Рабочая программа по биологии 5 Сивоглазов 2019
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 классов и разработана на основе следующих документов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_biologiya_sivoglazov_pleshakovx.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

           

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

Протокол № ____ от _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ

 «Добрая школа на Сольбе»

_____________________ Е.М. Гажу

«_____» ___________________2019

   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  БИОЛОГИИ

Уровень образования: основное общее образование (5  класс)

Составитель:   Пыжонкова Н.Е.

Учитель биологии

Категория первая

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 классов и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Программа Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК «Биология»: учебно-методическое пособие Сивоглазов В. И. — М. : Просвещение, 2019. ; 
  • Образовательная программа основного общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»;
  • Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020гг.
  • Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».

Учебник для общеобразовательных учреждений Сивоглазов В. И., Плешаков А.А.  Биология. 5 класс,  Просвещение, 2019.

Программой на изучение биологии в 5 классе предусмотрено 34 урока в год,  1 час в неделю;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (7ч).

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Разнообразие живой природы. Царства живой природы.биологии. Среда обитания. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 1Строение организма.(10часов)

Что такое организм. Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Ткани животных и растений. Органы растений и животных. Организм – биологическая система.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
  • Строение клеток кожицы чешуи лука.
  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых  организмов.(16часов)

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современные представления о Солнечной системе. Бактерии. Многообразие форм бактерий, особенности жизнедеятельности. Размножение бактерий . Образование спор. Грибы. Общая характеристика и многообразие. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Царство растений

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Лабораторные и практические работы:

  • Споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.

Повторение по курсу (1 час).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

•        Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: 

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Развивать способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

 В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

 В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Тема курса

Количество

часов

Количество лабораторных работ

1

Введение

7

2

2

Раздел 1 Строение организма

10

3

3

Раздел 2. Многообразие живых  организмов.

16

4

4

Повторение по курсу

1

Всего

34

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

урока

Тема урока

Кол-во

ч-в

Дата

Примечание

план

факт

Введение (7 часов)

1

Биология –наука о живой природе Лабораторная работа № 1. «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

1

2

Методы изучения природы. Лабораторная работа  №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

1

3

Разнообразия живой природы. Царства природы.

1

4

Среда обитания живых организмов. Экологические факторы.

1

5

Среда обитания живых организмов (водная, наземно-воздушная).

1

6

Среда обитания живых организмов(почвенная, организменная).

1

7

Обобщающий урок по теме «Введение»

1

Раздел 1. Строение организма (10 часов)

8

Что такое живой организм. Лабораторная работа №3 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа».

1

9

Строение клетки. Лабораторная работа  №4 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

1

10

Химический состав клетки. Лабораторная работа №5 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».

1

11

Жизнедеятельность клетки.

1

12

Ткани растений.

1

13

Ткани животных.

1

14

Органы растений.

1

15

Система органов животных.

1

16

Организм - биологическая система.

1

17

Обобщающий урок по теме «Строение организма»

1

Раздел 2. Многообразие живых  организмов (16 часов)

18

Как развивалась жизнь наЗемле

1

19

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

20

 Роль бактерий в природе и  в жизни человека.

1

21

Грибы Существенные признаки. Лабораторная работа №6 «Съедобные и ядовитые грибы».

1

22

Многообразие и значение грибов

1

23

Царство растений  Лабораторная работа №7.

1

24

Водоросли.

1

25

Многообразие водорослей

1

26

Лишайники.

1

27

Мхи.

1

28

Папоротники. Хвощи. Плауны. Лабораторная работа  №8 «Споры папоротников».

1

29

Голосеменные растения. Лабораторная работа № 9 «Хвоя и шишки голосеменных растений».

1

30

Покрытосеменные растения.

1

31

Основные этапы развития растений на Земле.

1

32

Значение и охрана растений.

1

33

Обобщающий урок по теме «Многообразие живых  организмов»

1

34

Повторение по курсу.

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс Сивоглазов В.И. 2019

. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций, работающим по учебникам биологии для 5—9 классов авторов В. И. Сивоглазова и др издательства "Просвещение" 2019 год. Пр...

Рабочая программа по биологии 6 класс Сивоглазов В.И. 2020

1. Программа Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК «Биология» : учебно-методическое пособие Сивоглазов В. И. — М. : Просвещение, 2019. ;2. Учебник для общео...

Рабочая программа по биологии 11 класс В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы среднего общего образования для общеобразовательных ...

Рабочая программа по биологии 5 класс. В.И. Сивоглазов

Рабочая программа  по биологии 5 класс. В.И. Сивоглазов...

Рабочая программа по биологии 6 класс. В.И. Сивоглазов

Рабочая программа  по биологии 6 класс. В.И. Сивоглазов...

Рабочая программа по биологии Сивоглазов 5-9

Рабочая программа по биологии Сивоглазов 5-9...