Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Махрова Вероника Владимировна

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plotnost_veshchestva.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Плотность вещества»


План – конспект урока физики 7 класс



Выполнила: Махрова Вероника Владимировна

Учитель физики

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (7 вида)№ 561 Калининского района Санкт - Петербурга


Тема урока: Плотность вещества.

Цель: сформировать представление о новой величине “плотность” и единицах её измерения, научить вычислять плотность вещества, а так же массу и объем тела по известной плотности, выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи; расширение кругозора учащихся, экологическое воспитание.

Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей, расчет массы и объема по плотности.

Задачи:

 Общеобразовательные - Формирование понятия «Плотность» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения физики, в  процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала, формирование основ экологической культуры.

Развивающие - Развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные - развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.

Тип урока: комбинированный. Этот тип урока был выбран для того, чтобы актуализировать полученные ранее знания учащихся  и объяснить новый материал.

Оборудование и материалы к уроку:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран
  • Компьютерная презентация “Плотность вещества”
  • Компьютерная программа “Плотность вещества”

Методы и приемы, используемые на уроке.

№ п/п

Наименование метода

Входящие в данный метод прием

На каком этапе урока реализован

1

Метод упражнений

Сообщение условия задачи.
Приемы записи условия.
Прием планирования выполнения упражнения.

Решение задач с пропусками на перевод единиц.

Решение задач на нахождение искомой величины (плотность, объем, масса)

2

Логические

Обобщение.
Систематизация.
Конкретизация.

 Формирование понятийного аппарата.
Объяснение физических явлений и действий.

3

Метод самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа на компьютерах.

Работа в группе (самоконтроль)

Коллективная работа (при рассмотрении нового материала)

 Определение требуемой физической величины.

4

Наглядный метод

Демонстрация презентации

На каждом этапе урока

5

Метод контроля

Устный контроль

Объяснение явлений или действий.

Технологии

1) Технология дифференцируемого обучения –  ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.

2)Технология личностно-ориентированного обучения – организация учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

3)Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства.

 4)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

 5) Технология проблемного обучения – которая ставит своей целью развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед обучающимися задачу, которую они выполняют используя имеющиеся у них знания и умения.  

     Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс, где каждый ребенок не только обеспечивается свободой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.


Ход урока

  1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.(2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания. (7 минут)
  3.  Объяснение нового материала.(18 минут)
  4. Физкультминутка(3 минуты)
  5. Закрепление.(10минут)
  6. Домашнее задание(2 минуты)
  7. Итог урока.(3 минуты)

1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.(2 минуты)

Учитель: Здравствуйте,  ребята. Проверьте свою готовность к уроку.  Тема нашего сегодняшнего занятия «Плотность вещества» (производится запись темы  урока в рабочие тетради)(слайд 1).

На прошлом уроке мы с вами изучили очень важную тему. Скажите, пожалуйста, как она называлась?

Учащиеся. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

2. Проверка домашнего задания (7минут)

Учитель. Да. Вы абсолютно правы. Мы изучали массу тела. Узнали, что уметь определять массу очень важно, а так же  как можно определить массу, научились пользоваться новым измерительным прибором. А сейчас, прошу ответить вас, на несколько вопросов:

В каких единицах измеряется масса? Назовите основную единицу измерения массы.

Как определить массу тела?

Каким еще способом можно определить массу?

 Учащиеся:

Килограмм (кг), грамм – (г), миллиграмм – (мг), центнер – (ц), тонна -  (т); Основная единица измерения массы – килограмм (кг)

С помощью весов;

Массу можно определить при взаимодействии двух тел, зная их скорости.

Учитель: Прекрасно! Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Посмотрите внимательно на экран. (слайд 2)

Вы видите таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке предложены некоторые значения  объема, во второй  – массы. Ваша задача выполнить перевод предложенных величин в СИ. На выполнение задания 3 минуты. Желаю удачи! (Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях)

Учитель: Задание выполнено. А сейчас обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку, посмотрите внимательно на экран. Вы увидите правильные ответы (слайд 3).

 Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. Под табличкой укажите количество правильных ответов.

Учитель: Итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. А сейчас  давайте вернемся к теме нашего урока

3. Объяснение нового материала.(18 минут)

Учитель: Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит. Сегодня познакомимся еще с одним способом определения массы тела. Но сначала проделаем некоторые опыты. Внимательно посмотрите на экран (слайд 4).

Для проведения данного опыта мы имеем две мензурки и два тела, масса которых известна. Скажите, пожалуйста, какие измерения мы можем сейчас произвести, и что нам это даст?

Учащиеся: Мы можем узнать объем  тела 1 и объем тела 2 следующим образом. Нам известен начальный объем воды в мензурке 1. Опустим в нее тело. Уровень воды в мензурке поднимется до некоторого значения. Это значение будет объемом воды с телом. Зная начальный и конечный объемы воды, сможем узнать объем самого тела путем вычитания начального объема из конечного.  Те же измерения проводим для тела 2.

Учитель: Абсолютно верно! (слайд 5)

Учитель: От каких характеристик, кроме объема, на ваш взгляд, зависит масса тела?

Учащиеся: Масса тела так же зависит от рода вещества, из которого данное тело состоит.

Учитель: Правильно. Физики ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объема вещества, и назвали ее плотностью. И для того, чтобы определить плотность, необходимо знать объем и массу (слайд 6).( учащиеся выполняют записи в рабочие тетради)

Учитель: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:

Для выражения плотности можно использовать как основную единицу — килограмм на кубический метр (), так и дольные: грамм на кубический сантиметр (). миллиграмм на кубический сантиметр ().Что показывает плотность? Плотность показывает, какую массу имеет единица объема данного вещества.

Учитель: Как связаны между собой плотности? Рассмотрим алгоритм (учащиеся выполняют записи в тетради).  (слайд 7)

Учитель: А сейчас поработаем с учебником. Физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы. Рассмотрим таблицы плотностей в учебнике и ответим на вопросы:

  • Чему равна плотность мрамора? Стали?
  • Что показывает это число?
  • Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
  • Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?
  • Каковы плотности воды? Воздуха?
  • Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?

Учащиеся: (работают с таблицами плотностей по учебнику и устно отвечают на поставленные вопросы).

Учитель:  Для справки. Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3. Плотность крови человека 1050 кг/м3. Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?

Учащиеся: Да, сможем. Зная объем и массу своего тела.

Учитель: Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела. Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:

4. Физкультминутка. (3 минуты) (слайд 8)

Учитель: А сейчас выполним несколько несложных упражнений для того, чтобы отдохнуть.

  • Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно.
  • Несколько раз широко раскройте глаза и рот.
  • Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий.
  • Сделайте упражнение "письмо носом".
  • Сделайте пальцевые повороты

Учитель: Замечательно. Сейчас мы отдохнули. И можем продолжать наш урок

5 .  Закрепление. (10 минут)

Учитель: А сейчас я попрошу вас занять места за компьютерами и предлагаю выполнить задания на перевод единиц измерения плотности, а так же на расчет плотности тел. Время на выполнение задания ограничено. Желаю удачи. (слайд 9,10)

6. Домашнее задание. (2 минуты) (слайд 11)

Определить плотность тел 1 и 2 (учащиеся записывают данные для решения данного задания используя слайды 4 и 5), по таблицам плотностей определить, из каких веществ изготовлены данные тела.

6. Итог урока.(3 минуты) (слайд 12)

  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
  • Выставление оценок (с учетом работы в группе, индивидуальной работы, коллективной работы, самостоятельной работы)
  • Отметить лучших
  • Учитель оценивает работу учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

Конспект урока физики по теме "Плотность вещества" и презентация к нему 7 класс

Урок проводился мною в рамках муниципального конкурса "Современнный урок- современным детям"...

Урок физики по теме "Плотность вещества"

Представлены технологическая карта урока, конспект урока и презентация. Урок разработан с видами УУД....

Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"

Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока:  Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...

Разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Разработка урока физики по теме "Плотность вещества"...

Технологическая карта урока физики по теме "Плотность вещества"."

Технологическая карта урока "Плотность вещества". Урок изучения нового материала. Цель урока: раскрыть понятие плотности вещества, выяснить зависимость плотности от массы и объема тела, созд...

Методическая разработка урока физики по теме «Строение вещества. Молекулы» 7 класс

Методическая разработка урока «открытия» новых знаний по теме «Строение вещества. Молекулы» включает в себя подробный план урока, технологическую карту урока, презентацию к уро...