Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4
статья
Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.Сегодня особенно важно подготовить воспитанника к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях ЦССВ№4
Характеристика программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Цель программы: подготовка воспитанников центра к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.
Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.
Задачи программы:
• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
• Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.
• Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).
• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа жизни.
• Формирование правовой культуры.
• Развитие познавательного интереса
• Формирование экономического мышления.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Методы работы: беседа, дискуссия, консультация, практикум, анкетирование, профориентационная диагностика, собеседование, наблюдение.
Программа основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребовательность.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников детского дома любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
– Принцип творческого начала: продуманная по содержанию, четко организованная по форме деятельность с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза.
- Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий :создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Структура программы
Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:
1. Культура поведения
2. Жилище, одежда, обувь, питание
3. Транспорт, торговля, связь
4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
5. Подготовка к семейной жизни
6. Учреждения и организации
7. Жизненное и профессиональное самоопределение
8. Полезная экономика.
9. Ты и закон
Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.
В основном, работа по данной программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском центре – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.
Культура поведения
Темы:
1. Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя
2. Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании
3. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения
благодарности.
4. Культура разговора со старшими и сверстниками
5. Формы поздравления
6. Культура речи при пользовании телефоном
7. Этикет и манеры
8. Общие правила поведения в общественных местах
9. Честность в отношении друг с другом
10.Плохой хороший поступок в общении
11.О дружбе и товариществе
Жилище, одежда, обувь, питание
1.Виды жилых помещений в городе и деревне. Варианты квартир и подсобных помещений;
2. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры
3.Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка
4.Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;
подготовка сезонной обуви к хранению.
5.Пользование кухонными электроприборами
6. Кулинарные мастер классы (выезды на мероприятия)
Транспорт, торговля, связь
1.Проезд в центрЦССВ№4 из СПб (маршруты, виды транспорта)
2.Правила поведения в транспорте и на улице.
3.Правила дорожного движения.
4.Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их назначение.
5.Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах
6.Основные средства связи
Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
1.Правила личной гигиены
2.Уход за волосами (мытье, прическа)
3.Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий
4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)
5. Твой внешний вид
6. Мед. учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их
назначение. Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший
мед. персонал, регистраторы; работники аптеки).
7.Виды мед. помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,
госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врач на дом.
8.Формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной обстановке:переход через улицу, правила обхода транспорта на остановке
9.Электробытовые приборы
10.Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и
пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими
средствами пожаротушения.
11.Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление — первая
помощь. Порядок вызова мед. помощи.
12.Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами;
первая помощь при травмах.
13.Сохранность жилища — порядок вызова милиции
14.Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя
играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).
15.Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.
16.Меры предосторожности при общении с животными.
17.Меры по обеспечению безопасности личных вещей.
18.Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с незнакомыми людьми
19.Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время.
20.Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).
21.Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные Как защититься от насекомых?
22.Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов
23.Правила поведения в метро.
24.Меры предосторожности во время грозы
Подготовка к семейной жизни
1.Что такое семья,
2.Состав семьи,
3. родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д.).
4. Дальние или близкие родственники.
5. Необходимость заботы и уважение к друг другу.
6. Правила поведения в семье.
7. Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,
вторичные половые признаки).
8.Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека
9.Беседы о сущности беременности и бережном отношении к беременным, первые представления о родах
10.О дружбе мальчиков и девочек
Учреждения и организации
Детские ясли, дет. сад, школа. Дом Культуры; библиотека - их назначение.
Жизненное и профессиональное самоопределение
1.Твой режим дня
2. Время богатство; друг и враг
3. Можно ли планировать свою жизнь
4.Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей
учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)
5. Мир труда (основные группы и типы профессий)
6.Интересы, склонности, задатки и способности
7. Виды профессиональных учебных заведений.
Полезная экономика
1.Понятие бюджета в семье
2.Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища,
приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь
родственникам).
3. Планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и
состава семьи, на месяц
4.Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.
5.Планирование крупных покупок.
Ты и закон
1.Зачем нужно знать законы.
2.Что такое правонарушение.
3.Зачем нужна милиция, суд, армия.
4.Почему людей наказывают за правонарушения.
Помимо всего перечисленного в ЦССВ№4 старшие подростки работают на территории центра и получают заработную плату. (Временное трудоустройство несовершеннолетних в свободное от учебы время на период апрель-май на базе Центра на основании трехстороннего соглашения с АЗС Выборгского района и СПБ АОО «ГАООРДИ»
Также дети проходят в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт-Петербург» профориентационное тестирование. С целью выявить индивидуальные особенности каждого из участников: интересы, желания и потребности. Также здесь происходят встречи «Зачем нужна работа?» Проводятся занятия: «Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста» и «Профессиональное взаимодействие»
В подготовке к самостоятельной жизни и социальной адаптации детей центру ЦССВ№4 помогаю друзья и партеры:
- ИП «Балаханов»
(Организация и проведение кулинарных мастер-классов с воспитанниками. Организация экскурсий по предприятиям питания в городе.)
- ЗАО «Максидом»
(Оказание помощи в организации летней оздоровительной компании, улучшении социально-бытовых условий для воспитанников; подарки для воспитанников)
- ЦМППСС Выборгского района
(Помощь в осуществлении медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников; консультативная помощь педагогам.)
- ЗАО «Электронмаш»
(Помощь в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников)
- Благотворительный фонд «Православная Детская Миссия имени преподобного Серафима Вырицкого»
(Помощь в духовно-нравственном становлении воспитанников, заказ транспортных средств на мероприятия)
- Региональное общественное движение «Петербургские родители»
(Помощь в организации досуга воспитанников. Оформление подписки на периодические издания «Мне 15», «Костер», «Свирель» и т.п. Помощь в осуществлении медицинского сопровождения воспитанников, приобретение технических средств реабилитации.)
- Благотворительный фонд помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Шаг навстречу»
(Организация участия воспитанников в творческих конкурсах. Организация выездов по России и за пределы России с просветительскими экскурсиями. Организация участия воспитанников в спортивных соревнованиях.
Результат работы с программой
- наблюдается более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков, необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- развиты личностные качества, необходимые для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
- соотношение свои интересы и желания с интересами другого человека;
- сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека к человеку и т.д.;
- понимание ценности труда и творчества;
- развиты представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека;
- расширены знания детей о культуре народа через познание региональных, культурных традиций.
- сформировано представления о семье, её значении в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д. Сформировано представления о семье, её значимости для человека, о типах семьи, их особенностей и проблемах. Определилось готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.
- воспитанники знают основные права и гарантии выпускников детского центра. Знают основные права выпускников в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. В курсе возможных жилищных проблем и их решения.
-определились с профессиональной направленностью, знакомы с разнообразием профессий, сформировано умение трудоустройства. Рассмотрен план и способы поиска работы. Умеют составлять резюме. Ознакомлены с рекомендациями для встречи с работодателем. Знакомы с типами образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида
В данной работе изучаются социально-педагогические условия подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются тео...
Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"
Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...
"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"
Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье
Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...