Главные вкладки

    Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"
    план-конспект урока по физике (11 класс)

    Гайнутдинова Резеда Николаевна

    Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok11_kl_prelomlenie.docx762.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка открытого урока в 11 классе в рамках проведения муниципального этапа конкурса «Учитель года-2019»  учителя физики Гайнутдиновой Р.Н.

    Урок №30

    Тема урока: Закон преломления света

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Используемые технологии: исследовательская деятельность, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

    Цель урока. Систематизировать знания об особенностях распространения света на границе раздела двух сред, изучить  закон преломления света, установить зависимость угла отражения от угла падения, ввести понятия о показателе преломления света, показать практическое применение закона преломления.

    Планируемые результаты обучения

    Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о законе преломления света, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности по изучению преломления света, регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач, формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной и символической формах, вести дискуссию, работать в группах.

    Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о законе преломления света и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования явления преломления света, сформировать самостоятельность в приобретении новых знаний о преломлении света, познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу, к учителю.

    Общие предметные: понимать явление преломления света, проводить наблюдение, планировать и выполнять опыты по изучению преломления света, объяснять полученные результаты и делать выводы, обнаруживать зависимость между углом падения и углом отражения, применять знания о преломлении света на практике, докладывать о результатах своих исследований, кратко и четко отвечать на вопросы.

    Частные предметные: объяснять явление преломления света, понимать смысл закона преломления, овладеть графическим способом построения изображений, использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Демонстрации. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму.

    1. Организационный этап. Приветствие. (1 мин)
    • Давайте поприветствуем друг друга, всем здравствуйте, присаживайтесь.
    • Представлюсь: зовут меня Гайнутдинова Резеда Николаевна, надеюсь к плодотворному сотрудничеству. Готовы к работе?
    1. Актуализация. (3 мин)

    -  Я чуть-чуть волнуюсь, т.к. мы мало знакомы.

    - О чем обычно разговаривают малознакомы люди? (о погоде)

    - Давайте поговорим о погоде с точки зрения физики.

    - Как распространяются солнечные лучи в воздухе? (прямолинейно)

    - Снег сегодня сияет, слепит глаза?

    - Что происходит с лучом, когда он попадает на снег? (луч света отражается)

    - Каким явлением это можно объяснить? (отражение света)

    - Сформулируйте закон отражения света. (луч падающий, луч отраженный,)

    - Правильно, ребята, мы начали изучение новой главы «Оптика», познакомились с принципом Гюйгенса и вывели на его основе закон отражения света.

    - Но сможем ли мы объяснить следующий эксперимент. У каждого на столе имеется две чаши: одна с монетой на дне, другая наполнена водой. Придвиньте монету к краю дна и расположите стакан так, чтобы вам был виден только край монеты. Теперь, не меняя положения тела, начинайте вливать воду из второго стакана.

    - Что вы наблюдаете? (Монета стала видна. Дно чаши с монетой как будто приподнялись.)

    - Как можно объяснить это явление?

    - Можем ли мы объяснить эксперимент на основе закона отражения света?

    (вызывать мотивы относительной неудовлетворенности и усилить мотивы ориентации на предстоящую работу: проводится фронтальный эксперимент с монетой на дне стакана)

    Резерв. Эксперимент №2. Карандаш, опущенный в воду. Вводим понятие преломления (карандаш как бы преломился).

    - Луч света попадая на границу раздела двух сред меняет свое направление – преломляется.

    3. Изучение нового материала.

    - На основе проделанных экспериментов, сформулируйте тему урока?

    - Как вы думаете, чему мы научимся? Что узнаем? (Что такое преломление? Почему он происходит? По каким законам?

    - Открываем тетради и под сегодняшней датой запишем тему урока: Закон преломления света.    [Слайд 1]

    - Попробуем дать определение преломления (изменение направления луча)

     [Слайд 2] запись в тетради  

    Изменение направления распространения света при прохождении через границу раздела двух сред называют преломлением света.

    - В 1620 г. голландский ученый Снелиус экспериментально установил закон преломления света, но теоретически объяснить не смог, т.к. в математике еще не были известны функции синуса и косинуса.

    - Изучать данное явление мы будем на основе эксперимента, работать будем в парах. У вас на партах имеются рабочие листы, ознакомьтесь и подпишите их.

    1. Таблица для самооценки с критериями.

    2. Экспериментальное задание №1.

    Пронаблюдать явление преломления света.

    - Нам понадобятся стеклянный полуцилиндр и лазер. Выполняем в схеме экс.зад.№1.

    1. Получить отраженный луч.
    2. Обозначить угол падения.
    3. Обозначить угол преломления.

    Учитель демонстрирует у доски правильный вариант.   [Слайд 3]  Обращаем внимание на угол падения, угол преломления.

    - Выставляем оценки, согласно критериям.

    [Слайд 4 ]

    - Преломление луча объясняется неодинаковой скоростью луча и зависит от свойств среды.

    - Если преломленный луч в данной среде приближается к перпендикуляру, это значит, что скорость света в этой среде меньше, чем в той, из которой луч входит в данную среду. Если преломленный луч удаляется от перпендикуляра, то скорость света в этой среде больше, чем в той, из которой луч выходит. (По принципу обратимости световых лучей).

    - Среда с меньшей скоростью распространения света называется оптически более плотной.

    - Величина n называется относительным показателем преломления: n=υ1/υ2 – показывает во сколько раз меняется скорость распространения света при переходе из одной среды в другую. ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ!!!

     - Показатель преломления среды относительно вакуума называется абсолютным показателем преломления этой среды.

    - Пользуясь первой формулой, можно выразить отн.показатель преломления через абс.показатели преломления двух сред.

    Запись в тетрадях: n=υ1/υ2.

    - Откройте стр.179 учебников, найдите таблицу. В ней приведены показатели преломления относительно воздуха.

    Формулируем закон преломления света: ФОРМУЛА sin a /sin b=v1/v2=n [Слайд 5 ]

    1. Падающий луч, преломленный луч и нормаль к границе раздела двух сред в точке падения лежат в одной плоскости.
    2. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для этих двух сред, равная относительному показателю преломления второй среды относительно первой.

     

    4. Закрепление изученного материала

    - Убедимся экспериментально в справедливости закона преломления, измеряя углы падения и преломления и вычисляя отношение из синусов.

    - Заполняем таблицу под рабочей схемой.

    - Сравниваем результаты со значениями в таблице из учебника. Если опыт проведен правильно, значения должны лежать в пределах от 1,47 до 2,04. Оцениваем свою работу согласно критериям.

    5. Домашнее задание. §61 (вывод закона преломления света). Найти информацию о возникновении двойной радуги. [Слайд 6 ]

    6. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия «Ваш новый компьютер»

    - Итак, что мы увидели сегодня на уроке?

    - Что нового узнали?

    - Что вы поняли?

    - Что можете сказать, возвращаясь к опыту с чашами?

    - Где еще в природе и технике встречается закон преломления?  (1. Дно реки кажется мельче, чем на самом деле. 2. Оконные стекла) [Слайд 7]

    Отражение и преломление света мы изучали раздельно, но оба эти явления возникают одновременно. Этот факт хорошо известен из жизненного опыта. Так, например, свет, падающий на поверхность воды, налитой в сосуд, частично отражается от этой поверхности, а частично проникает в воду, иначе дно и стенки сосуда не были бы освещены. Также и оконные стекла частично отражают падающий на них солнечный свет, а частично пропускают свет в комнату. [Слайд 8]

    Резерв.

    Задача №1.  [Слайд 9]

    Угол падения светового луча на границу раздела воздух-среда равен 60°. При этом угол между отраженным и преломленным лучами равен 90° . Определите показатель преломления среды. 
    Ответ. 1,7.

    Задача №2.  [Слайд 10]

    Показать ход луча света через призму.


    Рабочий лист

    Ф.И.учеников  __________________________, __________________________________ .

    1. Таблица самооценивания

    Задание

    Экспериментальное задание №1

    Экспериментальное задание №2

    Оценка за урок

    Оценка

    Критерии

    5 – правильно выполнены все три задания;

    4 – определены отраженный луч и один из углов;

    3 – определен отраженный луч (или угол падения);

    2 – работа не выполнена

    5 – найден показатель преломления стекла в пределах табличных значений;

    4 – определены значения синусов углов и их отношение;

    3 – определены только углы;

    2 - работа не выполнена

    Вычисляется как среднее арифметическое двух предыдущих оценок

    1. Экспериментальное задание №1

    Цель: пронаблюдать явление преломления света и выполнить задания:

    1. Возвести перпендикуляр в точке падения и отметить на рисунке угол падения.
    2. Начертить ход луча после прохождения границы раздела двух сред.
    3. Отметить на получившемся рисунке угол преломления.

    1. Экспериментальное задание №2

    Цель: убедиться в правильности закона преломления света.

    Значения

    углов

    (в градусах)

    Значения

    синусов углов

    Показатель преломления n

    Угол падения α

    Угол преломления β

    1. Из рисунка задания №1 определите, чему равен угол падения.
    2. Определите значение угла преломления.
    3. Из таблицы №1 найдите значения синусов соответствующих углов.
    4. Рассчитайте  .
    5. Используя закон преломления света, определите относительный показатель преломления.

    Таблица №1. Значения синусов некоторых углов

    C:\Users\AMD\Desktop\tablica_bradisa_sinusi.png

    C:\Users\AMD\Desktop\tablica_bradisa_sinusi.png

    C:\Users\AMD\Desktop\tablica_bradisa_sinusi.png

    C:\Users\AMD\Desktop\tablica_bradisa_sinusi.png

    1. Итоги урока

                         ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу раскраска монитор            Картинки по запросу клавиатураиконка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

    Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»

    Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  ....

    Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

    Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

    Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

    Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

    Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

    Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....