Методическая разработка урока "История и законы природопользования. 10 класс"
методическая разработка по биологии (10 класс)

Козлова Вера Юрьевна

Длительный период эксплуатации человеком ресурсов биосферы и их разнообразие, причастность к природопользованию многих наук привели к накоплению большого количества информации в области природопользова­ния и формированию системы различных законов, принципов, правил. По­этому, несмотря на относительную «молодость» природопользования как науки, ее междисциплинарность позволила в сравнительно короткие сроки сформировать свой понятийный аппарат и постулаты, которые обобщают наиболее важные сведения и причинно-следственные связи, установленные различными науками в применение к задачам природопользования и взаи­модействия человека с биосферой. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема «История и законы природопользования»

Класс: 10

Тип урока: комбинированный  

Цель урока: обобщение знаний учащихся биогеоценозах суши и моря; развитие представлений учащихся об экологическом состоянии Земли, о путях рационального природопользования,  о природопользовании в истории человечества; экологических законах  природопользования.

Задачи:

Обучающие: обобщение знаний о биогеоценозах суши и моря на этапе актуализации знаний; формирование представления учащихся об основных этапах природопользования в истории человечества и их воздействия на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и изучить основные законы природопользования;   
Развивающие: развитие навыков работы с учебным текстом (умения выделять главное, анализировать содержание текста, преобразовывать в графические формы); способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через организацию групповой работы на уроке;  
Воспитательные: обеспечение нравственно-этического воспитания учащихся через анализ информации о загрязнении окружающей среды и о действии загрязняющих веществ на организм человека); содействие природоохранному воспитанию на основе принципов рационального использования природных ресурсов; развитие коммуникативной активности учащихся.

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание урока

Методы и приемы

Средства обучения

Организационный момент

2 мин

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.

Словесные

Вербальные

Актуализация знаний

15 мин

  Все многообразие природных сообществ можно условно разделить на две группы: водные (гидроценозы) и наземные (биогеоценозы)  экосистемы.

  Работа в группах: анализ фрагмента текста («Морские экосистемы», «Пресноводные экосистемы», «Лесные экосистемы», «Травянистые экосистемы», «Культурные экосистемы», составление опорной схемы (10 мин) и обсуждение с классом особенностей данных экосистем (5 мин).

Словесные, групповая работа с текстом учебника, составление опорной схемы

Вербальные, знаковые

Изучение нового материала

20 мин

  История человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов. Удовлетворение потребностей невозможно без эксплуатации природных ресурсов.

  Н. Ф. Реймерс, активный участник становления заповедного дел, писал: «…Без природопользования невозможно существование человечества. Но необходимо соблюдение одного обязательного условия: оно должно быть рациональным. Все беды, которые претерпело и терпит человечество, не от природопользования вообще, а от природопользования нерационального».

  Историческое развитие природопользования изобразим в виде графика. Отложим по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень антропогенного воздействия.

  1. Точкой отсчёта будет время возникновения предковых форм Человека умелого (Homo habilis) и Человека прямоходящего (Homo erectus).

В чем заключалось первое воздействие людей на природу? (добывание пищи (собирательство, охота) и расселение по материку).

  1. Следующий этап характеризуется началом культурного освоения природы — сельскохозяйственная революция. Около 10 тыс. лет назад возникло земледелие и скотоводство.

Как изменилось влияние человека на окружающую среду?

  1. Начало научного освоения природы в эпоху Возрождения. Это было время Великих географических открытий, зарождения современного естествознания, просвещения и промышленности.

А чем, по вашему мнению, был обусловлен интерес ученых к природе?

  1. Следующий этап - промышленная революция (XVIII-XIX вв.). Человечество начинает занимать огромные территории для развития промышленности, бурный рост промышленных предприятий приводит к загрязнению воздушной среды, эрозии почв, изменению климата, исчезновению многих видов растений и животных.
  2. Вторая половина XX века характеризуется новым уровнем развития цивилизации — научно-техническая революция. Открытие новых видов энергии, создание сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, развитие генной инженерии — все эти достижения свидетельствуют о преобразовании свойств природы человечеством в угоду своих потребностей.

  Сохранение природных сообществ – основа благосостояния человечества в будущем. Разнообразие природных сообществ обеспечивает устойчивость в функционировании биосферы, что важно не только для материального благополучия, но и просто для полноценного существования человечества.

  Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии (под запись).

1. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ.

Природные экосистемы находятся в состоянии экологического равновесия. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы  может привести к нарушению функционирования экосистемы.

2.ВСЕ ДОЛЖНО КУДА - ТО ДЕВАТЬСЯ.

Безотходных технологий в производстве не бывает. Должно быть вторичное использование или надежные методы захоронения или переработки отходов.

3.ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ.

Изъятое человеком из природы должно быть в нее возвращено. Восстановление естественных экосистем; рациональное природопользование.

4.ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Не нарушать механизмов регуляции исторически сложившихся естественных процессов в природе.

Рассказ с элементами беседы. Составление графика

Вербальные, знаковые

Закрепление изученного материала

5 мин

Подводя итог урока, я предлагаю вам поразмышлять над следующими словами:

«Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией» Олдо Леопольд.

«Первый признак мудрости – именно уважительное отношение к природе» Лао Цзы.

  Природа – всеобъемлющее понятие материального мира, совокупность естественных ресурсов и условий обитания человека на Земле. Для человека это весь его мир, все то, что он видит, слышит, ощущает, воспринимает, преобразует в процессе труда.

Беседа

Вербальные

Домашнее задание

3 мин

Стр. 107-125 (повторить), стр. 126 вопр. №3,10 письменно.

Объяснение домашнего задания

Вербальные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе. « Конституция-основной закон»

ЦельСоздать условия для формирования  знаний о  Конституции – основном  законе страны,   характеризовать систему власти в Российской Федерации, рассмотреть обязанности и права...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"....

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"  с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...

Методическая разработка урока "Периодический закон и Периодическая система химических элементов" Д. И. Менделеева 9 класс

laquo;Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева урок в 9 классе...

Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"

Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"...

Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...