Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4
статья

Архипова Татьяна Владимировна

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.Сегодня особенно важно подготовить воспитанника к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях ЦССВ№4

Характеристика программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Цель программы: подготовка воспитанников центра к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.

Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.

Задачи программы:

• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).

• Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.

• Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).

• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа жизни.

• Формирование правовой культуры.

• Развитие познавательного интереса

• Формирование экономического мышления.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Методы работы:  беседа, дискуссия, консультация, практикум, анкетирование, профориентационная диагностика, собеседование, наблюдение.

Программа основывается на ряде принципов:

– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.

– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.

– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребовательность.

– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников детского дома любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.

– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.

– Принцип творческого начала: продуманная по содержанию, четко организованная по форме деятельность с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза.

- Принцип последовательности и систематичности.

-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий :создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.

Структура программы

Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

1.     Культура поведения

2.     Жилище, одежда, обувь, питание

3.     Транспорт, торговля, связь

4.     Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

5.     Подготовка к семейной жизни

6.     Учреждения и организации

7.     Жизненное и профессиональное самоопределение

8.     Полезная экономика.

9.     Ты и закон

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

В основном, работа по данной программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском центре – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Культура поведения

Темы:

1. Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

2. Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании

3. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения

благодарности.

4. Культура разговора со старшими и сверстниками

5. Формы поздравления

6. Культура речи при пользовании телефоном

7. Этикет и манеры

8. Общие правила поведения в общественных местах

9. Честность в отношении друг с другом

10.Плохой хороший поступок в общении

11.О дружбе и товариществе

Жилище, одежда, обувь, питание

1.Виды жилых помещений в городе и деревне. Варианты квартир и подсобных помещений;

2. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

3.Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

4.Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;

подготовка сезонной обуви к хранению.

5.Пользование кухонными электроприборами

6. Кулинарные мастер классы (выезды на мероприятия)

 Транспорт, торговля, связь

1.Проезд в центрЦССВ№4 из СПб (маршруты, виды транспорта)

2.Правила поведения в транспорте и на улице.

3.Правила дорожного движения.

4.Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их назначение.

5.Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах

6.Основные средства связи

 Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

1.Правила личной гигиены

2.Уход за волосами (мытье, прическа)

3.Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий

4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

5. Твой внешний вид

6. Мед. учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их

назначение. Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший

мед. персонал, регистраторы; работники аптеки).

7.Виды мед. помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,

госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врач на дом.

8.Формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной обстановке:переход через улицу, правила обхода транспорта на остановке

9.Электробытовые приборы

10.Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и

пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими

средствами пожаротушения.

11.Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление — первая

помощь. Порядок вызова мед. помощи.

12.Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами;

первая помощь при травмах.

13.Сохранность жилища — порядок вызова милиции

14.Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя

играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).

15.Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.

16.Меры предосторожности при общении с животными.

17.Меры по обеспечению безопасности личных вещей.

18.Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с незнакомыми людьми

19.Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время.

20.Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).

21.Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные Как защититься от насекомых?

22.Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов

23.Правила поведения в метро.

24.Меры предосторожности во время грозы

Подготовка к семейной жизни

1.Что такое семья,

2.Состав семьи,

3. родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д.).

4. Дальние или близкие родственники.

5. Необходимость заботы и уважение к друг другу.

6. Правила поведения в семье.

7. Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,

вторичные половые признаки).

8.Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека

9.Беседы о сущности беременности и бережном отношении к беременным, первые представления о родах

10.О дружбе мальчиков и девочек

 Учреждения и организации

Детские ясли, дет. сад, школа. Дом Культуры; библиотека - их назначение.  

 Жизненное и профессиональное самоопределение

1.Твой режим дня

2. Время богатство; друг и враг

3. Можно ли планировать свою жизнь

4.Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей

учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)

5. Мир труда (основные группы и типы профессий)

6.Интересы, склонности, задатки и способности

7. Виды профессиональных учебных заведений.

Полезная экономика

1.Понятие бюджета в семье

2.Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища,

приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь

родственникам).

3. Планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и

состава семьи, на месяц

4.Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.

5.Планирование крупных покупок.

Ты и закон

1.Зачем нужно знать законы.

2.Что такое правонарушение.

3.Зачем нужна милиция, суд, армия.

4.Почему людей наказывают за правонарушения.

Помимо всего перечисленного в ЦССВ№4 старшие подростки работают на территории центра и получают заработную плату. (Временное трудоустройство несовершеннолетних в свободное от учебы время на период апрель-май на базе Центра на основании трехстороннего соглашения с АЗС Выборгского района и СПБ АОО «ГАООРДИ»

Также дети проходят в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт-Петербург» профориентационное  тестирование. С целью выявить индивидуальные особенности каждого из участников: интересы, желания и потребности. Также здесь происходят встречи «Зачем нужна работа?»  Проводятся занятия: «Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста» и «Профессиональное взаимодействие»

В подготовке к самостоятельной жизни и социальной адаптации детей центру ЦССВ№4 помогаю друзья и партеры:

-        ИП «Балаханов»

(Организация и проведение кулинарных мастер-классов с воспитанниками. Организация экскурсий по предприятиям питания в городе.)

-        ЗАО «Максидом»

(Оказание помощи в организации летней оздоровительной компании, улучшении социально-бытовых условий для воспитанников; подарки для воспитанников)

-        ЦМППСС Выборгского района

(Помощь в осуществлении медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников; консультативная помощь педагогам.)

-        ЗАО «Электронмаш»

(Помощь в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников)

-        Благотворительный фонд «Православная Детская Миссия имени преподобного Серафима Вырицкого»

(Помощь в духовно-нравственном становлении воспитанников, заказ транспортных средств на мероприятия)

-        Региональное общественное движение «Петербургские родители»

(Помощь в организации досуга воспитанников. Оформление подписки на периодические издания «Мне 15», «Костер», «Свирель» и т.п. Помощь в осуществлении медицинского сопровождения воспитанников, приобретение технических средств реабилитации.)

-        Благотворительный фонд помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Шаг навстречу»

(Организация участия воспитанников в творческих конкурсах. Организация выездов по России и за пределы России с просветительскими экскурсиями. Организация участия воспитанников в спортивных соревнованиях.

 

Результат работы с программой

- наблюдается более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков, необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- развиты личностные качества, необходимые для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;

- соотношение свои интересы и желания с интересами другого человека;

- сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека к человеку и т.д.;

- понимание ценности труда и творчества;

- развиты представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

- имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека;

- расширены знания детей о культуре народа через познание региональных, культурных традиций.

- сформировано представления о семье, её значении в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д. Сформировано представления о семье, её значимости для человека, о типах семьи, их особенностей и проблемах. Определилось готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.

- воспитанники знают основные права и гарантии выпускников детского центра. Знают основные права выпускников в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. В курсе возможных жилищных проблем и их решения.

-определились с профессиональной направленностью, знакомы с разнообразием профессий, сформировано умение трудоустройства. Рассмотрен план и способы поиска работы. Умеют составлять резюме. Ознакомлены с рекомендациями для встречи с работодателем. Знакомы с типами образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида

В данной работе изучаются социально-педагогические условия  подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии  в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются тео...

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье

Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...