Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Прошкина Елена Михайловна

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и детям, администрации Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и кровных родителей, на восстановление детско-родительских отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки социального педагога Отдела содействия семье и детям

по организации коррекционно-реабилитационной работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и детям (далее - Отдел), администрации Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Учреждение), направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и кровных родителей, на восстановление детско-родительских отношений.

Целенаправленная, специально организованная система деятельности

Педагогов Отдела содействия семье и детям по возвращению ребенка в кровную семью является инновационной деятельностью для Учреждения, что предполагает введение новых форм совместной работы коллектива Учреждения.

Большая доля работы ложится на службу профилактики социального

сиротства Учреждения.

Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок

должен вернуться в семью, где решены текущие проблемы. Для этого должна

быть проведена предварительная работа специалистов Отдела содействия семье и детям, как с родителями, так и с ребенком.

Причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:

1 Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за отсутствия работы, низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата,

избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи,

многодетная семья, неполная семья и т.д.

2 Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских

отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.

3 Социальные: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.

4 Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.

Изначально, приступая к работе с родителями, специалистам Отдела

необходимо оценить возможности родителей выполнять родительские обязанности, возможность возвращения ребенка в семью.

Родители должны стать активными участниками изменения своей жизненной

ситуации.

Для детей в учреждении должна быть организована психолого-педагогическая подготовка возвращения к родителям, способствующая его

успешной адаптации в кровной семье.

Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне наших глаз, многие ее стороны скрыты от наблюдения, о многом мы можем судить только по

косвенным признакам. Истинная причина семейной дисгармонии и осознание ее членами семьи могут не совпадать. Поэтому работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение.

Нельзя навязывать семьям свое представление о счастье и человеческом предназначении.

Система ценностей и представлений специалиста Отдела может не совпадать с системой ценностей и представлений членов семьи.

В своей жизнедеятельности семья автономна, она имеет право выбирать способы взаимоотношений. Вмешательство в семейные взаимоотношения желательно только по просьбе членов семьи, по их обращению. Исключением может считаться ситуация, когда существует прямая и недвусмысленная угроза физическому и психическому здоровью и жизни кого-то из ее членов.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, так как в ходе её затрагиваются сведения и моменты,

разглашение которых может нанести серьезный ущерб членам семьи, а неловкое обращение с ними специалиста непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с кровной семьей.

Разрабатывая социальные проекты, программы, внедряя новые технологии работы, сотрудники Отдела должны ориентироваться на эффективную реабилитацию кровной семьи. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В основе организации коррекционно-реабилитационной работы с биологическими родителями, с целью возврата детей в кровные семьи, лежит

взаимодействие специалистов, организованное как внутри Учреждения для

детей-сирот, так и вне его. С целью оказания семье психолого-педагогической, консультативной помощи в работу должны включаться специалисты всех ведомств, отвечающих за профилактику социального сиротства.

Основные принципы работы с кровной семьей:

1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного

процесса с учетом особенностей кровной семьи.

2. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства.

3. Принцип комплексности  - реализация системного подхода работы с кровной семьей.

4.Принцип взаимодействия – работа с кровной семьей всех компетентных структур.

Для проведения коррекционно-реабилитационной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, разработана программа деятельности по восстановлению кровной семьи.

Для эффективности взаимодействия назначается координатор, который должен знать все обо всех, направлять, согласовывать работу специалистов Отдела.

Программа деятельности Отдела по восстановлению кровной семьи включает в себя следующие блоки:

- Социально-психологическая работа с кровной семьей;

- Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью;

- Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов;

В содержание работы педагогического коллектива Отдела по восстановлению детско-родительских отношений в кровной

семье входит следующее:

1) психолого-педагогическая работа с биологическими родителями:

- изучение степени сохранности родительских ориентаций;

-  оценка возможности выполнять родительские обязанности и

создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;

- определение характера помощи родителям, ориентированным на

восстановление родительских функций;

2) психолого-педагогическая работа с воспитанниками:

- подготовка их к возвращению в кровную семью;

- осознание причин нахождения в учреждении и формирование

положительного отношения к родителям, формирование позитивного образа

семьи;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка по возвращении в

кровную семью.

Результативность процесса возвращения ребенка из Учреждения для

детей-сирот в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:

- создание в Учреждении для детей-сирот и вне ее поддерживающей

среды для возвращения ребенка в кровную семью;

- наличие профессиональной готовности педагогов Учреждения для

детей-сирот к инновационной деятельности;

- реализация в Учреждении для детей-сирот программы восстановления

отношений с кровными родителями и родственниками;

- выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении

ребенка в семью.

Работа с биологическими родителями по воссоединению ребенка с кровной семьей подразумевает формирование у них мотивации на построение иной системы взаимоотношений.

1. В своей работе можно использовать различные средства и методы

(исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов):

1) наблюдение, диагностика, тренинги, консультации;

2) цикл лекций;

3) профилактические беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейная психопрофилактика;

6) группы взаимопомощи (объединяют людей имеющих общие или

сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому

совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают). Такие

группы включают не больше 5-7 человек.

7) комплексные выходы в семью.

2.Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью – один из наиболее сложных этапов в работе с кровной семьей. Обеспечить этот процесс может методика контактного взаимодействия, предложенная Филоновым Л.Б. Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между людьми:

- снятие напряжения, тревоги и неуверенности родителей в отношениях

со специалистом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно специалисту о кровной семье по предварительно собранной информации. Специалист использует в работе приемы эмпатического слушания;

- родитель «выговаривается», специалист – слушатель. Родители просят рекомендаций у специалиста;

- специалист переключает внимание родителей на повышение требований как к себе, так и к каждому члену семьи;

- стадия действий – обсуждение отдельных отрицательных свойств;

Личности своей и членов семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств;

- стадия, когда доверие со стороны членов семьи завоевано, и это служит началом к взаимодействию;

- ведется коррекционно-воспитательная работа специалистами по работе с кровных семей.

3. Командная работа с кровной семьей.

Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в кровной семье.

Командная работа способствует созданию условий для системных изменений в организации работы по внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с кровной семьей и ребенком.

Цель командной работы: оказание содействия в успешной социальной

реабилитации и адаптации в современных условиях кровной семье и ребенку,

психолого-педагогическая поддержки кровных семей.

Задачи командной работы:

- помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;

- научить ставить ближние и дальние цели;

- содействовать повышению социального статуса кровной семьи по месту жительства;

- оказывать психолого-педагогическую поддержку кровной семье и детям.

Организуя командную работу с кровными семьями, необходимо выделить три аспекта:

1. Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2.  Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка.

3. Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и

внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.

Психолого-педагогическое сопровождение, беседы специалистов с членами семьи особенно значимы для ее духовно-нравственного воспитания.

Практика показывает, что, если семья проживает в небольшом населенном пункте большой вклад в нравственное воспитание семьи и переоценку жизненных приоритетов вносит общественное мнение. За семьей осуществляется общественный контроль. Организатором и координатором такой работы выступает специалист Отдела, полиции.

Результатом проделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, который позволил бы думать, чувствовать и действовать по-новому, адекватно ситуации. Если специалист получил такой результат, его работа прошла успешно.

Важным этапом в работе с родителями несовершеннолетних является сопровождение семьи, оказание психолого-педагогической и консультативной помощи. Со стороны родителей наиболее распространенными являются обязательства следующего характера: обращение к врачу-наркологу за консультацией для определения формы лечения от алкогольной зависимости и последующее выполнение всех рекомендаций специалиста, создание по месту проживания детей необходимых условий (проведение ремонтных работ, генеральной уборки, погашение имеющихся  задолженностей); трудоустройство и соблюдение трудовой дисциплины; регулярное посещение детей в Учреждении для детей-сирот; сотрудничество с администрацией и специалистами учреждения в решении имеющихся проблем.

Следующим этапом в работе с родителями является разработка мероприятий плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего по восстановлению кровной семьи вовлечение родителей в участие в различных воспитательных мероприятиях, проводимых в Учреждении для детей-сирот, городском округе. Во время проведения данных мероприятий дети знакомят своих родителей и других родственников со своими успехами и достижениями. При планировании и организации работы в рамках планов защиты прав и законных интересов детей осуществляется тесное сотрудничество с системой субъектов профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, исполнительными органами власти, городским округом, которые в рамках своей компетенции оказывают помощь семье, направленную на изменение и нормализацию сложившейся ситуации.      Особое место в работе команды специалистов занимает изучение психолого-педагогических и медико-социальных условий семьи, внутрисемейные отношения, поиск положительных ресурсов, посещение семьи по месту проживания с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с кровной семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь:

- диагностические цели: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные цели: оценка состояния семьи, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий,

выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно–реабилитационные цели: оказание конкретной образовательной, посреднической помощи.

При планировании содержания встреч-диалогов с кровной семьёй лучше задействовать все возможные способы воздействия на родителей: непосредственный разговор, использование видеоматериалов, практическую работу по поиску способов выхода из сложившейся ситуации, разработку и предоставление по результатам каждой встречи её участникам буклетов, брошюр по рассматриваемой проблеме. Основная цель – расположить к себе родителей, вызвать их на откровение, разбудить желание поделиться своими сомнениями, мыслями, убедить их в том, что даже, несмотря на случившееся в их семье, им хотят помочь. Достижению поставленных целей способствует то, что на встречи приглашаются специалисты именно тех инстанций, в чьей непосредственной компетенции находится решение имеющихся проблем, а также те родители, которым удалось реабилитироваться, кому возвращены на воспитание дети, кто на собственном примере может убедить в возможности изменения ситуации. В ходе проведения каждой встречи-диалога важно, чтобы каждый присутствующий родитель мог оценить ситуацию в своей семье, проанализировать ошибки, сделать собственные выводы.

Качественнее будет обеспечено психолого-педагогическое и социальное сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком, тем меньше риск возврата ребенка в государственное учреждение. Кровная семья нуждается в сопровождении, которое должно быть направлено на разрешение жизненных проблем, коррекции внутрисемейных отношений и активизации собственных ресурсов семьи, а также создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Важно простроить работу так, чтобы шансы на сохранение кровных семей увеличились.

Предусматриваются три основных маршрута сопровождения в зависимости от уровня готовности кровной семьи к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем:

1. Маршрут «Сопровождение-поддержка» Составляется для кровных семей с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к самостоятельной жизни. Данная категория сопровождения носит рекомендательный характер для семьи и не требует специального контроля. В этом случае достаточно назначения только специалиста-куратора, осуществляющего поддержку кровной семьи.

2. Маршрут «Сопровождение-патронаж». Составляется для кровных семей с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Этот вид сопровождения подразумевает назначение ответственных по всем сферам жизнедеятельности семьи, а также специалиста-куратора, осуществляющего поддержку семьи в целом.

3. Маршрут «Сопровождение-SOS». Составляется для кровной семьи с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не совсем готовых к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем. Данная категория сопровождения предполагает постоянный, четкий контроль над всеми сферами жизнедеятельности семьи и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности кровной семьи. Предполагает оперативную экспертизу.  Длительность периода сопровождения не менее чем на 1 год.

Сопровождение кровных семей требует назначения кураторов, постоянного контроля со стороны специалистов службы.

Дополнительно требуется составление индивидуального плана по сопровождению кровной семьи.  Диагностика условий проживания ребенка в семье проводится не менее двух раз в месяц. Необходимо привлечение для

Работы с семьей необходимых специалистов. Анализ исполнения мероприятий плана с данной категорией семей осуществляется еженедельно.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение позволяет наблюдать семью в ее естественных условиях, что предоставляет возможность получить больше информации о семье, оказать своевременную помощь.

Таким образом, для возвращения ребёнка на воспитание в кровную семью необходим комплекс мероприятий, способствующий восстановлению воспитательного потенциала кровной семьи, мотивации биологических родителей на изменение образа жизни и осознание ценности детско-родительских отношений, устранению возникших проблем семьи, а именно:

 содействие в трудоустройстве родителей;

 лечение от алкогольной зависимости;

 консультативная помощь по социальным, социально-правовым, социально-педагогическим, социально-медицинским, социально- психологическим вопросам.

 изменение образа жизни биологических родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...

"Система межведомственного взаимодействия МКОУ ЧЦСРС по вопросам реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Создание эффективной модели межвдомственного взаимодейтсвия с организациями и ведомствами городского округа Чехов по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

"Работа специалистов МБОУ "Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства" по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Анализ работы специалистов реабилитациоонного центра по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...