О состоянии работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, как основе успешной социализации и социальной адаптации воспитанников при выпуске из детского дома.
материал

Игонченкова Нина Николаевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_2020.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение РМ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский  детский дом-школа»

 

«О состоянии работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, как основе успешной социализации и социальной адаптации воспитанников

 при выпуске из детского дома».

(Выступление на педсовете)

                 

                                                            Подготовила: Игонченкова Н. Н.

                                                                       

                   

2020-2021 учебный год                                                                                                                       

Одна из основных проблем воспитанников детского дома – проблема успешной интеграции в социум. Поэтому ведущим направлением  в работе воспитателей в учреждениях данного типа   является успешная социализация воспитанников, подготовка к самостоятельной жизни. Социальная адаптация  - важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы, формировать у них необходимые навыки для эффективного функционирования в социуме.

  Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников детского дома является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации.

 Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе. Известно, что большинство выпускников после выхода из детского дома не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходиться сталкиваться ежедневно. Они  испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться  с  взрослыми, обустроить свой быт, составлять и распределять бюджет, отстаивать свои юридические права.

Поэтому, мы, педагоги,   в своей работе этим вопросам уделяем большое значение.

 В повседневной жизни и на специальных занятиях мы формируем у детей необходимые навыки самообслуживания, учим их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдать личную гигиену, следить за своим внешним видом,  вести домашнее хозяйство. Дети полностью ежедневно осуществляют уборку своих комнат, заботятся о создании уюта, с помощью взрослых оформляют свой интерьер, тем самым, вырабатывая себе трудовые и эстетические навыки.  Регулярно проводятся уроки этикета.  На уроках культуры учим детей вести себя за столом, в гостях, на улице, встречать гостей, культуре общения. С этой целью проводятся комплексные  и практические занятия: «Хозяюшка»,  «Очумелые ручки», «В гостях у этикета», «Мы в гостях» и другие.

Воспитанники семьи привлекаются к ремонтным работам, благоустройству территории.

С целью подготовки к самостоятельной         жизни проведены следующие занятия: «Уроки жизни»,  «Первые шаги на путь в профессию» и так далее.

В старшем возрасте воспитанники знакомятся с правилами пользования магазином, вместе с воспитателями выезжают на рынок, где учатся самостоятельно делать покупки. При поездках на рынок  дети сами  выбирают себе одежду. На занятиях-практикумах: «Основы домашней экономики», « Дети и деньги», «Экономика в быту», «Болезнь под названием  «потребительство», ребята овладевают навыками быть экономными, рассчитывать свой бюджет, получают основы экономических знаний.

Большую роль в своей работе  мы уделяем вопросу личностного развития ребенка, формированию адекватной самооценки у воспитанников,  обеспечиваем возможность включения подростка в совместную содержательную деятельность. Для этого проводим групповые и индивидуальные занятия: «Я - хороший, ты - хороший», «Что я знаю о себе?»,  «Гармония мысли и поступка» и другие. На различных  мероприятиях и семейных праздниках дети раскрывают свои творческие способности. Важно то, что любой интерес ребенка мы стараемся поддержать, иначе он сменится или просто исчезнет.

  В свободное от занятий время и на кружках дополнительного образования  наши воспитанники занимаются  бисероплетением,  учатся шить,  готовить, петь и танцевать.  На практических занятиях по    приготовлению разнообразных блюд, ребята осваивают навыки приготовления пельменей, первых блюд, познают секреты блюд из картофеля, получают багаж знаний в вопросах кулинарии. Проводятся такие занятия: «Рукодельница», «Юный повар», «Час кулинарных советов», «Мастерица» и другие, где воспитанники показывают свои умения и навыки в вопросах приготовления блюд, которые необходимы им в дальнейшей самостоятельной жизни.  

Одной из важнейших задач нашей работы при подготовке детей к самостоятельной жизни является социально-правовая защита детей. Наша цель- помочь подготовиться к жизни в обществе, принимать законы нормы общежития. С этой целью проводятся  «Уроки правовых знаний», где  мы знакомим детей с их правами и льготами, которое государство им предоставило при выборе жизненного пути. Выпускников ориентируем на то, в какие учреждения им необходимо обратиться  за помощью при возникновении различных вопросов при проблемах с получением жилья. Они знают об ответственном и бережном отношении к документам, о составлении заявлений, различного рода бумаг.

Из цикла бесед «Ты и закон» ребята получают необходимые знания о норме права и юридической ответственности за правонарушения, о правах человека, об уголовном праве.

 Большое значение в своей работе отводим  профориентационной  работе. Для достижения  этой цели проводятся беседы, лекции, встречи, экскурсии.  Цикл бесед на темы: «Поговорим о выборе профессии», «Вступая во взрослую жизнь», «Кем быть?», «Куда пойти учиться?» помогают детям определиться с дальнейшей профессией, которая им необходима при выпуске из детского дома.

 Таким образом,  можно сказать, что у нас созданы все условия для того, чтобы выпускники  смогли обеспечить достойную жизнь себе и своим семьям в условиях рыночной экономики. Но одним  из главных условий успешной социальной адаптации воспитанников детского дома является личностно-профессиональный рост педагогов, так как процесс формирования нравственных основ личности, ценностных ориентаций ребенка требует тонкой, индивидуальной работы. Именно поэтому важно создать в детском доме отношения, основанные на любви, уважении к ребенку, с самого начала дать ему почувствовать себя значимым, вот тогда и ребенок  будет  успешным и готовым к выходу во взрослую самостоятельную жизнь.

                                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида

В данной работе изучаются социально-педагогические условия  подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии  в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются тео...

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье

Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...