивать творческую активность учащихся;

2) развивать познавательный интерес;

3) формировать человека с активной жизненной позицией.

Некоторые умения и навыки проверяются. Для этого есть традиционные методики. Например, тесты, в которых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез.

Критическое мышление – подход в обучении, который развивает мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческий потенциал, чтобы он мог применить полученные знания в жизни и легко мог адаптироваться в окружающей среде.

Я использую на своих уроках биологии приёмы формирования критического мышления. Вовлечённые в процесс критического мышления, они добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в жизни, учатся формулировать свои мнения и идеи.

На своих уроках я использую разные приёмы и их начинаю применять

с 2012 года после прохождения курсов. Ведь учителя биологии сталкиваются с тем, что дети не справляются с программой из-за своего неумения читать. Текст – сообщение, информация. А задача читателя – понять смысл прочитанного. Когда ученик сталкивается с более сложным текстом, у него возникают трудности в обучении. Причины непонимания текста может быть разными:

- незнание отдельных слов и выражений;

- слово имеет несколько значений, нужно выяснить, в каком именно значении употреблено это слово.

Поэтому я даю детям следующие упражнения:

Задание №1.

Найти непонятные слова и выражения. Выяснить их значения.

Задание №2.

Найти слова в непривычном употреблении.

Задание №3.

Найти слова, употребляемые в переносном смысле.

Чтобы дети хорошо осмысливали текст, я даю им упражнения, которые

направлены на установление связей между единицами текста в смысловую целостность:

Задание №1.

Придумайте заглавие к тексту (к абзацу), чтобы оно отражало его суть.

Задание №2.

Составьте план не словами, а рисунками, схемами, знаками.

В этом случаи информация осмысливается глубже: её приходится переводить из речевой в образную.

Часто я даю и такое задание. Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто отметит мелкие подробности текста). Многие могут просто сказать, что работа с текстом не дело учителя биологии. Но не жду, что кто-то придёт и научит моего ученика, ведь я испытываю с ним трудности, обучая его своему предмету. Значит, я должна ему помочь.

Работая с текстом, я использую приём «Чтение с остановками». Я разбиваю текст на логические куски. Учащиеся читают его и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя, это может быть многоточие в середине предложения, конец абзаца). Затем я задаю вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чём пойдёт речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным.

Ученики с текстом на уроке могут работать и так. Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» -это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно), записывать в колонку ключевые слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии, а также слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что обучающиеся не просто читают и ли слушают текст, а они преломляют его через призму своих целей и вопросов.

В своей практике я использую приём «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ).

Учащиеся чертят в тетради таблицу. В ней три графы: 1- знаю, 2 – хочу знать; 3-узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной проблеме. Затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ. В конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Часто на своих уроках биологии применяю приём «Ассоциации». Что я делаю: - пишу ключевое слово или словосочетание; предлагаю учащимся написать слова, которые приходят на ум по выбран ной теме. У разных детей бывает записано разное количество слов. Я прошу обменяться идеями в парах, в группе. Это приводит к взаимному обучению учащихся. Этот приём помогает ученикам расширить свой словарный запас по той или иной теме, а также развивает коммуникативные умения. Ребята обмениваются своими идеями и таким образом взаимно обогащаются.

«Пятистишья» - этот приём помогает ученику самостоятельно

мыслить лить и творить. Структура пятистишья следующая:

1) первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное);

2) вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных);

3) третья строка – три слова, выражающее действие их по теме (три глагола);

4) четвертая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое

подчеркивает сущность темы. Каждый ученик тратит 5 минут, чтобы написать пятистишье.

Хайку – жанр древней японской поэзии. Это короткое, нерифмованное стихотворение, которое состоит из 17 слогов. В хайку всего три строчки

(5 – 7 – 5 слогов). Они по содержанию описывают природу. При этом в стихотворении обязательно должно быть указание на время года. Первые

две строки – обогащают смысл друг друга, а последняя строка – вывод или размышление того, что выражено в первых двух. Вывод - чувства и мысли человека по поводу, увиденного и услышанного, прочитанного. Стихи рассказывают о течении времени, о продолжающейся жизни. Легко их писать будет тот ученик, который способен наслаждаться красотой одной травинки, цветком, веткой растения, так как в них отражается великая сила природы. Поэзия хайку помогает ученикам в малом, простом, незаметном увидеть красоту.

Работа над созданием стихов не только развивает эстетическую способность обучающихся, но учит вглядываться в окружающий мир, учит думать и творить.

«Инсценировка» - этот приём заставляет ученика мыслить, помогает ему раскрыться в ходе работы, учит общению. За неделю до урока я определяю тему. Каждый ученик сам себе выбирает роль, а значит, стиль изложения своих мыслей на заданную тему. Затем они обсуждают свои наработки в группах. Такая работа развивает такие качества ребёнка, как: сотрудничество, ответственность, толератность, критическое мышление.

Урок – тренинг. Это урок активной мыслительной и речевой деятельности учащихся, форматом организации которого является групповая работа (работа в четвёрках).

Уроки тренинги могут быть использованы как при изучении нового материала, закрепление пройденного. Однако особо целесообразно их использовать при обобщении и систематизации знаний учащихся.

Главным действующим лицом на уроке – тренинге является ученик. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательства выбора, происходит обобщение знаний и мощное развитие критического мышления.

Составление кластера по пройденной теме. Ученики рисунками изображают свое понимание темы. После защищают кластер.

Все приёмы, рассмотренные мной выше, направлены на развитие критичеческого мышления школьников на уроках биологии.

В настоящее время моя работа по развитию критического мышления у учащихся продолжается, так как я увидела определённые результаты своей работы:

- возросла мыслительная возможность учащихся, появилась гибкость в мышлении;

- возросла способность у обучающихся самостоятельно строить понятия и оперировать ими;

- возросла способность передавать другим свою информацию, шлифовать

её, понимать и принимать точку зрения другого человека;

- дети стали лучше анализировать получаемую информацию;

- повысилась мотивация учащихся к образовательному процессу.

Приёмы перечисленные выше нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А общие идеи: приоритет каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Технология развития критического мышления на уроках биологии. Составление схемы "Синквейн".

Материал содержит составленный синквейн по теме "Размножение" и рекомендации по его составлению.Схема составления синквейна.1.Тема, ключевое слово2.Описание  понятия (2 прилагательных)3.Действие ...

Развитие критического мышления на уроках биологии.

Материал содержит теоретические основы технологии Развития критического мышления с практическими примерами из опыта обучения биологии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучны...

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии

В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии  в 5-9 классах.        Вызов –  стимулирование интереса...

Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)Тип урока: урок изучения нового материала.Цельурока: изучение особенностей строе...