Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему:
    Сценарий и презентация урока биологии в 5 классе "Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях" в рамках реализации ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода.

    Урок сконструирован в строгом соответствии с требованиями ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа с учащимися проходит в форме диалога учитель-ученик, в ходе которого учащиеся самостоятельно делают выводы по основным вопросам урока. Урок имеет большую практическую значимость, в связи с чем учащиеся являются активными участниками учебного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №12

    ст. Михайловская Курганинский район Краснодарский край

    Урок по теме « Фотосинтез.

    Образование органических веществ в листьях»

                                                                                                             

                                                                                                 Биология, 5 класс.

                                                                                                 Разработал и провёл

                                                                                                 учитель  биологии

                                                                                                 Сердюкова Марина Анатольевна

    2013-2014 учебный год

    Пояснительная записка.

        Данный урок разработан и проведён с учащимися 5 класса общеобразовательной средней школы базового уровня, уровень подготовленности учащихся и учебная мотивация большинства учащихся – средние.

        Биология в 5 классе изучается 1 час в неделю, согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второго поколения и примерной программы основного общего образования по биологии, по учебнику: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.

        Изучение нового материала сопровождается использованием электронной презентации и ИАД. Работа с учащимися по изучению данной темы проводится в форме диалога: учитель-ученик и сопровождается выводами учащихся по основным вопросам темы.

        На заключительном этапе урока закрепление изученного материала проводится в форме решения занимательных задач по теме «Фотосинтез».

        При проведении данного урока активность учащихся достаточна велика на всех этапах урока, так как они видят практическую значимость данного урока и являются не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.

        Урок проходит насыщенно, с использованием различных приёмов и методов, с использованием знаний уже имеющихся у детей, на высоком эмоциональном уровне. Результативность урока довольно высокая.

    Биология

    5 класс

    Тема урока 27 Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: развивать в детях умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом; углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.

    Метапредметные: уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие природы; уметь организовать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа; развивать в детях способность к логическому мышлению

    Личностные: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать культуру труда; воспитывать экологическую грамотность учащихся, показать значение листа в растительном организме.

    Решаемые учебные проблемы

    познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе; показать значение зеленых растений в жизни планеты.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез

    Вид используемых на уроке средств  ИКТ

    Компьютер, ИАД, презентация к уроку

    Оборудование

    комнатные растения, гербарий, микроскоп, микропрепараты «Внутреннее строение листа»

    Тип урока

    Открытие нового знания

    Ход урока

    № этапа урока

    Наименование этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1

    Организационный

    Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её  целенаправленность.

    Взаимное приветствие, готовность к уроку и включение в работу.

    2

    Актуализация опорных знаний

    Проверка знаний учащихся о строении листьев, их функциях: беседа по вопросам учебника на стр.

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя

    3.

    Мотивация урока (создание проблемной ситуации), сопровождается демонстрацией слайдов презентации

    • В почву попало семя березы, вес которого несколько мг, а выросло дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?
    • Корни дают растениям только воду и минеральные соли, но растениям для нормального роста и развития необходимы ещё и органические вещества. Откуда эти вещества поступают в растение?

    Слайд 1-3

     Многие ученые пытались разгадать эту загадку живой природы. В начале XVI в. голландский натуралист Ян  ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержала никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего лишь на 50 г! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества?

    Ответы учащихся, основанные на знаниях и жизненном опыте.

    Вывод: растения способны сами создавать органические вещества.

    Ученики формулируют и фиксируют тему и цель урока, выстраивают план действий

    4

    Этап усвоения новых знаний  и умений.

    Восприятие новой информации

     Организация работы учащихся по заданной теме:

    Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, Слайд 4-5

      К. А. Тимирязев раскрыл космическую роль зелёных растений, изучил механизм протекания фотосинтеза.

    Слайд 6:  Взаимосвязь почвенного и воздушного питания растений: из почвы растения получают воду и минеральные соли, а что же растения получают в процессе воздушного питания?

    Слайд 7-8 Как же происходит воздушное питание? Ученые выяснили, что при воздушном питании в зеленых листьях растений образуется крахмал.

    Давай-ка мы с тобой откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит.

    Возьмем два небольших растения герани.

    1. Одно растение поставим на полку в шкаф и закроем дверцу, чтобы оно постояло 2-3 дня без света.
    2.  На нескольких листьев второго растения наложим сверху заранее приготовленные трафареты из плотной бумаги. На них можно вырезать фигурки или буквы. Трафареты аккуратно закрепим на листьях и поставим растение обратно на подоконник.
    3. Через три дня вынимаем растение номер один из шкафа, растение номер два снимаем с подоконника, берем ножницы.
    4. Аккуратно срезаем лист с первого растения.
    5. Теперь снимаем трафареты с листьев второго растения и срезаем этот лист.
    6. Опускаем листья в стакан с кипятком. После этого переносим пинцетом листья в плошки со спиртом.
    7.  Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску.
      Зеленый пигмент (красящее вещество) хлоропластов – хлорофилл – растворяется в спирте.
      Ты помнишь, что образуется в листьях? Конечно, крахмал. Как нам его обнаружить? Крахмал дает синюю окраску, если на него капнуть йодом.
    8.  Берем листья пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода, который мы заранее приготовили. Что мы с тобой видим? Правильно. Мы видим чудесное превращение! Первый лист окрашивается в цвет раствора. А вот второй – синеет на глазах! Причем, синеет тот рисунок на листе, который находился на свету (то есть прорези в трафарете). Крахмал выдал себя в этом "следственном эксперименте" – он посинел!

    Слайд 9 Где же в листьях образуется крахмал?

    Если рассмотреть в микроскоп тонкий срез окрашенного листа, то видно, что посинели хлоропласты.

    Вывод:   Крахмал образуется именно в хлоропластах, под действием света.

    Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим углекислый газ. Чтобы доказать это, проведем еще один опыт.

    Слайд 10-11 Опыты Пристли с мышью, доказывающие поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

    Кроме углекислого газа для образования крахмала нужна вода.

    Слайд 12-13 Фотосинтез – фотос – свет, синтезис – соединение

    (греч.)

    Зарисовать схему фотосинтеза, записать в тетрадь определение этого процесса

    УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ  +  ВОДА  =  ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА  +  КИСЛОРОД

    Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из            углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород.

    Слайд 14-15 Превращение веществ в растении:

    • Крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар.
    • Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передается от листьев ко всем частям растения.
    • Затем из сахара и минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры и другие вещества.

     Слайд 16 Понятие об автотрофах и гетеротрофах – составление схемы в тетради

    Наблюдают, работают с учебником и живыми объектами, слайдами презентации, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетрадях, обосновывают своё мнение и анализируют информацию, представленную учителем.

    5

    Закрепление изученного

    Слайд 17-18 Решите задачу:

    1. В сочных яблоках находится запас органических веществ. Объясните,  как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке.

    2. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени?

    3. Огонь костра – эта солнечная энергия.

    4. Что такое солнечные консервы.

    5. Растение – космический посредник на Земле.

    Оформляют результаты работы в тетради, зарисовывают. Обсуждение полученных результатов.

    6.

    Рефлексия 

    Домашнее задание.

    Мотивирует на следующий урок, развивает стремление к здоровому образу жизни.

    Комментирует домашнее задание -  п. 27

    Выставление оценок.

    Определяют для себя задачи на следующий урок. Выбирают то домашнее задание, с которым они успешно справятся.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок по теме «Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Биология - 5 класс Учебник: Биология - 5 класс, авторы Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак,М.:Мнемозина, 2012 год. Выполнил: Сердюкова М. А. -учитель биологии МАОУ СОШ №12 Курганинского района Краснодарского края

    Слайд 2

    Опыты Ван Гельмонта 1.Глинянный сосуд с почвой. 2. Посадил ивовую ветку. 3.Поверхность почвы прикрыл от пыли. 4.Поливал растение дождевой водой – 5 лет.

    Слайд 3

    Опыты Ван Гельмонта 5.Очистили растение от почвы и взвесили – 65 кг. 6.Вес почвы уменьшился на 50 г. 8.От чего это произошло? Гельмонт предположил, что вес ивы увеличился за счет воды.

    Слайд 4

    Воздушное питание растений. Фотосинтез Познакомимся со сложным процессом фотосинтеза.

    Слайд 5

    Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) Российский естествоиспытатель, член-корреспондент Российской Академии Наук. Раскрыл космическую роль зелёных расений

    Слайд 6

    Питание растений Питание Воздушное Почвенное

    Слайд 7

    № 2 Опыт № 1 № 2 № 1

    Слайд 8

    № 1 Опыт № 2

    Слайд 9

    Где же в клетках листа образуется крахмал? Неокрашенный препарат Окрашенный препарат

    Слайд 10

    Опыты Пристли

    Слайд 11

    Необходима еще и вода

    Слайд 12

    Фотосинтез Греческие слова: "фотос" – свет, "синтез" – соединение. фото синтез

    Слайд 13

    Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету , при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. Фотосинтез свет хлорофилл вода углекислый газ органические вещества кислород

    Слайд 14

    Превращения веществ в растении сахар крахмал жиры белки углеводы

    Слайд 15

    Превращения веществ в растении Сахар Жиры Белки Крахмал

    Слайд 16

    Живые организмы Питаются готовыми органическими веществами Автотрофы Гетеротрофы Самостоятельно образуют органические вещества Растения Животные

    Слайд 17

    Решите задачу: В сочных яблоках находится запас органических веществ. Объясните как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени?

    Слайд 18

    Объясните следующие выражения: Огонь костра – эта солнечная энергия. Что такое солнечные консервы. Растение – космический посредник на Земле.

    Слайд 19

    Фотосинтез и дыхание Фотосинтез Дыхание кислород Углекислый газ

    Слайд 20

    Почему же горящие дрова выделяют тепло?

    Слайд 21

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

    Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

    Урок математики в 5-ом классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел». С использованием проблемно-диалогической технологии.

    В настоящее время проблемно-диалогическая технология очень востребована. Вашему вниманию я предлагаю разработку урока на основе этой технологии. Это план-конспект рабочего урока математики в 5 классе ...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»

    План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...

    сценарий и презентация урока биологии в 8 классе Первая помощь при кровотечении с использованием системнодеятельностного подхода

    Развёрнутый план-конспект урока биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечении", урок сопровождается демонстрацией электронной презентации. Урок проводится с использованием системнодеятельностног...

    Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.

    В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям  ФГОС:1.   Уроки «открытия» нового зна...

    Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые" в условиях реализации ФГОС с презентацией к данному уроку.

    Разработка урока  в 7 классе по геометрии по теме "Параллельные прямые" составлена в условиях реализации ФГОС. Материалы содержат  Технололгическую карту урока и презентацию к данному уроку....

    Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечник В.В.) Шляпочные грибы с использованием ЭОР

    Разработка урока содержит технологическую карту и презентацию....