Рабочая программа по биологии 6-9 класс по УМК В.В.Пасечник (Линия жизни)
рабочая программа по биологии

Муфтахова Раузиля Равиловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Благовещенка

муниципального района Архангельский район

Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

 на заседании ШМО учителей  Абдрашитова Р.Н.

______________________

№ протокола ______

«___»___________ 2022г.

«Согласовано»    

Заместитель директора по УВР Рамазанова Р.Р.

______________________

«___» _____________ 2022г.

«Утверждено:               Директор МОБУ СОШ с.Благовещенка               Бахтиярова Р.М               Приказ  №    от      2022г.             _______________________

«___»_____________ 2022г.

     

Рабочая программа

по предмету «Биология»

на уровень основного общего образования

Срок реализации: 1 год

Составитель: Муфтахова Раузиля Равиловна,

 учитель биологии

с.Благовещенка, 2022

    Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с требованиями ФГОС ООО,  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Федеральным перечнем учебников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254); с учетом основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана, положения о рабочей программе МОБУ СОШ с. Благовещенка; на основе  авторской программы. Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).

6 класс

Биология.

(базовый уровень)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

2. Содержание учебного предмета, курса. 

Раздел 2. Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы:

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

  Раздел 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные и практические работы:

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Р/к: Условия выращивания пшеницы, овса, ячменя, кукурузы и многолетних трав на территории Архангельского района.

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Р/к: Знакомство с многообразием местной флоры. Определение растений по внешним признакам.

3. Тематическое планирование.

№  п/п

ТЕМА

Количество

часов

лабораторных работ

экскурсий

Введение

1

Тема 1. Жизнь растений.

14

1

Тема 2.Классификация растений.

10

Тема 3. Природные сообщества

4

Глава 4. Развитие растительного мира

5

1

                   Итого

34

1

1

7 класс

Биология.

(базовый уровень)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Животные »

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

2. Содержание учебного предмета, курса. 

Введение. История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

   Тема 1.Многообразие животных.

Простейшие. Многообразие, среда  и  места обитания. Образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Разнообразие паразитических червей на территории РБ. Профилактика гельминтозов.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение. Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Разнообразие членистоногих в РБ.

Тип  Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Многообразие рыб в РБ.

Класс Пресмыкающиеся.  Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся в красной книге РБ.

Класс Птицы. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие виды птиц РБ..

Лаб. работа «Наблюдение многообразия водных простейших»

   Тема2.Строение, индивидуальное развитие, эволюция.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продление рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

   Тема 3.Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции птиц в РБ..

   Тема 4. Биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

   Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Красная книга РБ. Рациональное использование животных.

3. Тематическое планирование.

№  п/п

Тема

Количество

часов

лабораторных работ

экскурсий

Введение

1

Глава 1. Многообразие животных.

17

4

Глава 2.  Строение, индивидуальное развитие, эволюция.

7

1

Глава 3.  Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

2

Глава 4. Биоценозы.

3

1

Глава 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

4

   Итого

34

5

1

8 класс

Биология.

(базовый уровень)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Человек».

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку, осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;
  • умения реализовывать теоретические познания на практике;
  • осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
  • владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях систем и органов человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Предметные  результаты обучения :

Учащиеся должны знать о месте человека в систематике;

  • о основных этапах эволюции человека;
  • о особенностях строения организма человека, о строении систем и органов;
  • о обмене веществ и энергии-основном свойстве живых существ;
  • о заболеваниях систем и органов человека;
  • о вкладе отечественных ученых в развитие науки анатомии;
  • о наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях передающихся половым путем, а также о мерах их профилактики

Учащиеся  должны уметь:

  • объяснять место и роль человека в природе;
  • определять черты сходства и различия человека и животных;
  • выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
  • наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
  • выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
  • объяснять особенности строения систем и органов организма человека;
  • оказывать первую помощь при отравлениях, кровотечениях, при простудных заболеваниях, ожогах и т.д.;
  • характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

2. Содержание учебного предмета, курса. 

Введение.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Происхождение человека.

 Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Строение и функции организма.

Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа № 1 «Ткани организма человека»

Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микро-строение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу-подвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №2 «Безусловные рефлексы человека»

 Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

Лабораторная работа № 3 «Подсчет пульса»

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

Лабораторная работа № 4 «Действие слюны на крахмал»

Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Нервная система

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Лабораторная работа №5 «Изучение головного мозга человека»

 Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.

3. Тематическое планирование.

№  п/п

Тема

Количество

   часов        

лабораторных работ

Введение. Науки, изучающие организм человека

1

Глава 1. Происхождение человека

3

Глава 2. Строение организма

5

1

Глава 3. Опорно-двигательная система  

7

1

Глава 4. Внутренняя среда организма.

5

Глава 5.  Кровеносная и лимфатическая системы.

7

1

Глава 6.  Дыхание

4

Глава 7.  Пищеварение.

5

1

Глава 8.  Обмен веществ и энергии.

4

Глава 9.  Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

Глава 10.  Нервная система.

3

1

Глава 11.  Органы чувств.

6

Глава 12.  Высшая нервная деятельность.

5

Глава 13.  Эндокринная система.

2

Глава 14.   Индивидуальное развитие организма.

4

Итого

68

5

9 класс

Биология.

(базовый уровень)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Общая биология»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В
познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере
трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере
физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В
эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

   

2. Содержание учебного предмета, курса. 

Введение. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Достижения современной биологии в РБ.

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Генетические исследования в РБ.

Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Экологические проблемы в РБ.

Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Биосферный уровень. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Эволюция. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

3. Тематическое планирование.

№  п/п

Тема

Количество

часов

лаборатор-ных работ        

экскурсий

Введение.

1

Молекулярный уровень

10

Клеточный уровень

15

1

Организменный уровень

14

2

Популяционно-видовой уровень

3

1

Экосистемный уровень

7

Биосферный уровень

4

Эволюция

7

1

Возникновение и развитие жизни

7

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В условиях перехода Российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе  школьников. Современная образовательная деятельность, в отличие от былых подходов, направлена не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.

Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что, безусловно, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Ключевым звеном в изучении биологии является натуралистический подход и практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, познаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Программа кружка  «Увлекательная биология» соответствует целям ФГОС и обладает новизной для учащихся и направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Помимо всего выше сказанного, у ученика есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии. Для этого у школьника будет возможность принимать участие в предметных неделях, научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, проекты, экскурсии. Программа внеурочного занятия «Увлекательная биология» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

На биологию в 10-11 классах выделен всего 2 часа и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, но по программе спланировано большое количество лабораторных работ, поэтому возникла идея создания внеурочного занятия «Увлекательная биология».

До введения в действие нового Стандарта, в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В программу занятий включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 10-11 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. Эти качества являются благодатной почвой для взращивания у учащихся

универсальных учебных действий в учебных ситуациях.

При организации процесса обучения в 10-11 классах необходимо:

  • использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
  • формировать целостную картину общебиологической целостности мира;
  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении тем занятий «Увлекательная биология».

Цель и задачи

Целью занятий внеурочной деятельности является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать систему научных знаний о единстве живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
  • систематизировать сформированные начальные представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
  • приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним;
  • сформировать основы экологической грамотности, способность оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • сформировать способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов живых организмов;
  • сформировать представления о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования;
  • освоение приемов выращивания и размножения растений и животных в домашних условий и ухода за ними.

На внеурочную деятельность отводится 34 часа. Материал программы разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли ученых- биологов различных направлений биологических специальностей. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведения различных опытов и экспериментов ученики отвечают на вопросы, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Структура программы

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала. На уроках биологии закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках достаточно велико, поэтому введение кружка «Увлекательная биология»  будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Кружок «Увлекательная биология» направлен на закрепление теоретического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с презентациями (при активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу). При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.

Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

  • Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
  • Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).

Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

  • Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
  • Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
  • Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
  • Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
  • Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.
  • Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Знание основных правил поведения в природе.
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
  • Соблюдение ТБ и правил работы в лаборатории с биологическими приборами и инструментами (колбы, пробирки, предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
  1. В эстетической сфере:
  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
  • Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии:

- раздел биологии, изучающий строение тканей организмов.

  • Физиология - наука о жизненных процессах.
  • Эмбриология - наука о развитии организмов.
  • Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных.
  • Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.
  • Антропология - наука, занимающаяся изучением человека, его происхождения, развития.
  • Бактериология - наука о бактериях.
  • Биогеография        -        наука        изучает        закономерности        географического        распространения        и распределения организмов.
  • Биогеоценология        -        научная        дисциплина,        исследующая        строение        и        функционирование биогеоценозов.
  • Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов.
  • Микология - наука о грибах.
  • Морфология изучает внешнее строение организма.
  • Наука о водорослях называется альгологией.
  • Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

                                                                                     Тематическое планирование

Номер заняти я

план/ф акт

Тема занятия

Планируемые результаты

1.

02.09

Введение. Знакомство с лабораторией.

Т/Б при работе с оборудованием в лаборатории.

Выбор тем проектов учащимся

2.

09.09

Фенология- раздел ботаники. Натуралисты.

Экскурсия «Живая и неживая природа на территории школьного лесничества»

Отчёт об экскурсии (сравнение объектов живой и неживой природы, формулирование вывода о различиях тел живой и неживой  природы)

3.

16.09

Антропология.

Творческая мастерская

«Лента времени»

Лента времени, как доказательство эволюции человека (жизнь и занятия  человека на

разных этапах его развития)

4.

23.09

Юные фенологи. Лабораторная работа №1

«Развитие семени фасоли»

Макет этапов развития семени фасоли

5.

30.09

Почувствуй себя ученым. Творческая мастерская «Наблюдаем                                     и исследуем»

Презентация опыта работы групп

6.

07.10

Исследователи, открывающие невидимое.

Лабораторная работа №2 «Тайна узоров в биологии»

Работа по выполнению биологического рисунка на основе дактилоскопии

7.

14.10

Цитология- наука   о клетке. Изучение клеток различных царств живой природы

Модель клетки грибов, растений и животных

8.

21.10

Гистология- наука                             о тканях.

Лабораторная работа №3

«Строение тканей животного организма»

Презентация «Строение

тканей своих наблюдений под микроскопом»

9.

28.10

Биохимия. Лабораторная работа №4

«Химический состав                     растений» «Определение ДНК банана»

Кластер (по результатам опытов)

10.

11.11

Физиология. Лабораторная работа №5

«Исследование процесса испарения воды листьями» «Зависимость транспирации от внешних факторов»

Кластер (по результатам опытов)

11.

18.11

Эволюционное   учение. Творческая мастерская «Живое из живого» (опыт Реди)

Фото-отчет

12.

25.11

Библиографы. Интересные факты из жизни ученых. Творческая мастерская

«Великие естествоиспытатели»

Картотека великих естествоиспытателей

13.

02.12

Классификация                   организмов.

Основы  систематики. Творческая мастерская

«Классификация живых организмов»

Конструктор Царств живой природы как наглядного пособия для классификации

живых организмов

14.

09.12

Вирусология- в ногу со временем.

Творческая мастерская «Портрет вируса». Развитие микробиологической отрасли в РБ

Фото-коллекция, выставка рисунков,

презентация

15.

16.12

Бактериология. Творческая мастерская

«Изготовление бактерий»

Модель бактериальной клетки, презентация

16.

23.12

Альгология- наука о водорослях. Лабораторная работа №6 «Строение водорослей»

Кластер, биологический рисунок, презентация

17.

13.01

Зоология и протозоология.

Лабораторная работа №7

«Рассматривание   простейших

под микроскопом»

Кластер, биологический рисунок, презентация

18.

20.01

Наука о грибах- микология. Лабораторная работа №8 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом». Исследование факторов влияющих на развитие плесени

Приготовление микропрепарата, фотографии, презентация

19.

27.01

Орнитология изучает птиц.

Творческая мастерская. Изготовление кормушек

Выставка кормушек, презентация,

фотоальбом

20.

03.02

Становление экологии.

Творческая мастерская «Кто, где живет?»

Составление цепи и сети питания.

21.

10.02

Развитие физиологии                  растений.

Лабораторная работа №9

«Влияния воды, света и температуры на рост  растений»

Кластер, презентация

22.

17.02

Искусственная                   экосистема-

Аквариум. Творческая мастерская

«Создание аквариума»

Макет аквариума

23.

24.02

Природные сообщества.

Творческая мастерская «Лента

природных сообществ»

Лента природных сообществ

24.

03.03

Зоогеография как   наука.

Творческая мастерская Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах

Создание кластера

25.

10.03

Наука о деревьях- дендрология.

Экскурсия «Изучение состояния деревьев»

Картотека и фото-коллаж деревьев

26.

17.03

Поведение в                               биологии- этология.

Лабораторная работа №10 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»

Дневник наблюдений

27.

24.03

Флористы. Творческая мастерская

«Составление букета»

Составление презентации

28.

07.04

Ископаемые останки в науке палеонтология. Творческая мастерская Работа с изображениями останков человека и их описание

Фото-каллаж

29.

14.04

Изучаем растения- ботаника.

Творческая мастерская

«Изготовление простейшего гербария цветкового растения»

Гербарий

30.

28.04

Следуем по стопам животных.

Творческая мастерская

«Узнай по                               контуру птицу и зверька»

Игра

31.

05.05

Цветоводство.

Творческая мастерская «Создание клумбы»

Кластер, презентация

32.

12.05

Развитие эко-туризма в  Архангельском районе РБ. Творческая мастерская Виртуальное путешествие по Красной

книге

Маршрут виртуальной экскурсии

33.

19.05

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов



Предварительный просмотр:

                            Аннотация к рабочей программе «Биология 6-9 класс»

   Рабочая программа по биологии для обучающихся 6-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе следующих документов и материалов:

 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 Биология. 5−9 классы: Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» / Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. М.: Издательство «Просвещение» 2011. – 82 с.

  Целью изучения предмета является:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания и т.д.), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биологии;

-приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;

-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

-формирование основ экологической грамотности;

-создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Структура учебного предмета

        Курс «Бактерии, грибы, растения» 5 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.- 141с.

Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.    

       При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается с применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме контрольного тестирования.

Курс «Растения» 6 класс

  В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология.6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2020.- 150с.

Курс «Животные» 7 класс

В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология.  7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2019.- 150с.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

 Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Курс «Человек и его здоровье» 8 класс

   Программа курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и в курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

  В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология.  8кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2019.- 150с.

  В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, сходство строения и функций организмов человека и животным позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. На основе полученных знаний учащиеся могут обосновывать правила здорового образа жизни, осуществлять выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Курс «Биология. Введение в общую биология и экологию»

9 класс

  В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 9 классе отводится 2 час в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология.  9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2019.- 150с.

  В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

  Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

  Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Региональное содержание

Региональное содержание программы составлено на основе рекомендаций Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельского района. Региональное содержание включено в состав уроков и направлено на изучение экологических характеристик условий Южного Урала, сезонных явлений в жизни растений и животных Архангельского района, знакомство с многообразием представителей грибов, растений и животных района, охраняемых Красной книгой.

В связи с особенностью преподавания предмета «Биология» на первом уроке учебного года, во втором полугодии и при проведении лабораторных и практических работ проводится инструктаж по технике безопасности.

УМК:

1.Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы, (авторская линия В.В. Пасечника).- СПб.: Паритет, 2010.- 160с.

2.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. - М.: «Интеллект-Центр», 2006.-136с.

Источник: https://cdn.catalog.prosv.ru/attachment/ca209a13ae9dd480ebae04d1a8eac50303dabae0.pdf

3.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. - М.: «Интеллект-Центр», 2006.-136с.

Содержание программы представлено следующими разделами:

1. пояснительная записка

2. содержание учебного предмета

3. планируемые результаты освоения учебного предмета

4. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами.

Место курса в учебном плане

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом.  Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 315, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и по 70 ч (2 ч в неделю) в 6-9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов  В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. 2часа в неделю...

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой...

рабочая программа по биологии 10-11 класс 2015-2016 уч.год Пасечник

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по биологииуровень образования, класс:основное общее образование 10-11 классучитель: Алексеева Татьяна Петровнаколичество часов: всего 170  про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

Программа разработана на основе  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, ...

Рабочая программа по биологии для 5 класса к УМК В.В. Пасечника.

Рабочая программа по биологии для 5 класса к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа). Рабочая программа составлена с опорой на материал учебника и требования ФГОС. В программу входят пояснительная записка, тре...

рабочая программа по биологии для 9 класса автор учебника В.В.Пасечник-М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни)

Рабочая программа разработана в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ №4» г. Альм...