Сценарий и презентация урока биологии в 5 классе "Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях" в рамках реализации ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок сконструирован в строгом соответствии с требованиями ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа с учащимися проходит в форме диалога учитель-ученик, в ходе которого учащиеся самостоятельно делают выводы по основным вопросам урока. Урок имеет большую практическую значимость, в связи с чем учащиеся являются активными участниками учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №12

ст. Михайловская Курганинский район Краснодарский край

Урок по теме « Фотосинтез.

Образование органических веществ в листьях»

                                                                                                         

                                                                                             Биология, 5 класс.

                                                                                             Разработал и провёл

                                                                                             учитель  биологии

                                                                                             Сердюкова Марина Анатольевна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

    Данный урок разработан и проведён с учащимися 5 класса общеобразовательной средней школы базового уровня, уровень подготовленности учащихся и учебная мотивация большинства учащихся – средние.

    Биология в 5 классе изучается 1 час в неделю, согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второго поколения и примерной программы основного общего образования по биологии, по учебнику: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.

    Изучение нового материала сопровождается использованием электронной презентации и ИАД. Работа с учащимися по изучению данной темы проводится в форме диалога: учитель-ученик и сопровождается выводами учащихся по основным вопросам темы.

    На заключительном этапе урока закрепление изученного материала проводится в форме решения занимательных задач по теме «Фотосинтез».

    При проведении данного урока активность учащихся достаточна велика на всех этапах урока, так как они видят практическую значимость данного урока и являются не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.

    Урок проходит насыщенно, с использованием различных приёмов и методов, с использованием знаний уже имеющихся у детей, на высоком эмоциональном уровне. Результативность урока довольно высокая.

Биология

5 класс

Тема урока 27 Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: развивать в детях умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом; углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.

Метапредметные: уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие природы; уметь организовать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа; развивать в детях способность к логическому мышлению

Личностные: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать культуру труда; воспитывать экологическую грамотность учащихся, показать значение листа в растительном организме.

Решаемые учебные проблемы

познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе; показать значение зеленых растений в жизни планеты.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез

Вид используемых на уроке средств  ИКТ

Компьютер, ИАД, презентация к уроку

Оборудование

комнатные растения, гербарий, микроскоп, микропрепараты «Внутреннее строение листа»

Тип урока

Открытие нового знания

Ход урока

№ этапа урока

Наименование этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её  целенаправленность.

Взаимное приветствие, готовность к уроку и включение в работу.

2

Актуализация опорных знаний

Проверка знаний учащихся о строении листьев, их функциях: беседа по вопросам учебника на стр.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

3.

Мотивация урока (создание проблемной ситуации), сопровождается демонстрацией слайдов презентации

  • В почву попало семя березы, вес которого несколько мг, а выросло дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?
  • Корни дают растениям только воду и минеральные соли, но растениям для нормального роста и развития необходимы ещё и органические вещества. Откуда эти вещества поступают в растение?

Слайд 1-3

 Многие ученые пытались разгадать эту загадку живой природы. В начале XVI в. голландский натуралист Ян  ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержала никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего лишь на 50 г! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества?

Ответы учащихся, основанные на знаниях и жизненном опыте.

Вывод: растения способны сами создавать органические вещества.

Ученики формулируют и фиксируют тему и цель урока, выстраивают план действий

4

Этап усвоения новых знаний  и умений.

Восприятие новой информации

 Организация работы учащихся по заданной теме:

Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, Слайд 4-5

  К. А. Тимирязев раскрыл космическую роль зелёных растений, изучил механизм протекания фотосинтеза.

Слайд 6:  Взаимосвязь почвенного и воздушного питания растений: из почвы растения получают воду и минеральные соли, а что же растения получают в процессе воздушного питания?

Слайд 7-8 Как же происходит воздушное питание? Ученые выяснили, что при воздушном питании в зеленых листьях растений образуется крахмал.

Давай-ка мы с тобой откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит.

Возьмем два небольших растения герани.

  1. Одно растение поставим на полку в шкаф и закроем дверцу, чтобы оно постояло 2-3 дня без света.
  2.  На нескольких листьев второго растения наложим сверху заранее приготовленные трафареты из плотной бумаги. На них можно вырезать фигурки или буквы. Трафареты аккуратно закрепим на листьях и поставим растение обратно на подоконник.
  3. Через три дня вынимаем растение номер один из шкафа, растение номер два снимаем с подоконника, берем ножницы.
  4. Аккуратно срезаем лист с первого растения.
  5. Теперь снимаем трафареты с листьев второго растения и срезаем этот лист.
  6. Опускаем листья в стакан с кипятком. После этого переносим пинцетом листья в плошки со спиртом.
  7.  Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску.
    Зеленый пигмент (красящее вещество) хлоропластов – хлорофилл – растворяется в спирте.
    Ты помнишь, что образуется в листьях? Конечно, крахмал. Как нам его обнаружить? Крахмал дает синюю окраску, если на него капнуть йодом.
  8.  Берем листья пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода, который мы заранее приготовили. Что мы с тобой видим? Правильно. Мы видим чудесное превращение! Первый лист окрашивается в цвет раствора. А вот второй – синеет на глазах! Причем, синеет тот рисунок на листе, который находился на свету (то есть прорези в трафарете). Крахмал выдал себя в этом "следственном эксперименте" – он посинел!

Слайд 9 Где же в листьях образуется крахмал?

Если рассмотреть в микроскоп тонкий срез окрашенного листа, то видно, что посинели хлоропласты.

Вывод:   Крахмал образуется именно в хлоропластах, под действием света.

Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим углекислый газ. Чтобы доказать это, проведем еще один опыт.

Слайд 10-11 Опыты Пристли с мышью, доказывающие поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

Кроме углекислого газа для образования крахмала нужна вода.

Слайд 12-13 Фотосинтез – фотос – свет, синтезис – соединение

(греч.)

Зарисовать схему фотосинтеза, записать в тетрадь определение этого процесса

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ  +  ВОДА  =  ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА  +  КИСЛОРОД

Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из            углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород.

Слайд 14-15 Превращение веществ в растении:

  • Крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар.
  • Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передается от листьев ко всем частям растения.
  • Затем из сахара и минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры и другие вещества.

 Слайд 16 Понятие об автотрофах и гетеротрофах – составление схемы в тетради

Наблюдают, работают с учебником и живыми объектами, слайдами презентации, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетрадях, обосновывают своё мнение и анализируют информацию, представленную учителем.

5

Закрепление изученного

Слайд 17-18 Решите задачу:

1. В сочных яблоках находится запас органических веществ. Объясните,  как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке.

2. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени?

3. Огонь костра – эта солнечная энергия.

4. Что такое солнечные консервы.

5. Растение – космический посредник на Земле.

Оформляют результаты работы в тетради, зарисовывают. Обсуждение полученных результатов.

6.

Рефлексия 

Домашнее задание.

Мотивирует на следующий урок, развивает стремление к здоровому образу жизни.

Комментирует домашнее задание -  п. 27

Выставление оценок.

Определяют для себя задачи на следующий урок. Выбирают то домашнее задание, с которым они успешно справятся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме «Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Биология - 5 класс Учебник: Биология - 5 класс, авторы Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак,М.:Мнемозина, 2012 год. Выполнил: Сердюкова М. А. -учитель биологии МАОУ СОШ №12 Курганинского района Краснодарского края

Слайд 2

Опыты Ван Гельмонта 1.Глинянный сосуд с почвой. 2. Посадил ивовую ветку. 3.Поверхность почвы прикрыл от пыли. 4.Поливал растение дождевой водой – 5 лет.

Слайд 3

Опыты Ван Гельмонта 5.Очистили растение от почвы и взвесили – 65 кг. 6.Вес почвы уменьшился на 50 г. 8.От чего это произошло? Гельмонт предположил, что вес ивы увеличился за счет воды.

Слайд 4

Воздушное питание растений. Фотосинтез Познакомимся со сложным процессом фотосинтеза.

Слайд 5

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) Российский естествоиспытатель, член-корреспондент Российской Академии Наук. Раскрыл космическую роль зелёных расений

Слайд 6

Питание растений Питание Воздушное Почвенное

Слайд 7

№ 2 Опыт № 1 № 2 № 1

Слайд 8

№ 1 Опыт № 2

Слайд 9

Где же в клетках листа образуется крахмал? Неокрашенный препарат Окрашенный препарат

Слайд 10

Опыты Пристли

Слайд 11

Необходима еще и вода

Слайд 12

Фотосинтез Греческие слова: "фотос" – свет, "синтез" – соединение. фото синтез

Слайд 13

Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету , при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. Фотосинтез свет хлорофилл вода углекислый газ органические вещества кислород

Слайд 14

Превращения веществ в растении сахар крахмал жиры белки углеводы

Слайд 15

Превращения веществ в растении Сахар Жиры Белки Крахмал

Слайд 16

Живые организмы Питаются готовыми органическими веществами Автотрофы Гетеротрофы Самостоятельно образуют органические вещества Растения Животные

Слайд 17

Решите задачу: В сочных яблоках находится запас органических веществ. Объясните как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени?

Слайд 18

Объясните следующие выражения: Огонь костра – эта солнечная энергия. Что такое солнечные консервы. Растение – космический посредник на Земле.

Слайд 19

Фотосинтез и дыхание Фотосинтез Дыхание кислород Углекислый газ

Слайд 20

Почему же горящие дрова выделяют тепло?

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Целью урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Цель урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

сценарий и презентация урока биологии в 8 классе Первая помощь при кровотечении с использованием системнодеятельностного подхода

Развёрнутый план-конспект урока биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечении", урок сопровождается демонстрацией электронной презентации. Урок проводится с использованием системнодеятельностног...

Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.

В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям  ФГОС:1.   Уроки «открытия» нового зна...

Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.

Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...