Технология проблемного обучения на уроках биологии (из опыта работы)
статья по биологии

Васина Екатерина Анатольевна

В статье описываются приемы,которые можно использовать на уроках биологии в системе СПО, в рамках проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках биологии (из опыта работы)

В настоящее время каждый студент колледжа прибывает в условиях обилия информации, которую он главным образом черпает из Интернет-ресурсов, телевидения, что-то слышит от сверстников, что-то усваивает из рассказов преподавателей на занятиях. Таким образом, студенты со временем превращаются в пассивных слушателей. Как показывает практика студенты неплохо работают на парах с тестовыми заданиями, это объясняется во многом тем, что к таким заданиям они привыкли еще в школе. Однако по мнению большинства психологов и я это мнение разделяю подобные задания, применяемые длительное время приводят к тому, что студент привыкает жить в режиме: вопрос – ответ, он привыкает к тому, что правильный ответ дал кто-то другой уже до него, а от него требуется только запоминание и воспроизведение информации, то есть таким образом закрываются возможности для дальнейшего развития, для творческого мышления.  И вот как раз проблемные задания имеют личностно-развивающий характер и позволяют преподавателю условно говоря «включить» механизм мышления, пробуждая интерес к самостоятельному процессу познания.

Проблемную ситуацию на занятии можно создать, используя разные приемы, например, преподаватель сталкивает разные мнения своих студентов, а не предлагает им чьи-то чужие точки зрения. При изучении темы: «Закономерности наследственности и изменчивости» ставится вопрос: могут ли кареглазые родители иметь голубоглазого ребенка и обратная ситуация может ли кареглазый ребенок появиться у голубоглазых родителей? Как правило ребята высказывают две противоположные точки зрения, а далее начинается процесс изучения наследования и проявления доминантных и рецессивных признаков, связь расположения генов в хромосоме с характером наследования того или иного признака и в конечном счете делаются выводы о характере наследования такого признака, как цвет глаз.

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.

Так изучение темы: «Наследование признаков, сцепленных с полом» я начинаю с рассказа о том, как я пришла в гости к школьной подруге и ее дочь выбежала мне на встречу с возгласом: Смотри! Какой у нас Мурзик. Окинув взглядом котенка, я ответила: Котенок –чудо, но только это не Мурзик, а скорее Муся. Показываю студентам фото котенка и дальше ребята начинают искать ответ на вопрос; почему не бывает котов черепаховой окраски.

При изучении темы: «Мутагены и их влияние на организм человека» я сначала зачитываю фрагмент из сказки «Русалочка» и показываю фрагмент фильма о Синдбаде мореходе, где состоялась встреча с циклопами, а затем предлагаю ответить на вопрос: Русалки и циклопы – это миф или реальность.

В процессе поиска ответа на эти вопросы мы выясняем, что циклопы и русалки – это все же реальность. Циклопи́я (лат. Cyclopia; син. циклоцефалия) — порок развития у позвоночных, при котором глазные яблоки полностью или частично сращены и помещены в одной глазнице, которая расположена по средней линии лица. «Циклопы» погибают на первых днях жизни, поэтому встреча в реальной жизни с ними невозможна. Сиреномелия (син.: синдром русалки, симпус, сирена) — аномалия развития в виде сращения нижних конечностей. Конечности срастаются таким образом, что становятся похожи на хвост рыбы, а сам ребёнок на русалку или сирену (отсюда название).

Не смотря на ряд преимуществ, проблемное обучение не может использоваться,  как единственная или даже преобладающую форма обучения, а должно применяться в сочетании со всеми остальными сложившимися формами обучения, стоит лишь помнить о том, что перед преподавателем  стоит задача - создать в процессе обучения условия возникновения познавательной потребности.

Васина Екатерина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно научного направления...

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...