Главные вкладки

    Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
    рабочая программа по теме

    Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использовать знания в повседневной жизни

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programmaeraxtinoyol_2.doc110.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ  Рузаевский детский дом-школа -1

     

    »

    Программа

    «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

    по здоровому образу жизни  детей-сирот

    и детей, оставшихся без попечения родителей

    (для занятий с детьми от  7 до 12 лет в течение 1 года)
    в помощь воспитателям

    РАСТИ  ЗДОРОВЫМ

    Разработала:

    ,

    воспитатель  высшей категории                              

    Пивкина Л.Н

    Оглавление

    1. Пояснительная записка………………………………………….3
    2. Тематический план……………………………………………......9
    3. Содержание программы……………………………………….11
    4. Список литературы………………………………………………14
    5.  Список литературы для детей…………………………….16
    6. Приложение №1…………………………………………………...17

    Пояснительная записка

      Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.  Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

       В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов,  М. Я. Виленский,  Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

       Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

       Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в . в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

    Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

       Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками РДДШ-1  показала, что:

    -курят 20%детей;

    -имеют тягу к алкоголю20% детей;

    -у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

       Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается  о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

        Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

       Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что  не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

        Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

      . Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

    Задачи:

    -познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

    -воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

    -способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;  

    -формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

    Знания и умения:

    -воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

    -воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

    -воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

    -воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

    -воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

    -воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

    -воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

    -воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

        Программа включает в себя три блока:

    Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

    Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

    Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

        Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года.

    Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.

       Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и  аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

       В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

      Программа предусматривает следующие формы работы:

    -беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

    - дидактическая и  ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

    -дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

    -викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

    -круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

    -элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

    Методы работы: практический, наглядный, словесный.

    Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

    -отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

    -стремление заботиться о своём здоровье;

    -уровень нравственной воспитанности;

    -позитивное взаимодействие с окружающим миром;

    -снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

    Тематическое планирование

       

    Темы занятий

    Всего часов

    Кол-во

    часов

    Сроки

    1.Блок

     «Основы здоровья и ЗОЖ»

    Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»

    Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»

    Беседа-игра «Гигиена тела человека»

    Беседа «Секреты здорового питания»

    Викторина «Уроки здоровья»

    Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

    2.Блок

    «Сделай свой выбор»

    Круглый стол «Зачем тебе это надо?»

    Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»

    Беседа –диалог «Умей сказать нет»

    Конкурс рисунков «Курение-это»

    Игра «Мир без вредных привычек»

    Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века»

    3.Блок

    «Мир каждой души»

    Дискуссия «Свобода и ответственность»

    Беседа «Мир против насилия и жестокости»

    Беседа «Доброта в нас и вокруг нас»

    Диспут «О дружбе и друзьях»

    6

    6

    4

    16

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    Сентябрь

    Сентябрь

    Октябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Декабрь

    Январь

    Январь

    Февраль

    Февраль

    Март

    Апрель

    Апрель

    Май

    Содержание программы

    1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

    1.Режим дня и здоровый организм

    Теоретическая часть.  Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня .

    Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

    2.Как защитить себя от болезней

    Теоретическая часть.  Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

    3.Гигиена тела человека

    Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

    Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

    4.Секреты здорового питания

    Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси.

    Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка».

    5.Уроки здоровья

    Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

    Практическая часть. Игра «Воздушный шарик». 

    6.Мы за ЗОЖ

    Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

    Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

    «Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».

    2блок «Сделай свой выбор»

    Зачем тебе это надо?

    Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

    2.Каково твоё мнение?

    Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

    3.Умей сказать нет

    Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

    Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

    4.Мир без вредных привычек

    Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

    5.Наркомания - страшная болезнь 21 века

    Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

    Предпринимаемых  правительством  против наркотиков.

    6.Суд над сигаретой

    Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.

    3Блок «Мир каждой души»

    1.Свобода и ответственность

    Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

    2.Мир против насилия и жестокости над детьми

    Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.

    Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».

    3.Доброта в нас и вокруг нас

    Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.

    4.О дружбе и друзьях

    Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

    5.Как проявить себя и свои возможности

    Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов).

    Список литературы

    1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8

    2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р.,  Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

    3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

    4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.

     -М.,1956.

    5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

    6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.

    7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990.

    8.Классному руководителю о воспитательной системе  класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000.

    9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

    10.Орлов Ю.М. Восхождение к  индивидуальности. М., 1991.

    11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

    12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.

    13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

    14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997.

    15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001.

    16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.

    17.Соколов Я.В., Миньковский  Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.

    18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

    19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.

     20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной  дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.

           

    Список литературы для детей

     

    1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980.

    2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.

    3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО  Астрель, 2001.

    4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990.

    5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.

    Приложение №1

    Анкета

    Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе?  Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.

    1.Твой возраст.

    2.Пол.

    3.Как ты проводишь своё свободное время?

    4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?

    -Да; нет.

    5.Употребляешь ли ты алкоголь?

    -Да; - Иногда; - Регулярно.

    6.Пробовал ли ты токсические вещества?

    -Нет; - Иногда; - Регулярно.

    7.Куришь ли ты?

    -Нет; - Иногда; - Регулярно.

    8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?

    (поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)

    -любопытство;

    -влияние сверстников;

    -семейные проблемы;

    -бегство от реальности;

    -чувство протеста;

    -другие причины.

    9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?

    10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?

    -Отставание в умственном развитии.

    -Отставание в физическом развитии.

    -Бесплодие у мужчин и у женщин.

    -Зависимость от приёма наркотиков.

    -Ранняя смерть.

    -Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.

    11.Знаешь ли ты что такое СПИД?

    -Да. - Нет. - Очень смутно.

    12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?

    -Чувство жалости, сострадания.

    -Чувство презрения, брезгливости.

    -Безразличия к этим людям.

    -Другие чувства.

    13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?

    -К воспитателю.

    -К родственникам.

    -К друзьям.

    -К учителю.

    -Другое (допишите)

    14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)?

    -Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.

    Кто предлагал?

    -Друзья.

    -Знакомые.

    -Ровесники.

    -Взрослые.

    -Другое (допишите)

    15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

    Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...

    Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...

    ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

    Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

    Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

    Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

    Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

    Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...