Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье
статья на тему

Елисеева Анна Александровна

Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_eliseeva.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю

историю своего существования. Это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Одной из главных причин социального сиротства является то, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться.

Семейным кодексом предусмотрены пять форм семейного воспитания детей, оставшихся без семьи: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронат. Замещающая семья (опека, попечительство, патронат, приемная семья) – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Ребенок, воспитывающийся в детском доме, как правило, не владеет навыками продуктивного общения. Он остро нуждается в любви и внимании, но при этом не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Попадая в замещающую семью, ребенок порой не умеет ладить с приемными родителями. Ему кажется, что требования взрослых чрезмерны и завышены, отношение – предвзятое, к нему придираются, поучают. Поведение ребенка зависит от того, как он видит и воспринимает мир и себя в этом мире. Ему кажется, что если он уйдет из детского дома, то ему будет позволено делать все, что он захочет и не будет никаких ограничений.

Практика показывает, что, даже попадая из интернатного учреждения в семью, ребенок теряется, не знает, как жить ему в новом для него социальном пространстве. Один из выходов из создавшейся ситуации напрашивается сам собой: ребенка необходимо готовить к проживанию в семье. Подготавливать ребенка к переходу в замещающую семью лучше начинать не тогда, когда его уже выбрали приемные родители, а с момента поступления в учреждение.

Одним из направлений деятельности детского дома является подготовка воспитанников к жизни в приемной семье. Для этого специалистами организации (педагогом-психологом, социальными педагогами, воспитателями) применяются различные формы работы с детьми: тренинги, беседы, сказкотерапия, игры. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Все эти формы работы помогают детям приобрести определенный объем знаний о жизни в семье, правилах поведения в семье, традициях и т. д.

Итогом работы в данном направлении является то, что только за период с сентября 2013г. по ноябрь 2014 г. 20 воспитанников детского дома обрели семьи. Из них под опеку были переданы 5 детей, в приемные семьи- 10 детей, возвращены в кровные семьи 5 детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида

В данной работе изучаются социально-педагогические условия  подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии  в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются тео...

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству их в замещающие семьи.

   У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу особенности их развития и воспитания в учреждениях социального обслуживания возникают проблемы социализации и взаи...