Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
рабочая программа

Земляная Екатерина Васильевна

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

 «Миллеровский техникум агропромышленных технологий

и управления (ДСХТ)»

                  Принято                                                                        Утверждено

на заседании педагогического                                                             Директор ГБПОУ РО «МТАТиУ

совета техникума                                                                                  (ДСХТ)»

                                                                                                                  ______________Н.В.Курман        

протокол № 1 от « 31»  08          2020 г.                                          « ____» ______________ 2020 г.                                         

                                

Программа

постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Мое успешное будущее»

        

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Информационная         карта         программы постинтернатного сопровождения    

Стр. 3

2.

Пояснительная записка                                                                      

 4

2.1.

Основные понятия, используемые в Программе ПС                      

 4

2.2.

Актуальность Программы ПС                                                          

 6

3.

Цель и задачи программы ПС                                                            

 6

4.

Принципы организации постинтернатного сопровождения          

 7

5.

Основные направления в реализации программы ПС                    

 7

6.

Этапы реализации программы ПС                                                    

 7

7.

План реализации программы ПС                                                      

 8

8.

Ожидаемые результаты                                                                      

12

9.

Список литературы                                                                            

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

1. Информационная карта программы постинтернатного сопровождения  

 

Наименование программы

«Мое успешное будущее»

Правовые основания

Конституция Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Гражданский кодекс         Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции)

Федеральный закон от 24 июня 1999 года

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Цель программы

Самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение

числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений)

Основные задачи программы

1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.

2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.

3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.  

Основные направления

программы

1.Психолого-педагогическое 

2.Социально - правовое

Срок реализации программы

В течение всего периода обучения студента (1-3, 1-4 курсы)

Ожидаемые результаты

Увеличение числа успешно адаптировавшихся в жизни выпускников

2. Пояснительная записка

2.1. Основные понятия, используемые в Программе ПС.  

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)» (далее - техникум).

Для целей программы используются следующие понятия, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: 

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный   родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; 

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей;

трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;

 постинтернатное сопровождение – комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;

лица, подлежащие постинтернатному сопровождению – воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;

участники постинтернатного сопровождения – постинтернатные сопровождающие, образовательные организации Миллеровского района, организации социального обслуживания Миллеровского района, оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;

договор о постинтернатном сопровождении – договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;

индивидуальная программа постинтернатного сопровождения – документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.

 

2.2. Актуальность Программы ПС  

Актуальность организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, заключается в том, что в силу низкого уровня социальной компетентности, своих индивидуальных особенностей, обучающиеся категории «дети-сироты», даже окончив техникум, не могут самостоятельно устроиться и закрепиться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью, нередко попадают в весьма трудную жизненную ситуацию. В связи с этим, возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе их социальной адаптации.

Для того, чтобы будущие выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными, необходимо грамотно организовать их постинтернатное сопровождение: научить отстаивать свои права, обучить финансовой грамотности, приучить к самообслуживанию. На протяжении всего периода обучения в техникуме, применяются разнообразные формы и методы в учебно-воспитательном процессе, которые способствуют обучающимся категории «дети-сироты» успешной адаптации, реализации себя в разнообразной деятельности: внеурочной, участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня, спортивной и социально-значимой деятельности.  

Ранее накопленный опыт работы с обучающимися категории «дети-сироты» позволил нам составить схему постинтернатного сопровождения, в которой отражены основные этапы взаимодействия образовательного учреждения, организаций района и области в решении вопросов адаптации и социализации обучающихся данной категории, а также подготовки специалистов в работе с данной категорией детей.  

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удастся, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении среднего и высшего образования, при трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана данная программа. Все вышеизложенное определяет актуальность необходимости постинтернатного сопровождения в техникуме. Комплекс условий, реализуемых в рамках данной программы, поспособствует обучающимся категории «дети-сироты» успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизнедеятельности.

Подчеркнем, что судьбы выпускников техникума во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить в процессе обучения в образовательном учреждении.

 

             3. Цель и задачи программы ПС

Цель: самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений).

Задачи: 

     1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.

     2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.

     3.  Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.

 

4.  Принципы организации постинтернатного сопровождения

Принципами постинтернатного сопровождения обучающихся техникума являются:

- гуманизация - уважение личности обучающегося, индивидуальный подход к судьбе каждого (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей);

- комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами постинтернатного сопровождения по решению проблем обучающегося, затрудняющих его социализацию в обществе;

- конфиденциальность - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непрерывность, гарантирующая оказание содействия лицу, подлежащему постинтернатному сопровождению, в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы.

 

   5. Основные направления в реализации программы ПС:  

Психолого-педагогическое направление (заведующий СПС, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, преподаватели, руководители кружков и спортивных секций). Обеспечивает создание социально-психологических условий для развития личности и включает изучение индивидуальных личностных особенностей обучающихся, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности. Обеспечивает обучающимся поддержку в успешном вхождении в новый коллектив сверстников и взрослых, проведение индивидуального и группового консультирования по жизненным, личным, профессиональным и учебным проблемам. Формирует у обучающихся положительную мотивацию в сфере учебной деятельности, содействует реализации их творческого потенциала во внеучебной деятельности и сфере дополнительного образования, воспитывает положительное отношение к труду, к получаемой специальности, уважение к законодательным и нравственным нормам.

Социально - правовое направление (социальный педагог). Обеспечивает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающихся, формированию их социального опыта, способствуют решению проблем, связанных с выплатой пособий и стипендий, охраной и защитой их прав.

 

  1. Этапы реализации программы ПС
  1. Адаптационный этап: сопровождение обучающихся в период адаптации.
  2. Основной этап: целенаправленная подготовка обучающихся к самостоятельной жизни. 
  3. Заключительный этап: сопровождение выпускников после окончания техникума.

 

Этап

Модуль

Предполагаемый результат

Адаптационный  

- сбор информации: определение статуса обучающегося, изучение документов, проведение первичной диагностики;

- оказание социально-психологической, педагогической помощи обучающимся в период адаптации;  

- разработка         индивидуальных планов сопровождения.

Успешная социально-психологическая

адаптация

обучающихся в новых социальных

условиях;  

профилактика социальной дезадаптации.

Основной

- оказание помощи обучающимся при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, а также юридической и иной помощи;  

- оказание психологической помощи обучающимся и содействие росту самостоятельности;

-подготовка к трудоустройству и адаптации обучающихся на рынке труда.

Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность  

Заключительный

- формирование успешной социализации;

- повышение правовой грамотности;

- формирование общих и профессиональных компетенций.  

Достаточный

социальный и

личностный

потенциал         у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

7. План реализации программы ПС

Мероприятия

Срок

Ответственный

Форма представления результата

1. Сбор информации об обучающихся: 

- анализ         информации личного дела;

-беседы с социальным педагогом учреждения, направившего воспитанника на обучение;

- информация, полученная в органах опеки и попечительства, КДН;

- посещение жилищно-бытовых условий;

- индивидуальные беседы с обучающимися, его законным представителем.

Первая неделя

после

 поступления

 Социальный

педагог  

 

 Педагог -

психолог  

Классный руководитель  

Рекомендации по сопровождению развития обучающихся

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

        

2. Составление общих сведений об обучающихся, ведение базы данных:

- заключение и подписание договора о предоставлении социальных услуг постинтернатного сопровождения между обучающимся и техникумом; 

- составление индивидуальных планов сопровождения;

- ведение дневников педагогических наблюдений.

сентябрь

Социальный

педагог  

Классный руководитель  

Педагог-психолог

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

3. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, личностных качеств обучающегося, коммуникативных навыков, социально-бытовых и трудовых умений, готовности к самостоятельной жизни, отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих, изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); изучение особенностей социальной адаптации и оценки сферы межличностных отношений; выявление факторов и условий, способствующих/препятствующих их успешной социализации; изучение состояния физического и психического

здоровья

В течение периода сопровождения

Педагог-психолог

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

4.Организация работы с обучающимися по ознакомлению с системой жизнедеятельности техникума: 

-беседа с обучающимися об особенностях жизнедеятельности техникума (история и традиции, условия обучения, особенности проведения учебных занятий, проживания, питания, материального обеспечения, возможности предоставления дополнительного образования, организация досуга, меры социальной поддержки, организация самоуправления).

Первая неделя после поступления  

Социальный

педагог

 

Педагог-психолог

 

Классный руководитель  

Индивидуальная карта сопровожде-

ния обучающегося

5. Сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся: 

 - посещение учебных занятий в группах;

- ориентация обучающихся на рациональное использование свободного времени посредством функционирующих на базе техникума спортивных секций, творческих кружков.

        Сентябрь -

декабрь

Социальный

педагог

 

Педагог-

психолог

 

Классный руководитель  

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

Основной этап

1. Формирование         у обучающихся конструктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса:

 - индивидуальные беседы с обучающимися о взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, определение конструктивного стиля общения. 

В         течение первого года обучения

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель  

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

2. Консультирование обучающихся по личным, жилищным, имущественным, профессиональным и учебным проблемам: 

- организация групповых мероприятий с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, центра занятости, работников банка;

- проведение индивидуальных консультаций;

- выездные         экскурсионные мероприятия.

В течение всего периода обучения  

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель  

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

3. Содействие в реализации творческого         потенциала обучающихся во внеучебной деятельности: 

- предоставление обучающимся исчерпывающей информации о деятельности кружков и секций как внутри техникума, так и вне техникума;  

- вовлечение обучающихся к участию в общественной работе, творческих мероприятиях района, техникума. 

В течение всего периода обучения

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель  

 

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

4. Формирование         у обучающихся здорового образа жизни: 

-проведение профилактических недель, ориентированных на ведение здорового образа жизни;

- работа спортивных секций на базе техникума, участие обучающихся в соревнованиях разного уровня.

 

В течение всего периода обучения

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Классный руководитель  

Протоколы проведенных мероприятий

5.Формирование у обучающихся нравственных норм и культуры поведения: 

- Профилактические занятия по воспитанию нравственных норм и ценностей.  

- Беседы об общепринятых нормах культуры поведения с анализом конкретных ситуаций

В течение всего периода обучения

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель  

Протоколы проведенных мероприятий

6. Подготовка обучающихся к семейной жизни: 

- формирование ответственного отношения к браку, родительским обязанностям через проведение профилактических мероприятий, бесед в групповой и индивидуальной форме;

-помощь и  поддержка девушкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ранняя беременность, нежелательная беременность, рождение ребенка одинокой матерью) 

В         течение всего периода обучения

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог Классный руководитель  

 

Протоколы проведенных мероприятий

 

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

7. Формирование         у обучающихся конструктивных взаимоотношений с родственниками: 

 -беседы с обучающимися - сиротами об их взаимоотношениях с родственниками;  

- практические занятия по выстраиванию конструктивных взаимоотношений с социально значимыми родственниками

(разбор конкретных ситуаций) 

В течение всего периода обучения

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель  

 

Индивидуальная карта сопровождения обучающегося

8. Работа по профилактике курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ): 

- индивидуальные профилактические беседы;

- групповые мероприятия с привлечением специалистов здравоохранения, комитета по молодежной политики, органов полиции. 

В течение всего периода обучения

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель  

Протоколы проведенных мероприятий

 

Индивидуальная карта

сопровождения

обучающегося

 

Заключительный этап

Проведение анализа эффективности данной программы в процессе сопровождения обучающихся - сирот, заключения/выводы специалистов работающих с обучающимися - сиротами 

По окончании обучения

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

Социальный

педагог

Классный руководитель

Индивидуальные планы

сопровождения

Общие выводы по

реализации программы сопровождения.

 

 8. Ожидаемые результаты:

  • Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность обучающегося категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.  
  • Высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни:  

 - сформированные навыки межличностного общения

 - социально – бытовая ориентация

 - организация самостоятельной жизни и деятельности

 - сформированность профессионального самоопределения

  • Психологическая готовность (развитое чувство самоуважения, волевых качеств, духовно-нравственных принципов).
  • Сформированный индивидуальный стиль здорового образа жизни.
  • Достаточный социальный и личностный потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

9. Список литературы

 1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С.6-15.

2. Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Народное образование. Педагогика. 2014. №2. С. 19-25.

3. Ольховикова, Г.Н. Подготовка к будущей жизнедеятельности учащихся – сирот учреждений профессионального образования: дисс. канд. пед. наук. СПб, 2010. 233 с.

4. Социализация детей – сирот: проблемы и пути их решения (сборник материалов научно-практической конференции) 12.04.2018 - Москва: ИИПКРО, 2012. – 160 стр.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Представление инновационного педагогического опыта "Правовое сопровождение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации"

Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях,негативных явле...

Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

       Программа разработана с целью  обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...