Урок- Фотосинтез для учащихся 9 класса
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Петрова Елена Юрьевна

Изучение темы Фотосинтез имеет сложности в запоминании этапа протекания данного процесса. Занятие разбавлено историческими очерками и красочной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fotosintez.ppt2.19 МБ
Microsoft Office document icon urok-fotosintez.doc74 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Класс: 9

Предмет: биология

Тема: Биосинтез углеводов — фотосинтез 

Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения

Основная технология: проблемно-диалогическая

Цель урока: Выяснить особенность протекания фотосинтеза и объяснить космическую роль зеленых растений

Задачи:

- подробно рассмотреть процесс фотосинтеза ;

- выявить особенности протекания темновой и световой фаз фотосинтеза

- обосновать космическую роль зеленых растений

Технологии: 

Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные , личностно ориентированные.

Решаемые проблемы: 

Каково значение фотосинтеза в природе? Какие процессы происходят в световую и темновую фазы фотосинтеза? Какие продукты образуются в результате световой и  темновой фаз фотосинтеза? Какова общая продуктивность фотосинтеза?

Виды деятельности:  

Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержимого: изучение текста и иллюстративного материала информационного кейса с помощью приема комментированного чтения, выделение и обсуждение основных этапов фотосинтеза.  Выполнение заданий, предложенных учителем, с последующим  коллективным оцениванием результатов по предложенным учителем критериям. Обсуждение и анализ причин допущенных ошибок.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться объяснять значение понятий  световая фаза фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды; раскрывать значение фотосинтеза в природе; объяснять космическую роль фотосинтеза; называть фазы фотосинтеза и характеризовать процессы происходящие на каждой фазе; перечислять условия необходимые для протекания каждой фазы фотосинтеза; объяснять связь между световой и темновой фазой фотосинтеза; составлять уравнения реакций, протекающих в процессе фотосинтеза

Метапредметные УУД:

Познавательные: работая с текстом, структурировать его и выделять главное; воспроизводить информацию по памяти; проводить сравнение  процессов; осуществлять смысловое чтение.

Регулятивные: определять цель урока, формулировать задачи, необходимые для ее достижения; прогнозировать результаты своей деятельности; представлять результаты работы, оценивать их качество.

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со сверстниками; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Личностные УУД:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание важности научных исследований; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации учения.

Визуализация:

  1.  Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация
  2. Учебник 9 кл биология

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (1 мин)

Приветствие

Количество присутствующих в классе

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Актуализация опорных знаний (5 мин)

Мы привыкли полагать о том, что в момент фотосинтеза при взаимодействии воды и углекислого газа образуется глюкоза. Но на самом то деле эти два вещества не реагируют между собой! Что вы можете сказать об этом? Какие у вас есть предположения?

Гипотеза –У растений есть какое то устройство, чтобы можно было сформировать молекулу глюкозы

Тема урока

Цели урока

Активизирует интерес к изучаемой теме

Вызов к составлению гипотезы

Помогает назвать тему прошлого урока.

Поставить цели.

Обсуждение

Выдвигают свои версии.

Называют тему урока

Называют цели урока.

Повторение пройденного материала по теме «Биосинтез белка и нуклеиновых кислот»

Как вы понимаете, фотосинтез протекает благодаря хлорофиллу и это белок. Поэтому нам не стоит забывать о том как они формируются. На партах лежат у вас тестовые вопросы по теме «Биосинтез белка и нуклеиновых кислот»

Организует тестовую работу по пройденной теме

Работа с тестом по вариантам

Изучение нового материала.

  1. Понятие фотосинтез
  2. Первые  фотосинтезирующие организмы
  3. Типы питания

В чем преимущество кислородного дыхания как вы думаете?

Ян Ван Гельмонд в 1630 году провел опыт: Он  выращивал маленькое деревце ивы в глиняном горшке. Масса земли была в горшке была 80 кг, маленькое деревце весом 2 кг. И добавлял в него только воду. По истечении 5 лет он взвесил почву и увидел, что ее масса уменьшилась всего на 60 гр., а масса растения увеличилась на 58 кг. Из своего эксперимента он сделал вывод, что прибыль веса у растения осуществляется за счет воды. Правильный ли вывод он сделал???

Не менее интересный опыт был осуществлён английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году.

 

С помощью простого опыта он доказал, что животные делают воздух непригодным для дыхания, а растения его очищают. На окне, освещенном солнцем ученый накрыл стеклянным колпаком живую мышь, которая  достаточно быстро умерла. Но когда ученый под колпак положил веточку растения, то мышь  чувствовала себя как обычно и осталась жива.

Как вы думаете почему так произошло?

А во мнение одного из ученых

« Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, зерно, - и он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что нам кажется совершенно фантастическим, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

Итак о каком процессе идет речь???

Вот мы и подошли с вами к одному из самых загадочных процессов.

Фотосинтез протекает в хлоропластах при участии большого количества ферментов. В состав хлоропласта входит  зеленый пигмент хлорофилл. Это сложное органическое соединение, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов , и из за него хлоропласты приобретают зеленый цвет.

Фотосинтез включает в себя 2 фазы: световая и темновая

Световая фаза: Протекает только на свету! Реакции происходят на тилакоидах гран. Для протекания реакций на этой стадии требуется поглощение кванта солнечной энергии. В ходе реакций энергия света преобразуется в энергию химических связей.

Молекула хлорофилла включает в себя  2 фотосистемы: 1 с длинной волны P700  и II с длинной волны  P 680. Состоящие из рекреационного центра, который представлен одной молекулой хлорофилла и ножеством светособирающих комплексов.

 Молекулы хлорофилла фотосистемы 1 поглощает квант солнечного энергии и переходят в богатое энергией «возбужденное» состояние. Возникает избыток электронов, которые выбиваются  из хлорофилла и идут в реакцию фотолиза воды. При   фотолизе вода диссоциирует на катион Н и  анион гидроксогруппы . что же происходит дальше с тем, что образовалось ?   А происходит следующее: Катион водорода присоединяется к НАДФ+  -это  своеобразный  переносчик и образуется НАДФ Н который играет роль восстановителя в темновой фазе. НАДФ+ +2Н +2 е = НАДФН.

Далее молекула хлорофилла фотосистемы 2 с длинной волны 680 поглощает свет, и электроны с избыточной энергией переносятся на молекулу хлорофилла фотосистемы 1 и в этот момент происходит синтез АТФ из АДФ.

АДФ + Ф= АТФ!!!

А образовавшиеся анионы ОН- отдают электроны  и образуются свободные радикалы ОН, которые взаимодействуют между собой и образуется вода и молекулярный кислород!!! Который является  побочным продуктом фотосинтеза!!!

Темновая фаза:  Происходит в строме хлоропластов, в не требует участия света любое время суток.

В темновой фазе  через устьичный аппарат углекислый газ проникает в лист  и происходит превращение углекислого газа в глюкозу, которая является углеводом. Последовательность происходящих при этом окислительно-восстановительных реакций впервые была описана ученым Кальвином и получила название цикл Кальвина!

6СО2 +6 Н2О-----С6Н12О6 + 6 О2

Объясняет последовательность действий используя презентацию, беседует задавая им наводящие вопросы. Рассказывает истории.

Расспрашивает обзор строения хлоропласта, и дополняет его

Высказывают свое понятие, записывают понятие с разъяснения учителем

Обсуждают, вспоминают, отвечают на вопросы.

Просматривают презентацию. Задают вопросы.

Записывают определение в тетрадь.

Записывают разъяснение себе в тетрадь

Физическая минутка

Выполнение 3-4 упражнений под музыку

Контролирует исполнение упражнений

Выполняют упражнения

Первичное закрепление материала

Слайд - найдите биологическую ошибку

Следит за выполнением задания

Презентация задания

Обсуждают

Вторичное закрепление

Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?

 Ответы учащихся…

Задает вопросы по фотосинтезу

Работа с пластилином и спичками

ДЗ

Параграф 11, стр. 45-48; параграф 9 стр. 40-41

Объясняет выполнение Дз

Слушают, делают запись в дневник.

Рефлексия.

Итак!

 Давайте оценим свою работу

 Справились ли вы с поставленной задачей?

-какими знаниями вы воспользовались?

- если учесть все задания урока, с какими трудностями вы столкнулись?

- осталась ли необходимость что то повторить из этой темы?

Что вас удивило сегодня?

Анализирует результат урока.

Самоанализируют проделанную работу на уроке

Приложение 1.

Тест «Биосинтез белка и нуклеиновых кислот»

1-вариант

1. Что является мономерами белков:

 А) нуклеотиды;                                 Б) моносахариды;

 В) аминокислоты;                            Г) карбоновые кислоты.

2. Какие особые связи образуются между аминокислотами в первичной структуре белка:

А) пептидные;                                   Б) водородные;

В) дисульфидные;                           Г) сложноэфирные.

3. Где хранится информация о структуре белка:

А) в АТФ;   Б) в ДНК;    В) в РНК;    Г) в цитоплазме.

4. Какие органические вещества могут ускорять процесс синтеза белка:

А) гормоны;   Б) антитела;   В) гены;   Г) ферменты.

5. Какую основную функцию выполняют белки в клетке:

А) энергетическую;                          Б) защитную;

В) двигательную;                             Г) строительную.

2-вариант

1.   Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:

1)иРНК                                                                   3) ДНК

2) тРНК                                                                   4) хромосома

2. В гене закодирована информация о:

1) строении белков, жиров и углеводов

2) первичной структуре белка

3) последовательности нуклеотидов в ДНК

4) последовательности аминокислот в 2-х и более молекулах белков

3. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:

1) пептидных, между аминокислотами

2) ковалентных, между углеводом и фосфатом

3) водородных, между азотистыми основаниями

4) ионных, внутри структуры молекулы

4.   Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы ДНК:

1) четыре     2) одна         3) две               4) три

5. При репликации молекулы ДНК образуется:

1) нить, распавшаяся на отдельные фрагменты дочерних молекул

2) молекула, состоящая из двух новых цепей ДНК

3) молекула, половина которой состоит из нити иРНК

4) дочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК

3-вариант

1. Если нуклеотидный состав ДНК — АТТ-ГЦГ-ТАТ, то нуклеотидный состав иРНК:

1)  ТАА-ЦГЦ-УТА        3) УАА-ЦГЦ-АУА

2) ТАА-ГЦГ-УТУ        4) УАА-ЦГЦ-АТА

2. Если аминокислота кодируется кодоном УГГ, то в ДНК ему соответствует триплет:

1)ТЦЦ        2)АГГ        3)УЦЦ        4)АЦЦ

3. Один триплет ДНК несет информацию о:

1) последовательности аминокислот в молекуле белка

2) месте определенной аминокислоты в белковой цепи

3) признаке конкретного организма

4) аминокислоте, включаемой в белковую цепь

4. Код ДНК вырожден потому, что:

1) один код он кодирует одну аминокислоту

2) один кодон кодирует несколько аминокислот

3) между кодонами есть знаки препинания

4) одна аминокислота кодируется несколькими кодонами

5. Эволюционное значение генетического кода заключается в том, что он:

1) триплетен      2) индивидуален      3) универсален          4) вырожден

4-вариант

1. Синтез иРНК начинается с:

1) разъединения ДНК на две нити

2) взаимодействия фермента РНК — полимеразы и гена

3) удвоения гена

4) распада гена на нуклеотиды

2. Транскрипция — это процесс:

1) репликации ДНК         2) синтеза иРНК       3) синтеза белка    

4) присоединения тРНК к аминокислоте

3. Матрицей для синтеза молекулы иРНК при транскрипции служит:

1) вся молекула ДНК

2) полностью одна из цепей молекулы ДНК

3) участок одной из цепей ДНК

4) в одних случаях одна из цепей молекулы ДНК, в других– вся   молекула ДНК.

4. Транскрипция происходит:

1) в ядре     2) на рибосомах             3) в цитоплазме    4) на каналах гладкой ЭПС

5. Определи последовательность нуклеотидов иРНК, если известна

последовательность нуклеотидов ДНК

                  ДНК                   РНК

                А – Т                      ?    

                Т – А                      ?

                 Г -  Ц                     ?

                 Ц – Г                      ?

                 Ц – Г                      ?

                 Г – Ц                      ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Фотосинтез 6 класс

Урок построен в  форме урока - эксперимента.Использованы: методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный мет...

Открытый урок:«Фотосинтез». 9 класс.

Методическая цель данного урока:Показать:- значимость биологических знаний для формирования мировоззрения  учащихся;- методику активации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке в ход...

Сценарий и презентация урока биологии в 5 классе "Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях" в рамках реализации ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода.

Урок сконструирован в строгом соответствии с требованиями ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа с учащимися проходит в форме диалога учитель-ученик, в ходе которого учащиеся...

Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".

Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....

План-конспект урока гимнастики для учащихся класса

Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку

Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутр...