рабочая программа по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс)

Шадже Марина Руслановна

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 11 класса основного общего образования.Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Содержание   программы учебного предмета

Эволюция. Развитие эволюционных идей.

Доказательства эволюции.

        Основные  этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Отличительные признаки живого

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность,  поступательный  характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

        Вид. Видообразование. Понятие   микроэволюции. Популяционная структура вида. Факторы эволюции и их характеристика. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Механизмы Эволюционного процесса

        Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора.  Роль изменчивости в эволюционном процессе. Формы естественного отбора в популяциях. Борьба за существование и ее формы как основы естественного отбора. Возникновение адаптаций и их приспособительный  характер. Приспособленность видов как результат действия естественного отбора. Дрейф генов- фактор эволюции. Закон  Харди - Вайнберга.

        Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Возникновение жизни на Земле.

        Развитие представлений о возникновении жизни. Теория биогенеза и абиогенеза. Опровержение теории самозарождения Пастером.

        Современные взгляды на возникновение жизни. Гипотеза А.И.Опарина.

Коацерваты и абиогенный синтез.

 Развитие жизни на Земле.

        Развитие жизни в криптозое: архейская и протерозойская  эра.

Развитие жизни в раннем и позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое (палеоген, неоген и антропоген).Важнейшие ароморфозы и идиоадаптации в животном и растительном мире.

        Многообразие органического мира. Понятие о систематике и классификации. Принципы систематики и классификации.

 Происхождение человека

        Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных. Основные этапы эволюции приматов. Движущие силы антропогенеза. Этапы и направления эволюции человека. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Человеческие расы.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Основы экологии. Экосистемы

        Предмет, методы и задачи экологии. Экологические факторы. Характеристика абиотических факторов. Биотические факторы среды. Антропогенные факторы и их воздействие.

        Понятие о сообществе и экосистеме. Функциональные группы организмов в сообществе. Поток энергии и цепи питания. Правило экологической пирамиды. Продукция экосистем. Свойства экосистем: устойчивость,  саморегуляция, самовоспроизведение. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов  на основе мелиорации земель и внедрения новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов.

        Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности;

 Биосфера. Охрана биосферы.

                Состав и функции биосферы. Функции живого вещества. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговорот углерода и азота в биосфере. Роль живых организмов в биосфере

Человек и биосфера

        Биосфера-оболочка жизни.  Эволюция биосферы. Современное состояние природной сферы. Место и роль человека в биосфере.  Антропогенное воздействие на биосферу. Глобальные экологические проблемы.

        Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы.

        Общество и окружающая среда. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения биологии учащиеся  знает/понимает

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • Понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

 

                                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов, отводимых на работы контрольного характера

Практические работы

Лабораторные работы

1

Свидетельства эволюции

8

1

2

Факторы эволюции

13

1

3

Возникновение и развитие жизни на Земле

9

1

3

4

Происхождение человека

8

1

5

Организмы и окружающая среда

11

1

2

6

Биосфера

7

1

1

7

Биологические основы охраны природы

12

1

1

8

Итого

68

7

4

3

Календарно-тематическое планирование материала по биологии в 11 классе

Тема

Количе-ство

часов

Дата

План

Факт.

 Эволюция

Свидетельства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных представлений

1

Чарлз Дарвин-основоположник учения об эволюции

1

СТЭ (Синтетическая теория эволюции)

1

Молекулярные свидетельства эволюции

1

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции

1

Палеонтологические и биогеографические  свидетельства эволюции

1

Семинар «Доказательства эволюции»

Обобщение знаний по главе 1

1

 Факторы эволюции

Популяционная структура вида

1

Лабораторная работа №1.«Морфологические особенности растений разных видов»

1

Наследственность и изменчивость – исходный материал для эволюции

1

Лабораторная работа №2 «Изменчивость  организмов»

1

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений

1

Формы естественного отбора

1

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

1

Лабораторная работа №3. «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Видообразование

1

Прямые наблюдения процессов эволюции

1

Макроэволюция

1

Семинар по главе 2

Обобщение знаний по главе 2

1

Возникновение и развитие жизни на Земле

Современные представления о возникновении жизни

2

Основные этапы развития жизни

1

Развитие жизни в криптозое

1

Развитие жизни в   палеозое

1

Развитие жизни в мезозое

1

Развитие жизни в кайнозое

1

Многообразие органического мира

1

Семинар по главе 3

1

Обобщение знаний по главе 3

1

Происхождение человека

Положение человека в системе живого мира

1

Предки человека

1

Первые представители рода  Homo

1

Появление человека разумного

1

Факторы эволюции человека

1

Эволюция современного человека

1

Семинар по главе 4

1

Обобщение знаний по главе 4

1

 Раздел 2. Экосистемы

Организмы и окружающая среда

Взаимоотношения организма и среды

1

Практическая работа №1. «Оценка влияния температуры воздуха на человека»

1

Популяция в экосистеме

1

Экологическая ниша и межвидовые отношения

1

Сообщества и экосистемы

1

Экосистема : устройство и динамика

1

Практическая работа №2 « Аквариум как модель экосистемы»

1

Биоценоз и биогеоценоз

1

Влияние человека на экосистемы

1

Семинар по главе 5

1

Обобщение знаний по главе 5

1

Биосфера

Биосфера и биомы

1

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

1

Биосфера и человек

1

Эволюция биосферы                

1

Практическая работа №3 « Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»

1

Семинар по главе 6

1

Зачет по главе 6

1

Биологические основы охраны природы

Охрана видов и популяций

1

Охрана экосистем

1

Биологический мониторинг

1

Глобальные экологические проблемы

1

Практическая работа №4 «Определение качества воды водоема»

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

1

Семинар по главе 7

1

Общение знаний за курс 11 класса

1

     65

Обобщающий урок

 

    66

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса

Повторение

6

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...