Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме «Строение и работа почек»
методическая разработка по биологии (9 класс)

Зоя Александровна Моисеенко

Данный урок способствует формированию у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрытию связи строения почек с его функциями, раскрытию значения выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, путей  их выделения, из организма, пониманию механизмом мочеобразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРИЦКАЯ   ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  

ПОГАРСКОГО  РАЙОНА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 (Из опыта работы учителя биологии

Моисеенко Зои Александровны)

Урок биологии в 9 классе.

Тема урока: Строение и работа почек.

Цели урока: 

Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть связь строения почек с его функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения, из организма, показать механизм мочеобразования.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Личностные: ценностное отношение к ЗОЖ.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- выделение существенной информации;

- устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

Коммуникативные УУД:

- целеполагание;

- формирование собственного мнения и его аргументация.

Регулятивные УУД:

- оценка;

- самооценка;

- корректировка;

- организация самостоятельной работы.

Предметные:

Знать:

- понятия «гомеостаз», «нефрон», «фильтрация», «реабсорция», «каналец нефрона», «капсула нефрона», «первичная, вторичная моча»;

- макроскопическое и микроскопическое строение почек;

- этапы образования мочи;

- почему нужно беречь почки.

        Уметь:

- раскрывать сущностные характеристики данных понятий;

- обозначать строение почек на рисунке;

- характеризовать процессы образования мочи и причины их протекания;

- отличать состав первичной и вторичной мочи;

- приводить примеры, почему необходимо соблюдать питьевой режим.

        Владеть правилами личной гигиены.

Оборудование: презентация, видеофрагменты, модель почки, воздушный шарик, раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона,  рельефная таблица «Строение мочевыделительной системы», тестовые задания. У детей – красные и синие карандаши

Методы:

Общий – проблемно-диалогический 
Частный – словесно-наглядный 
Конкретный – объяснение, просмотр видеофрагментов, беседа. 

Требования согласно программе:

Ученик должен знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

должен уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника;  распознавать органы  выделительной системы по  таблицам.

Оборудование: таблица «Органы выделения»; рабочие листы с заданиями для самостоятельной работы; таблички о составе крови, плазмы, первичной и вторичной мочи; бланки «Анализ мочи»; презентация к уроку.

Основное содержание урока:

  1. Органы, участвующие в выделении продуктов обмена из организма.
  2. Органы мочевыделения.
  3. Расположение почек в организме.
  4. Строение почек.
  5. Микроскопическое строение почек.
  6. Кровоснабжение почек.
  7. Образование мочи.
  8. Функции почек.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Вступительное слово учителя.

а) Создание положительной мотивации изучения темы.

 Учитель: Какую тему вы изучили? (Обмен веществ).

 Учитель: вы  знаете, что в процессе жизнедеятельности организма каждая клетка выделяет продукты обмена веществ.

Учитель: Назовите конечные продукты обмена белков?

Учащиеся: Мочевина, соли фосфорной и серной кислот, вода, углекислый газ.

Учитель: Назовите конечные продукты обмена углеводов и жиров?

Учащиеся: Вода и углекислый газ.

Учитель: Перед организмом стоит задача постоянно удалять из организма продукты обмена веществ. Почему?

Учащиеся: Их накопление может привести к заболеваниям и даже к гибели.

  1. Органы, участвующие в выделении продуктов обмена из организма.

Учитель: Процесс выделения это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе, которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

Какие органы и системы органов участвуют в выделении продуктов обмена из организма?

Самостоятельная работа  по заданию: (Учащиеся работают с рабочими листами)

Прочтите текст учебника. Укажите системы органов, участвующих в выделении продуктов обмена из организма.

                                                              моча

                                                               пот

                                                              углекислый газ, пары воды

                                                               непереваренные остатки пищи        

Проверка выполненной работы.

Учитель. Организм – единое целое. Подумайте! Что произойдёт при нарушении работы  почек?

 (Нарушится целостность организма, т. к. человек может заболеть, а в некоторых случаях даже погибнуть.)

Послушайте сообщение «Когда почки отказывают».

Сообщение 1 ученика.

Иногда вследствие травмы или заболевания почки теряют способность очищать кровь. При этом в организме накапливаются ядовитые вещества, что приводит к тяжёлому состоянию. В таком случае пациенту начинают очищать кровь при помощи специального прибора (процесс диализа). Ещё один способ лечения почечной недостаточности – пересадка здоровой почки родственника или недавно умершего человека. Для успешного исхода такой операции почку необходимо хранить при низкой температуре во влажном состоянии до начала операции.

Сообщение 2 ученика.

Жить без почек или с неработающими почками невозможно. И если вылечить болезнь почек не удаётся, приходится, как уже было сказано, прибегать к пересадке донорской почки. Первую операцию по трансплантации человеческой почки провёл в 1950г. американец Р. Лоуэр.

Часто больную неработающую почку не удаляют, оставляя на своём месте, а донорскую располагают ниже – в брюшной полости. Более 90% людей, которым пересадили почку, возвращаются к нормальной жизни в течение трёх месяцев после операции. Сейчас среди нас живут люди, которым «чужая» почка верно служит более двух десятков лет.

Дополнение учителя. При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает через 5 дней.

2.3. Органы мочевыделения. Использование слайда  «Мочевыделительная система».

а) Актуализация знаний о строении мочевыделительной системы млекопитающих из раздела «Животные». (Беседа с учащимися; обобщение ответов учащихся учителем.)

К какой системе органов относятся почки? Назовите органы, образующие мочевыделительную систему млекопитающих животных.

б) Дополните схему. «Мочевыделительная система». Самостоятельная работа учащихся.  

Мочевыделительная система

              Мочеобразующие органы                           Мочевыводящие органы                                                      

2.5.  Расположение почек в организме.

Учитель: Где расположены почки?

(В брюшной полости на уровне 12 грудного и 1-2 поясничных позвонков.

Чтобы установить, где расположены почки, надо поместить руки на пояс так, чтобы большой палец оказался впереди, а остальные пальцы – на спине.

Четыре пальца лежат над почкой. Учащиеся вместе с учителем определяют расположение почек.)

Учитель: На правую почку «давит» такой «гигант», как печень, поэтому она на 1 – 1,5 см ниже левой.  

2.4.   Строение почек.

Объяснение  учителя с использованием слайда «Строение почки», таблицы «Выделительная система.)

Почки парные бобовидные органы. Масса каждой почки составляет около 150г. Длина каждой почки в среднем 12 см, толщина – 3см, ширина 7см. снаружи почка покрыта прочной и эластичной капсулой. Почка состоит из двух слоёв: более тёмного наружного – коркового и более светлого внутреннего – мозгового. Вогнутая часть почки – ворота почки. Сюда входит почечная артерия. Выходят почечная вена и мочеточник. Там же находится почечная лоханка – резервуар, где собирается моча.  

2.6. Рассказ учителя о мочевыводящих путях.

Мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4 - 7 мм в диаметре. Примерно каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи. Мышечные волокна мочеточников сокращаются по спирали, что препятствует обратному току мочи.

Мочевой пузырь – непарный орган, не слишком большой и не слишком маленький – зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами. Емкость мочевого пузыря – около 500 мл.

Мочевой пузырь  лежит в полости малого таза. Во время сокращения мышц стенки мочевого пузыря моча через мочеиспускательный канал удаляется.

2.7. Микроскопическое строение почек. Объяснение учителя; работа с рисунком учебника и таблицей «Органы выделения», рассматривание слайда «Строение нефрона».

Структурная единица почки – нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефроны можно образно сравнить с жемчужинами, россыпь которых хранит в себе почка, или с драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук.

Нефрон начинается микроскопической капсулой с длинным канальцем нефрона. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек.

2.7. Кровоснабжение почек (объяснение учителя, работа с таблицей, использование слайда» Кровоснабжение почек».)

Почка нам дарит «чудесную сеть – артериальную». Нигде в организме, кроме почки, не встречается такая последовательность сосудов: артериякапилляр            артерия.

Приносящая почечная артерия в клубочке разбивается на капилляры, а выносящая артерия разбивается на капилляры повторно, на этот раз, оплетая систему канальцев, и лишь после этого кровь собирается в вену.

Дополнение ученика.

Почки пронизаны огромным количеством кровеносных сосудов. 360 раз в день они фильтруют всю кровь в организме.  Примерно четверть всего объема крови – чуть больше литра – ежеминутно проходит через почки! Для наглядного примера представьте, что через сжатые кулаки проливается 1700 литров молока. Именно такое огромное количество крови ежедневно фильтруют почки.

2.8. Образование мочи (объяснение учителя.) Используется таблица «Выделительная система человека», слайд «Образование мочи»

   Школьники  по ходу объяснения учителя самостоятельно заполняют таблицу. Работа с рабочим листом.  

Образование мочи.

этапы

процессы

Где образуется

состав

Образование первичной мочи

фильтрация

В капсуле

Плазма без белков

Образование вторичной мочи

Обратное всасывание, секреция

В канальце

Мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин

Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови из кровеносных капилляров в капсулы нефронов. Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов.

кровь              жидкость, профильтрованная в полость капсул нефронов          

первичная моча.

По составу она отличается от крови тем, что в ней нет клеток крови и белков.

Фильтрация идет очень интенсивно. У человека за час образуется до 7 литров первичной мочи, т.е. за сутки – 170 литров! В течение суток через почки проходит до 1700 литров крови.  Значит из каждых 10 л крови образуется 1 л первичной мочи. Первичная моча поступает в канальцы нефронов.

Второй этап образования мочи – обратное всасывание в кровеносные капилляры из канальцев нефронов воды, многих солей, аминокислот, глюкозы   и др. веществ.

Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Поэтому концентрация мочевины в образовавшейся вторичной моче возрастает в десятки раз.

В сутки у человека образуется до 1,5 – 2 л вторичной мочи. По собирательным трубочкам она поступает в малые почечные чашки, затем в большие чашки, в лоханку, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

б) Демонстрация «удивительного квадрата» – фильтрационную поверхность почки, которая равна 1,5 м и сравнить её с размером своей почки (примерно размер кулака).

    Закрепление материала об образовании мочи. Использование слайда «Содержание веществ в первичной, вторичной моче и в крови».  

  1. Задание IV.  ( Работа с рабочими листами.)

 Определите, в каких колонках таблицы даются показатели, характерные:

а) для крови и первичной  мочи;

б) для крови и вторичной мочи.

Задание обсудите в группе. Ответ обоснуйте устно.

Вещества

Содержание в %

1

2

3

Вода

90 - 92

около 99

99 - 98

Белки

7 - 9

отсутствуют

отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

отсутствуют

Натрий

0,3

0,3

0,4

Сульфат

0,002

0,002

0,18

Мочевина

0,03

0,03

2

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

2. Задание: а) разместите в правильной последовательности на магнитной доске  следующие самодельные  таблички. Игра «Найди пару».

               

3      Задание

Самостоятельная работа учащихся в группах.

1 группа –  1 ряд. Бланк №1.

     2 группа -  2 ряд. Бланк №2.

     3 группа – 3 ряд. Бланк №3.

Учащимся  выдаются бланки с анализом мочи и предлагается определить, видны ли здесь отклонения от нормы и какие.

Бланк №1.

Отклонения от нормы

Что можно предположить?

Симптомы

Увеличение количества мочи, наличие глюкозы.

Бланк № 2.

Отклонения от нормы

Что можно предположить?

Симптомы

Наличие белка, уменьшение количества мочи

Бланк № 3.

Отклонения от нормы

Что можно предположить?

Симптомы

Наличие патогенных микроорганизмов

Обсуждение результатов задания.

2.9. Функции почек.

 а) Прокомментируйте следующее стихотворение (читает ученик):

Они как 2  больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

       Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже.

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Вопрос: О чем идет речь в этом стихотворении?

Ответ:  О строении и функциях почек.

А) Ответьте на вопросы:

1) Что такое нефрон?

2) Как он устроен?

3) Как работает?

Б) Назовите функции почек. (Называют учащиеся.)

 Выводы о функциях почек. Используется слайд «Функции почек»

Ученики знакомятся с другими функциями почек:

  1. участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;
  2. удаляют лекарства, яды и другие ненужные организму вещества;
  3. Синтез биологически активных веществ (фермент ренин). При заболевании почек возможна почечная гипертония.
  4. Участвуют в регуляции артериального давления.
  5. Стимулируют образование эритроцитов.

3. Закрепление изученного материала. (Учащимся предлагается тест с последующей самопроверкой.)

Тест.

1.Что является первым этапом образования мочи:

а) фильтрация плазмы крови;

б) обратное всасывание?

2. Куда впадает мочеточник:

а) в почечную лоханку;

б) в мочевой пузырь?

3. Структурная единица почки называется:

а) долька;                          б) лоханка;

в) нефрон;                         г) малая чаша.

4. Образование вторичной мочи происходит:

а) в мочевом пузыре;

б) в почечном канальце;

в) в капиллярах почки;

г) в почечной вене.

5. В почке человека нефронов содержится:

а) 5000;                             б) 1000;

в) 500 000;                        г) 1 млн.

6.Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:

а) белка;

б) мочевины;

в) мочевой кислоты;

г)) соли аммония.

7. В состав нефронов не входит:

а) капиллярный клубочек;

б) капсула;

в) почечная лоханка;

г) почечный каналец.

8.Где выше концентрация мочевины:

а) в первичной моче;

б) во вторичной моче?

Дешифратор.

1 – а.  2 – б.  3 – в.  4 – б.  5 – г.  6 -  а.  7 – в.  8 – б.

4. Домашнее задание: параграф № 39; изучить текст и рисунки на с. 157 – 159.      

     Выполнить рисунок  «Строение нефрона» на с.158 учебника.

     Желающим подготовить сообщения о заболеваниях мочевыделительной системы.

5. Рефлексия.

а) Подведём итоги работы. Достигли ли вы целей урока? Что нового вы узнали на уроке?

б) Оценить работу учащихся.

в) Какое настроение у вас было на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии 9 кл на тему "Строение белков"

Разработка урока по теме "Строение белков"...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"

Урок изучения нового материала. Методы урока  - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Презентация по биологии 6 класс по теме:"Строение побега и почек".

Данна презентация разработана  для учащихся 6 класса по биологии по теме "Строение побега и почек" для УМК Л,Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология- Живой организм "Просвещение",...