Терминологические диктанты (учебно-методическое пособие для 8-х классов, авторы:.И. ЧУПИНА, Армавирский государственный педагогический институт, А.И. ЧУПИН, учитель биологии ср. школы No 3, пос. Балезино, Удмуртская Республика)
учебно-методическое пособие по биологии (8 класс)

Козлова Лариса Ивановна

"Терминологические диктанты" - учебно-методическое пособие для 8-х классов, авторы:.И. ЧУПИНА, Армавирский государственный педагогический институт,  А.И. ЧУПИН, учитель биологии ср. школы No 3, пос. Балезино,  Удмуртская Республика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.И. ЧУПИНА,
Армавирский государственный педагогический институт, 
А.И. ЧУПИН,
учитель биологии ср. школы No 3, пос. Балезино, 
Удмуртская Республика

Терминологические диктанты

Учебно-методическое пособие для 8-х классов

Определяйте значения слов – и вы избавите
человечество от половины его заблуждений.
 
Рене Декарт

В процессе изучения биологии велико значение терминологической работы. Термин позволяет четко и ясно передавать суть излагаемого материала.

Учащиеся не всегда могут раскрыть содержание понятия, определяемого тем или иным термином. Более того, сами термины они нередко пишут с ошибками. Иногда в этом виноваты школьные учебники, в которых понятия и их определения даются не всегда четко. Сказывается и отсутствие систематической работы с терминами на уроке.

В разделе «Биология: Человек» встречаются новые для учащихся слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Для работы с терминами учащийся должен вести толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, пополняемый в ходе работы с учебной и научно-популярной литературой.

Изучить свой организм, процессы, протекающие в нем, условия, предупреждающие болезни, помогают такие науки, как анатомия, физиология и гигиена. Слово «анатомия» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «рассечение». «Физиология» в основе содержит греческое «физис» – «природа» и означает науку о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в системах органов, органах, тканях. Термин «гигиена» имеет также греческое происхождение, «гигиенос» – «здоровый, целебный, приносящий здоровье». В греческой мифологии Гигия – богиня здоровья, дочь Асклепия – бога врачевания.

Подобное уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся. Интересно, например, происхождение термина «иммунитет». В Древнем Риме граждане должны были платить своему городу денежные взносы, участвовать в постройке храмов, а также в несении гражданской или воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а его самого называли иммунисом – свободным от какой-либо повинности. В настоящее время под иммунитетом (лат. «иммунитас» – освобождение от чего-либо) понимают способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

В процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены человека школьники должны уметь излагать учебный материал с использованием специальной терминологии. Но иногда учащийся не понимает смысла специальных терминов. Учитель должен правильно записать их на доске с соответствующим переводом значения слова и пояснением его происхождения.

Вашему вниманию предлагаются терминологические диктанты по всем темам школьного предмета «Биология: Человек». Каждое задание – это вопросы-предложения, в которых пропущены определенные термины. Необходимо вписать эти термины соответственно их смысловому значению. Если количество правильно написанных терминов составляет 70%, ставится «удовлетворительно», если 80–90% – «хорошо» и если 100% – «отлично».

Введение

1. Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток, – ... (анатомия).
2. Наука, изучающая функции организма, его отдельных органов и систем, – ... (физиология).
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья – ... (гигиена).

Строение и химический состав животной клетки

1. Основным прибором для изучения строения клетки является … (микроскоп).
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука … (цитология).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – ... (цитоплазма).
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, – ... (ядро).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной).
6. Пространство между клетками заполнено жидким … (межклеточным веществом).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – ... (органоиды).
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, – ... (митохондрии).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая сеть).
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы).
11. Два тельца, активно участвующие в делении клетки, – ... (центриоли).
12. Тельца в ядре, содержащие генетический материал, – ... (хромосомы).
13. Число хромосом в соматических клетках человека – ... (46), а в половых клетках – ... (23).
14. К неорганическим веществам клетки относятся … (вода и минеральные соли).
15. К органическим веществам клетки относятся … (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) – это … (углеводы).
17. Органические вещества, нерастворимые в воде, служащие источником энергии в организме, – ... (жиры).
18. Органические вещества, состоящие из аминокислот, служащие главным строительным материалом, – ... (белки).
19. Белки, играющие роль ускорителей химических реакций, – ... (ферменты).
20. Два типа органических молекул, образующихся в клеточном ядре; носители генетической информации – ... (ДНК и РНК).

Физиология животной клетки

1. Процесс образования сложных органических соединений в клетке из более простых веществ – ... (биосинтез).
2. Между клеткой и внешней средой непрерывно происходит … (обмен веществ).
3. Свойство живых клеток и тканей реагировать на внешние и внутренние воздействия называется … (раздражимостью).
4. Способ деления, характерный для клеток человеческого организма, – ... (непрямой).

Типы тканей и их свойства

1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, – это … (ткань).
2. Четыре основные типа тканей в организме человека – это: ... (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная).
3. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу и в которой мало межклеточного вещества, – (эпителиальная).
4. К производным кожного эпителия относят … (волосы и ногти).
5. Эпителий, выстилающий дыхательные пути, – ... (мерцательный).
6. Ткань, особенностью которой является сильное развитие межклеточного вещества, – ... (соединительная).
7. Ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток, – ... (кровь).
8. Ткань, в которой клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, – ... (хрящевая).
9. Ткань, состоящая из клеток, соединенных друг с другом многочисленными тонкими отростками, и твердого межклеточного вещества, – ... (костная).
10. Виды мышечной ткани: ... (гладкая и поперечнополосатая).
11. Мышечная ткань, входящая в состав стенок внутренних органов (кроме сердца), – ... (гладкая).
12. Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на … (скелетную и сердечную).
13. Нервная клетка, структурная единица нервной ткани, – ... (нейрон).

Системы органов

1. Часть организма, выполняющая определенную функцию, – ... (орган).
2. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют … (систему органов).
3. Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник, – ... (пищеварительная).
4. Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, – ... (дыхательная).
5. Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, – ... (выделительная).
6. Система, выполняющая функцию размножения, – ... (половая).
7. Система, включающая различные железы внутренней секреции, – ... (эндокринная).
8. Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность, – ... (нервная).
9. Специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы, – ... (рецепторы).
10. Схема уровней строения организма: молекулы – клеточные органоиды – клетки – ткани – ... (органы) – ... (системы органов) – организм.

Строение нервной системы и ее свойства

1. Нервная система подразделяется на … (центральную и периферическую).
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят … (нервы).
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется … (рефлексом).
4. Скопление тел нейронов образуют … (серое) вещество головного и спинного мозга, а скопление их отростков – ... (белое) вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы – ... (нервные узлы).
6. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну, – ... (нервный импульс).
7. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются … (чувствительными).
8. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам – ... (двигательные).
9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют … (рефлекторной дугой).
10. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет … (продольные борозды), делящие его на правую и левую половины.
11. В центре спинного мозга проходит … (спинномозговой канал), заполненный спинномозговой жидкостью.
12. От каждого сегмента спинного мозга, отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся двумя корешками – ... (передним и задним).
13. Основные функции спинного мозга – ... (рефлекторная и проводниковая.
14. Головной мозг делят на три отдела – ... (передний, средний и задний).
15. Сверху большие полушария головного мозга покрывает серое вещество, называемое … (корой больших полушарий).
16. Доли коры больших полушарий – ... (лобная, теменная, затылочная и височная).
17. Определенный участок коры больших полушарий, осуществляющий анализ и синтез полученной информации, – ... (зона).

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

1. Два вида регуляции функций в организме – ... (нервная и гуморальная).

2. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота), жевание, глотание, – ... (продолговатый мозг).

3. Равновесие тела, координацию движений регулирует … (мозжечок).

4. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует … (кора больших полушарий).

5. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют … (соматической).

6. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу внутренних органов, называют … (вегетативной), или … (автономной).

7. Отделы вегетативной нервной системы, оказывающие противоположное влияние на работу органов, – ... (симпатический и парасимпатический).

8. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – ... (гормоны).

9. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы … (внутренней) секреции.

10. Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, – ... (половые).

11. Гормоны мозгового слоя надпочечников – ... (адреналин и норадреналин).

12. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – ... (адреналин).

13. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).

14. Гормон щитовидной железы – ... (тироксин).

15. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ... (гипофиз).

16. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – ... (сахарного диабета).

17. Усиление функции щитовидной железы приводит к … (базедовой болезни).

18. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим … (йод).

19. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … (кретинизм), а у взрослых людей – ... (микседема).

Кровь

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют … (внутреннюю среду организма).

2. Жидкая соединительная ткань – ... (кровь).

3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... (фибриноген).

4. Кровяной сгусток – ... (тромб).

5. Плазма крови без фибриногена называется … (сывороткой крови).

6. Содержание хлорида натрия в физиологическом растворе составляет … (0,9%).

7. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – ... (эритроциты).

8. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... (анемия, или малокровие).

9. Человек, дающий свою кровь для переливания, – ... (донор).

10. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … (плазме) и в ... (эритроцитах).

11. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел называется … (фагоцитозом).

12. Защитная реакция организма, например, против инфекций – ... (воспаление).

13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – ... (иммунитет).

14. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – ... (вакцина).

15. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – ... (антитела).

16. Препарат готовых антител, выделенных из крови животного, которое было специально заражено, – ... (сыворотка).

17. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери, – ... (врожденный).

18. Иммунитет, приобретенный после прививки, – ... (искусственный).

19. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – ... (аллергия).

Кровообращение

1. К органам кровообращения относятся … (сердце и сосуды).

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, – ... (артерии).

3. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – ... (капилляры).

4. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – ... (большой круг кровобращения).

5. Самый широкий кровеносный сосуд – ... (аорта).

6. Венозная кровь от головы, шеи, рук поступает в правое предсердие через … (верхнюю полую вену).

7. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека, – ... (сердце).

8. Клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками, – ... (створчатые).

9. Способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, – ... (автоматизм).

10. Из правого желудочка венозная кровь поступает в крупный сосуд – ... (легочную артерию).

11. Давление в аорте в момент сокращения желудочков называется … (максимальным).

12. Наиболее крупные депо крови – ... (селезенка, печень).

13. Повышение кровяного давления называется … (гипертонией), а понижение – ... (гипотонией).

14. Ритмичное колебание стенок сосудов – ... (пульс).

15. Сосуды, снабжающие кровью сердце, – ... (коронарные, или венечные).

16. Недостаточная физическая подвижность – ... (гиподинамия).

17. Сужение просвета кровеносных сосудов и повышение кровяного давления вызывает вредное вещество, содержащееся в табаке – ... (никотин).

18. Заболевание мышц сердца, вызванное нарушением кровотока в коронарных артериях, – ... (инфаркт миокарда).

19. Виды кровотечений: ... (капиллярные, венозные и артериальные).

Дыхание

1. Процесс газообмена между организмом и окружающей средой – ... (дыхание).

2. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют … (воздухоносные пути).

3. Самый крупный хрящ гортани – ... (щитовидный).

4. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец, – ... (трахея).

5. Крупные парные органы конусообразной формы, осуществляющие обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью, – ... (легкие).

6. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими заполненными воздухом легочными пузырьками – ... (альвеолами).

7. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой – ... (плеврой).

8. В спокойном состоянии человек делает … (16–20) дыхательных движений в 1 минуту.

9. Максимальное количество воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха, называется … (жизненной емкостью легких); ее определяют с помощью специального прибора – ... (спирометра).

10. Центр, расположенный в продолговатом мозге и управляющий работой органов дыхания, – ... (дыхательный).

11. Повышение концентрации углекислого газа в крови вызывает … (углубление и учащение дыхания).

12. Необходимый для дыхания компонент воздуха – ... (кислород).

13. При дыхании людей и животных, брожении, гниении, сгорании топлива образуется … (углекислый газ).

14. Основную часть атмосферного воздуха составляет … (азот).

Пищеварение

1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением).

2. Пищевые продукты состоят из… (питательных веществ); они выполняют … (строительную и энергетическую) функции.

3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал).

4. С возрастом зубы … (молочные) заменяются … (постоянными) зубами.

5. Пища дробится и измельчается с помощью … (коренных) зубов.

6. Начальный отдел тонкого кишечника – ... (двенадцатиперстная кишка).

7. Толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – ... (слепую кишку), от которой отходит червеобразный отросток – ... (аппендикс).

8. Три пары слюнных желез: ... (подъязычные, подчелюстные, околоушные).

9. Желудочный сок содержит: ... (соляную кислоту, ферменты, слизь).

10. Фермент желудочного сока, расщепляющий белки до аминокислот, – ... (пепсин).

11. Воспаление слизистой оболочки желудка – ... (гастрит).

12. Самая крупная железа нашего организма – (печень); она вырабатывает … (желчь).

13. Самый длинный отдел пищеварительного канала – ... (тонкая кишка).

14. Всасывание питательных веществ происходит через стенки … (тонкой кишки).

15. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки – ... (ворсинки).

16. Никотин вызывает спазм сосудов, ведущий к образованию … (язвы желудка).

17. Особо опасные инфекционные желудочно-кишечные заболевания: ... (холера, дизентерия, брюшной тиф).

18. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать … (пищевое отравление).

Обмен веществ и энергии

1. Сложную цепь превращений веществ в организме называют … (обменом веществ).

2. Процесс усвоения организмом веществ, которые он использует из окружающей среды, называют … (пластическим обменом).

3. Для растворения большинства химических соединений, находящихся в организме, необходима … (вода).

4. Вещества, поддерживающие постоянство состава внутренней среды, участвующие в свертывании крови, придающие костной ткани твердость, – ... (минеральные соли).

5. Основной строительный материал клеток – ... (белки).

6. Запасные вещества, откладывающиеся в подкожной клетчатке – ... (жиры), в печени в виде гликогена – ... (углеводы).

7. Влияющие на обмен веществ соединения различной природы, при отсутствии или недостатке которых возникают различные заболевания – ... (витамины).

8. При отсутствии в пище витаминов возникает … (авитаминоз).

9. Причиной цинги является недостаток витамина … (С).

10. Нарушение зрения – «куриная слепота» – возникает при недостатке витамина … (А).

11. Недостаток витамина D вызывает у детей заболевание – ... (рахит).

12. Примерная суточная потребность в … (углеводах) составляет 400–600 г.

Выделение

1. Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ называют … (выделением).

2. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ: ... (почки, кожа, легкие).

3. На продольном разрезе почки выделяют два слоя – наружный, или … (корковый), и внутренний, или … (мозговой).

4. У вогнутого края почки расположена небольшая полость, называемая … (почечной лоханкой).

5. Мочеточник соединяет почку с … (мочевым пузырем).

6. В состав структурной и функциональной единицы почки входят: ... (почечная капсула, капиллярный клубочек, почечный каналец).

7. Жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, называется … (первичной мочой), а в полости почечного канальца – ... (вторичной мочой).

8. Центр рефлекса мочеиспускания расположен в … (спинном мозге), он находится под контролем … (коры больших полушарий).

9. Наружный покров тела – ... (кожа).

10. Поддержание постоянной температуры тела – ... (терморегуляция).

Система опоры и движения

1. Функции скелета – ... (опорная и защитная).

2. Скелет головы – ... (череп).

3. Скелет головы состоит из двух частей – ... (мозговой и лицевой).

4. Отделы скелета туловища – ... (позвоночник и грудная клетка).

5. Позвонки состоят из … (тела, дуги и отростков).

6. Дуги позвонков образуют … (позвоночный канал).

7. Соседние позвонки отделены друг от друга … (хрящевыми дисками).

8. Грудную клетку образуют … (грудина и 12 пар ребер).

9. Плечевой пояс образуют … (лопатка и ключица).

10. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть).

11. Три отдела кисти – ... (запястье, пясть и пальцы).

12. Три отдела нижней конечности – ... (бедро, голень, стопа).

13. Голень состоит из … (большой и малой берцовых костей)

14. Стопа имеет три отдела – ... (предплюсна, плюсна и пальцы).

15. Плотная, сросшаяся с костью оболочка, – ... (надкостница).

16. Полости трубчатых костей заполнены … (костным мозгом).

17. Виды соединений костей – ... (неподвижное, полуподвижное и подвижное).

18. Подвижное соединение костей – ... (сустав).

19. Нарушение целостности кости – ... (перелом).

20. Кости бывают … (трубчатые и плоские губчатые).

21. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).

22. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется… (поперечнополосатой).

23. Мышцы прикрепляются к костям с помощью… (сухожилий).

24. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются… (мимическими).

Развитие организма человека

1. Способ размножения человека – ... (половой).

2. Клетка, в которой содержится запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша, называется … (яйцеклеткой).

3. Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется … (оплодотворением).

4. Мужские и женские половые железы – ... (семенники и яичники).

5. Мышечный орган, который служит для вынашивания и питания плода, называется … (маткой).

6. Период внутриутробного вынашивания плода – ... (беременность).

7. Процесс изгнания плода из матки – ... (роды).

8. Первый месяц жизни ребенка называют периодом … (новорожденности).

9. Период от 3 до 7 лет называют … (дошкольным).

10. Период роста и развития, начинающийся с 11 лет, называют … (подростковым).

11. Ускорение роста и развития – ... (акселерация).

12. Замедление роста и развития организма – ... (ретардация).

Органы чувств и восприятие

1. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … (анализатором).

2. Зоны, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … (ассоциативными).

3. Глаза от ветра и пыли защищают … (веки и ресницы).

4. Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через … (слезный проток).

5. Глаза находятся в полости костного углубления –... (глазнице).

6. Три оболочки глазного яблока – ... (белочная, сосудистая и сетчатая).

7. Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).

8. Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).

9. Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).

10. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).

11. Прозрачная желеобразная масса, заполняющая пространство позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).

12. Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется … (слепым пятном).

13. Следствием увеличения кривизны хрусталика является … (близорукость).

14. Орган слуха состоит из … (наружного уха, среднего уха и внутреннего уха).

15. Полость среднего уха соединена с носоглоткой узким проходом – ... (слуховой, или Евстахиевой, трубой).

16. В среднем ухе расположены три косточки – ... (молоточек, наковальня и стремечко).

17. На мембране канала улитки находятся воспринимающие клетки – ... (слуховые рецепторы).

18. Положение нашего тела в пространстве контролируется органом равновесия, который называют … (вестибулярным аппаратом).

19. Рецепторы, воспринимающие прикосновение, давление, тепло, холод, боль находятся в … (коже).

20. В верхней части носовой полости расположен орган … (обоняния).

21. Рецепторы, воспринимающие сладкое, расположены на … (кончике языка).

22. Главным органом осязания у человека является … (рука).

Поведение и психика

1. Наиболее простые рефлексы относятся к врожденным, которые называют также … (безусловными).

2. Сложные формы проявления безусловных рефлексов у животных называются … (инстинктами).

3. Приобретенные в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды, называют … (условными рефлексами).

4. При образовании условных рефлексов между центрами анализаторов и центрами безусловных рефлексов возникает … (временная связь).

5. Основа нашего поведения – это … (умения и навыки).

6. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется … (памятью).

7. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних и внутренних трудностей, называется … (волей).

8. Условные рефлексы, которые перестают быть жизненно важными, постепенно … (угасают).

9. Типы темперамента ... (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

10. Предупреждение заболевания называется … (профилактикой).

 

Информация с сайта: http://bio.1september.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя биологии средней школы

Портфолио в электронном виде учителя биологии ГБОУ ЦО 556 ЮОУО г. Москвы....

Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.

«Формирование исследовательских  компетенций учащихся посредством проектной технологии».    Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектир...

Терминологический диктант по ОБЖ "Радиация вокруг нас" 8 класс

Терминологический диктант по ОБЖ  на тему "Радиация вокруг нас" предназначен для проведения опроса или закрепления  пройденного ранее материала учащимися 8 класса....

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...

Результативность педагогической (и социально-общественной) деятельности учителя биологии

Результативность педагогической (и социально-общественной) деятельности учителя биологии ...

Диплом об образовании Шадринский государственный педагогический институт. Специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Квалификация «Учитель истории и права».

Шадринский государственный педагогический  институт. Специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Квалификация «Учитель истории и права&r...