Самоанализ работы учителя
материал по биологии

Наталья Станиславовна Кричок

В работе представлен самоанализ работы учителя биологии и ОБЖ для прохождения аттестации в 2022-2023 учебном году. Описываются методы и формы работы учителя. Подводятся итоги работы в межаттестационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_glok_l_m.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

результатов профессиональной деятельности         учителя биологии и обж

ГОУ ЛНР «Суходольская средняя школа №17

им И.А.Земнухова»

Кричок Натальи Станиславовны

  «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены, всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

                            Дистервег Адольф Фридрих (немецкий педагог, 1790-1886г.)

По своему глубокому смыслу, эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают суть образовательного процесса на современном этапе развития общества, хотя высказаны они в 18-19 веке.

В данном образовательном учреждении работаю с 1997 года, общий стаж педагогической работы 42 года, как учитель биологии 36 лет.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не обязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

    На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Это требует от учителя:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

   Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта.

      Исходя из этого определяется главная цель моей педагогической деятельности: «Развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию, к творческой, созидательной деятельности и умению адаптироваться к быстро   меняющимся социально-экономическим условиям жизни.» Моя задача как учителя  – создание таких условий для каждого ученика, в которых он мог бы раскрыться, развиться и самореализоваться.

Реализация цели определила основные задачи моей профессиональной деятельности в условиях современной школы:

-формирование у учащихся потребности в саморазвитии, самообразовании;

- выявление и формирование широкого спектра познавательных и профессиональных способностей у обучающихся через использование современных технологий;

-модернизация процесса преподавания биологии в условия введения ФГОС третьего поколения;

-формирование экологической культуры личности: реальное способствование развитию новой экологически целесообразной культуры поведения учащихся в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение её качественных параметров;

-использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

За межаттестационный период мне удалось решить ряд важных  проблем:

-повысить качество учебного процесса, за счёт применения современных педагогических технологий

-улучшить уровень подготовленности  обучающихся за счёт использования на уроках здоровьесберегающих технологий;

-привлечь детей к более активному участию в олимпиадах, биологических конкурсах, что позволило занимать детям призовые места;

Одним из главных направлений по улучшению своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск.

Моя тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета».

Добиваться выполнения поставленных целей и задач мне помогает работа по самообразованию. Это позволяет быть в курсе актуальных педагогических проблем, искать новые современные способы и пути их решения, идти в ногу со временем. Работая в школе, поняла, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Это залог успеха в преподавательской деятельности.

Мною были пройдены курсы повышения квалификации:

2020 год  - обж по теме «Реализация государственного образовательного стандарта ЛНР впедагогической деятельности»  г.Луганск.

2022год- по теме «Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя»  г.Москва.

2022год-  по теме «Совершенствование методики преподавания биологии в условиях реализации ФОГОС» г.Луганск.

 Использую УМК под редакцией В.В.Пасечника. Я считаю, что структура курса способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный уровень интереса, формирует навыки самостоятельной работы, даёт в руки учителя инструмент для индивидуальной работы с учащимися, для педагогического творчества.  Главной особенностью является возможность учителя работать в любой технологии, использовать различные методы и приёмы, прилагать весь свой опыт, творческий потенциал для того, чтобы увидеть положительный результат своей педагогической деятельности. Использую учебные пособия под редакцией В.ВПасечника, В.Б.Захарова, так как они содержат достаточное количество заданий разного уровня сложности, которые позволяют осуществить дифференцированный подход. Так же использую учебные пособия других авторов.

Свои  рабочие  программы по предметам разрабатываю на основе обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного и среднего  общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.

Для продуктивного осуществления предметного процесса располагаю кабинетом. Кабинет биологии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое); имеются печатные, экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно-методическую литературу, материалы текущей периодики.

Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.

С 2022 года работаю по ФГОС третьего поколения. Современные стандарты   требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям.

Применяя в своей работе различные методы  стараюсь всегда помнить, что процесс обучения должен быть организован так, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим. В своей работе применяю различные методы и приёмы обучения учащихся:

  1. Элементы развивающегообучения: олимпиады, конкурсы.
  2. Элементы проблемного обучения.
  3. Элементы дифференцированного обучения (дифференцированныеКИМы,домашние задания, индивидуальный подход на уроках).
  4. Применение ИКТ.
  5. Здоровьесберегающие технологии.

Педагогическая деятельность в 5-7 классах главным образом направлена на создание положительно – эмоционального отношения к получению знаний в процессе обучения. В 7 классе, при изучении темы « Многообразие классов -  Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие», использую метод проблемного обучения. Этот метод развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, самостоятельность в поиске информации из дополнительной литературы, статистического материала. По этим темам ребята составляют интересные кроссворды, чайнворды, подбирают загадки, сведения о рекордах. Активизируя познавательную деятельность учащихся, интерес к предмету, даю ребятам творческие задания, особенно обращаю внимание на проведение итоговых работ по темам: в 7 классе по теме «Насекомые» подобрали интересный материал и оформили в виде пособия « Интересное о насекомых»; по окончанию изучения курса ботаники оформили пособие «Самое – самое интересное о растениях». Использую игровые моменты на уроках. Результатом такой деятельности является высокое качество успеваемости.

Педагогическая деятельность в 8 -9 классах главным образом направлена на формирование у детей стремления к самостоятельному исследованию биологических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. В 8 классе при изучении любой системы органов обязательно изучаем тему « Гигиена». Например, при изучении пищеварительной системы рассмотрели влияние пищевых продуктов быстрого приготовления и продуктов, наиболее часто используемых (чипсы, сосиски, газированные напитки и др.) на организм человека; основные заболевания и пути передачи их. При изучении темы «Кожа» наибольший интерес вызвали заболевания кожи и уход за ней, значение тату и пирсинга в жизни человека и их вред. При изучении любой  системы обязательно рассматриваем вред курения и алкоголя на организм.

Опираясь в работе на принцип дифференциации индивидуального обучения, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и их способности, я составляю поурочное планирование, выбираю ту или иную форму урока. Всё это позволяет мне создавать на уроках благоприятные условия для творческой работы учащихся, использовать систему разноуровневых заданий: начиная с 5 класса работаем с тестовыми заданиями, в 7-9кл. разработаны разноуровневые задания. Использую индивидуальные карточки по темам, на обобщающих уроках – дифференцированные задания, тесты. Результатом продуманного подхода к обучению является хорошая подготовленность детей.

Современный урок требует применения современных технологий. Применение информационно-компьютерной технологии (создание презентаций, тематических слайдов, использование видео роликов) вызывает большой интерес  у учащихся. С интересом изучаю возможности применения компьютера на уроке  и стараюсь их использовать.   Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация,  качество знаний по предметам. Поэтому, в обучении биологии и обж на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.

В настоящее время  многие дети ведут малоподвижный образ жизни, часами просиживают у телевизора или за компьютером. Это приводит к увеличению числа учащихся с пониженным вниманием, неустойчивой памятью, быстрой утомляемостью, ослабленным здоровьем. Значительный эффект в решении этих проблем я достигаю благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые, я считаю, относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

    Здоровьесберегающие технологии, предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему.

Для достижения этой цели, я считаю, мои  предметы как никакие другие, позволяют органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков биологии и обж.                                  

Их применение мне даёт возможность:

-осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

-достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;

-осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

Использую приёмы:

 -  защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

 - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, дыхательная гимнастика, тренинги).

    Технологии здоровьесбережения позволяют мне решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также являются средством повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.        .

Основной формой изучения биологии  и обж является урок, но я стараюсь использовать разные виды: урок-сказка, игра, уроки с применением элементов здоровьесберегающих технологий, уроки – презентации, уроки-лекции, уроки –лабораторная и практическая работа, интегрированные уроки. Для детей стараюсь создать на уроке благоприятный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя свободно, комфортно. Учитываю индивидуально – психологические особенности. При оценивании знаний применяю разнообразные формы общения: устное поощрение, похвала, одобрительная улыбка, открытый учёт знаний, аргументация оценки.

 Процесс обучения становится осознанным, когда учащиеся хотят связать свой профессиональный выбор с изучением биологии. Показателем мотивации к изучению биологии учащихся является  количество выпускников, продолжающих образование после окончания средней и основной школы по профилю предмета биология или использовании предмет на вступительных экзаменах.. Количество выпускников, поступивших в мед училища и мед. университеты ,кажый год увеличивается.

 За многие годы работы у меня сложилась определенная система работы с учащимися и во внеурочное время, в том числе  с обучающимися, отличающимися своими возможностями или склонностями. Она включает элективные и факультативные курсы, индивидуальные и групповые консультации, подготовку ученических проектов, рефератов, презентаций, подготовку и проведение олимпиад, предметных недель и т.д.

Мои учащиеся с удовольствием участвуют в  конкурсах по биологии, таких как «Зеленая планета», «Шолоховский родник», «Поможем вместе пернатому другу», «Зоологическая галерея», «Птица года», «Сбережем елочку» , «Зимняя сказка» ,онлайн-олимпиадах по биологии и обж на платформе

 « Сириус»,

Результат этой работы – активное и качественное участие ребят на школьном  и городском этапе Республиканской олимпиады школьников  по биологии, мои обучающиеся заняли 2 место в городском этапе агитбригад экологического направления «Первоцвет»

С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через следующие компоненты:

-изучение научно – методических статей по педагогике, психологии, биологии, экологии, химии в периодических изданиях  , образовательных порталах Интернета;

-посещение уроков коллег в школе;

-участие в методических  объединениях учителей биологии, классных руководителей в школе и городе;

На протяжении 10 лет я являюсь руководителем ШМО учителей естественного цикла Ежегодно участвую в городских  семинарах учителей биологии.В межаттестационный период ежегодно принимаю участие в проверке олимпиадных заданий 2 тура ,была членом жюри 1 этапа республиканского конкурса «Шолоховский родник»

Являюсь автором публикаций урока на портале «Современный урок» и статьи на образовательном портале «Инфоурок» , являюсь участником

Всероссийского конкурса «Творческий учитель -2022»

За достигнутые высокие производственные показатели в работе и за большой вклад в развитие и процветание города Суходольска мое фото было занесено на городскую доску почета в разделе Лучший по профессии» в номинации «Человек славен трудом»

2019 год-награждена грамотой Администрации города Краснодона и Краснодонского района.

2019 год-грамота  Исполнительного комитета Суходольского городского совета.

2018 год- грамота Управления образования

2020 год -грамота Управления образования

2021 год- грамота Управления образования

2022 год- грамота Управления образования

Но самая главная награда – признание и успехи детей.

 Я не только учитель биологии и обж, но еще и  классный руководитель. Воспитательную работу в классе веду по направлениям —духовно-нравственное, патриотическое. Считаю, что формирование у детей подлинной любви и уважения к Родине, ее историческому прошлому, к русской культуре происходит при знакомстве с духовными ценностями нашего великого народа.

Патриотическое воспитание начинается со знакомства с историей родного края, биографиями тех людей, которые его создавали, создают и прославляют. Перед праздником Победы в классе всегда проходят уроки мужества, дети выпускают стенгазету, учат стихи.

Учащиеся 10 класса, классным руководителем которого я являюсь, активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе, участвуют во внешкольных мероприятиях, являются активными членами школьного самоуправления, активно принимают участие во всех конкурсах и онлайн-викторинах

Как классный руководитель я работаю в самом тесном контакте с родителями, включаю их в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию их детей, налаживаю контакт с семьей, добиваюсь сердечности, откровенности, взаимопонимания и чуткости.      Без всякого сомнения, впереди много сложной работы, на достигнутом останавливаться жизнь не даст. Каждый день ставит в моей работе с детьми все новые задачи. Еще очень многое хочется сделать. Думаю, что новые проблемы мне удастся решить, но для этого необходимо развиваться и самосовершенствоваться.

      В условиях введения стандартов третьего поколения, понимаю необходимость перестройки подходов к организации учебной деятельности и отбору учебно-методических комплектов, внедрение вариативного образования, а также коррекции рабочих программ и разработки целостной системы формирования общеучебных и предметных умений, способов деятельности в рамках курса биологии и обж.

   Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках современных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.

Если учитель сам будет увлеченно работать, используя при этом все возможные методы и средства, то и мотивация учащихся будет постепенно повышаться. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

Самоанализ работы учителя за 2011-12 учебный год

Уважаемые коллеги ! Представляю Вашему вниманию краткий самоанализ своей работы в 2011-2012учебном году....

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.

Материал в помощь для создания портфолио учителя....

Самоанализ работы учителя

                                                    ...

Самоанализ работы учителя английского языка.

Самоанализ работы учителя английского языка....