Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
проект по психологии по теме

Куйдо Кира Владимировна

Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie_detey_sirot.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Культурно – исторические и этнические традиции России в семейном воспитании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

                                                Подготовила: воспитатель второй

                                                квалификационной категории

                                                Куйдо Кира Владимировна

2013 г.

Актуальность проблемы.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это - элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне.

 Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

В настоящее время семья является объектом исследования многих наук, так как у нее существует целый комплекс разных и связанных взаимно проблем.

В последнее время, возрос интерес к межнациональным семьям, к особенностям воспитания в таких семьях.

В 1950 – 1970-ые годы в росте межнациональных браков первенство удерживали русско-мордовские браки, то в 90-ые годы наибольшим удельным весом отличаются русско-чувашские, затем уже русско-мордовские и русско-татарские браки.

Несколько увеличилась доля браков русских с представителями средней Азии, Кавказа. Поэтому особенно важно изучить семью с позиции культуры межнационального общения и использования позитивного опыта культуры.

По национальному составу, взаимообогащению национальных культур можно выделить следующие типы семей:

-однонациональная семья, неукоснительно соблюдающая национальные обычаи, традиционные для данного этноса нормы внутрисемейного общения. Для таких семей характерно, как правило, ограничение круга дружеского несемейного общения с представителями своей национальности. В таких семьях у детей воспитывается национальная замкнутость, недоверие к людям других национальностей;

-национально-смешанная, в которой обычаи и традиции одной нации поглощены другой. В семьях такого типа не воспитываются установки на национальную исключительность, хотя националистические предубеждения с этим типом семьи нередко уживаются;

- семьи как однонациональные, так и смешанные, где национальные традиции и культурные ценности не игнорируются, но воспринимаются как уважение и доверие к человеку независимо от его национальной принадлежности, формируется наиболее благоприятные установки межэтнического общения.

Образование межнациональных семей с позиции будущего нашей страны и всего человечества – явление естественное и прогрессивное. Человечеству пора осознать единство своей судьбы, прекратить самоуничтожение, а это невозможно без преодоления межнациональной вражды. Жизнь убеждает в том, что межнациональные смешанные браки - позитивный фактор в нашей социальной действительности.

Смешанные семьи на Руси складывались издавна - по мере проникновения славян за Урал, в глубь Сибири и Дальнего Востока, в Казахстан, Среднюю Азию, Закавказье, Прибалтику. Московское правительство еще в XVII веке при царе Михаиле Федоровиче издало несколько постановлений о церковных браках между русскими cлуживыми людьми и крещеными инородческими женщинами.

В настоящее время, осложнение в межнациональных отношениях породили проблему беженцев, а, следовательно, вызвали дестабилизацию семьи. Депортации людей по национальному признаку не могли не привести к разрушению человеческих судеб, драмам и трагедиям и в значительной степени послаблению семьи, связей между поколениями, утраты национальной культуры и традиций.

Возникает вопрос: каким должно быть воспитание в национально- смешанных семьях? Можно утверждать, что если в детстве сформировать уважение к человеку, то этот ребенок получит как бы иммунитет к любым формам национализма и шовинизма. Не может стать националистом человек, если он воспитан в духе доброжелательности к людям, уважению к человеческому достоинству. В семье закладываются основы отношений личности к представительствам других общностей, и от того каким будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей.

Именно в семье человек уже с малого возраста становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит.

Межнациональные семьи - реальность нашего бытия. В национально- смешанных семьях развивается двуязыковая двойственная культура, ведущая в последующих поколениях к частичной или полной утрате этнических особенностей.

Семья — место физического и духовного рождения человека. В каждой семье должно быть интересно! Дом должен давать пищу детскому воображению и чувствам. Ведь дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений, им все мало. Им хочется участвовать в каких-то делах, праздниках, испытывать радостные волнения.  Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически весьма важного в самостоятельной жизни. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лишились не по своей вине этого «тыла». Главной задачей любого интернатного учреждения является реализация права ребенка на проживание и воспитание в семье. Именно поэтому нашей основой в воспитании детей в стенах детского дома является подготовка их к семейной жизни и формирование положительного образа семьи, через приобщение к семейным культурно-историческим и этническим традициям России.

Традиции и праздники

 Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это - основа воспитания детей.

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все - вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство…

Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. Семья - большое служение: супружество, родительство,  детство. Исконно именно женщине во всех народах  суждено было знать, собирать опыт традиций и обрядов, вести их в повседневной жизни. Это составляло существенную часть женской культуры. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство. Эти традиции - драгоценность духа, золотой фонд в нашей культуре духовно-нравственного наследия.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Такая «передача» включает в себя все формы восприятия и запечатлевается все: слово, действие, вкус, запах, цвет, одежда, оформление  пространства. Поэтому традиция празднования Нового года «пахнет» елкой и снегом, «звучит» пожеланиями новому году, а «на вкус»…! В каждом доме это один из самых «вкусных» праздников,   потому     что     встречают     желанного       «гостя» - новый  (следующий) год.

Сотворение  традиций

Традиции создаются новые и по сути, и по форме. На каждом этапе жизни многое обновляется - одно отмирает, другое рождается. В каждой семье, молодой или зрелой, встает вопрос  о преемственности старых, коренных, народных традиций и … хочется создать свои, новые, те, в которых будут отражены их индивидуальный опыт, неповторимость их жизненных событий. И рождаются новые традиции и … новые ритуалы.

Как сохранить супружескую любовь и пронести её достойно по жизни? Как разделить с детьми и передать им радость той встречи, которая послужила началом рождения новой семьи, их семьи? Как передать детям ценность соединения в браке и ценность семьи вообще ?  Помогают в решении этих  проблем – традиции.

В нашем детском доме уже давно вошли в традицию такие праздники, как  «День Знаний», «Новый год», «Международный женский день», «День Защитника Отечества», «День Победы» и многие другие. В группах это «День Рождения», «Первый раз в первый класс» и т.д.

Целительная сила праздников

Праздники – это часть воспитательного процесса. Какие праздники и как их проводят, такие ценностные доминанты запечатлеваются в сознании взрослых и детей. Поэтому неудивительно, что праздники учат, рассказывают, дарят, гостей созывают, всех объединяют, угощают, лечат.

Огромное позитивное, лечебное … да, да, лечебное – не удивляйтесь, значение имеют традиционные народные праздники, чем традиционнее праздник, тем сильнее его воздействие. Ученые их называют «лучшим средством от наркомании, асоциального поведения, агрессии. Дело в том, что одной из серьезных причин  роста преступности  ученые считают врожденное слабое развитие опиатной системы – то, что вырабатывают эндорфины, так называемые гормоны радости. Если человеку хватает своих гормонов радости, то он не ищет искусственных заменителей. (Коваленко В. С.). Традиционные народные праздники помогают накапливать эти замечательные гормоны.

Годовой цикл праздников: традиционно – народных, государственных, профессиональных,  исторических, семейных, личных – тех , которые важны для  Вас, с любовью и пониманием проводимых в группе или в  детском доме , наполнят жизнь красотой и богатством , укрепят связь поколений.

Педагогами общего и дополнительного образования в учреждении ведется комплексная системная работа по формированию положительного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой происходит знакомство воспитанников с духовно-нравственным наследием нашей страны, ее культурой, историей, традициями русского народа и других народов нашей страны. В  5 классе для учащихся по курсу "Нравственной грамматики" детям дается отрывок из "Поучения", Владимира Мономаха (написанного им своим потомкам в 11в.). Предлагается прочитать отрывок, и ответить на ряд вопросов: "...Куда бы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, можете почтить его подарком, то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите". 1. О чем заботился автор, давая поучение своим детям? 2. Вспомните, что говорят ваши педагоги, наставляя вас? 3. Почему, когда человек умирает, его вспоминают, в первую очередь, каким он был, а не кем работал? Что остается в памяти людей о человеке?". М.Н.Шестакова проводила работу по становлению духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: "Отмечены случаи, когда ученики выражали просьбу раскрыть интересующие их проблемы, незапланированные учителем на данной ступени обучения. Так ученики 3 класса просили ответить на вопрос: "Почему в русских сказках всегда три дороги, три сына, три героя и т.д.? Почему воля отца всегда превыше собственных желаний?" Проблема решалась совместно в течение нескольких уроков и имела продолжение на следующих ступенях обучения". При разборе темы - "Что, значит, уважать людей, чтить родителей"? (7класс), вместе с разбором темы приводился обзор исторических примеров с различных культур мира. Указывалось, что в древней Руси также почитали отца с матерью, и спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. В заключение урока учитель говорил, что тем, кем ты станешь в будущем, ты обязан своим родителям, педагогам  их опыту, мудрости и знаниям.

Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.

В детском доме директором и педагогами налажена связь с азербайджанскими школьниками. По средствам телемоста осуществляется знакомство с национальными традициями русского и азербайджанского народов. Мы показывали азербайджанским школьникам, как в России традиционно отмечают праздник «Пасхи» и «Рождество». Знакомились с их национальными традициями празднования «Новруз - байрам».

Большая работа в формировании позитивного образа семьи  у воспитанников детского дома осуществляется воспитателями учреждения. Результатом работы в этом направлении является проектная деятельность.

Приступая к составлению проекта по формированию позитивного образа семьи у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы, педагоги детского дома - школы, задумались, как построить совместную работу учителей и воспитателей, чтобы наши дети не выросли  «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций и настоящими патриотами своей Родины. Чем шире знакомство с положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций и научим этому наших воспитанников.

Итак, наш проект: «Семейные традиции» направлен на знакомство детей с устоями, обычаями  семьи и передачу их из поколения в поколение.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: сформировать позитивный образ семейных традиций и ценностей у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

                                создать в процессе работы эмоционально комфортную атмосферу.

Задачи проекта: 

1. познакомить детей с семейными устоями, ценностями и традициями;  

2. развивать духовно-нравственные качества личности: эмпатию, взаимовыручку, взаимоподдержку, уважение к старшим;

3. сформировать у детей желание иметь семью;

4. сплотить детей, педагогов  единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.

 

Презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Использование сказкотерапии как метода для формирования готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в семье.

Сказкотерапия – это метод, использующий  сказочную форму для  коррекции  эмоциональных и поведенческих нарушений,  интеграции личности,  формирования   навыков...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...