Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
рабочая программа на тему

Варгасова Алиса Владимировна

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.год, планирование на 2016-2017 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lyublyu_gotovit.docx411.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

  Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская пословица

Программа  кружка «Люблю готовить»

(модифицированная программа подготовки детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни)

Возраст детей 9-18 лет

Срок реализации 3 года

Составитель Варгасова А.В.

C:\Users\Пользователь\Desktop\765813-1.jpg

Северодвинск

2015

Пояснительная записка

         Данная программа делает акцент на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. Программа кружка «Люблю готовить» предназначена для воспитанников  группы №1 ГБОУ АО «Северодвинский детский дом»  с 9-18лет.

         Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения кружка «Люблю готовить», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.

         Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети-сироты оказываются не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в ГБОУ АО «Северодвинский детский дом» воспитателем школьной группы №1 Варгасовой Алисой Владимировной  была разработана данная программа.

         Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область «Кулинария. Технологии приготовления пищи» дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа «Люблю готовить» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению, а также выстроена с учетом интересов воспитанников группы №1.

Новизна

         В системе воспитания детей важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения.

 Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» - говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться.

Умение вкусно готовить - хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки  - все это воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.

         На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, конкурсам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты. На теоретических занятиях (в форме бесед или   с использованием мультимедийных технологий)  получают новые знания о продуктах, знакомых и незнакомых, полезной и здоровой пище, последствиях неправильного питания, закрепляют технику безопасности при работе с плитой, мультиваркой, духовкой, режущими приборами и др. Воспитанникам предлагается  интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.

Материалы  и инструменты для работы

         Для проведения занятий в  ГБОУ АО «Северодвинский детский дом» используется специально оборудованная кухня в «Социальной квартире» (на территории учреждения), а также кухня группы №1.  Продукты  для занятий приносит воспитатель.

Актуальность

Дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов она готовится, не имеют практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Поэтому возникла идея о необходимости проводить в основном практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот.

Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения курса «Люблю готовить», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.

 Программа  начинает реализовываться  в 2015-2016 учебном году на воспитанниках группы №1 ГБОУ АО «Северодвинский детский дом». Курс занятий рассчитан на несколько лет (3 года), с последующей отработкой полученных ранее знаний и умений, а также с введением и усложнением как теоретической, так и практической части.

Актуальность программы «Люблю готовить»» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.  Необходимо также отметить, что данные занятия всегда воспринимаются воспитанниками положительно, они легко и с желанием вовлекаются в работу как индивидуально, так и все вместе

Цель: формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие: 1) обучить технологии приготовления различных блюд;                                       2)  познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;                                                                                                       3) обогатить словарный запас детей  на основе использования соответствующей терминологии.;4) Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов; 5) приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности; 6) познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.

Коррекционно - развивающие: 1) пробудить интерес к кулинарному искусству у детей. - Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка; 2)  развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

Воспитательные:1) воспитывать трудолюбие, аккуратность; 2) привить навыки работы в группе; формировать культуру общения; 3) формировать любовь и уважение к традициям русской кухни; 4) формировать позитивную установку на семейную жизнь.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

         Методы обучения подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

         Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на занятиях «Люблю готовить» различных методов обучения:

 Беседа (объяснительно – иллюстративный метод обучения – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний)

 Метод объяснительного чтения

 Практический метод – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений. Вовлечение воспитанников в практическую деятельность, с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности

 Записи рецептов

 Упражнения в применении полученных знаний - самостоятельная работа

 Конкурсы

 Ярмарки и проведение праздников и др.

 Работа с дополнительной литературой

 Методы проверки знаний и анкетирования

Дидактическое обеспечение

 Журналы «Кулинария», «Самобранка», «Люблю готовить», «Приготовление первых блюд»,  и др.

- Таблица калорийности основных продуктов питания

- Технологические карты, схемы приготовления блюд

-Тесты для контроля знаний, умений, навыков;

- Наглядный иллюстративный материал (мультимедийные технологии);

-Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет-источники

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

         Отличительной особенностью настоящей программы от программы по трудовому обучению в школе является то, что она составлена с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Данная программа охватывает помимо преподавания практических навыков развитие познавательной сферы через преподавание основ кулинарии. Весь курс обучения представляет единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются, и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой.

         В основу программы положен концентрический принцип - одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у воспитанников навыков, умений и потенциальных возможностей). Планируются как индивидуальные, так и групповые занятия.

Программа  начинает реализовываться  в 2015-2016 учебном году на воспитанниках группы №1 ГБОУ АО «Северодвинский детский дом». Курс занятий рассчитан на несколько лет, с последующей отработкой полученных ранее знаний и умений, а также с введением и усложнением как теоретической, так и практической части.  Всегда учитываются личные пожелания детей, подкрепленные положительной мотивацией.

        Занятия проводятся на сменах воспитателя по скользящему графику:

  • по будням – теоретическое занятие с небольшой практической частью  (1 час)
  •  в выходной день – практическое занятие (2 часа и больше).

Всегда учитываются личные пожелания  воспитанников, подкрепленные положительной мотивацией. Поэтому в тематическом планировании, разработанном с учетом интересов и возможностей детей-сирот, допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам.  

Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.

В процессе обучения должно компенсироваться недоразвитие эмоционально - волевой и речевой сферы детей.

Основное внимание уделено практической работе. В процессе всего цикла занятий отрабатываются темы:

 Значение питания в жизни человека

 Режим питания

 Санитарно – гигиенические требования к содержанию помещения и

оборудования

 Кухонные приборы, посуда и их применение

 Сервировка стола

 Правила поведения за столом

 Соблюдение правил техники безопасности

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «КУЛИНАРИИ»

 Приготовление закусочных блюд и бутербродов

 Приготовление салатов и винегретов

 Приготовление блюд из картофеля

 Приготовление бульонов и супов

 Приготовление блюд из мяса, рыбы, птицы  (по возможности)

 Приготовление мучных и крупяных блюд

 Приготовление молочных и яичных блюд

 Приготовление сладких блюд и напитков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье

Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"...

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабо...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

Общая программа воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Данная программа разработана для воспитания детей проживающих в детских домах. Реализуется по модулям....