За здоровый образ жизни
методическая разработка по биологии (8 класс)

Программа кружка "За здоровый образ жизни" для учащихся 11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx322.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Ирина\Pictures\img176.jpg

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы. В свете современных событий в период новой коронавирусной инфекции и профилактики курения и наркомании данная программа является значимой в воспитании здорового образа жизни подрастающего поколения.  Статистические данные показывают, что среди появившихся младенцев здоровы только около 30%. К моменту поступления в школу здоровыми остаются около 15% детей. Оканчивают школу здоровыми менее 5% подростков. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается почти   в 4 раза!

Направленность программы естественнонаучная.

Уровень освоения базовый.

Отличительные особенности. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни».

Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

   Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

  Поэтому важно:                                                                                                              

1.Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье;

2.Привлечь учеников к активной деятельности по профилактике правонарушений, по искоренению вредных привычек в подростковой среде, к волонтерскому движению

3.Педагог учитывает психологические, физические и возрастные особенности детей.

Адресат программы.

Программа разработана для учащихся 5, 6, 8 классов. В возрасте 11 – 14 лет дети находятся под большой угрозой употребления алкоголя и других наркотических веществ, они нуждаются в более подробной информации о них. Они нуждаются в более сильных побудительных стимулах, чтобы избежать их злоупотребление. Этот возраст считается критическим для учащихся, им нужна более серьезная информация, навыки повышения самооценки. Ученикам следует прививать сознание принадлежности к социуму, не прибегая к вызывающему поведению.

В этом возрасте молодые люди стремятся быть независимыми. Их обучение протекает наиболее успешно в обстановке, которая позволяет им мыслить критически и принимать решения,

основанные на формирующихся нравственных ценностях и убеждениях, на знаниях анатомо-физиологических особенностей организма. Именно в этом возрасте дети часто остаются без присмотра, считают себя взрослыми, контактируют друг с другом, при этом возрастает опасность привития вредных привычек.

 Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год, 1 час в неделю, 34 часа в год, продолжительность занятия – 45 минут.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: укрепление здоровья учащихся 11-14 лет с. Фадеевка через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

Воспитательные:

1.  Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.

2.  Формировать установку на здоровый образ жизни.

3.  Усиливать связь между знаниями о своем здоровье, отношению к нему и поведением.

4.  Воспитать личность, умеющую жить в разных условиях.

Развивающие:

  1. Развить у детей потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
  2. Развить личностное мышление на основании полученных знаний и применять их в конкретных условиях.
  3. Совершенствовать логику мышления.

Обучающие:

  1. Формировать целостную картину мира.
  2. Формировать научное понимание сущности здорового образа жизни.
  3. Формировать экологическое мировоззрение.
  1. Содержание программы

Учебный план первого года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Составляющие ЗОЖ

5

4

1

синквейн

2.

Алкоголь и организм

6

4

2

тест

3.

Наркотики и организм

6

5

1

тест

4.

Курение и организм

8

2

6

тест

5.

СПИД, причины и профилактика

3

2

1

игра

6.

История развития взаимоотношений человека с природой

1

1

тест

7.

Влияние климатических факторов на здоровье

1

1

игра

8.

Рациональное питание

2

1

1

игра

9.

Инфекционные заболевания

1

1

игра

10.

Итоговое занятие

1

1

Защита проекта

Итого

34

22

12

Содержание учебного плана первого года обучения

Раздел 1. Составляющие ЗОЖ

Занятия 1– 5.Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.

     Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека – это огромное богатство. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Основными элементами ЗОЖ являются:

  • двигательная активность
  • рациональное питание
  • отказ от вредных привычек
  • умение управлять своим здоровьем.

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов.

Раздел 2. Алкоголь и организм

Занятия 6 – 10.

Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность.

Виноделие зародилось в Египте, когда люди обнаружили, что виноградный сок быстро скисает, но раз перебродив и став вином, долго сохраняется, не портясь. У египтян были проблемы с сильным загрязнением питьевой воды. Позднее, в Римской католической церкви на всей территории Европы вино стало использоваться при совершении таинства святого причастия. Постепенно употребление алкогольных напитков перешло в злоупотребление. В настоящее время алкоголь – это наркотическая проблема № 1. Алкоголь – это непосредственная причина заболеваний печени, нарушения функций головного мозга, язвы желудка, панкреатита и других болезней внутренних органов. Стадии опьянения; 1-приподнятое настроение, 2 – сумасбродное поведение, 3 – замешательство, 4 – потеря самоконтроля, 5 – бессознательное. Стадии алкоголизма; 1 – знакомство с алкоголем, 2 – регулярное употребление, 3 – навязчивая идея, 4 – химическая зависимость. Миф или реальность, факторы риска.

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: тестирование, с последующим обсуждением, составление презентаций.

Раздел 3. Наркотики и организм

Занятия 11 - 17

 Наркотики, с которых начинается злоупотребление. Влияние наркотиков на организм. Признаки злоупотребления. Решения, которые я принимаю. Как помочь другим. Наркотики и закон.

Наиболее употребляемыми являются кокаин и амфитамины. Они стимулируют центральную нервную систему, вызывают возбуждение, быструю неясную речь, учащенное дыхание, дрожь, потливость, учащение пульса, повышение давления, бессонницу, смерть. Признаки злоупотребления; спиртом, пивом, вином, вдыхание клея, героином, лекарствами, травой, амфитаминами,  барбитуратами и т.д. Подростки ищут способы принятия решений и разрешения проблем, которыми  можно  было бы пользоваться в разных ситуациях. Изучение законов (об употреблении наркотиков, об управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и т.д.).

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: работа в группах с карточками примерных ситуаций, учащиеся учатся принимать альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

Раздел 4. Курение и организм

Занятия 18 – 25.

 «Курить – здоровью вредить». Последствия и побочные явления курения. Портрет курильщика.   В борьбе за чистый воздух. Реклама и антиреклама.

В каждой сигарете содержится около 15 различных известных канцерогенных веществ. Курильщик с нормой «пачка в день» за год вбирает в свои легкие литр смолы.  Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут. В результате курения может возникнуть как физическая, так и психическая зависимость от никотина. 90% курящих утверждают, что хотели бы бросить курить.

В сигаретах содержится смола, она налипает на легкие. Приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Возникает эмфизема легких и хронические бронхиты. Появляется кашель - курильщика. Сигаретный дым вреден как для курильщика, так и для некурящих (пассивных курильщиков). Портрет курильщика составляется в результате опроса большого количества курящих подростков по разработанным вопросам. Не всегда реклама сообщает достоверные факты, когда убеждает купить тот или иной товар, необходимо научиться распознавать приемы, особенно при продаже табачных изделий. Выставляют курение в качестве символа взросления, связывают курение с вином и пивом, демонстрируют, что люди курящие сигареты, экстравагантные и интересные, и т.д.

Теоретическая часть: беседа, дискуссия

Практическая часть: 1 составление портрета курильщика (опрос учащихся). 2 выбор решения (работа с карточками). 3 демонстрация опыта с помощью самодельного прибора, имитирующего влияния курения на поверхность легких. 4 реклама и антиреклама (сочинение листовок «За здоровый образ жизни»).

Раздел 5. СПИД, причины и профилактика

Занятия 26 - 28

 СПИД. Признаки и пути передачи. Влияние ВИЧ на организм.

СПИД – заболевание, которое человек может приобрести, то есть, надо, что–то сделать, чтобы заразиться. Вирус ослабляет иммунную систему, которая защищает организм от инфекции и болезней. Организм не может противостоять сопутствующим инфекциям. Признаки; увеличение лимфатических сосудов, кашель, усталость, частые поносы, потоотделение, потеря аппетита, веса, непрекращающиеся инфекционные заболевания, саркома Капоши.

Пути передачи: контакт с кровью, контакт с выделениями половых органов, через плаценту матери к плоду, во время родов, при вскармливании грудью.

Теоретическая часть: беседа, дискуссия

Практическая часть: предварительный тест, презентация

Раздел 6. История развития взаимоотношений человека с природой

Занятие 29

Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

Человечество – это часть природы. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это наука, которая помогает найти пути выхода из возникающего кризиса, изучая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди все глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природой средой. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества, то есть от связей внутри человеческого коллектива.

Теоретическая часть: беседа, просмотр фильма

   

Раздел 7. Влияние климатических факторов на здоровье

Занятие 30

Влияние климатических факторов на здоровье. Влияние температуры, давления, влажности.

Биометеорология – это наука, которая изучает влияние погоды и климата на самочувствие и здоровье человека. Впервые влияние климата на здоровье человека описал в своих работах «отец медицины» Гиппократ: «организмы ведут себя различно в отношении времени года… и болезни протекают различно – хорошо или плохо – в разные времена года, в разных странах и условиях жизни…»

Теоретическая часть: беседа

Раздел 8. Рациональное питание

Занятия 31 -32

 Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню.

Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.

Согласно теории аппетита (И. П. Павлов), пища, съеденная с аппетитом, переваривается и усваивается организмом быстрее и приносит большую пользу. Правила питания и вред переедания.

Теоретическая часть: беседа, конкурс пословиц и загадок

Практическая часть: составление меню на неделю

Раздел 9. Инфекционные заболевания

Занятие 33

Инфекционные заболевания. Причины и профилактика.

 Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, грибками) – называются инфекцоинными. Пути передачи: грязные руки, воздушно – капельный, при контакте, через воду и продукты питания, от животных и т.д. Профилактика: соблюдения правил личной гигиены, закаливание, профилактические прививки.

Теоретическая часть: беседа, просмотр фильма.

Раздел 10 Итоговое занятие

Занятие 34

Итоговое занятие. Защита проекта.

Планируемые результаты

Личностные результаты

1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека

2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.

3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

-формулировать и удерживать задачу;

-применять установленные правила;

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-составлять план и последовательность действий;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своих действий;

-предвосхищать результат;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам;

Познавательные:

-сбор, обработка, анализ и передача информации;

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

-построение рассуждения;

-обобщение.

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

-ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-слушать собеседника;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Предметные результаты

Обучающийся будет знать:

1. Анатомо – физиологические особенности человеческого организма

2. Возрастные особенности детского организма

3. Влияние наркотических веществ на организм человека и подростков, в частности.

4. Последствиях влияния ПАВ на организм человека.

5. О правовой стороне злоупотреблений наркотическими веществами

6. Причинах возникновения СПИДа

7. Правила рационального питания.

Обучающийся будет уметь:

1. Принимать альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

2.Объяснить, почему так важно помогать людям, живущим рядом, в том числе и сверстникам.

3.Составлять меню.

4.Составлять презентации.

5.Проводить устные журналы, презентации для учащихся начальной школы.

6.Проводить анкетирование, тестирование, соц. опросы.

7.Участвовать в волонтерском движении.

Обучающийся будет владеть:

1. Навыками здорового образа жизни, рационального питания.

2. Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний;

5. Приёмами оказания первой помощи;

6. Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

7. Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8. Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

9. Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем.

Раздел № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально – техническое обеспечение:

Кабинет биологии, компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

2.Учебно – методическое и информационное обеспечение:

1. Касаткина В.Н.. Щеплягина Л.А, Здоровье. Учебно – методическое пособие для учителей 1-11 классов, Москва 2005г.

2. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркомания. Ростов – на Дону, Феникс 2001г., стр.211-212.

12. Сайт w.w.w. Acetrussia. Ru. Лекции профилактики (первая лекция).

3. Тверская С.С., Утешинский Д.Д., Здоровье человека. Учебное пособие для дифференцированного обучения 9-11 классы, Москва 2002г.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

В ходе реализации данной программы используется текущий контроль в форме тестирования, составления синквейнов, опорных конспектов, схем, рисунков. Тестирование используется в конце 2, 3, 4, 6 разделов. Итоговый отчёт сопровождается защитой проекта. Ведётся журнал посещаемости.

2.3 Методические материалы

Раздел

Используемые формы организации процесса

Методическое оснащение

Составляющие здорового образа жизни

Беседа, проведение мониторинга

 Анкеты «Ценность здоровья и ЗОЖ в представлениях учащихся»                

Алкоголь и организм

Беседа, тестирование членов кружка, презентации

Научная литература, тесты, компьютер

Наркотики и организм

Беседа, работа в группах

Научная литература, раздаточный материал

Курение и организм

Беседа, дискуссия, опрос учащихся, работа в группах, постановка опыта

Научная литература, анкеты, раздаточный материал, модель легкого курильщика

СПИД, причины и профилактика

Беседа. Дискуссия, тестирование, презентации

Научная литература, тесты, компьютер

История развития взаимоотношений человека с природой

Беседа

 Научная литература, фильм

Влияние климатических факторов на здоровье

Беседа

Научная литература

Рациональное питание

Беседа, конкурс пословиц и загадок

Научная литература, презентация

Инфекционные заболевания

Беседа

Научная литература, фильм

Итоговое занятие

Защита проекта

проект

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

Первое полугодие

с 01.09.2021 по 30.12.2021

Второе полугодие

с11.01.2022 по 30.05.2022

Возраст детей, лет

11-14

Продолжительность занятия

45 мин.

Режим занятия

1 раз в неделю

Годовая учебная нагрузка, час

34

2.5 Календарный план

Тема

Дата

План

Факт

1.Составляющие ЗОЖ

02.09

2.Резервы организма.

09.09

3.Физический аспект здоровья.

16.09

4.Функциональные пробы.

23.09

5.Нравственный аспект здоровья.

30.09

6.История виноделия.

07.10

7.Воздействие алкоголя на организм человека.

14.10

8.Подвержены ли вы риску алкоголизма.

21.10

9.Стадии алкоголизма.

11.11

10.Миф или реальность, факторы риска.

18.11

11.Миф и реальность

25.11

12.Влияние наркотиков на здоровье человека.

02.12

13.Признаки злоупотребления наркотиками.

09.12

14.Решения, которые я принимаю.

16.12

15.Стресс и физическая активность.

23.12

16.Как помочь другим людям.

13.01

17.Наркотики и закон.

20.01

18.Курить – здоровью вредить.

27.01

19. Анатомо – физиологические последствия курения.

03.02

20.Побочные явления курения.

10.02

21.Портрет курильщика.

17.02

22.Принятие решения и роль среды.

24.02

23.Здоровье и выбор образа жизни.

03.03

24. «Да здравствует чистый воздух»

10.03

25.Реклама курению и реклама здоровью.

17.03

26.Что вы знаете о СПИДе?

24.03

27.Влияние ВИЧ на организм.

07.04

28.Симптомы и пути передачи.

14.04

29.Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

21.04

30.Влияние климатических факторов на здоровье.

28.04

31-32.Рациональное питание и культура здоровья.

12.05

33.Инфекционные заболевания, причины и профилактика.

19.05

34.Итоговое занятие. Защита проекта.

26.05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни, Волгоград Издательство «Учитель», 2001г.
  2. « Культурная инициатива» Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. Алкоголь и другие наркотические вещества. Курение. СПИД (учебная программа для школ) Н.Новгород, 1994 г.
  3. Смирнов Н.К.. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования, Москва Издательство « Аркти», 2008г.
  4. Тверская С.С., Утешинский Д.Д., Здоровье человека. Учебное пособие для дифференцированного обучения 9-11 классы, Москва 2002г.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...