Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
рабочая программа по теме

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Рузаевский детский дом – школа №1»  

                                                                                                           

     

Программа

 подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

                   

Возраст детей –14 - 15 лет

Срок реализации –8 месяцев

Составитель – Морозова Р. В.  

 Воспитатель 1 семьи

Рузаевка 2012 г.

Пояснительная записка

      Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного  процесса.

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Подготовка детей – сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого -  педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Воспитанники сиротских учреждений испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.

Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании семьи в будущем.

     Жизнь показывает, что бывшие воспитанников детских домов либо не могут создать свою собственную семью,  либо создают неблагополучную семью, которая чаще всего распадается. Их дети тоже часто становятся воспитанниками детских домов.

     Для решения проблем социализации и создания своей будущей семьи разработана  данная программа. В программе учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи.

      Программа разработана на основе опыта работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коллектива детского дома.

Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.

     Цели программы:

  1. формирование представлений о семье, её значении в жизни человека;
  2. формирование нравственных полоролевых и семейно-бытовых установок;
  3. формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.

Задачи программы:

  1. формировать представления о различных социальных ролях людей в  семье: мать, жена, муж и т. д.;
  2. обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  3. формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
  4. формировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей,  ответственности за их здоровье;
  5. формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Формы реализации программы.

  1. Психолого-педагогическая диагностика.
  2. Моделирование ситуаций.
  3. Ролевое проигрывание.
  4. Индивидуальная и групповая работа.
  5. Беседы.
  6. Информирование.

          Ожидаемые результаты.

          Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка.

     Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи.

      Воспитанники должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям, объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.

  Учебно – тематический план

N п/п

             Тема

Количество часов

Форма проведения

1.

Моя семья

1


Ролевое проигрывание, беседа, групповая работа

2.

Я и моя семья

1

Беседа, групповое рисование, моделирование ситуации

3.

Как решать семейные проблемы

1

Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация

4.

Конфликты в семье и способы их

разрешения

1

Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация

5.

Взаимоотношения в семье

1

Беседа, групповая работа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация

6.

Уважение и любовь

1

Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра

7.

Потребление и творчество в семейной жизни


1

Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация

8.

Основные проблемы семейных отношений

1

Дискуссия, беседа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация

9.

В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни?

1

Беседа, инсценирование

10.

Бюджет семьи

1

Дискуссия, информирование, практическая работа

11.

Как расходовать деньги

1

Беседа, информирование, самостоятельная работа

12.

Любовь и как ее сохранить?

1

Дискуссия, беседа, практическая работа, анализ ситуации, индивидуальная консультация

13.

Планирование семьи. Как нужно любить детей?

1

Беседа, мозговой штурм, индивидуальная консультация

14.

Мужчина на кухне

1

Информирование, анкетирование

15.

Семья - это семь я


1

Беседа с элементами дискуссии, тестирование

Содержание программы

Тема № 1

 «Моя семья»

Закрепление знаний, что такое семья, члены семьи, близкие и дальние родственники. Формирование чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивного отношения к своей семье.

Тема № 2

«Я и моя семья»

Формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.

Формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций.

Тема № 3

«Как решать семейные проблемы»

Усвоение  сущности понятий «проблема» и «проблемные ситуации». Обучение приёмам решения проблем. Воспитание  культуры и уважения к взаимоотношениям в семье.

Тема № 4

«Конфликты в семье и способы их разрешения»

Усвоение  сущности понятий  «конфликт» и «конфликтные ситуации», правил предупреждения конфликта. Развитие умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении. Воспитание   культуры  и  уважения  к  взаимоотношениям   в  семье. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений личностного характера.

Тема № 5

  «Взаимоотношения в семье»

Знакомство с формами и стилем взаимоотношений в семье. Формирование позитивного отношения к семейным обязанностям ребенка.

Тема № 6

«Уважение и любовь»

Воспитание  уважения к близким людям. Формирование  умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей. Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.


Тема № 7

«Потребление и творчество в семейной жизни»

Воспитание у детей желания заниматься творчеством и умеренности в потреблении материальных благ.

                                 Тема № 8

         «Основные проблемы семейных отношений»

Формирование потребности в создании семьи, в её укреплении и сохранении.

Тема № 9

«В чем же кроется секрет

счастливой семейной жизни?»

Формирование потребности построить счастливую семейную жизнь. Формирование умения общаться с представителями другого пола.

Тема № 10

«Бюджет семьи»

Формирование представлений о том, что такое семейный бюджет и из чего он складывается,

 умения  распоряжаться определённой суммой наличных средств (денег) на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета. Знакомство с обязательствами заемщика перед заимодавцем. Формирование ответственного отношения к планированию денег. Формирование умения предвидеть последствия разных своих поступков.

                                                        Тема № 11

«Как расходовать деньги»

Усвоение сущности понятий «доходы», «расходы», «сбережения», «долги», «дефицит бюджета». Формирование умения планировать свой семейный бюджет.

Тема № 12

«Любовь и как ее сохранить?»

Усвоение  сущности понятий «любовь», «увлечение». Формирование уверенности, что любовь – важнейшее условие для полноценных семейных отношений.

                                                                    Тема № 13

«Планирование семьи. Как нужно любить детей

Формирование убеждения в важности планирования семьи. Объяснение, что значит любить детей и почему детям так необходима любовь родителей.

Тема № 14

« Мужчина на кухне»

Формирование положительного отношения к ведению домашнего хозяйства.

Тема № 15

«Семья - это семь я»

Полоролевое воспитание подростков. Помощь в более глубоком осознании своих установок на будущую семейную жизнь, значения семьи в жизни человека. Формирование знаний об основных функциях семьи.


Методическое обеспечение программы

1.Сказка о мамонтёнке, который искал свою маму.

Мама для мамонтенка.

 Однажды далеко на севере на свет появился маленький мамонтенок. Никто не знал, откуда он взялся, да и сам мамонтенок не знал, кто он и кто его родители. Все, что он помнил, это то, как однажды во время снежной бури мама куда-то исчезла. Мамонтенок долго ее ждал, но потом устал, спрятался за большим сугробом и уснул. А когда проснулся, то оказалось, что никто никогда не видел таких зверей и не знает, где можно их найти. И только старый тюлень сказал, что видел похожих на мамонтенка животных далеко-далеко на юге. Он помог мамонтенку сесть на льдину и отправиться в дальнее путешествие. Много дней и ночей скитался мамонтенок по бескрайнему океану, и вот однажды его льдину прибило к очень странному берегу. Вокруг росли огромные зеленые деревья, летали разноцветные птицы, и было очень жарко. Вдруг с ближайшего дерева спрыгнул маленький шустрый зверек.

  1. Ты кто? — спросил он у мамонтенка.
  2. Я не знаю. А ты кто? — ----Я — обезьянка.
  3. А ты случайно не встречала мою маму?
  4. Нет, но хочешь, я помогу тебе её найти?
  5. Конечно, хочу, — обрадовался мамонтенок.

И они вдвоем пошли искать маму мамонтенка. Но никто не соглашался стать его мамой, и никто не мог сказать, где ее искать. И вот однажды далеко в джунглях мамонтенку и обезьянке повстречалась слониха. Она была так похожа на мамонтенка, что он радостно бросился к ней и закричал: «Мама, наконец-то я тебя нашел!» Слониха была очень доброй и сразу согласилась стать мамой мамонтенка. Так мамонтенок нашел свою маму и уже больше никогда ее не терял.

  1. Беседа « ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?»

  1. Почему холостые мужчины и незамужние женщины живут относительно недолго?
  2. Для чего люди создают семью?
  3. Какие условия необходимы для создания семьи?

Психологические аспекты - сходство характеров, привычек, интересов, желаний; материальные - наличие жилья и постоянных источников доходов; нравственные -выполнение всех семейных обязанностей.

  1. Если нет детей, это - семья или нет?

  1. Игра «ВЕРНО - НЕВЕРНО!»

Педагог: « Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко».

  1. Семья — это все мои друзья и знакомые.
  2. Семья — это я.
  3. Мои родители могут быть младше меня.
  4. Бабушка — это мама моей мамы.
  5. Дедушка — это папа моего папы.
  6. Семья — это люди, которые любят друг друга.
  7. Бабушка и дедушка — это мои родители.
  8. Я — дочь мамы и папы.
  9. Всем людям нужна семья.

  1. Практическое задание.

Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в

образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку.

После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них, и занятие заканчивается.

      5.   Рассказ  «Сказка про счастье»

В давние-давние времена жила была семья. Отец был рыбаком и с утра уходил в море, чтобы накормить всю семью, а возвращался поздно вечером. Мать была мастерица-искусница. Вся деревня приходила к ней с просьбами сшить платье, соткать ковер или вышить рушник к свадьбе. И была у них дочка Дарьюшка. И в отца она пошла, и в мать уродилась: была и трудолюбивой, и доброй, и любознательной. За эти качества все жители деревни пророчили ей счастье. И так часто девочка слышала это слово «счастье», что ей захотелось узнать, что же это такое и в чем оно заключается. И вот вечером, гуляя по берегу моря и собирая ракушки, она подошла к отцу, чинившему сети.

  1. Папа, а что такое счастье, о котором все говорят?
  2. Счастье — это хороший yлов и мирное море, достаток и лад в семье.
  3.  Послушала она и подумала:
  1. Рыбу-то я не ловлю, в море не хожу. Что же такое счастье?

 И пошла к маме.

  1. Мама, мамочка, а что такое счастье?
  2. Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лапка и свечка, котик - мурлычка, муж работящий. Вот оно счастье, нет его слаще.

Хоть и красиво мама молвила, а не разумела девочка, не поняла. И решила она обратиться к своей подружке.

  1. Подруженька-лапушка, а что такое счастье? Ты знаешь?
  2. Конечно, знаю, Дарьюшка. Счастье — это модный сарафан, новые сапожки, красивые сережки.
  3. Много платьев красивых лежит у меня дома, мамой нашитых. Но не становлюсь я от этого счастливее.

Решила Дарьюшка пойти к своей бабушке, живущей в соседней деревне. По пути встретила она цыганку.

  1. Цыганка, скажи, что такое счастье?
  1. Счастье — это моя свобода.

Пришла Дарьюшка к бабушке. Спросила она и у бабушки о счастье. Мудрая, старая бабушка ответила:

  1. Счастье у каждого разное. Ты подходила к отцу, его счастье - обеспечить семью, у матери
  2. накормить семью и угодить отцу, у подружки твоей счастье заключается в красивых да модных нарядах, у цыганки —   в свободе. На самом деле ты будешь, счастлива, когда научишься делать других чуточку счастливее, отдавая при этом людям кусочек своей души. Девочка задумалась и поняла, что она счастлива.

Вопросы для обсуждения

  1. Чему учит эта история?
  2. Что лично для вас означает счастье?

6.Практическое задание

  1. Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливую семью?
  2. Когда вы счастливы, что вы испытываете?

.Педагог: Сейчас мы с вами будем рисовать групповой портрет счастливой семьи. В этом

совместном рисунке вы должны изобразить гармоничное объединение чувств всех членов

семьи: когда вы счастливы, счастлива семья. (Звучит музыка)

Каждый участник начинает рисовать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа В рисунок, полученный от соседа слева, каждый участник вносит свою лепту: что - то исправляет, дорисовывает. Затем опять же по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной счастливой семьи. Обмен рисунками происходит несколько раз, пока каждый рисунок не будет завершён.

По окончании рисования проводится обсуждение и анализ изображенного рисунка

(расположение членов семьи, цвета и т.д.)

7.Работа с пословицами

Прочитайте, пожалуйста, на доске пословицы и дайте им объяснение:

Детишек воспитывать не курочек растить.

Коли у мужа с женой лад, так не надобен и клад.

Умей дитя родить, умей и научить.

Любишь жену, люби и детей кормить.

Дитя не плачет - мать не разумеет.

Дитя хоть криво, да отцу — матери мило.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Каково семя, таково и племя.

Кто родителей почитает, тот в реке не погибает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Жена не рукавица за печь не закинешь

8.Дискуссия.

Маша пришла из школы домой. Она легла на диван, включила телевизор и решила посмотреть

фильм. В комнату вошла мама и попросила Машу сходить в магазин. Маша разозлилась и

накричала на маму, ведь она так устала в школе, а тут ещё в магазин иди! В магазин пошла мама,

несмотря на то, что она целый день провела на работе. А как бы вы поступили на Машином

месте?

  1. БЕСЕДА «СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

1.        Ребята, что такое проблема? Почему возникают проблемы?

Проблема - это два противоположных требования, которые необходимо выполнить.

Примеры проблем: посмотреть телевизор и сходить в магазин, пообедать и не опоздать на

тренировку, почитать интересную книгу и погулять с собакой, повторить домашнее задание и

поиграть во дворе с друзьями.

Проблемы  возникают тогда,  когда человеку  нужно  выполнить два  противоположных

действия.

2.        Рассказ воспитателя о приемах решения проблем.

Для     решения    проблем    используются    следующие    приемы    (рассматриваются    на вышеприведенных примерах):

  1. выполнение противоположных действий в разных местах;
  1. выполнение противоположных действий в разное время;
  2. совместное выполнение противоположных действий.
  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ (групповая работа)

1.Еслн мама требует, чтобы вы надели теплую куртку, а на улице жарко, то как вы

поступите?

  1. Вы хотите почитать вместе с папой, но ему нужно сделать срочную работу, которую он взял домой. Как вы решите эту проблему?
  2. Сегодня в школе праздничный концерт, на котором вы выступаете. Вы долго готовились к нему и вот перед самым концертом... заболели. Что делать?

2..Мама попросила вас убрать квартиру, а во дворе ребята начинают играть в футбол, и вы игрок одной из команд. Что же делать?

  1. ДИСКУССИЯ «ДЕТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ РОДИТЕЛИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ?»

  1. БЕСЕДА «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ»

1. Как должны распределяться семейные обязанности?

% Слушать или не слушать советы родителей?

3.        Какие обязанности должны быть у детей в семье?

Самообслуживание - уборка постели, своей комнаты, разогревание пищи, чистка одежды и обуви и т.п.

Семейные  поручения  -  уход за  домашними  растениями  и  животными,  приобретение продуктов и товаров, помощь родителям в домашних делах, на огороде, на работе и т.д.

4.        Должны ли родители  контролировать  поведение своих детей? Следить за  каждым
поступком детей или нет?

4. Как родители должны помогать детям в обучении?

  1. Разыгрывание ситуаций

Разыграем семейные ситуации, но в разных семьях. Возьмем конфликтную ситуацию.

1. Муж читает газету.

Жена готовит ужин, подходит к мужу и говорит:

  1. Сходи за хлебом.
  2. Некогда мне, не видишь - я читаю газету, и потом я устал, я ведь был на работе.
  3. Ах, ты устал, а я не устала, я ведь тоже была на работе, а не на танцах.

Давайте обсудим эту ситуацию, Что же произошло между супругами? Муж устал, он не захотел идти за хлебом. Жена тоже не пошла, а в результате произошел конфликт. Отказ!

2.Теперь проиграем ситуацию другим путем. Сидит муж в кресле читает газету. Жена подходит к мужу и говорит:

-        Дорогой, после работы я зашла в парикмахерскую, поэтому не успела купить хлеба, сходи,
пожалуйста, в магазин.

  1. Давай поедим с сухариками, а завтра по дороге с работы я куплю свежего хлеба.
  2. Какой ты у меня умница.

Как решили проблему в этой ситуации? Мирным путем, то есть подошли к компромиссу.

Семейная жизнь наполнена конфликтами, так как организация быта входит в функции семейной жизни, и быт играет важную роль в семейной жизни и налаживании внутрисемейных отношений. Нелегко справиться с конфликтами, если они  возникают на каждом шагу в условиях низкого уровня жизни. Но мы с вами будем решать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

Значит, решать мы их будем  мирным путём, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мириться труднее. А почему мириться труднее?

14.Шуточный тест

«Твое главное занятие в семье»

Кому какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда)

15.Релаксация.

  1. Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.
  2. Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.
  3. Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.
  4. Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.
  5. Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.
  6. Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.
  7. Скажите себе: «Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось».
  8. А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

16.Анкетирование

 Давайте решим еще одну важную задачу: проведем анкетирование - ответим на вопросы.

  1. Для чего люди создают семью?
  2. Какие условия необходимы для создания семьи?
  3. Как должны распределяться семейные обязанности?
  4. Если нет детей - это семья или нет?
  5. Какие обязанности должны быть в семье у детей?

17.Анализ притчи «Три сына»

Три женщины встретились у колодца со стариком. Все они имели сыновей. Одна из них хвалила своего сына за то, что он прекрасно поет. Вторая стала хвалить свого сына за то, что он прекрасный танцор. Третья молчала. Но тут подошел мальчик и взял у нее тяжелые ведра.

 «А где же три сына? — спросил старик.— Я вижу только одного».

Воспитанники рассуждают о том, почему старик назвал сыном того мальчика, который поднес матери ведра с водой, а не того, кто хорошо пел или хорошо танцевал.

18.Моделирование реальных ситуаций

  1. «Мать и сын».

 Мать пришла с работы, села на стул и говорит, что очень устала, а надо еще идти за картошкой. Сын подходит к матери и говорит, что сходит в магазин, спрашивает, что еще нужно купить.

  1. «Бабушка и внуки».

Бабушка сидит и вяжет, роняет спицу, наклоняется, ищет ее. Рядом за столом делают уроки внук и внучка. Бабушка просит девочку помочь найти спицу, но та отвечает, что ей некогда — она уроки делает. Внук встает и подает бабушке спицу, та благодарит его.

   3. «Помощница».

 Таня спрашивает Олю: « Ты почему гулять не выходила?» Оля отвечает: « Я маме помогала, а ты помогаешь?» — «Нет, она не просит»,— отвечает Таня.

В ходе разыгрывания ситуаций воспитатель руководит действиями детей, обращает внимание на реплики и поступки актеров. Каждая ситуация разбирается, и дети с помощью воспитателя делают выводы.

19.Устный разбор сюжета

 Воспитанникам предлагается сюжет для устного разбора: « Жили мать и сын. Мама много работала, уставала, но старалась принести сыну что-нибудь вкусное. Сын не забывал благодарить мать и предлагал ей съесть конфету или яблоко, которые она приносила, но та каждый раз отказывалась. Однажды мама пришла очень усталой. Было много работы, она не успела пообедать, но яблоко сыну принесла. Мальчик предложил его матери. Мама яблоко съела. Сын очень обиделся.»

(С помощью вопросов, которые задает воспитатель, дети разбирают сюжет, формулируют вывод.)

20.Викторина «Вместе - дружная семья»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ

  1. Назовите вашу любимую познавательную телепередачу. Почему она вам нравится?
  2. Почему дети должны заботиться о ком-либо или о чем-либо? О ком или о чем заботитесь вы? Для чего вы это делаете?
  3. Вы решили почитать. Только устроились на диване, как пришел папа и попросил помочь ему перенести книги из шкафа на книжную полку. Что будете делать?
  4. Дружная семья - это какая семья?
  5. На выходные папа предложил сходить в музей, а мама - в кинотеатр. Родители долго спорили, а Лена не знала, что ей выбрать. Что вы посоветовали бы девочке?
  6. После школы Саша спешит на тренировку. Мама попросила Сашу забежать на почту и получить посылку. Саша очень недоволен, ведь он может опоздать на тренировку. А можно ли получить посылку и не опоздать на тренировку? Как этот сделать?

21. Написание эссе «Что для меня означает семья?»

22.Дискуссия.

  1. Почему важно в семье любить друг друга?
  2. Как научиться  не огорчать близких?
  3. Как вести себя, когда провинился?
  4. Как научиться понимать настроение близких?
  5. Как можно повысить их настроение?
  6. Что вас раздражает в поведении взрослых?
  7. Что раздражает их в вашем поведении?
  8. О чем бы вы хотели поговорить с вашими воспитателями, но не можете этого сделать? Почему вы думаете, что эту тему с ними обсуждать невозможно? Что вам мешает? Каким образом вы пытались это сделать? Что произошло?
  9. Вам трудно выразить свои чувства по отношению к родителям? Почему?
  1. Должны ли ваши воспитатели  дать вам полную свободу действий без ограничений? Если нет, то какие это могут быть ограничения?
  1. Вы уважаете своих родителей? Как вы это показываете? Как бы вы хотели, чтобы ваши родители проявляли свое уважение к вам? Вы заслужили такое уважение? Чем?
  2. Представьте себе, что у вас идеальные взаимоотношения. Какие будут у вас взаимные обязательства?
  1. Существует  ли  разница  между   вашими   ценностями   и   ценностями   ваших
    воспитателей? Случались ли у вас конфликты на этой почве?

23.Психологическая игра.

Дети вспоминают конфликтные ситуации, которые остались без разрешения или оставили «нехороший отпечаток». Каждый из участников предлагает свою ситуацию, а группа выбирает наиболее значимые для всех. Затем эта ситуация воспроизводится, но в качестве протагониста представлены все три составляющие личности (Родитель, Ребенок, Взрослый). Протагонист выбирает из группы людей, которые наиболее подходят на эти роли. Он переживает несколько раз ситуацию, находясь в различных позициях. Выясняются отношения между этими составляющими, что помогает протагонисту найти подходящий выход из данной ситуации.

 Идет обсуждение.

  1. В какой позиции вам наиболее комфортно?
  2. В какую позицию вам труднее вжиться и какие  чувства вы при этом испытываете?
  3. Какую составляющую вы бы хотели изменить?

24.Задание для девочек.

  1. Как  вести домашнее хозяйство?
  2. Как приучить сына делать «женскую» работу?
  3. Какие семейные праздники сплотят семью?
  4. Как помочь мужу  более внимательно и нежно относиться к детям?
  5.  

25.Задание для мальчиков.

  1. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты?
  2. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для жены и детей?
  3. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу    сына?
  4. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

26.Ролевые игры.

Задание. Разыграйте ситуации из семейной жизни:

  1. Как помирить брата и сестру в семье?
  2. Ссора дочери с мамой.

3.        Планирование семейного отпуска-путешествия при наличии пяти тысяч рублей
вчетвером.

  1. Куда? На чем? (дорога).
  1. Что возьмете в дорогу (продукты, одежда)?
  1. Распределение обязанностей.
  1. Развлечения.
  1. Расходы.
  1. Обратный путь.

27.Дискуссия «Творцы и потребители»

28.Беседа «Потребление и творчество в семье»

  1. Как вы думаете, что является главным для сохранения и укрепления семьи? Почему?
  2. Многие родители убеждены, что самое главное — обеспечить детей всем необходимым: одеждой, питанием, хорошим образованием, развлечениями. Что еще необходимо детям для полноценного развития?
  3. Если папа и мама - творческие личности и они хотят постоянно заниматься работой, то как быть с детьми?
  4. Говорят, что дурные примеры заразительны. Если родители не читают книг, литературных и научно-популярных журналов, то и дети будут точно такими же. Верно ли это? Почему?

29.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ПОТРЕБЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?»

Как    воспитать    у    детей    желание    заниматься    творчеством    и    умеренность в потреблении материальных благ?

30.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проведите самоанализ своей деятельности: чего в вашей жизни больше - потребления или творчества? Почему? Что нужно делать, чтобы достичь золотой середины? Запишите это в тетради.

31.ДИСКУССИЯ «ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ»

Что нужно делать для укрепления и сохранения семьи? Сравните ваши предположения с условиями, необходимыми для  семейного счастья.

Условия семейного счастья.

  1. Сходство привычек и интересов.
  2. Умение уступить в споре, особенно если ты не прав.
  3. Равное выполнение всех семейных обязанностей.

  1. Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
  2. Взаимопомощь в любых обстоятельствах.

  1. Жить по средствам, довольствуясь малым.
  2. Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
  3. Принимать решения совместно.
  4. Цель жизни - личное культурное совершенствование, а не только материальные блага.

32.БЕСЕДА « КАК ДОСТИЧЬ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»

План беседы.

  1. Создание семьи требует определенного времени. Это  время  необходимо буду супругам для взаимного изучения привычек, интересов и характеров.
  2. До создания семьи нужно договориться о том, кто какие семейные обязанности будет выполнять
  3. В процессе семейной жизни поведение супругов должно быть направлено на укрепление семьи.
  4. Все спорные ситуации должны решаться путем диалога при условии соблюдения интересов обоих супругов, а не кого-то одного из них.
  5. Нельзя допускать вмешательства в свою семейную жизнь родителей, родственников друзей. Необходимо приложить все силы к тому, чтобы обойтись без их помощи и советов.

33.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

1. Допустим, вам нравятся несколько красивых и интересных девушек. На какой них вы женитесь?

.  2.Ваша зарплата - 2500 рублей, зарплата жены - 5000 рублей, в семье двое детей. Кто должен заниматься воспитанием детей? Почему?

   3. У многих женщин есть одна маленькая слабость - покупать себе новые наряды, не считаясь с ценами на них. Допустим, ваша жена страдает этой слабостью. Что будете делать?

4.У многих мужчин есть одна маленькая слабость - отдыхать в компании своих друзей, предоставляя заботу о детях жене. Допустим, ваш муж имеет эту слабость. Что будете делать?

  1. Работа по сказкам  «Царевна-лягушка» и немецкую народную сказку «Король-Дроздобород».

Вспомните, как Иван встретился с лягушкой. Пересказ эпизода «Встреча Ивана с лягушкой»

—        Как вы думаете, какими  качествами обладает Иван- царевич? Все над ним
смеялись, ему было совестно сказать, что жена лягушка, но он все равно сказал.

  1. Иван-царевич обладает мужеством и благородством.
  2. Сразу ли сыграли свадьбу царевичам?
  3. Нет.
  4. А что сначала решил сделать царь?
  5. Испытать своих снох.
  6. Правильно, хотя снохи царя Микодона были царских кровей, он решил испытать их. А потом уже устроить пир на весь мир.
  7. Что должны были сделать невестки?
  8. Выткать полотенце, скатерть, испечь пирог.
  9. Как вы думаете, почему?
  10. Потому что в жене прежде всего ценятся качества хозяйки, хранительницы семейного очага. Позже смотрят на жену, как на красавицу писаную.
  11. Кто же оказался самой лучшей хозяйкой?
  12. Марья-царевна.
  13. А теперь прочитайте, какие приехали снохи на пир?
  14. «Одна сноха приехала роскошно одетая, другая ещё лучше»
  15. Что сказали о Марье-царевне?
  16. «...какая красота, какая чистота!»
  17. Обратите внимание, что девушка должна быть не только разнаряженной, но и чистой, аккуратной.
  18. Сказка - это кладезь мудрости. Она учит нас жить. Сейчас каждая группа получит отрывок из сказки. Вы должны будете сказать, чему учит нас данный отрывок.

1-й отрывок.

«И пошел у них пир на весь мир. Марья-царевна не допьет и в рукав льет. Старшие снохи глядят и так же: не допьют и в рукав льют. Мясо она не доедает, а кости в рукав складывает. И снохи так же.

По окончании пира начались у них танцы. Махнула Марья - царевна правым рукавом — вода полилась, море образовалось, поплыли гуси- лебеди. Махнула другим рукавом — полетели птички, запели пташки.

И так гости заслушались, зачаровались. А Иван-царевич на Марью-царевну не нарадуется: « Какая же она красивая!»

Пошла старшая сноха плясать - танцевать. Махнула правым рукавом - всего свекра щами залила, махнула другим рукавом - лоб ушибла костью. Средняя сноха за ней поспешила и тоже ему по уху костью задела. Рассердился царь и прогнал их!»

—        Этот отрывок учит нас тому, что очень важно, чтобы каждая девочка, девушка
всегда оставалась сама собой.
А копирование других ни к чему не приводит. Только может
вызвать смех у других людей.

2-й отрывок.

«А Иван-царевич пораньше убежал домой, взял шкурку лягушачью Марьи-царевны и сжег. В это время приехала она: «Ах, Иван-царевич, что ты сделал! Ты бы немного повременил, я бы была настоящая твоя жена!» И унес Марью-царевну Кощей Бессмертный».

—        Этот отрывок учит нас тому, что в семейной жизни все надо обсуждать
вместе. Надо всегда советоваться друг с другом, доверять свои тайны. Каждый из
супругов должен прислушиваться к мнению другого. И тогда будут легче решаться
семейные проблемы. И в семье будет мир и лад.

—        Как поступил  Иван-царевич   после  того,  как  Марью-царевну  унес  Кощей
Бессмертный?

  1. Пошел ее искать.
  2. Сохранил верность царевне.

- Правильно, настало время Ивану-царевичу пройти испытания.

- Найдите фрагмент сказки, в котором он проявил смекалку. ( Дети читают отрывок «Встреча с 2 чертями»).

- Ребята, а какими еще качествами обладает Иван-царевич?

- Мужеством, смелостью, силой.

—        А что помогло ему справиться с испытаниями?
Любовь к царевне.

—        Правильно, ребята, благодаря тому, что Иван-царевич очень сильно полюбил
Марью, он смог пройти через все испытания. Чем же закончилась сказка?

- Свадьбой. Иван-царевич и Марья-царевна поженились..

В сказке царевичи доверились судьбе в выборе жены, а как сейчас создается семьи?

- Молодые люди влюбляются, встречаются, о потом женятся.

- Где могут встретиться молодые?

 Дети приводят примеры.

- Ребята, так какой должна быть девушка, а каким юноша?

—        Девушка  должна  быть   аккуратной,   нежной,   уметь   готовить,  убирать, заботиться о других людях.

- Мужчина должен быть смелый, мужественный, благородный, умный, верный.

—        А что самое главное в семейной жизни?
—Любить друг друга, помогать, жалеть, жить в мире и согласии.

—        А теперь обратимся к немецкой сказке «Король - Дроздобород». Главная героиня
королевна. Какой она была?

 Необычайно красива, но при этом такая гордая и надменная...»

—        К чему это  привело?

—        Вспомним  фрагмент этой сказки. У короля пир. Он пригласил всех принцев,
которые хотели жениться на его дочери. А она находила у каждого внешние недостатки,
смеялась над ними. На пиру  она впервые встретила Короля – Дроздоборода и дала ему это прозвище.
           - Ребята, скажите, какой вы увидели в этой сцене принцессу?

- Избалованной, капризной, гордячкой, которая любит только себя.

            - Над чем она смеялась?

             - Над внешностью людей.

            - Скажите, а можно ли смеяться над внешностью человека?

- Нельзя.

            - Конечно, это безнравственно. Ведь от нас не зависит, маленькие мы или большие, толстые или худые. Такими создала нас природа.

- Что случилось дальше?

-           - Король-отец разозлился и решил выдать принцессу за первого, кто постучится в дверъ.

- Кто же достался в мужья ей?

              - Грязный, оборванный музыкант.

- Это был Король - Дроздобород, но он принцессе не признался.

             - Отец выпроводил принцессу вместе с мужем, ей пришлось идти пешком.

             -  Как она отреагировала, когда узнала, что огромные леса, поля, река, город — все принадлежит Дроздобород?

- Она говорила: «Ах, как жалко, что нельзя вернуть Дроздоборода».

- Почему она так заговорила?

             - Потому что неважно уже было,  как он выглядит, а важно то, что он богат и живет в роскоши, а ей приходится идти пешком, жить в маленькой низкой избушке и все по дому делать самой без слуг.

- Ребята, как вы считаете, не слишком ли жестоко поступил Король-Дроздобород?

- Нет, она заслужила  это.

—Он хотел, чтобы она увидела, какова жизнь на самом деле, жестокость его была во благо.

—        Давайте вспомним фрагмент, в котором описывается, что «музыкант» сначала
заставил ее делать.

«...Ну-ка живей растапливай печь и ставь воду, чтоб мне приготовить обед, я очень устал...»

  1. Когда она не смогла это сделать, как он поступил?
  2. Он сам принялся за работу, и дело кое-как обошлось.

—        Ребята, очень важно, чтобы, когда молодые начинают совместную жизнь, они
помогали друг другу, а не упрекали, если кто-то не может с чем-то справиться. Семья не
может существовать за счет кого-то, молодые сами должны приложить какие-то усилия.

  1. Как дальше развивались события?
  2. Так он понемногу стал приучать ее к работе. Дроздобород показал ей, что она многого не может и не такая идеальная, как она считала. Но принцесса не сама виновата в том, что была капризной. Она выросла в окружении людей, которые её идеализировали и баловали.
  3. Чему научил принцессу Дроздобород?
  4. Он научил ее зарабатывать для своей семьи, приносить домой еду.
  5. Правильно, У нее появилось чувство ответственности за свою семью. Вспомните, как она расстроилась, когда гусар разбил ее горшки.
  6. Что же стало с нашей принцессой?
  7. Она стала выполнять всю самую черную работу, была посудомойкой, приносила домой объедки, которые ей доставались.
  8. Давайте вспомним  следующую сцену: «Королева складывает в мисочку объедки. Заходит королевич и заводит ее в зал танцевать. Она узнала Короля-Дроздоборода. Из сумки вывалились мисочки, и суп вылился. Все гости смеялись над ней. Она выбежала, но ее догнал Дроздобород.»
  9. Скажите, какой сейчас мы видели королевну?
  10. Она была расстроена, считала себя униженной, ей было очень стыдно.
  11. В этот момент она испытывала то, что чувствовали люди, над которыми она смеялась.

- Правильно. Каждый из вас может попасть в такую ситуацию. Очень важно,
совершая поступок, думать о других людях. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они к
тебе относились.

- А какие слова  говорят о том, что королевна раскаялась?

             - «Я была так несправедлива, что недостойна быть твоей женой»

          - В жизни каждого человека наступает момент, когда надо выбрать избранника. Надо обращать внимание не только на внешность человека, но и на его душу, на его поступки.

             - А почему Король - Дроздобород решил научить принцессу жизни? Прочитайте.

- «Это я из любви к тебе...»

            - Другие принцы, которые хотели жениться на королевне, после отказа ушли. А Король - Дроздобород набрался терпения и мужества, во имя своей любви он показал ей, что такое жизнь, человек, семья. В семейной жизни очень важна взаимопомощь, сочувствие, любовь, т.к. муж и жена — единое целое. Он по-настоящему любил королевну и боролся за своё счастье, это труднее, чем смириться и уйти.

- Чем закончилась сказка?

- Пышной королевской свадьбой.

- Благодаря чему королевна все же узнала, что такое семейное счастье?

             - Благодаря самоотверженной любви Короля - Дроздоборода.

- Итак, в чем секрет семейной жизни, что должно обязательно в ней присутствовать?

             - Любовь, верность, терпение, взаимопонимание, взаимопомощь, уважение.

Этот секрет узнали многие жители нашей большой страны и теперь живут счастливо.

35. Дискуссия «Кто и как должен распределять деньги в семье?»

 36.Беседа «Бюджет семьи»

  1. Как вы думаете, почему в одних семьях денег всегда хватает, а в других - никогда не хватает, сколько бы ни зарабатывали родители?
  2. Что такое бюджет семьи?

Бюджет - это план доходов и расходов семьи на месяц или год.

  1. Из каких статей состоит бюджет семьи?
  2. Как нужно планировать расходы?

  1. Фонд накопления для приобретения дорогих вещей и на «черный день»;
  2. питание, оплата коммунальных услуг;
  3. приобретение одежды, обуви, косметики;
  4. повышение культурного и образовательного уровня;
  5. отдых и развлечения

5.        Возможности для увеличения доходов: совмещение работ, индивидуальная трудовая
деятельность, экономия расходов.

37.Практическое задание «Доходы и расходы»

Доход- это зарплата, стипендия, пенсия, пособия, проценты, полученные от  вкладов  в банке,  деньги, взятые взаймы.

Расход - деньги, затрачиваемые на питание, развлечения, на  одежду, на предметы домашнего обихода, на квартиру.

Педагог: «Напишите ваши доходы и расходы в первый год самостоятельной жизни»

Доходы

Расходы

Стипендия и / или зарплата

Питание

Пособие по безработице

Одежда

Пенсия по потере кормильца / по инвалидности /

Квартплата, оплата телефона

Государственная социальная помощь

Транспорт

Проценты со сбережений в сбербанке

Моющие - чистящие средства, средства  гигиены

Покупка мебели

Покупка бытовой техники

Покупка необходимых в быту  вещей (кухонных принадлежностей, полотенец, постельного белья, занавесок…)

Развлечения ( все: от похода в кино и на  дискотеку до мороженного)

Специальные расходы, например, лекарства, корм для животных, оплата обучения и пр.

Непредвиденные расходы («на чёрный день»)

Всего доходов:

Всего  расходов:

38.Групповое обсуждение.

  1. Как соотносятся доходы и расходы в таблице?
  2. Какие статьи дохода останутся такими же, когда вы будете жить самостоятельно? Какие статьи дохода могут суммироваться, т.е. вы можете получать доход из нескольких источников?
  3. Какие статьи расхода останутся такими же в вашей самостоятельной жизни? Будут ли они основными статьями расхода?
  4. Какие статьи расхода вы считаете основными?
  5. Как вы можете увеличить свои доходы?
  6. На каких статьях расхода можно экономить? Как это можно сделать?

39.Ролевая игра «Долг»

Педагог  предлагает трем  участникам-добровольцам  разыграть   ситуацию.  

Один человек - выпускник, которому дали «подъемные деньги» (18 000 рублей). другой участник — выпускник, который потратил свои «подъемные деньги» на покупку продуктов питания и на подарки своим друзьям, и теперь ему не на что купить холодильник и диван, которые ему очень нужны. Третий участник — провокатор, который, помогая взять деньги в долг одному из участников, после этого говорит об обязательствах заемщика перед заимодавцем. (См. Приложение к занятию)

  1. Упражнение «Результат»

Педагог: Перед вами   три листа ватмана,   на которых написаны три фразы. Сейчас вам я

предлагаю   по   очереди    продолжить   эти   фразы,   предположив   положительный  и

отрицательный результат. Вам необходимо записать разными маркерами в две колонки «+» и

« - » те продолжения, которые сказали участники. После выполнения задания, необходимо

прикрепить листы ватмана отдельно, так, чтобы информация, которая на них содержится,

была наглядна. В заключительной части занятия эти листы могут служить опорой для

подведения итогов занятия).

Инструкция для воспитанников: «По очереди продолжите фразу, записанную на ватмане».

«Я буду брать деньги в долг, в результате...»

Возможные продолжения:

 «+» «У меня всегда будут деньги на жизнь»

 «-» «Мне придется экономить на себе в следующем месяце, чтобы вернуть долг»

«Я не буду планировать бюджет на месяц, в результате...»

Возможные продолжения:

 «+» «Я сэкономлю время»

 «-» «Я могу потратить больше, чем думал, в результате мне придется брать деньги в долг».

«Я не буду экономить деньги, в результате…»

 Возможные продолжения:

«+» «Я смогу купить, все, что мне хочется и сразу»

«-» «У меня не будет сбережений, которые понадобятся мне или моим близким в экстремальной ситуации, например, если кто-нибудь тяжело заболеет и понадобятся большие деньги на лекарства».

.

41.Анализ ситуаций

  1. Как вы думаете, нужно ли экономить деньги, если у вашей семьи большие доходы?
  2. Некоторые семьи пытаются экономить на питании. Что вы можете сказать по поводу подобной экономии?

.     3.      Как можно экономить на коммунальных платежах?

                   4.  Что делать, если вы стали безработным?

                5.  Как лучше хранить ваши деньги: дома, в банке, в виде ценных бумаг? Почему?

42.Самостоятельная работа.

А теперь откройте тетрадь  и запишите тему самостоятельной работы «Мой бюджет. Ноябрь 2010 года». Представьте себе, что вы работаете, что цены на все товары и услуги такие же, как сегодня, и каждый из вас получает ту зарплату, на которую он рассчитывает. Пишем «приход» - и цифра полученной вами на руки зарплаты. Дальше - расход. И тут перечисляем по степени значимости свои расходы. То есть сначала - квартплата. Вы представляете примерно, сколько каждому придется платить за своё жилье и коммунальные услуги. Дальше - телефон =200 руб. Электроэнергия - 200 руб. На продукты в месяц – перечислите, сколько чего и по какой цене вы купите. Транспортные расходы... и т.д. В конце посчитайте все расходы, посмотрите, что вы сможете отложить, каков ваш бюджет. С выполнением задания не спешите,  советуйтесь с сотрудниками интерната, друзьями. Тетради сдадите мне через неделю.

43.ДИСКУССИЯ: «ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ»

Любовь — это сильное чувство длительной привязанности к человеку, основанное на личной симпатии, восхищении его личностными качествами.

44.Беседа  «УВЛЕЧЕНИЕ И ЛЮБОВЬ»

1. Что такое увлечение? Чем отличается увлечение от любви?

(Увлечение — это чувство временной привязанности к  человеку. Увлечение проходит со временем,  любовь сохраняется в течение нескольких лет и даже десятилетий.)

2. Может ли любовь возникнуть с первого взгляда?

(Может,  особенно  у  чувствительных людей.  Необходимо  время  для  того,  чтобы убедиться, что это настоящая любовь.)

3..Может  ли   человек  постоянно   в   кого-то   влюбляться?

        ( Человек   может постоянно кем-либо увлекаться.)

  1. Бывают ситуации, когда люди говорят «Любовь прошла». Как вы объясните эти ситуации?
  2. Можно ли жить счастливой семейной жизнью без любви?

          (Вывод: важнейшее условие для полноценных семейных отношений - чувство взаимной любви у супругов.)

45.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

  1. Как вы думаете, может ли мужчина любить сразу двух женщин, а женщина — двух мужчин? Почему?
  2. С чего начинается любовь?
  3. Если вы любите человека и уверены в этом, а он (она) - нет, что делать?
  4. Что делать семейному человеку, если он (она) полюбил(а) другую (другого)?
  5. Почему люди женятся без любви?

46.БЕСЕДА  «ЧТО ТАКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ»

1.        Что такое планирование семьи?

Планирование семьи - это определение желаемого количества детей и планирование их воспитания и образования.

2.        От чего зависит количество детей в семье?

От жилищных условий, материального достатка и отношений между родителями.

3.        Когда дети нежелательны?

В первый год супружеской жизни, если родители — студенты, психологически и материально не готовы к содержанию и воспитанию детей, или же если родители постоянно находятся в длительных разъездах и командировках.

  1. Что необходимо сделать перед рождением ребёнка?

Перед рождением ребенка необходимо подготовить детское место в комнате и нужные детские вещи, прослушать специальные курсы для молодых родителей, ознакомиться с системами раннего воспитания детей.

  1. Как предупредить рождение больного ребенка? Можно ли запланировать рождение мальчика или девочки?

Необходимо сделать анализы в медико-генетической консультации.

6.        Что является главным в дошкольный период для ребенка?
Укрепление здоровья путем закаливания, физические упражнения, развитие мышления,
внимания, памяти, культуры поведения.

47.Мозговой штурм.

Что значит любить детей?

Любить детей — это значит помогать им в делах,  научить самостоятельному и правильному принятию решений, нравственному поведению, преодолению трудностей.

  1. Анализ притчи.

Послушайте притчу и определите тему нашего занятия.

 Шел по дороге человек и нашел старую лампу. Он подобрал ее, стал энергично тереть — и ему явился джинн.

— Назови мне свое самое заветное желание, — сказал джинн, — и я исполню его.

Человек на минуту задумался, а потом сказал:

—  Дай   мне   работу,   но   не   простую,   а  такую,   в   которой   ни   один,   даже наидостойнейший муж, не достигал вершин мастерства и даже не посягал на них.

—Тибидох-тибидох! — воскликнул джинн.

 И... превратил странника в...

 Вопрос:

—        В кого превратил странника джинн? Ваши варианты (Ответы детей)
(Окончание притчи.)

—        Тибидох-тибидох! — воскликнул джинн. — Будь хозяином  дома!

49.Разъяснение  выражений:

  1. Домашнее хозяйство — это священный долг, разумные пределы которого очень трудно очертить.
  1. Домашнее хозяйство — это занятие, полное неожиданностей и сюрпризов, не обязательно приятных, но скучать оно нам не дает.
  1. Домашнее хозяйство — это область, где женщина из ничего умеет сделать трагедию, шляпку и салат.
  1. Домашнее хозяйство — это единственная область знаний, в которой можно поучать других, не имея специального образования.
  1. Домашнее хозяйство — это лучшее из всех хобби, потому что оно:

  1. всем доступно;
  2. разнообразно и увлекательно;
  3. требует творческого мышления;
  4. никогда не кончается...

50. Изучение теоретического материала

Слово педагога.

—        Послушайте мой рассказ и попробуйте найти ответ на вопрос: «Кто должен быть
домашней хозяйкой?»

Как же правильно вести домашнее хозяйство? Экономно, рачительно, разумно и умело. Вам известно, что экономика, буквально — искусство ведения домашнего хозяйства. У нас всегда было принято смотреть на домашние обязанности как на неизбежное зло, которое выпадает на долю женщин, а иногда и мужчин, А словосочетание «домашняя хозяйка» звучит как приговор, обвинение в никчемности.

Прежде всего уточним терминологию. Под «домашней хозяйкой» вовсе не подразумевается не работающая на производстве женщина.

Нет, это индивид любого пола, занимающийся ведением домашнего хозяйства. Что поделаешь, если наш консервативный словарь присвоил этому понятию термин женского рода.

На самом деле мужчины незаслуженно отстранены активными, энергичными женщинами от ведения домашнего хозяйства. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что в уборке квартиры, в закупке продуктов необходима мужская сила и выносливость. А как вы представляете себе мужчину на кухне, занимающегося приготовлением пищи? Чаще всего на этот вопрос отвечают: « С трудом. » А зря! Приведу вам несколько примеров знаменитых мужчин-кулинаров.

Выдающиеся кулинарные шедевры, наряду с литературными, создавал Александр Дюма. Лучшая книга славного генерала А. Игнатова — вовсе не «50 лет в строю», а «Беседы повара с приспешником о секретах русской кухни».

Ходят исторические слухи о кулинарных озарениях великого Леонардо да Винчи...

Есть женщины-академики, женщины-президенты, женщины-каратисты. Но о женщине — шеф-поваре престижного ресторана редко можно услышать, И это правильно. Ведь кухонная работа физически тяжела для женщин. Установлено точными измерениями специалистов, что чистка картофеля по затрачиваемым усилиям соответствует труду каменщика; работа у газовой плиты по вредности мало отличается от шахтерского труда в загазованном забое.

Так, может, справедливо будет заняться женщине уютом в квартире, созданием красивой одежды для семьи, а мужчине взять на себя выполнение тяжелой работы? Тогда они вместе на кухне будут, проявлять творчество, создавая великолепные блюда.

51Метод неоконченных предложений:

—        Прошу вас ответить на вопрос: «Мужчина на кухне — гость или хозяин?»
Мужчина на кухне — гость, потому что...

Мужчина на кухне — хозяин, потому что...

—        На такой волне размышлений я заканчиваю обсуждение и предоставляю вам право
самостоятельно выбрать для себя позицию по вопросу: «Какой или каким я буду хозяйкой
(хозяином) дома?»

Каждый сидящий здесь юноша сам решит, кем он будет на кухне и в доме: гостем или хозяином.  Очень многое зависит от девушек. Не стремитесь, милые создания, брать всю работу по дому на себя! Разделите ее любезно со своим избранником. Тогда ваше домашнее хозяйство будет укрепляться, процветать и доставлять удовольствие.

52.Беседа «Основные функции семьи»

Давайте теперь поговорим о сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на семью. Многие из вас смутно представляют, что жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций:

  1. Воспитательная  функция  считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека,» - сказал В.Г.Белинский.
  2. Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.
  3. Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.
  4. Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм.
  5. Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.
  6. Сексуально-эротическая (репродуктивная) функция - реализуется в удовлетворении интимных потребностей. Благодаря этой функции семьи, обеспечивается биологическое воспроизводство общества - рождение человека.

Герцен говорил так: «...Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то

таинственное лицо стучится в нее,  гость,  который есть и которого нет, но который уже

необходим, которого страстно ждут.

Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он - счастливый незнакомец, с какой любовью

его встречают у порога жизни».

Дети в семье всегда считались предметом общего поклонения, любви и заботы, особенно

Материнской.

53.Знакомство с заповедями семейной жизни.

  1. Свято храни честь своей семьи,
  2. Люби свою семью и делай ее лучше.
  3. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
  4. Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
  5. Подари родителям радость.
  6. Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
  7. Доброе дело - дороже богатства.
  8. Жизнь - это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


54.Тест «Готов ли я к семейной жизни»

 А сейчас давайте проведем небольшой опрос и выясним ваше отношение к семейной жизни.

Утверждение

Я

Он

1

Забота о детях

2

Проверка домашнего задания детей

3

Посещение родительских собраний

4

Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям

5

Организация детских торжеств в саду, в школе

6

Организация семейных праздников

7

Чтение специальной литературы по воспитанию детей

8

Выполнение тяжелой физической работы по дому

9

Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности

10

Покупка продуктов

11

Уборка квартиры

12

Стирка белья

13

Текущий ремонт квартиры

14

Мелкий ремонт по дому (электроприборов, мебели и т.п.)

15

Поддержка контактов с соседями

16

Планирование семейного бюджета

17

Оплата коммунальных услуг и электроэнергии

18

Покупка одежды, обуви

19

Покупка мебели, бытовой техники

20

Уход за домашними животными

Ключ к тесту

За каждый ответ «Я» вы получаете по одному баллу.

5 и менее баллов:   Вы хотите получить не супруга, а домашнего работника. Вам еще много

предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

От 6 до 14 баллов: У вас нет особых причин для тревоги, но все же подумайте над тем, не

много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга.

15 и более баллов: Вы полностью готовы к семейной жизни.

                     Список литературы

  1. Степанов Н. С., Шайдо Т. Н. Моя семья.
  2. Амбросьева М. Н. Классный час с психологом.
  3. Ананьева Е. И., Лобанова Л. В., Мельникова Р. В. Методическое пособие по проведению интерактивной игры для детей-сирот.
  4. Плясова Г. И. Воспитание семьянина в условиях детского дома.
  5. Рожков М. И., Байбородов Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот.
  6. Хилько А. А., Ермощенко М. Е, Смирнова А. Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки.
  7. А. М. Прихожан, Н. М. Толстых «Психология сиротства».
  8. Министерство образования и науки Российской Федерации, Главное управление народного образования администрации Курганской области, В. А. Поварницына «Воспитателю о развитии личности ребёнка» Кэтрин Тейлор «Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей».
  9. Н. Н. Дробинина «Классные часы».
  10.  Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению».
  11. В. А. Родионов, М. А. Ступницкая «Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей».
  12.  В. Орлова, Н. В. Кастюк «Социально-психологическая помощь».
  13. Е. Г. Гусева, О. В. Ковельская, Ю. А. Ворошило, И. П. Носивская «Психологическое сопровождение приёмной семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...