Применение разноуровневого обучения на уроках биологии.
статья по биологии

Бельтюкова Ольга Александровна

Выступление на методическом объединении учителей биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_raznourovnevogo_obucheniya_na_urokah_biologii.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Применение разноуровневого обучения на уроках биологии.

Выступление на педсовете

Учитель биологии О.А.Бельтюкова .ЧММШ г.Силифке Турция, 2020г

1. Понятие разноуровнего обучения

Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся.

На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

3. Технология разноуровневого обучения

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

-психолого-педагогическая диагностика учащегося;

-сетевое планирование;

-разноуровневый дидактический материал.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки.

Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1.Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

4. Дифференциация учащихся по уровням обучаемости с учетом степени проявления трудностей в познавательной деятельности (классификация по Певзнер):

1 группа: 1 уровень обучаемости ( наиболее высокий).

Небольшую группу (15-20%) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они, как правило, выполняют с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике. При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи. Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.

2 группа: 2 уровень обучаемости (средний, базовый).

30-35% учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. При переносе знаний в новые условия испытывают затруднения: снижение темпа работы, допуск ошибок. Объяснение своих действий у этих учеников, недостаточно точные, нуждаются в развернутом плане с небольшой степенью обобщенности.

3 группа: 3 уровень обучаемости (низкий).

35-40% учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок к жизненному опыту. Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала и практических заданий. Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщение, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей. В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность мыслительных процессов. Значительная помощь нужна, главным образом, вначале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, после чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ.

4 группа: 4 уровень (уровень учебного риска).

10-15% учеников овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Для усвоения нового материала они нуждаются во введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии. Эти ученики нуждаются в четком, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания. Помощь, даже в виде прямой подсказки, не всегда помогает. Как показывает, работа с этой группой детей должна проводиться по специально разработанным программам. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамики его развития.

5. Алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения.

1.Знакомится с медицинскими документами ребенка. Результатами обследования психолога, логопеда и определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка, уровень обученности, уровень обучаемости.

2.По результатам анализа определяет группы по уровням обучаемости.

3.Проводит педагогическую диагностику ВПФ, мотивацию. Полученные результаты являются основой для выбора организационных форм, методов и приемов коррекционной работы, выбора учебных заданий.

4.Разрабатывает или подбирает задания в соответствии с выявленным уровнем.

5.Оценивает деятельность учащихся.

6.Проводит мониторинг и оценивает динамику изменения параметров.

7.Планирует работу по оказанию индивидуальной помощи.

6. Основные параметры, в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация.

1.Образовательные цели.

2.Уровень выполнения заданий.

3.Время обучения, время выполнения задания.

4.Объем изучаемого материала.

5.Уровень усвоения.

6.Подход к обучению: методы обучения, приемы обучения, формы организации деятельности.

7.Оценка.

7. Практическая реализация параметров, по которым осуществляется разноуровневая дифференциация.

Постановка образовательных целей, доступных для достижения ребенком (самостоятельно или с помощью педагога).

Для 1 группы.

1.Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.

3.Раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

4.Преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

5.Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Для 2 группы.

1.Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.Закрепить, повторить и систематизировать имеющиеся знания и способы действия.

3.Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4.Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

5.Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

Для 3 группы.

1.Пробудить интерес к предмету путем подбора заданий, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3.Преодолеть единообразие, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

4.Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

5.Создать условия для развития познавательной деятельности.

Примеры разноуровневых заданий

Общие требования к разноуровневым заданиям.

Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами.

1) Биология. 5 класс

Например, при изучении темы «Неживая и живая природа», объяснение нового материала:

1. Учащиеся 1 дифференцированной группы выполняют задание:

а) Самостоятельно найти в тексте учебника стр. 6 определение, что такое природа, прочитать и списать в тетрадь.

б) Самостоятельно, после рассказа учителя заполнить схему на доске:

Живые

Неживые

Тела природы

2. Учащиеся 2 группы:

а) Выписывают определение в тетрадь, после того, как его нашли и прочитали учащиеся 1 группы.

б) Списывают схему с доски.

3. Ребята 3 группы:

а) Списывают с доски слово ПРИРОДА.

б) По карточкам находят и показывают тела живой и неживой природы.

2) Урок биологии. 7 класс

Тема: «Внешний вид и строение семени фасоли»

I группа. Ответить на вопросы:

а) Как растения приспособились к распространению семян?

б) Семена, каких растений распространяются ветром?

в) Как птицы участвуют в распространении семян?

г) Какие растения разбрасывают свои семена?

II группа. По внешнему виду определить, как распространяются семена?

III группа. Работа по карточкам. Соедини правильный ответ:

С помощью ветра

Лопух, репей, череда

С помощью животных и человека

Клен, одуванчик

3. Работа над темой урока.

1. Лабораторная работа: изучать строение семени фасоли будем на живом семени и по рисунку.

а) Возьмите в руки семя фасоли:

- какого оно цвета;

- форма;

- сверху покрыто кожурой (защита);

- найдите рубчик, (семя прикрепляется к плоду).

б) Разломайте семя на две части и найдите:

- зародыш (корешок, стебелек, почечка с листочками);

- две семядоли (запас питательных веществ);

- найдите рубчик (его нет).

в) Покажите и назовите части семени.

Учащиеся по ходу урока показывают и называют.

4. Физкультминутка.

5. Работа над темой урока.

I группа. Один учащийся выходит к доске и по плану рассказывает о строении семени фасоли.

II группа. Зарисуйте в тетради семя фасоли и подпишите части.

III группа. Списать слова: кожура, семядоля, зародыш, корешок, стебелек, почечка.

6. Домашнее задание.

I группа. Прочитаете текст на странице 32-34, ответить на вопросы.

II группа. Прочитать вывод стр. 34, ответить на вопрос: для чего в семядолях находится запас питательных веществ, находят и показывают тела живой и неживой природы.