Профилактическая работа в школе с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации.
материал на тему

Барченкова Ольга Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в помощи.

Многие семьи в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

– дети, оставшиеся без попечения родителей,

– дети-инвалиды,

– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети-жертвы насилия,

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

– дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В соответствии с данными определениями мы можем сказать, что есть дети, обучающиеся в нашей школе которые находятся в трудной жизненной ситуации,  так как рассматривая социальный паспорт школы мы видим следующую социальную картину. В школе:

Малообеспеченных семей – 76

Многодетных семей – 31

Неполных – 103

Семей, в которых проживают дети, находящиеся под опекой  - 7

Семей, в которых ребёнок состоит на учёте в КДН – 1

Семей, имеющих детей-инвалидов – 2

Цель образовательного учреждения – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Задачи образовательного учреждения:

- помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

- научить ставить ближние и дальние цели

- содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

- оказывать педагогическую поддержку родителям.

Направления работы с семьями находящимися в ТЖС:

– аналитическое;

– информационно-профилактическое;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– взаимодействие со специалистами.

Аналитическое направление включает исследование ситуации, анализ среды, причин. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используя следующие методы:

наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье.

Информационно-профилактическое направление предполагает информирование классным руководителем социального педагога, психолога, учителей-предметников, администрации школы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информационным источником должен стать социальный паспорт ребенка, который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении   и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы. По социальному паспорту ребёнка не всегда можно объективно оценить благополучие семьи, в которой воспитывается ребёнок. На основании индивидуальной беседы, наблюдения и посещения семьи классный руководитель может воспользоваться тестом «Определения обобщённого показателя социального благополучия воспитанника», который поможет выявить степень благополучия ребёнка.

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий.

Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное

консультирование.

Алгоритм работы социального педагога с семьей находящейся в ТЖС

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи находящейся в ТЖС;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин ТЖС семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной защиты населения, отдел опеки и попечительства, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

9-й этап: составление программы работы, с семьей попавшей в ТЖС;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Профилактическая работа в школе № 9  с семьями находящимися в ТЖС:

Одним из видов  в профилактической работе с семьями являются рейды. Всего за период с сентября по март обследовано семей - 42

Работа по категориям:

  • Семьи, в которых воспитываются дети, находящиеся под опекой:

-  обследование ж/б условий семей (2 раза в год)

-диагностика социального благополучия семей

- индивидуальное консультирование по вопросам воспитания

- вовлечение в досуговую деятельность ( мероприятия, конкурсы)

- анализ занятости во внеурочное время, во время каникул

- обеспечение дотационным питанием

2. Многодетные и малообеспеченные семьи:

- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;

- сбор документов подтверждающих наличие статуса семьи

- обследование ж/б условий семей (по мере необходимости)

- индивидуальное консультирование

-социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье

- информационная поддержка по вопросам социальных гарантий

- обеспечение дотационным питанием

3. Неполные семьи

- сбор первичной информации о наличии таких семей в классах

- составление плана работы с семьей/ребёнком по мерее выявления проблем

4. Семьи, в которых воспитываются дети, состоящие на учёте в КДН

- обследование ж/б условий семей (2 раза  и более за весь период)

- диагностика социального благополучия семей

- разработка индивидуального плана реабилитации

- индивидуальное консультирование по вопросам воспитания

- профилактические беседы

- вовлечение в досуговую деятельность (мероприятия, конкурсы)

- анализ занятости во внеурочное время, во время каникул


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактическая работа в школе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Слайд 2

Трудная жизненная ситуация – ситуация , объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно ». ФЗ № 195 « Об основах социального обслуживания в РФ »

Слайд 3

Категории детей попавших в трудную жизненную ситуацию: – дети, оставшиеся без попечения родителей, – дети-инвалиды, – дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, – дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, – дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, – дети-жертвы насилия, – дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, – дети, проживающие в малоимущих семьях, – дети с отклонениями в поведении, – дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка РФ »

Слайд 4

Социальный паспорт школы Малообеспеченные семьи– 76 Многодетные семьи– 31 Неполные семьи – 103 Семьи, в которых проживают дети, находящиеся под опекой - 7 Семьи, в которых ребёнок состоит на учёте в КДН – 1 Семьи, имеющие детей-инвалидов – 2

Слайд 5

Цель образовательного учреждения: развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС и находящихся на грани социально -опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Слайд 6

Направления работы с семьями находящимися в ТЖС: – аналитическое; – информационно-профилактическое; – психолого-педагогическое сопровождение; – взаимодействие со специалистами.

Слайд 7

Семья ТСЖ Классный руководитель Социальный педагог Администрация Педагог-психолог Учителя- предмет ники КДН Отдел опеки и попечительства ЦСЗН Совет профилактики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

"Система межведомственного взаимодействия МКОУ ЧЦСРС по вопросам реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Создание эффективной модели межвдомственного взаимодейтсвия с организациями и ведомствами городского округа Чехов по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

"Работа специалистов МБОУ "Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства" по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Анализ работы специалистов реабилитациоонного центра по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...