Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
рабочая программа

Петухова Лидия Алексеевна

         Программа разработана с целью  обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смерть родителей, обучающегося, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации. Срок реализации 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_detey-_sirot_na_2018-2019_uch.god_.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         УТВЕРЖДАЮ  

                   

                                    Директор ГПОАУ

                                                    «Амурский аграрный колледж»

                                                   _____________ Н.В.Медведева

                          01.09.2019 год

Программа

Социально-психологического и педагогического сопровождения  детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

                                        Пояснительная записка

        Может ли быть положение более горькое, более неправедное?

Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...

Альберт Лиханов

 

         Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

        В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.

        Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

      Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.

      Подросток, проживающий в приемной семье, наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.

      Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.

Цель программы

          Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смерть родителей, обучающегося, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

  • Выявление группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в сопровождении.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития обучающегося,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  • Осуществление информационной поддержки обучающихся, преподавателей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также правовое их консультирование.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с 16 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 учебных года.

Ожидаемые результаты и способы оценки

  • адекватное реагирование на прошлое обучающегося,  и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  • налаживание эффективного взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа с учетом их возрастных особенностей;
  • помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа при потере или разлуке с родителями, опекунами (попечителями);
  • увеличение участия в мероприятиях колледжа, города, области, ССУЗ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечив их поощрением и поддержкой;
  • развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в  семье, в общежитии,  через участие в  различных мероприятиях;
  • развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну (попечителю), будущей своей семье;
  • ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
  • установление границ,  и управление поведением обучающегося, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
  • уважительное отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
  • реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, и семьям данной категории.

Этапы реализации программы:

Первый этап – диагностический, формирование банка данных:

1.Проведение сверки приказа по зачислению в колледж  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа,  (проживающих с опекуном, попечителем) с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

  -изучение взаимоотношений между опекуном (попечителем) и подопечным;

  - изучение личности подопечного;

  - установление открытых доверительных отношений с обучающимися, и  членами семьи.  

3.Контроль:

   - за оформлением документов (приказов) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, на получение академической, государственной социальной стипендии, социальных выплат.

   - за обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющимися в библиотеке учебниками, свободного доступа работы на ПК;

   - за учебной деятельностью  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

   - за внеурочной занятостью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа  (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

   - за здоровьем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (прохождение ежегодного медицинского осмотра, ежегодной диспансеризации, наличием прививок), уровнем развития;

   -  за исполнением обязанностей опекунами (попечителями).

4. Организация педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа:

   - помощь в обучении (работа с преподавателями по установлению индивидуального подхода к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа);

   -  помощь в решении конфликтных ситуаций (служба медиации и примирения колледжа);

   -  помощь в выборе (записи) кружка или секции.

5.Защита прав и законных интересов подопечных:

   - своевременность запросов по жилью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в органы опеки и по месту закрепления;

   - проверка и составление актов обследования жилья;

   -Запросы информации по сиротам-выпускникам, состоящим на льготной очереди на жилье;

   - индивидуальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа по жилищным вопросам;

   - индивидуальная работа по жилью детей-сирот и детей, лиц из их числа, оставшихся без попечения родителей, со специалистами органов опеки и попечительства.

   - работа с пенсионным фондом, восстановление и оформление пенсий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

   - сверка поступления пенсии и алиментов на сберкнижку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

6.Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, входящими в «группу риска»:

   - Ведение документации по работе с группой риска, состоящих на учете (журнал заседаний совета профилактики, журнал индивидуальной работы, списки, индивидуальные карты на каждого, протоколы заседаний);

   - протоколы информационных собраний;

   - сотрудничество с работниками ПДН, КДН

Второй этап -  деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

     1. Помощь в преодолении  затруднений в учебе. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение психологом обучающихся с социально-эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение обучающихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ.

     4.Правовое просвещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Работа с семьей:

      1.Изучение взаимоотношений между опекуном (попечителем) и подопечным.

      2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи

опекуна (попечителя).

      3.Правовое просвещение опекуна.

      4.Педагогическое просвещение опекуна.

      5.Привлечение  специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа  с учетом выработанных рекомендаций.

План мероприятий по реализации программы.

п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные

I этап

1.

Проведение сверки приказа по зачислению  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

сентябрь

социальный педагог, классный руководитель, специалисты отдела опеки и попечительства города

2.

Сбор информации, документации для социального паспорта колледжа о детях данной категории.

сентябрь

социальный педагог, классный руководитель

3.

Составление и корректировка банка данных обучающихся и семей, сопровождаемых специалистами службы

сентябрь, январь

Социальный педагог, классный руководитель, психолог

4.

Сверка банка данных со специалистами отдела опеки и попечительства города.

сентябрь, январь

социальный педагог

5.

Контроль за получением академической, государственной социальной стипендии, социальных выплат.

в течение года

Зав. отделением, социальный педагог, классный руководитель

5.

Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете.

Сентябрь,

октябрь

социальный педагог, психолог,

классный руководитель,

6.

Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетних данной категории.

Сентябрь,

классный руководитель, социальный педагог, психолог

                                                                            II этап

7.

Собрания для классных руководителей  по сопровождению обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

октябрь-апрель

социальный педагог,

психолог.

8.

Индивидуальные беседы с обучающимися  на профилактические темы.

Сентябрь, июнь

социальный педагог, классный руководитель, психолог.

9.

Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

Сентябрь, июнь

классный руководитель, психолог.

10.

Правовое просвещение опекунов.

В течение года

социальный педагог,

психолог.

11.

Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых.

сентябрь

классный руководитель,

социальный педагог.

12.

Контроль  за занятостью обучающихся во внеурочное время.

В течение года

Зав.отделением,

классный руководитель,

социальный педагог,

13.

Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся

Январь, июнь

Зав. отделением,

классный руководитель, социальный педагог, психолог.

                                                                          III этап

14.

Оформление документов  выпускникам.

Классный руководитель,

социальный педагог.

15.

Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, опрос.

июнь

классный руководитель, социальный педагог, психолог.

16.

Планирование работы на следующий учебный год

июнь

заместитель директора по В.Р.,  классный руководитель, социальный педагог, психолог.

ВЫВОДЫ:

В работе социальных педагогов колледжа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,  лиц из их числа особое внимание обращается на:

- оформление документов, подтверждающих категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

- своевременность оформления документов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на выплаты академической, государственной социальной стипендии и других социальных выплат (питание, проезд, канцелярские принадлежности и литературу, одежду);

- адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в колледже, общежитии, внешней социальной среде;

- участие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в мероприятиях, проводимых в колледже, между ССУЗ, городских и областных мероприятиях, в волонтерской работе;

- сбор и накопление информации по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, детям, имеющим  группу инвалидности, детям из малообеспеченных семей, и испытывающих проблемы по социальной адаптации;

- систему внешних связей колледжа (учреждений, родственников, опекунов, социальных педагогов детских домов, интернатов, работников управления образования, социальной защиты населения и др.);

- взаимодействие работников колледжа и привлекаемых организаций по вопросам социальной адаптации обучающихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

- обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

- гуманные, нравственно-здоровые отношения в колледже, общежитии, во внешней среде;

- решение личных проблем несовершеннолетних (совершеннолетних), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

-установление от имени колледжа деловых контактов с лицами и организациями, способствующими социальной адаптации обучающихся, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Социальный педагог                                                                   Л.А. Петухова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Иркутской области

Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...