Внеклассное мероприятие "День птиц"
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Муфтахова Раузиля Равиловна

В конкурсной программе даны викторины, мини-исследовательские работы и познавательный материал для учащихся по птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Станция № 3 « «Живые синонимы» ( отв Пихиенко О.Ю.. каб. Надежда)

Максимальное количество – 15 (за 1 правильный ответ – 1 балл).

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

Например Важный и спокойный, как ГУСЬ и т.п. Если команда не знает, то отвечает капитан. 1Могучий, как… (орёл)

2Мудрый, как… (сова).

3Важный или надутый, как… (индюк).

4Верность…. (лебединая).

5Любовь и нежность … (голубиная).

6Большеглазый, как … (филин).

7Взгляд хищный, как у… (ястреба).

8Взгляд зоркий, как у… (сокола).

9Болтать или трещать, как… (сорока).

10 Ворковать, как… (голубь).

11 Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

12 Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).

13 Нос с горбинкой, или … (орлиный).

14 Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).

15 Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

ИТОГО_____________ (Максимум 15 баллов)

Станция № 5 «Верю - не верю» ( игра со зрителями)

Конкурс «Правда ли это?» Ответьте да или нет. Максим. кол. Баллов - 10

1Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз? (Да)

2Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да)

3Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)

4Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами? (Да)

5Правда ли, что чайки пьют только пресную воду? (Нет, чайки пьют и соленую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.)

6Правда ли, что в Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить?

(Да)

7Правда ли, что пингвин единственная птица, которая может плавать, но не может летать? (Да)

8Правда ли, что грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

9Правда ли, что ворон может досчитать до пяти (Да.)

10 Правда ли, что птица хохлится – к непогоде (Да)

ИТОГО____________ (Максимально -10 баллов)

Станция № 6 «Абракадабра» (отв. Дударкин Д.А.. каб.Валеологии)

Найдите в предложении птицу (подчеркните). 1 птица – 1 балл, всего: 7 баллов

1У тигра чесался нос. - ГРАЧ

2В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ

3Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОВА

4По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА

5Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ

6На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ

7Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ

ИТОГО--------------------------(Максимально 7 баллов)

Станция № 7 «Птица в кадре» » (отв. Садыков Г.Ф. каб.Компьютерный)

Презентация (слайды) Изображения птиц на 10 фото

Максимальное количество баллов 10 баллов

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5613e36a4a2ac/ighra-po-stantsiiam-dien-ptits_2.png

За 3-5 минут найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь (только для 1и 2 классов). Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица "спряталась" в магическом квадрате.

(В квадрате "спряталась" ласточка.)

1 команда

2 команда

3 команда

1. Дятлы, синицы, вороны и другие птицы длительно стучат клювом во время поиска пищи. Какие защитные приспособления предохраняют головной мозг от сотрясения? (Слой клеток, обеспечивающий амортизацию при стуке о дерево)

1. Какая птица выстилает гнездо рыбьими костями и выкармливает птенцов рыбой? (Зимородок).

1. Певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну. Кто это? (Оляпка).

 

2. Какие птицы преподносят друг другу подарки? (Крачки – рыбу, свиристели – ягоды; пингвины адели – камушки; чомги – водоросли; Цапли – палки).

2. У этих нелетающих австралийских птиц яйца высиживают самцы. (Страус эму).

2.Эта небольшая птица из семейства воробьиных зимующая у нас, часто висит на деревьях вниз головой. (Синица).

3. Эта птица обитает в сибирской тайге, в хвойных лесах. Она отличается от всех птиц тем, что делает запасы на зиму. (Кедровка).

3. Это единственная птица, которая откладывает яйца и выводит своих птенцов зимой, в самые лютые морозы. Какая это птица? (Клёст).

3.Это самые маленькие в мире птицы. Они очень похожи на бабочек – бражников. Они могут летать задом – наперёд, опыляют разные тропические растения. Что это за птицы? (Колибри).

4. Какая птица никогда не садится на Землю? (Стриж).

4.Почему яйца кайры не падают со скалы? (Имеют центр тяжести).

4.Кто помогает лес сеять? (Клесты, дрозды, свиристели)

5. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой. (Поползень)

5. Как отличить друг от друга деревенскую, городскую и береговую ласточку? (Окраска, хвосты. У городской – тупая вилочка, у деревенской – острая. У береговой – спинка тёмная, а на

5. Почему сова летает бесшумно? (Мягкие перья, бороздки не сцеплены и образуют бахрому).

https://urok.1sept.ru/articles/561733/img4.jpg

  1. Лысуха - имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным растениям не проваливаясь.
  2.  Орёл – имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.
  3.  У дятла два пальца расположены вперёд на ноге и два – позади, это помогает ему держаться на стволе.
  4.  Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.
  5.  Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.
  6.  У птиц, сидящих на деревьях, например у воробья, пальцы приспособлены к обхватыванию веток.
  7.  Цапля бродит по воде, её вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил.
  8.  Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нём.
  9.  Африканский страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со скоростью более 50 километров в час.
  10. У ласточекстрижей, редко опускающихся на землю, ноги настолько коротки, что птицы с трудом могут передвигаться по ней. 
  11. У птиц, населяющих болота с вязким грунтом (куликовболотных курочекцапель), относительная длина пальцев больше. Это уменьшает нагрузку на единицу ступательной поверхности ног и позволяет птицам ходить не проваливаясь по грязевым отмелям и иным топким местам.
  12. Убольшинства древесных птиц, разыскивающих корм на ветвях и листьях деревьев (синицславокпеночек и др.), пальцы снабжены острыми когтями, которыми птицы цепляются за неровности коры на стволах и за ветви, удерживаются на высоте.
  13. Среди ног других птиц выделяются лапы хищников. Пальцы у них средней длины, но толстые, сильные, с крупными острыми загнутыми когтями. Функция таких лап – схватывать и раздирать добычу. Особенно крупные когти у скопы. Питается она скользкой добычей – рыбой, нередко крупной, и для ее удержания требуются особенно сильные лапы и крупные когти, на нижней стороне которых имеются острые шипики.

Задание 10. Найти ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.  

Зимний день.

В классе только и были разговоры о предстоящем походе.

Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже пошел по лесу на лыжах, и нам было идти не тяжело.

Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых животных леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки?

- Это, наверное, следы ежа, - сказал Петрик.

- Нет, это не ёжик пробежал, а суслик, - возразила Маша.

Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега на ветках. Решили отдохнуть под большим дубом.

- Что-то не видно белок, - сказала Маша.

- А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле? - Ответил ей Петрик.

Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал:

- Это сойка!

Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было голодно зимой.

Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена.

- Наверное, это волк ловил мышей в сене, - сказала Катя.

Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные мы подъезжали к городу.

Ошибки.

  1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
  2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
  3. Зимой на лиственнице нет иголок, они опадают осенью.
  4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
  5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
  6. Ловит мышей лисица, а не волк.

В весеннем лесу.

Мы отправились в лес. Хорош лес в конце апреля. Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой птички.

- Это сойка, - закричал Петрик, - она только на днях прилетела из теплых краев.

На согретых солнцем косогорах появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. На вырубках деревьев цветет иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы.

А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди.

Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.

Незаметно прошло время. Надо отправляться домой.

Ошибки.

  1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный.
  2. Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.
  3. Иван-да-марья и иван-чай цветут в июне.
  4. Липа цветет в июне-июле.
  5. Летние опята появляются в июне-июле, а осенние – в августе; черные грузди – летом.
  6. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
  7. Почки на дубах распускаются в конце мая.

https://urok.1sept.ru/articles/561733/img1.jpg

Деревенская ласточка. 2. Гагара. 3. Гусь. 4. Голубь. 5. Журавль. 6. Стриж. 7. Сорока. 8. Береговая ласточка. 9. Орёл – беркут. 10. Пустельга. 11. Чибис. 12. Цапля. 13. Скворец. 14. Ворон. 15. Вольдшнеп.

Пти́цы — группа холоднокровных яйцекладущих позвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса типа Членистоногие. Хорошо отличается от остальных групп современных животных. Один из наиболее характерных признаков — покров из перьев, предохраняющий тело от воздействия окружающей среды и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту — важнейшая особенность пресмыкающихся. Передние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё один отличительный признак птиц — наличие клюва с мелкими зубами. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов. Птицы населяют все регионы земного шара, включая дно Атлантического океана- южный полюс. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется ихтиология.

Ошибки:

1. холоднокровных-теплокровных

2. Членистоногие-хордовые

3. Пресмыкающихся-птиц

4. мелкими зубами-отсутствие зубов

5 Дно атлантического океана- антарктида

6. Ихтиология-орнитология

Правда ли что...

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

9. ...ворон может досчитать до пяти (Да.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

  В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

*  Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

*  Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

*  У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

*  Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

*  Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

*   Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

*  Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.  (Да)

*  У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

*  Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

*  Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

*  Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

*  На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

*  Клёсты выводят птенцов зимой. (Да) 

                                           1 конкурс «Живые синонимы»

1Могучий, как… (орёл)

2Мудрый, как… (сова).

3Важный или надутый, как… (индюк).

4Верность…. (лебединая).

5Любовь и нежность … (голубиная).

6Большеглазый, как … (филин).

7Взгляд хищный, как у… (ястреба).

8Взгляд зоркий, как у… (сокола).

9Болтать или трещать, как… (сорока).

10 Ворковать, как… (голубь).

11 Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

12 Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).

13 Нос с горбинкой, или … (орлиный).

14 Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).

15 Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

2 конкурс  «Абракадабра».

1У тигра чесался нос. - ГРАЧ

2В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ

3Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОВА

4По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА

5Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ

6На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ

7Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ

ИТОГО--------------------------(Максимально 7 баллов)

                                   

3 конкурс «Чьи ноги?»

  1. Лысуха - имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным растениям не проваливаясь.
  2.  Орёл – имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.
  3.  У дятла два пальца расположены вперёд на ноге и два – позади, это помогает ему держаться на стволе.
  4.  Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.
  5.  Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.
  6.  Цапля бродит по воде, её вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил.
  7.  Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нём.
  8.  Африканский страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со скоростью более 50 километров в час.
  9. У ласточекстрижей, редко опускающихся на землю, ноги настолько коротки, что птицы с трудом могут передвигаться по ней. 
  10. У птиц, населяющих болота с вязким грунтом (куликовболотных курочекцапель), относительная длина пальцев больше. Это уменьшает нагрузку на единицу ступательной поверхности ног и позволяет птицам ходить не проваливаясь по грязевым отмелям и иным топким местам.
  11. У большинства древесных птиц, разыскивающих корм на ветвях и листьях деревьев (синицславокпеночек и др.), пальцы снабжены острыми когтями, которыми птицы цепляются за неровности коры на стволах и за ветви, удерживаются на высоте.  У птиц, сидящих на деревьях, например у воробья, пальцы приспособлены к обхватыванию веток.
  12. Среди ног других птиц выделяются лапы хищников. Пальцы у них средней длины, но толстые, сильные, с крупными острыми загнутыми когтями. Функция таких лап – схватывать и раздирать добычу. Особенно крупные когти у скопы. Питается она скользкой добычей – рыбой, нередко крупной, и для ее удержания требуются особенно сильные лапы и крупные когти, на нижней стороне которых имеются острые шипики.

4 конкурс «Правда ли это?». Найти ошибки в тексте.

Пти́цы — группа холоднокровных яйцекладущих позвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса типа Членистоногие. Хорошо отличается от остальных групп современных животных. Один из наиболее характерных признаков - покров из перьев, предохраняющий тело от воздействия окружающей среды и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту - важнейшая особенность пресмыкающихся. Передние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё один отличительный признак птиц — наличие клюва с мелкими зубами. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов. Птицы населяют все регионы земного шара, включая  Африку - южный полюс. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется ихтиология.

Ошибки:

1. холоднокровных-теплокровных

2. Членистоногие-хордовые

3. Пресмыкающихся-птиц

4. мелкими зубами-отсутствие зубов

5 Африка - Антарктида

6. Ихтиология-орнитология

5 конкурс  «Защита мини-исследования»

Критерии:

1. Информативность представленных данных, фото и иллюстраций

2. Формулировка выводов по результатам исследований

3. Качество выступления

Максимальное количество баллов 5.

1Могучий, как…

2Мудрый, как…

3Важный или надутый, как…

4Верность….

5Любовь и нежность …

6Большеглазый, как …

7Взгляд хищный, как у…

8Взгляд зоркий, как у…

9Болтать или трещать, как…

10 Ворковать, как…

11 Накаркать (накликать беду), как…

12 Долбить (говорить одно и тоже), как…

13 Нос с горбинкой, или …

14 Желторотый, как ….

15 Щебетать, весело переговариваться, как …

1Могучий, как…

2Мудрый, как…

3Важный или надутый, как…

4Верность….

5Любовь и нежность …

6Большеглазый, как …

7Взгляд хищный, как у…

8Взгляд зоркий, как у…

9Болтать или трещать, как…

10 Ворковать, как…

11 Накаркать (накликать беду), как…

12 Долбить (говорить одно и тоже), как…

13 Нос с горбинкой, или …

14 Желторотый, как ….

15 Щебетать, весело переговариваться, как …

1Могучий, как…

2Мудрый, как…

3Важный или надутый, как…

4Верность….

5Любовь и нежность …

6Большеглазый, как …

7Взгляд хищный, как у…

8Взгляд зоркий, как у…

9Болтать или трещать, как…

10 Ворковать, как…

11 Накаркать (накликать беду), как…

12 Долбить (говорить одно и тоже), как…

13 Нос с горбинкой, или …

14 Желторотый, как ….

15 Щебетать, весело переговариваться, как …

Пти́цы — группа холоднокровных яйцекладущих позвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса типа Членистоногие. Хорошо отличается от остальных групп современных животных. Один из наиболее характерных признаков — покров из перьев, предохраняющий тело от воздействия окружающей среды и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту — важнейшая особенность пресмыкающихся. Передние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё один отличительный признак птиц — наличие клюва с мелкими зубами. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов. Птицы населяют все регионы земного шара, включая  Африку - южный полюс. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется ихтиология.

Пти́цы — группа холоднокровных яйцекладущих позвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса типа Членистоногие. Хорошо отличается от остальных групп современных животных. Один из наиболее характерных признаков — покров из перьев, предохраняющий тело от воздействия окружающей среды и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту — важнейшая особенность пресмыкающихся. Передние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё один отличительный признак птиц — наличие клюва с мелкими зубами. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов. Птицы населяют все регионы земного шара, включая  Африку - южный полюс. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется ихтиология.

Пти́цы — группа холоднокровных яйцекладущих позвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса типа Членистоногие. Хорошо отличается от остальных групп современных животных. Один из наиболее характерных признаков — покров из перьев, предохраняющий тело от воздействия окружающей среды и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту — важнейшая особенность пресмыкающихся. Передние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё один отличительный признак птиц — наличие клюва с мелкими зубами. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов. Птицы населяют все регионы земного шара, включая  Африку - южный полюс. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется ихтиология.

1У тигра чесался нос.

2В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ.

3Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю.

4По утру ткачи принесли красивый ковер.

5Мой дядя телефон носит в кармане.

6На стадионе приятели вели разговор о бейсболе.

7Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук.

1У тигра чесался нос.

2В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ.

3Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю.

4По утру ткачи принесли красивый ковер.

5Мой дядя телефон носит в кармане.

6На стадионе приятели вели разговор о бейсболе.

7Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук.

1У тигра чесался нос.

2В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ.

3Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю.

4По утру ткачи принесли красивый ковер.

5Мой дядя телефон носит в кармане.

6На стадионе приятели вели разговор о бейсболе.

7Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук.

3 конкурс «Чьи ноги?»

  1. Лысуха - имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным растениям, не проваливаясь.
  2.  Орёл – имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.
  3.  У дятла два пальца расположены вперёд на ноге и два – позади, это помогает ему держаться на стволе.
  4.  Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.
  5.  Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.
  6.  Цапля бродит по воде, её вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил.
  7.  Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нём.
  8.  Африканский страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со скоростью более 50 километров в час.
  9. У ласточек, стрижей, редко опускающихся на землю, ноги настолько коротки, что птицы с трудом могут передвигаться по ней. 
  10. У птиц, населяющих болота с вязким грунтом (куликов, болотных курочек, цапель), относительная длина пальцев больше. Это уменьшает нагрузку на единицу ступательной поверхности ног и позволяет птицам ходить, не проваливаясь по грязевым отмелям и иным топким местам.
  11. У большинства древесных птиц, разыскивающих корм на ветвях и листьях деревьев (синиц, славок, пеночек и др.), пальцы снабжены острыми когтями, которыми птицы цепляются за неровности коры на стволах и за ветви, удерживаются на высоте.  У птиц, сидящих на деревьях, например у воробья, пальцы приспособлены к обхватыванию веток.
  12. Среди ног других птиц выделяются лапы хищников. Пальцы у них средней длины, но толстые, сильные, с крупными острыми загнутыми когтями. Функция таких лап – схватывать и раздирать добычу. Особенно крупные когти у скопы. Питается она скользкой добычей – рыбой, нередко крупной, и для ее удержания требуются особенно сильные лапы и крупные когти, на нижней стороне которых имеются острые шипики.

3 конкурс «Чьи ноги?»

  1. Лысуха - имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным растениям, не проваливаясь.
  2.  Орёл – имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.
  3.  У дятла два пальца расположены вперёд на ноге и два – позади, это помогает ему держаться на стволе.
  4.  Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.
  5.  Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.
  6.  Цапля бродит по воде, её вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил.
  7.  Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нём.
  8.  Африканский страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со скоростью более 50 километров в час.
  9. У ласточек, стрижей, редко опускающихся на землю, ноги настолько коротки, что птицы с трудом могут передвигаться по ней. 
  10. У птиц, населяющих болота с вязким грунтом (куликов, болотных курочек, цапель), относительная длина пальцев больше. Это уменьшает нагрузку на единицу ступательной поверхности ног и позволяет птицам ходить, не проваливаясь по грязевым отмелям и иным топким местам.
  11. У большинства древесных птиц, разыскивающих корм на ветвях и листьях деревьев (синиц, славок, пеночек и др.), пальцы снабжены острыми когтями, которыми птицы цепляются за неровности коры на стволах и за ветви, удерживаются на высоте.  У птиц, сидящих на деревьях, например у воробья, пальцы приспособлены к обхватыванию веток.
  12. Среди ног других птиц выделяются лапы хищников. Пальцы у них средней длины, но толстые, сильные, с крупными острыми загнутыми когтями. Функция таких лап – схватывать и раздирать добычу. Особенно крупные когти у скопы. Питается она скользкой добычей – рыбой, нередко крупной, и для ее удержания требуются особенно сильные лапы и крупные когти, на нижней стороне которых имеются острые шипики.

 Карточка – задание 1. «Виды перьев. Строение пера»

Что обозначено под цифрами 1-8?

hello_html_4ada0d1f.jpg

1 - очин

2 - стержень

3 - опахало

4 – бородки первого порядка

5 – бородки второго порядка

6 - крючочки

7 – контурное перо

8 – пуховое перо

9- пух

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите  перья птицы.
  2. Отметьте названия разных видов перьев.
  3. Рассмотрите под цифровой видеокамерой перо и обозначьте ее части.
  4. Сформулируйте вывод о взаимосвязи строения и функций пера на основе своих наблюдений.
  5. Рассмотрите скорлупу яйца под цифровой видеокамерой, отметьте свои наблюдения.
  6. Разбейте яйцо и изучите внутренне строение яйца, отметьте:  халазы, воздушную камеру, зародышевый диск, желток и белок.
  7. Отделите белок от желтка яйца домашнего и покупного.
  8. Приготовьте раствор белка каждого образца, смешав с водой в пропорции 1:1.
  9. Изучите кислотность, оптическую плотность  белка домашнего и покупного яйца.
  10. Сформулируйте выводы по полученным измерениям.



Предварительный просмотр:

Описание: сценарий районного мероприятия в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций Центра Точка роста будет полезен учителям при подведении мероприятий в рамках празднования Международного дня птиц.

Цель:

1. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о птицах;

2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;

3. Воспитывать любовь  и бережное отношение к птицам.

Задачи:

Образовательные

- обобщить и систематизировать знания школьников о птицах,

- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,

- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,

- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;

воспитательные

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,

- прививать любовь к родной природе,

- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем. 

Развивающие

- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся,

- развивать логическое мышление и внимание,

- развивать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями, таблички, ручки, дипломы, памятные подарки, фонограмма песни «Наша земля» Наталия Лансере.

 Оформление: мультимедийная презентация, выставка рисунков и плакатов: "Птицы Башкортостана».

Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, изготовление слайдов, подготовка художественных номеров,  подготовка представления команд.

Ход мероприятия:

Ведущие встречают гостей в фойе школы

Ведущий:1Добро пожаловать в нашу школу, дорогие гости!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей родной и любимой школы!

 

Ведущий 1:Милости просим учителя биологии и химии всего Архангельского

района!

Ведущий:2 Мы очень рады встрече со сверстниками из других школ!

Ведущие проводят всех гостей в кабинет химии и биологии.

Ведущий 1: Сегодня  в нашей школе праздник – День птиц. 

Ведущий 2. Поздравляем всех с праздником, международным Днем птиц! 

Ведущий 1: Почему без птиц нам не обойтись?

Ведущий 2:Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов.

Ведущий 1:  Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Ведущий 2:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла весна!

Ведущий 1::

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Ведущий 2:  Эта дата проведения праздника выбрана не случайно. Ведь в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой - в родные края.

Ведущий 1: В далеком 1894 году в Соединенных Штатах Амеpики в небольшом городке Оил-Сити, который находится в штате Пенсильвания, был впервые проведен День птиц, организованный местным школьным учителем Чарльзом Бабкоком для своих учеников.

Ведущий 2: 

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. 
Ведущий 1:
Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!


Ведущий 2: Сейчас вашему вниманию представляются команды-участники конкурса «Знатоки птиц». Встречайте команды! (звучат фонфары)


Представление команд.

Учитель: Мы проведем сегодня необычный конкурс. Я предлагаю участникам команд выполнить мини-иследовательский прект используя датчики цифровой лаборатории Центра Точка роста.  По 2 человека из каждой команды (исследователи) приступают  к выполнению исследовательского  проекта. Инструкции находятся на столах. Дерзайте! Остальные члены команд и наши зрители будут участниками конкурсов на знание птиц.

Ведущий 1: На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает 100 миллиардов.


Ведущий 2: Птиц можно встретить и в угольных шахтах, и на вершинах гор, в джунглях, городах и пустынях, над океанами и на вечных льдах. Куда бы мы ни бросили свой взгляд, мы всегда увидим птиц.

Ведущий 1: А сейчас я предлагаю провести первый конкурс нашей познавательной викторины, который называется «Живые синонимы».

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

1Могучий, как… (орёл)

2Мудрый, как… (сова).

3Важный или надутый, как… (индюк).

4Верность…. (лебединая).

5Любовь и нежность … (голубиная).

6Большеглазый, как … (филин).

7Взгляд хищный, как у… (ястреба).

8Взгляд зоркий, как у… (сокола).

9Болтать или трещать, как… (сорока).

10 Ворковать, как… (голубь).

11 Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

12 Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).

13 Нос с горбинкой, или … (орлиный).

14 Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).

15 Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

ИТОГО_____________ (Максимум 15 баллов)

Ведущий2. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

Например: Важный и спокойный, как ГУСЬ.

Ведущий 1: В Башкортостане обитают более 300 видов птиц, из которых 215 относятся к числу постоянно или редко гнездящихся, а 43 — встречаются с той или иной регулярностью во время весенних и осенних перелётов, остальные указываются как залётные из других регионов России. 

Ведущий 2:  И сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете, какие птицы обитают в наших краях. Второй конкурс называется «Абракадабра».
Найдите в предложении птицу (подчеркните). 1 птица – 1 балл, всего: 7 баллов

1У тигра чесался нос. - ГРАЧ

2В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ

3Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОВА

4По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА

5Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ

6На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ

7Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ

ИТОГО--------------------------(Максимально 7 баллов)

Ведущий 1: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете птиц. В лесах и кустарниках преимущественно обитают птицы семейства воробьиных, голуби, дятлы, куриные, кукушки и совы. Реки и озера Башкортостана населяют гагары, поганки, чайки, журавли, пастушки и гусеобразные. Высокая плотность птиц отмечена для  озёр республики, особенно во время перелётов.

 

Ведущий 2: На лугах встречаются воробьиные (чекан, трясогузка), пастушки, а в степях — дрофы и стрепеты. В Красную книгу России — 4 вида (чёрный гриф, орлан-белохвост, сип белоголовый, тювик европейский), а  в Красную книгу республики Башкортостан занесён 21 вид (крохаль большой, белая и серая куропатки, луток, неясыть бородатая и другие)

Ведущий 1: Государственный природный зоологический заказник республиканского значения "Архангельский" создан в 1967 году  с целью сохранения популяций местной и пролетной водоплавающей и болотно-луговой дичи, а также увеличения численности норки и выдры, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях видов диких животных, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

Ведущий 2: Основными охраняемыми видами на территории заказника являются лось, косуля, лисица, норка американская, заяц-русак, заяц-беляк, ондатра и водоплавающая дичь. Заказник охраняет водных, околоводных и лугово-болотных птиц: крякву, чирка-свистунка, серую утку, свиязь, красноголовую чернеть, лысуху, вальдшнепа, коростель, бекаса. Из видов, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан, - серый журавль, лебедь-шипун, лебедь-кликун, серый гусь.

Ведущий 1: Следующий конкурс «Чьи это ноги?». На рисунке изображены ноги птиц, ведущих различный образ жизни. Попробуйте определить, какие именно птицы имеют такие ноги. https://urok.1sept.ru/articles/561733/img4.jpg

  1. Лысуха - имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным растениям не проваливаясь.
  2.  Орёл – имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.
  3.  У дятла два пальца расположены вперёд на ноге и два – позади, это помогает ему держаться на стволе.
  4.  Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.
  5.  Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.
  6.  У птиц, сидящих на деревьях, например у воробья, пальцы приспособлены к обхватыванию веток.
  7.  Цапля бродит по воде, её вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил.
  8.  Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нём.
  9.  Африканский страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со скоростью более 50 километров в час.
  10. У ласточекстрижей, редко опускающихся на землю, ноги настолько коротки, что птицы с трудом могут передвигаться по ней. 
  11. У птиц, населяющих болота с вязким грунтом (куликовболотных курочекцапель), относительная длина пальцев больше. Это уменьшает нагрузку на единицу ступательной поверхности ног и позволяет птицам ходить не проваливаясь по грязевым отмелям и иным топким местам.
  12. Убольшинства древесных птиц, разыскивающих корм на ветвях и листьях деревьев (синицславокпеночек и др.), пальцы снабжены острыми когтями, которыми птицы цепляются за неровности коры на стволах и за ветви, удерживаются на высоте.
  13. Среди ног других птиц выделяются лапы хищников. Пальцы у них средней длины, но толстые, сильные, с крупными острыми загнутыми когтями. Функция таких лап – схватывать и раздирать добычу. Особенно крупные когти у скопы. Питается она скользкой добычей – рыбой, нередко крупной, и для ее удержания требуются особенно сильные лапы и крупные когти, на нижней стороне которых имеются острые шипики.

Ведущий 2: Наш четвертый конкурс познавательной викторины называется «Правда ли это?». Найти ошибки в тексте. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.

 Пти́цы — группа холоднокровных яйцекладущих позвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса типа Членистоногие. Хорошо отличается от остальных групп современных животных. Один из наиболее характерных признаков — покров из перьев, предохраняющий тело от воздействия окружающей среды и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту — важнейшая особенность пресмыкающихся. Передние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё один отличительный признак птиц — наличие клюва с мелкими зубами. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов. Птицы населяют все регионы земного шара, включая дно Атлантического океана- южный полюс. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется ихтиология.

Ошибки:

1. холоднокровных-теплокровных

2. Членистоногие-хордовые

3. Пресмыкающихся-птиц

4. мелкими зубами-отсутствие зубов

5 Дно атлантического океана- антарктида

6. Ихтиология-орнитология

                                   

Ведущий 1. И в завершении сегодняшнего конкурса самый ответственный этап: защита мини-исследовательских проектов.

Подведение итогов познавательной викторины и награждение памятными призами и дипломами победителей.


Ведущий 1: Вот и закрылась последняя страница нашего конкурса «В мире птиц». И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей.


Ведущий 2: Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Финальная песня «Скворец»



Предварительный просмотр:

Инструктивная карточка по выполнению исследования строения пера и сравнения домашнего и покупного яйца.

  1. Рассмотрите  перья птицы.
  2. Отметьте названия разных видов перьев.
  3. Рассмотрите под цифровой видеокамерой перо и обозначьте ее части.
  4. Сформулируйте вывод о взаимосвязи строения и функций пера на основе своих наблюдений.
  5. Рассмотрите скорлупу яйца под цифровой видеокамерой, отметьте свои наблюдения( поверхность чистая, имеются пятна, имеются иные предметы)
  6. Разбейте яйцо и изучите внутренне строение яйца, отметьте:  халазы, воздушную камеру, зародышевый диск, желток и белок.
  7. Отделите белок от желтка яйца домашнего и покупного.
  8. Приготовьте раствор белка каждого образца, смешав с водой в пропорции 1:1.
  9. Изучите кислотность, оптическую плотность  белка домашнего и покупного яйца.
  10. Сформулируйте выводы по полученным измерениям.
  11. Растолчите в фарфоровой ступке скорлупу куриного яйца. Перенесите ее в пробирку и прилейте уксус. Что наблюдаете? Какие предположения можете выдвинуть по проведенной реакции.

                 

                                        Теоретический материал   «Виды перьев. Строение пера»

hello_html_4ada0d1f.jpg

1 - очин

2 - стержень

3 - опахало

4 – бородки первого порядка

5 – бородки второго порядка

6 - крючочки

7 – контурное перо

8 – пуховое перо

9- пух

    Кислотность (рН).  Белок имеет щелочную реакцию (8,0-9,0), желток — кислую (5,7-6,2) pH белка свежеснесённого яйца примерно 7,7 и при хранении при 15°С в течение двух недель достигает 9,5. Наиболее резко pH изменяется в первые три дня хранения.

     Измеряя величину оптической плотности, находят количество белка в растворе. Поскольку белки отличаются по содержанию ароматических аминокислот, их поглощение в ультрафиолетовой области спектра может сильно различаться. Условно считают, что при концентрации усредненного белка в растворе, равной 1 мг/мл, величина оптической плотности при равна 1,0.

     Скорлупа куриного яйца средней массы состоит из 1,6% (0,1 г) воды, 98,4% (6 г) сухих веществ, в том числе, органических — протеина 3,3% (0,2 г), липидов 0,03 (следы) и 95,1% (5,8 г) неорганических веществ. Минеральное вещество скорлупы на 99% состоит из карбоната кальция. Карбона́т ка́льция (углеки́слый кальций, кальцит, известняк, мел, мрамор) 

Мастер класс учителя Муфтаховой Р.Р.

1. Опыт с определением влажности цветка под стеклянным колпалком

2. Рассмотреть под микроскопом лист комнатного растения

3. Рассмотреть под микроскопом перо птицы

4. Определение рН пакетизированного чая

5. Определение оптической плотности чая

6. Определение проводимости чая

7. Определение освещенности кабинета

8. Определение формы химического вещества (форму кристалла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

внеклассное мероприятие "ПТИЦЫ"

Внеклассное мероприятие "Птицы" проводится 1 апреля.В нём принимают участие учащиеся с 1 по 11 класс.Все учащиеся участвуют в различных конкурсах : изготовление скворечников ,а зимой - кормушек.,рисую...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии, посвещенное Международному дню птиц, для учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши верные друзья"

Конспект внеклассного мероприятия (занятие - игра) для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Внеклассное мероприятие "Птицы наши друзья"

Цели: ·         Прививать любовь к птицам;·         Развивать творческие способности;·...

Внеклассное мероприяти "Птицы- наши друзья".

Внеклассое мероприятие "Птицы - наши друзья"  развивает восприимчивость ребёнка к миру природы. Закрепляет  знания детей о птицах, их пользе для человека. Развивает логическо...