Открытый урок по теме "Царство Растения."
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Колесникова Ирина Ивановна

Разработка открытого урока для обучающихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности

Учитель: Колесникова Ирина Ивановна

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика

Тема  урока

 « Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений».

Цель  урока

Сформировать у учащихся  знания  об  основных  признаках  представителей  царства  растений, расширить  круг  знаний  о многообразии  растений.

Задачи  урока

Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, совершенствовать   коммуникативные качества, прививать  любовь и бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к растениям.

Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;

Развивающие: Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:  Учащиеся познакомятся  с общей характеристикой  царства растения, разнообразием растительного мира;  научатся выделять  существенные признаки   растений,  различать  растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют  умением объяснять роль  растений в природе, обосновывать  необходимость охраны   растительного мира.

Метапредметные: Учащиеся освоят  основы  исследовательской деятельности,  включая умения наблюдать  за  растениями, классифицировать их, определяя принадлежность  биологических объектов  к царству  растения;  научатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию о  растениях в  учебнике.

Личностные: Учащиеся продолжат развивать  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению  растений,   у них сформируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к  растительному миру, произойдет  осознание  необходимости бережного  отношения к  растениям  и их охраны,  продолжат развивать  умения  слушать и слышать других  

УУД

Личностные УУД: смыслообразование изучения данной темы;   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания.

Регулятивные УУД организация  учащимися  своей  учебной деятельности:  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Царство  растения, неограниченный рост,  ботаника,  фотосинтез.

Межпредметные связи

 История (работы Пристли), литература, русский язык.

Ресурсы

Пономарева И.Н. Биология – 5 класс. Просвещение/Вентана-Граф

Презентация учителя

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах,  индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга («Ладошки»). Девиз нашего урока «Хочу все знать!». Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.

2. Актуализация  знаний

Задание 1. Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов. Предлагаю вам узнать организм по краткому описанию. (Работа в паре. Отвечают поочередно).

1. Организмы, состоящие из грибницы.

2.Только одноклеточные организмы.

3.В клетке имеют ядро.

4. Имеют споры размножения.

5. Растут в течение всей жизни.

6.В клетке не имеют ядра.

Какие Царства живой природы вы еще знаете?

Вспоминают, проговаривают характерные признаки, работая в парах.

О каких царствах говорилось?

Называют царства Бактерий, Грибов.  

Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

 Задание 2.  Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике. (Работа в паре. Отвечают поочередно)    

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «чужака»

Береза, рыба, клюква.

 

 

Ворона, подберезовик, ласточка

 

 

Груздь, опенок, бацилла.

 

 

Заяц, дуб, гусеница.

 

 

Мотивация на изучение нового материала

Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Дидактическая игра « Четыре подсказки».  (Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше  подсказок)

Подсказки:

  • Среди них есть гиганты и карлики.
  • Они могут жить до 5000 лет
  • Они растут всю жизнь
  • Они все зеленые.

Минута  удивления. Презентация «Эти удивительные   растения»

Сформулируйте тему урока

Какую цель поставим перед собой?

Где мы сможем применить новые знания?

 

Высказывают предположения

Царство растений.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств

Подведение  под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Эмоциональный настрой на тему

3. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

  1. Работа  в рабочем листе (Знаю, хочу узнать, узнал)

Ребята, за 30 секунд запишите в рабочем листе, что вы уже знаете о растениях

 Ещё за 30 секунд запишите, что вы хотите о них узнать

  1. Смысловое чтение текста учебника. Заполнение рабочего листа

Прочитайте общую характеристику растений на с. 45-46 и ответьте на вопросы:

-Как называется совокупность всех растений?

-Какой самый важный признак растений?

- Почему данную группу живых организмов назвали растениями?

Не забывайте фиксировать ответы в рабочих листах

  1. Формирование читательской грамотности 

Куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения. Они растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, иногда их можно найти даже в ледяной пустыне.

Учёные разделили царство растения на несколько больших групп. Заполните таблицу, используя текст учебника с. 46-50

Заполняют графы:

 Делятся знаниями с классом.

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений,  

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Группа растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

Работают с учебником, заполняют таблицу.

Высказывают свое мнение.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

Физкультминутка

4. Первичное закрепление нового теоретического материала

  1. Формирование естественнонаучной грамотности

Проблемный вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы? Какие свойства присущи всему живому?

Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают.

То, что растения дышат, можно доказать, проделав домашний опыт:

на побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет. Через некоторое время можно увидеть на его стенках капельки воды, как и у нас с вами, когда мы дышим на стекло (демонстрация). Итак, растения дышат. Какими методами это можно доказать?

Питаются ли растения? Кто-нибудь из вас видел, как едят береза, яблоня или дуб?  Может быть, они едят землю? Почему же количество земли не уменьшается? Оказывается, растения - волшебники и умеют делать удивительное чудо - создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно Знаменитый ботаник Джозеф Пристли провёл следующий опыт:

C:\Users\Люба\Desktop\75340_image007Гельмгольд.jpg

 - Отчего могла погибнуть вторая мышка?

 -- А почему под первым колпаком кислород не закончился?

- Да, вы правы. Благодаря наличию в частях растений зелёного пигмента – хлорофилла на свету растения образуют необходимые им вещества, одновременно выделяя кислород. Это явление называется фотосинтез

Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах?

Наличие в клетках пигментов.

Проблема: Что было бы, если бы на Земле не было растений? (Работа в группе из 4-5 человек)

  1. Формирование эстетической направленности

Не забывайте и об эстетической функции растений, которые являются символом красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений.  

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок...
Р. Гамзатов.

Высказывают предположения.

Дыхание, питание, размножение

Наблюдение, эксперимент

Под колпаком кончился кислород

Под колпаком есть растение, возможно, оно помогло

В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл

Думают, записывают, обсуждают.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия.

Использование знаково-символических средств

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Коммуникативные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения.Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция оценка

Волевая саморегуляция

  1. Обобщение  усвоенного и включение  его  в систему  ранее  усвоенных  ЗУНов  и УУД

Проверка усвоения  пройденного:

1.Как называется зелёный пигмент растений?    А) хлорофилл  Б) эвкалипт

В) мицелий          Г) хитин

2. Какие из перечисленных ниже групп организмов НЕ относятся к царству Растения?     А) папоротники     Б) грибы        В) голосеменные        Г) водоросли

3. Растения растут:    А)  только на свету    Б) всю жизнь           В)  только весной

4. Органы и ткани есть у :А) Низших растений   Б) Высших растений      В) У всех растений

5. Выделение кислорода растением на свету называется:   А) дыхание

Б) питание    В) фотосинтез

Проверяют по ключу. Оценивают работу друг друга.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6-В.

6-«5»

5-«4»

4-«3»

Познавательные УДД

Анализ, синтез

Регулятивные УУД

Контроль  Коррекция

Оценка

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения

6. Домашнее задание

Домашнее задание  (комментируемое  учителем)

§11

Задания по выбору:

  1. Сообщения о растениях   «Самое-самое-самое»…
  2. Синквейн по теме урока.
  3. Растения, занесённые в Красную книгу ХМАО-Югры.

  1. Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников.

Продолжи предложение:

  -Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что...

Спасибо за внимание, урок окончен.

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

 Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

Открытый урок "Цветочно-декоративные растения"

Познакомить обучающихся с цветочно-декоративным  растениями.         ...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без корней

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без стеблей?

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "ОРганизм растения,как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без листьев

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме "Организм растения, как единое целое"...

Открытый урок "Химический состав растений"

Открытый урок по  биологии в 6-ом класса по теме "Химический состав растений" представлен в виде лабораторной работы....