Нестандартные формы урока химии и биологии – один из способов повышения интереса к предмету
статья по биологии

Долгощелова Юлия Михайловна

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Нестандартные формы урока химии и биологии – один из способов
повышения интереса к предмету"

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

В процессе своей работы я пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных способов повышения интереса обучающихся к предмету является использование нестандартных уроков.

(Слайд 2) Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Цель нетрадиционных уроков: обработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Нестандартные формы проведения уроков:

  •  привлекают внимание обучающихся;
  •  повышают их интерес к предмету;
  •  способствуют лучшему усвоению материала.
  • включают в себя приемы и методы различных форм обучения.

Такие уроки основаны  на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

(Слай 3) Польза нестандартных уроков

  1.  Каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя.
  2. Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  3. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  4. Нестандартные уроки  учат работать в команде, учат общаться.

(Слайд 4) Виды нестандартных уроков, которые можно использовать на уроках химии и биологии.

1)Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.

2)Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.

3) Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.

4) Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).

5) Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.

7) Урок-игра.

Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходятдля закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные илизаключительные уроки в начале или в конце четверти.

8) Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решенияпоставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшиедействия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должнысформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

9) Урок - проект. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, доклад, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. 

Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

  1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
  2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
  3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
  4. При выборе форм нетрадиционных уроков необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
  5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
  6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

В своей работе  я провожу следующие нетрадиционные уроки по биологии

1) (Слайд 5, Слайд 6) Урок – игра «Корнеландия» (Обобщающий урок по теме «Корень»), «Листландия» (Обобщающий урок по теме «Побег»).

Организационный момент урока.

Класс делится на 4 команды. Капитаны команд  вытаскивают конверты с заданиями для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое, физиологическое строение корня.

Перед учащимися ставится задача: «Какой корень быстрее доставит в стебель питательные вещества?

Далее учитель знакомит с правилами игры и делает записи на доске:

Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;

Неполный ответ – 1 шаг;

Дополнение –1 шаг.

Используя данный принцип игры можно провести массу обобщающих уроков по разным темам курса и разделам биологии.

2)  (Слайд 7) На неделе экологии проводила такие уроки:  

- интерактивная игра «Экологический калейдоскоп». В игре участвуют  2 команды. На игровом поле дано 5 категорий по 4 вопроса разной стоимости. Каждая команда по очереди выбирает категорию и вопрос. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем.

 - (Слайд 8) Своя игра. В этой игре можно играть и в команде и индивидуально (если в классе мало учеников).  На игровом поле дано 6 категорий по 5 вопросов разной стоимости. Тематика может быть разной

3) Использую уроки - проекты. Например, на обобщающих уроках ребята

а) составляют кроссворды по изученным темам;

б) сочиняют сказки, о каком – либо биологическом объекте;

в) выполняют рисунки;

г) составляют рассказы с биологическими или химическими ошибками;

д) составляют тесты, опорные схемы, викторины для одноклассников (урок обобщения)

 

(Слайд 9) На слайде  представлена работа,  в которой ребятам нужно было придумать название фонда защиты природы и нарисовать его эмблему.

(Слайд 10) Творческое задание, где ребятам надо было составить правила поведения в окружающей среде.

(Слайд 11) Защита окружающей среды

(Слайд 12) Здоровый образ жизни

Данные уроки были проведены в рамках недели здоровья, недели экологии.

4) Интегрированный урок биологии и английского языка

По теме: «Экологические проблемы Архангельской области». Обсудили с ребятами экологические проблемы, составили правила охраны природы на английском языке.

5) Урок-игра «Знатоки химии» (обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических веществ»

6) «Путешествие в мир кислот»

7)  Урок химии "Тайны следствия" (Кислородосодержащие органические соединения). 10-й класс

 8) Урок – марафон«Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем» 

До урока формируются  команды. Они собирают сказки, приметы, загадки, пословицы, поговорки о птицах, изучают птиц родного края. На столах учеников – конверты с заданиями; карточки со схемами внешнего и внутреннего строения птиц (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и др.), ребусы и схема – опора для проекта, которую они будут заполнять по ходу урока

 

Использование нетрадиционных форм уроков в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

(Слайды 13-15) Ребята ежегодно, с желанием, участвуют в олимпиадах и занимают призовые места на школьном и районном уровнях. Также принимают участие в областных конкурсах Всемирного фонда защиты природы:  «Друг, который не предаст», «Зимняя сказка леса», викторина «Прекрасные обитатели голубого поднебесья», в конкурсах Пинежского заповедника,  и других и тоже занимают призовые места.  

Заключение.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству и умению оригинально мыслить. Такие уроки  больше нравятся и запоминаются учащимся. Проведение  нестандартных уроков  стимулирует познавательную деятельность обучающихся и повышает их интерес к изучаемому предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартные формы проведения уроков: привлекают внимание обучающихся; повышают их интерес к предмету; способствуют лучшему усвоению материала; включают в себя приёмы и методы различных форм обучения.

Слайд 2

Каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя . Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки. Нестандартные уроки учат работать в команде, учат общаться Польза нестандартных уроков

Слайд 3

Урок –игра Урок – конференция Урок- исследование Урок – проект Урок - путешествие Урок – диспут Урок – встреча Виды нестандартных уроков Урок – соревнование Урок – КВН Урок - семинар Урок – экскурсия Урок - викторина Урок – сказка Интегрированный урок

Слайд 4

Урок – игра « Корнеландия »

Слайд 5

Урок – игра « Листландия »

Слайд 7

Своя игра

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок как способ повышения интереса к предмету

Эта статья отображает мое мнение о проведении нестандартных уроков в работе учителя...

Внеклассная работа по иностранному языку как один из способов повышения интереса к предмету

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве  с обязательным курсом создаёт условия  для более полного осуществления  практических ,воспитательных, общеобразовательных и  ра...

Применение презентаций на уроках математики как один из способов повышения интереса к учебе

Современный этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров, мультимедийных технологий, интерактивного оборудования, интернет, а также философским осмыслением п...

Статья "Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике"

 Деятельностный подход в методике обучения математике является ведущей идеей, одной из составляющих ее методологии. Изначальным стимулом развития математического знания, как известно,...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитан...