Рабочая программа 6 класс 2022-23 уч.год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Гладышева Оксана Витальевна

Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2020 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6.docx193.39 КБ

Предварительный просмотр:

        C:\Users\Teacher\Pictures\2022-09-15\008.jpg

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО  МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по биологии.

        Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2018 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.

В результате изучения биологии в 6 классах ученик научится:

  • Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты и процессы;
  • Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • Использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • Находить информацию о растениях и животных в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ .     6 класс  

Тема 1. Жизнедеятельность организмов 12 ч.

Обмен веществ- главный признак жизни.

Питание бактерий , грибов и животных.

Питание растений. Удобрения.

Фотосинтез.

Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ у растений.

Передвижение веществ у животных.

Выделение у растений и животных.

Размножение организмов и его значение.

Рост и развитие – свойства живых организмов.

Лабораторная работа № 1: « Поглощение воды корнем» ( дома выполнить)

Лабораторная работа № 2: « Выделение растением кислорода на свету»

Лабораторная работа № 3: « Выделение углекислого газа при дыхании растений» (дома выполнить)

Контрольная работа №1: по теме «Обмен веществ, дыхание, питание организмов»

Тема 2.Строение покрытосеменных растений 14ч

Строение семян

Виды корней и типы корневых систем

Видоизменения корней

Побег и почки

Строение стебля

Внешнее строение листа

Клеточное строение листа

Видоизменения побегов

Строение и разнообразие цветков

Соцветия

Плоды

Лабораторная работа №: 4 « Строение семян однодольных и двудольных растений»

Лабораторная работа № 5: « Виды корней и типы корневых систем. Строение корня»

Лабораторная работа №6: « Строение почек. Расположение почек на стебле»

Практическая работа №1: « Внутреннее строение ветки дерева»

Практическая работа №2: « Строение кожицы листа»

Практическая работа № 3: « Строение клубня, луковицы и корневища»( выполняем дома)

Лабораторная работа № 7: « Строение цветка, виды соцветий»

Лабораторная работа №8: « Классификация плодов»

Контрольная работа № 2 по теме « Строение коня и семени»

Контрольная работа №3 по теме « Строение стебля, листа, цветка.»

Тема 3. Размножение и многообразие покрытосеменных растений. 8ч

Размножение покрытосеменных растений

Классификация покрытосеменных

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Лабораторная работа №9: « Особенности семейства двудольных»

Лабораторная работа №10: « Особенности семейства однодольных»

Контрольная работа № 4 по теме : « Размножение и многообразие покрытосеменных растений.»

Проектная деятельность. Многообразие живой природы. Охрана природы.

Тематическое планирование по учебному предмету биология

 Биология 6  класс ( 34 ч., 1 ч в неделю)

№п/п

Наименование раздела

Количество часов по рабочей программе

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1

Тема 1. Жизнедеятельность организмов.

 

12

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)

Международный день распространения грамотности (информационная минутка на уроке русского языка)

2

Тема2. Строение покрытосеменных растений

 

14

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики)

Международный день жестовых языков (информационная минутка на уроках русского и иностранных языков)

3

Тема3: Размножение и многообразие покрытосеменных растений.

8

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)

Международный день детского церебрального паралича (информационная минутка на уроках биологии)

Уроки-турниры, посвящённые Всемирному дню математики.

100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (информационная минутка на уроке литературы)

Всероссийский урок «История самбо»

День начала Нюрнбергского процесса (минутка информации на уроках истории и обществознания)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (информационная минутка на уроках литературы)

4

резерв

0

Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка

День российской науки. Школьная научно-практическая конференция «Шаги познания»

Предметная неделя естественно-математических наук

Региональный этап  всероссийской олимпиады школьников

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны)

Итого:

Из них: К.Р. 4;    Л.Р.10;    Практич. 3;  тест 1 , Проект 1

34

Календарно – тематическое планирование 6 класс, 1 час в неделю

№п/п

Содержание           (разделы, темы)

Колич.

часов

Универсальные учебные действия(УДД ), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные  понятия

                           РАЗДЕЛ 1.  ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ 6 класс    Тема 1 .Жизнедеятельность организмов 12ч

1

Обмен веществ- главный признак жизни..

.

1

Личностные:Формировние основ правильного питания, экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни. Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство и единство органического мира.
Регулятивные: Проводить целеполагание, уметь овладеть новым материалам, пользоваться рекомендациями к выполнению работы.
Познавательные: Уметь обобщать и классифицировать растения и животных, бактерий и грибы по способу питания. Уметь сравнивать и анализировать полученный материал.
Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, адекватно использовать речевые средства для дискуссии.

2

Питание бактерий , грибов и животных.

1

Выделять существенные признаки питания бактерий, грибов, животных. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

3

Питание растений. Удобрения

Лабораторная работа № 1: « Поглощение воды корнем»  

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Объяснять необходимость восполнения запасов питательных веществ в почве, путем внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде, использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Уметь объяснять необходимость правильного отношения к окружающей среде, к сохранению зеленой зоны.

4

Фотосинтез.

Лабораторная работа № 2: « Выделение растением кислорода на свету»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости охраны воздуха от загрязнений

5

Дыхание растений и животных.

Лабораторная работа № 3: « Выделение углекислого газа при дыхании растений»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

. Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией . учащиеся обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. Развивают умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. Формирование интереса к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования

6

Передвижение веществ у растений.

1

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

7

Передвижение веществ у животных.

1

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов. Уметь расшифровывать и грамотно характеризовать схемы таблиц учебника, делать анализ и конспект параграфа. Формировать навыки логического мышления.

8

Контрольная работа №1

«Обмен веществ, дыхание, питание организмов»

1

Уметь работать индивидуально, парами и группами. Уметь систематизировать и обобщать понятия раздела « Царство растений» и « Царство Животных». Уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно общаться по группам и парам в процессе обсуждения изученного материала .Научиться грамотно и красиво оформлять работы.

9

Выделение у растений и животных.

1

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов

10

Размножение организмов и его значение.

1

Личностные: формирование основ экологической грамотности, способствовать развитию эстетического сознания, уважительного отношения к природе, обществу, семье. Уметь выбирать целевые и смыслове установки в работе, клессе и дома.
Регулятивные: подбор обязательной и дополнительноый литературы, необходимого материала, уметь составлять план, решать поставленные задачи. Самостоятельно планировать пути достижения цели, фиксировать результаты и делать выводы.
Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналоги, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения, выдвигать гипотезы.
Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты

11

Рост и развитие – свойства живых организмов.

1

Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения

12

Проверочный тест по теме: «Размножение ,рост и развитие»

1

Уметь работать самостоятельно и по парам и по группам. Выделять самое главное из пройденного материала.

                                            Тема 2. Строение покрытосеменных растений 14ч

Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека

13

Строение семян 

Лабораторная работа №: 4 « Строение семян однодольных и двудольных растений»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Выделять существенные признаки семени двудольного и семени однодольного растения. Сравнивать строение семени однодольного и двудольного растения, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах, таблицах семена двудольных и однодольных растений. Составлять схему «Строение семени». Освоить приёмы работы с определителями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

14

Виды корней и типы корневых систем

Лабораторная работа № 5:  «Виды корней и типы корневых систем»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

 Уметь определять виды корней и типы корневых систем .Понимать строение корня.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

15

Видоизменения корней

1

Понимать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, корни-прицепки, дыхательные корни .Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,  предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

16

Побег и почки

Лабораторная работа №6: « Строение почек. Расположение почек на стебле»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Различать вегетативную и генеративную почку. Понимать строение побега., различать листорасположение и расположение почек на побеге. Освоить рост и развитие побега. Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли  ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы.  Прививать любовь  и бережное отношение к родной природе, экологической культуры.

17

Контрольная работа № 2 по теме « Строение коня и семени»

1

Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,  предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

18

Строение стебля Практическая работа №1: « Внутреннее строение ветки дерева»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Уметь различать сосуды и ситовидные трубки. Понимать строение стебля, знать значение камбия. Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли  ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты.

19

Внешнее строение листа

1

Освоить понятия , связанные с внешним строением листа: форма листа, простые и сложные листья,жилкование – сетчатое , параллельное , дуговое.

20

Клеточное строение листа

Практическая работа №2: « Строение кожицы листа»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Понимать строение кожицы, мякоти и жилок листа.Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах . Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Умение участвовать в диалоге. Формировать элементы экологической культуры.

21

Видоизменения побегов

Практическая работа № 3: « Строение клубня, луковицы и корневища»( выполняем дома)

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Уметь работать с наглядным материалом, различать строение стебля, клубня, корневища и луковицы. Дать определение ключевым понятиям. Уметь проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты, отстаивать свою точку зрения. Формировать любовь и бережное отношение к родной природе. Понимать связь биологии с другими предметами.

22

Строение и разнообразие цветков Лабораторная работа № 7: « Строение цветка»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Цветок как укороченный побег. Различать цветки по форме ( правильной и неправильной), по наличию тычинок и пестиков( обоеполые  и раздельнополые), растения однодомные и двудомные, понимать схему строения цветка.Выполнять лабораторную работу по природному и гербарному материалу, отражая результаты в таблице. Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания, формулировать учебную проблему совместно с учителем. Развивать познавательный интерес  к изучаемому материалу на основе работы в группах и парах. Знать усложнение строения  покрытосеменных.

23

Соцветия

1

Уметь описывать и составлять  соцветия  Двудольных и Однодольных растений. Уметь работать в группах и по парам. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

24

Плоды

1

25

Лабораторная работа №8: « Классификация плодов» (с использованием оборудования «Точка роста»)

Подготовка к к/р.

1

Давать определение различным плодам и составлять их характеристику, подтверждая примерами. Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах . Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

26

Контрольная работа №3 по теме « Строение стебля, листа, цветка.»

1

Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли  ясно, логично и точно в процессе контрольной работы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы.  Прививать любовь  и бережное отношение к родной природе, экологической культуры.

                          Тема 3. Размножение и многообразие покрытосеменных растений. 8ч

27

Размножение покрытосеменных растений

1

Понимать понятие опыление и оплодотворение, понимать сущность полового размножения покрытосеменных. Различать признаки насекомоопыляемых  и ветроопыляемых растений. Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли  ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы.

28

Классификация покрытосеменных

1

Научиться различать покрытосеменные растения по главным признакам классов  и семейств. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы.  Прививать любовь  и бережное отношение к родной природе, экологической культуры

29

Класс Двудольные

1

Уметь работать с учебным материалом. Различать  и выделять основные особенности семейств: крестоцветных, розоцветных, пасленовых, сложноцветных, мотыльковых. Уметь работать в группах и по парам, с применением новых технологий.

30

Класс Однодольные

1

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности . уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме. Развивать умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

31

Лабораторная работа №9: « Особенности семейства двудольных»

 (с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Развивать умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

32

Лабораторная работа №10: « Особенности семейства однодольных»

(с использованием оборудования «Точка роста»)

1

Уметь различать злаки, понимать хозяйственное значение зерновых. Развивать умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований

33

Контрольная работа № 4 по теме : « Размножение и многообразие покрытосеменных растений.»

1

Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли  ясно, логично и точно в процессе контрольной работы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы.  Прививать любовь  и бережное отношение к родной природе, экологической культуры.

34

Проектная деятельность. Многообразие живой природы. Охрана природы.

1

Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. Формировать и развивать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.  Умение работать с литературой и оборудованием.

Итого: Из них: К.Р. 4;    Л.Р.10;    Практич. 3;  тест 1 , Проект 1

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2021-2022

Рабочие программы по математике на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов

Рабочая программа на 202202023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов...

Рабочие программы 2021-2022

Рабочие программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...