Рабочая программа по биологии 6 кл 2022-2023 уч. год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

рп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_bio_2022.docx79.47 КБ

Предварительный просмотр:

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые

Требования к  уроню подготовки обучающихся:

Научатся называть:

•        основные систематические категории

•        признаки царств: Прокариоты, Грибы, Растения;

•        основные признаки отделов грибов, отделов и классов растений;

Раскрывать:

•        строение, жизнедеятельность клетки бактерии, грибов, растений;

•        строение, жизнедеятельность, размножение, развитие организмов разных царств живой природы (Прокариоты, Грибы, Растения);

Сравнивать:

•        клетки бактерий, грибов, растений между собой;

•        растения разных отделов, классов, отделов грибов разных типов и классов между собой;

Узнавать:

•        представителей разных царств живой природы, отделов грибов, растений;

Характеризовать:

•        строение, жизнедеятельность, размножение растений разных отелов и классов;

•        признаки усложнения растений разных отделов и классов;

•        среду обитания растений, экологические факторы среды, черты приспособленности их к среде обитания;

Обосновывать:

•        роль бактерий, грабов, растений в природе, их значение в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

Составлять:

•        схемы цепей питания; применять

•        знания об эволюции для установления родства растений разных отделов.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (7 ч)

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.( Использование оборудования «Точки роста»)

Тема 2. Органы растений (13 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Лабораторные работы

«Строение семени фасоли»

«Строение корня  проростка».

«Строение вегетативных и генеративных почек»

 «Изучение строения соцветий».( Использование оборудования «Точки роста»)

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (8 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез.( Использование оборудования «Точки роста») Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Практические работы

«Черенкование комнатных растений»

«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»

Тема 4.Многообразие и развитие растительного мира (18 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

«Изучение внешнего строения мхов»

Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

План.

Факт.

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (7 часов)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Царство Растения.

1

4.09

2

 Внешнее строение листа и общая характеристика растений.

1

8.09

3.

Многообразие жизненных форм растений.

1

11.09

4.

Клеточное строение растений.

1

18.09

5

Свойства растительной клетки.

1

22.09

6.

Ткани растений

1

25.09

7.

Контроль знаний по теме «Наука о растениях - ботаника»

1

6.10

Тема 2. Органы растений. (13 часов)

8.

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». Инструктаж по ТБ.

1

9.10

9

Условия прорастания семян.

1

16.10

10.

Корень, его строение..

1

20.10

11.

 Видоизменение корней и значение корней в природе. Лабораторная работа № 2. «Строение корня  проростка». Инструктаж по ТБ

1

23.10

12.

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек». Инструктаж по ТБ.

1

6.11

13

Внешнее и  внутренее  строения  листа.

1

10.11

14

 Значение листа для растений. Видоизменения  листьев.

1

13.11

15.

Стебель, его строение и значение.

1

20.11

16.

Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Инструктаж по ТБ.

1

24.11

17.

Цветок, его строение и значение.

1

27.11

18

Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». Инструктаж по ТБ.

1

1.12

19.

Плод. Разнообразие и значение плодов

1

4.12

20.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль.

1

11.12

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (8часов)

21.

Минеральное питание растений

1

15.12

22.

Воздушное питание растений — фотосинтез

1

18.12

23.

Дыхание и обмен веществ у растений

1

25.12

24.

Размножение и оплодотворение у  растений

1

12.01

25

Оплодотворение у цветковых растений.

1

15.01

26.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений»

1

22.01

27.

Рост и развитие растений.

1

26.01

28.

Контроль  знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

1

29.01.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (18ч)

29.

Систематика растений, её значение для ботаники.

1

5.02

30

Водоросли, их многообразие в природе

1

9.02

31

Размножение водорослей

1

12.02

32.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». Инструктаж по ТБ.

1

19.02

33.

Плауны. Хвощи, папоротники

1

26.02

34.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

5.03

35.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

9.03

36.

Семейства класса Двудольные. Семейство Розоцветные

1

12.03

37

Семейство Мотыльковые (Бобовые)

1

19.03

38

Семейство Крестоцветные (Капустные)

1

23.03

39

Семейство  Паслёновые.

1

2.04

40

Семейство Сложноцветные.

1

6.04

41.

Семейства класса Однодольные. Семейство  Лилейные.

1

9.04

43

Семейство Луковые.

1

16.04

44

Семейство Злаки (Мятликовые)

1

20.04

45.

Историческое развитие растительного мира.

1

23.04

46

Разнообразие и происхождение культурных растений

30.04

47.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

1

4.05

Тема 5. Природные сообщества. (5 часов)

48.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

7.05

49.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе. » ИТБ.

1

14.05

50.

Смена природных сообществ и её причины

1

18.05

51.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»

1

21.05

52.

Летние задания

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...