План-конспект урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Куулар Долаана Балдыновна

Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником,  натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лабораторной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока биологии в 6 классе

Тема урока: «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян».

Инструктаж по ТБ. Л.р.№14. «Сухие и сочные плоды»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок- практикум.

Место урока: Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Цель урока - достичь   планируемых  результатов:

1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать  роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека; формировать знания о способах распространения плодов и семян.

       2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств.

      3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формированияУУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

 -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Используемые образовательные технологии  

Элементы:

1. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской;

2. современных образовательных технологий с применением ИКТ;

3. группового самостоятельного обучения;

4. игровых технологий.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах; ролевая игра.
Оборудование: препаровальные  ванночки, скальпели, препаровальные иглы, набор натуральных плодов растений, салфетки, индивидуальные рабочие и оценочные листы, инструктивные карточки для выполнения групповой и  лабораторной работ; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку; «Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс» учебник  для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник.

Структура урока

  1. Организационный момент (приветствие детей) – 1 мин.
  2. Мотивация и актуализация деятельности. Формулирование цели урока - 6 мин.

Учитель:  Ребята, мне хочется начать наш урок с чудесного стихотворения Николая Рыленкова, в котором скрыта тема нашего урока: (слайд №1)

Цветок всю ночь готовит мед

Пчелу сластену в гости ждет

Бери мол, но, как другу,

Мне окажи услугу,

Пыльцу мучную эту

 Перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет …...            

Учитель:  Что зреет?  (плод)

Учитель: Это и есть тема нашего урока  (слайд №2)

Учитель: Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на  уроке? (высказывают предположения: узнать, что такое плод; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и т.д.) Спасибо!

Учитель: Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать? (рассмотреть, исследовать плоды) Спасибо, ребята!

Цели и задачи урока: (слайд №2)

 - выяснить, как образуется плод и какое он имеет строение;

- познакомиться с многообразием плодов;

 - научиться определять виды плодов;

-  выяснить, какое биологическое значение и применение имеют плоды.

Учитель: Ребята, чтобы выполнить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли научных сотрудников  ботанической лаборатории, руководителем которой буду я. Вы согласны с моим предложением? Тогда, мы сегодня с вами - коллеги!

Проводить теоретические и лабораторные исследования мы будем в 4 научных группах. Руководителя группы выберите сами, результаты своих исследований вносите, пожалуйста, в рабочие листы. На каждом этапе работы вы сможете набрать определённое количество баллов, которые внесете в оценочный лист. В конце урока баллы переведёте  в оценку за урок. Удачной, вам работы!

Учитель: Итак, чтобы решить задачи урока, давайте еще раз обратимся к стихотворению Николая Рыленкова: (слайд 3)

 - Какой орган растения является обязательным предшественником плода? (цветок).

 Чтобы вспомнить, как устроен цветок вам предлагается выполнить работу №1, (слайд 4) на выполнение которой вам дается 2 мин. Руководители групп, организуйте, пожалуйста, совместную работу своих сотрудников!

Учитель: Уважаемые руководители, ваши  группы готовы? Тогда приступаем к отчету.

 1 –я группа, какие части цветка обозначены цифрами 1, 2, 3?

2-я группа – цифрами 4,5?

3-я группа – цифрами 6, 6а, 6б?

4-я группа – цифрами 7, 7в, 7г, 7д? Спасибо, за работу!

Задание для группы №1

  1. Пользуясь различными источниками информации (учебник, справочники, атласы, сеть Интернет) дайте определение понятиям:
  1. генеративный орган;
  2. завязь;
  3. плод.
  1. Подберите рисунки, изображения, которые могли бы проиллюстрировать каждое из этих понятий.
  2. Задание для группы №2
  3. 1. При выполнении задания соблюдайте правила техники безопасности!
  4. 1. Сравните выданные плоды. По каким внешним признакам они похожи? Чем различаются?
  5. 2. С помощью деревянной зубочистки попробуйте проколоть каждый плод. Что наблюдаете? Сделайте вывод: на какие группы по наблюдаемому признаку можно разделить плоды?
  6. 3. Разрежьте, разделите на части  плоды. Что наблюдаете? Сделайте вывод: на какие группы по наблюдаемому признаку можно разделить плоды?
  7. 4. Пользуясь различными источниками информации (учебник, справочники, атласы, сеть Интернет)  подберите рисунки, изображения, которые могли бы проиллюстрировать каждое из этих понятий.

Задание для группы №3

1. Вспомните пословицы, поговорки, загадки о плодах.

2. Составьте кроссворд «Плоды» из 5 слов, связанных между собой.  

Работа в группах. 

Формируется 3 рабочих группы.

Отчёт каждой группы – рисунок, графическое изображение выполненного задания.

  1. Работа с печатными источниками информации, с сетью Интернет.
  2. Работа с натуральными объектами.
  3. Работа с кроссвордом.

Сверьте ваши результаты  с образцом (слайд 3)  и отметьте полученные баллы в оценочном листе.

  1. Усвоение новых знаний – 18 мин.

Постановка проблемного вопросаУважаемые коллеги, каковы ваши предположения: «Как образуется плод и какое  он имеет строение?»  (учащиеся высказывают свое мнение)

Давайте  проверим ваши предположения и обратимся уже к известным научным фактам по этому вопросу, изложенным  в параграфе 13, на стр. 67.  Через  2 минуты мы заслушаем  отчет групп о проделанной работе №2.

Проверка выполнения работы №2 в группах (слайды № 5, 6, 7, 8)

Учитель: Коллеги, вспомните, в стихотворении  Н. Рыленкова есть такие строчки:

«Цветок всю ночь готовит мед

Пчелу сластену в гости ждет»

Зачем цветок ждет пчелу в гости? (пчела опыляет цветок)

Уважаемые, научные сотрудники, есть у вас дополнения по этому вопросу? Тогда поставьте баллы в оценочный лист за эту работу!

Коллеги,  вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Выполняйте упражнения вместе со мной. (Физкультминутка - 2 мин)

Мы за веткой потянулись

Плод сорвали и прогнулись

Ровно встали

 Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись

Учитель: Прошу занять свои рабочие места.


Учитель: Уважаемые коллеги, от теории нам нужно перейти к практике! Каждая научная группа имеет на столе набор плодов разных растений. Вам необходимо определить виды плодов.

При выполнении лабораторных исследований нужно соблюдать технику безопасности, давайте вспомним ее правила (слайд №9)

Учитель: Каждая научная группа имеет план работы в виде инструктивной карточки (слайд №10)

 Первый пункт плана выполним вместе. Для этого возьмите препаровальную иглу и проколите аккуратно каждый плод.

Беседа с учащимися по вопросам:  Все ли плоды удалось проколоть? (нет).

Почему? (у некоторых плодов оболочка жесткая).

Что выделяется из  плодов при прокалывании? (из одних плодов вытекает сок, а из других – не вытекает).

На какие  группы можно разделить плоды по состоянию околоплодника? (сухие и сочные)

Учитель: Разделите плоды на группы. Дальше работайте самостоятельно, по инструктивной карточке (прочитать инструкцию) Результаты исследований вносите в бланк отчета  (слайд №11)  На эту работу отводится 3 мин.

Учитель: Руководители групп, познакомьте нас с результатами ваших исследований! Пожалуйста,  вам слово (все группы сообщают о своей работе)

Учитель: Итак, уважаемые научные работники, какой вывод вы сделали после проведенных исследований? (делают вывод по работе) 

Учитель: ребята, предлагаю вам посмотреть небольшой видео - ролик. Ребята, ваши выводы по работе совпадают с научной классификацией плодов? (да)

  1. Первичная проверка понимания - 5 мин.

Учитель: Уважаемые коллеги, к нам в лабораторию прислали продукты: лук, морковь, свекла, картофель. Они у вас на столах. Нас просят определить, можно ли эти продукты назвать плодами? Проведите исследования и дайте пояснения своему ответу на вопрос: «Какими органами растения являются луковица лука, клубень картофеля, морковь и свекла?»

Учитель: Уважаемые коллеги, спасибо вам за работу и вы можете вернуться к своей привычной роли учеников.

  1. Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.

Учитель: предлагаю выполнить задание: «Найди лишнее», «Верно – неверно» (слайд13-17) (ребята поясняют свой выбор)

Учитель:Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Объяснялки» и вы узнаете о том, как еще человек может использовать плоды растений.

 Кто узнает растение с первого объяснения, добавит себе в оценочный лист 3 балла, со второго – 2 балла, с 3 – 1 балл! (слайды №18-22)

РефлексияПришла пора, ребята, подвести итоги урока (слайд 23) - 4 мин.

  1. Давайте сопоставим цели урока и результат, которого вы достигли. Прошу вас, ребята, проанализировать свою работу на уроке. Свои высказывания вы можете начать следующими словами: я узнал ..., у меня получилось ..., было непросто …, я попробую …, урок дал мне для жизни…я себя чувствую ….  
  2. Самооценка учащихся.

 Учитель: А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Подсчитайте набранные баллы,  и переведите их в оценку (слайд 24).  Кто получил сегодня «5»? «4»? «3»?

  1. Домашнее задание (слайд № 25): параграф учебника № 13 прочитать, выучить основные понятия, ответить на вопросы к параграфу; творческое задание по выбору: Подобрать стихи, загадки о плодах; Составить кроссворд на тему «Плоды»; Собрать и оформить коллекцию: «Сухие плоды» - 2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Распространение плодов и семян

Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются  способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента...

Конспект урока "Распространение плодов и семян"

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....

Презентация "Распространение плодов и семян."

Показаны различные способы распространения плодов и семян. Значение околоплодника....

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"

Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...

Урок – исследование с использованием ИКТ по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».

Урок – исследование с использованием ИКТпо теме «Плоды. Распространение плодов и семян».Раздел биологии 6-го класса....