Нестандартный урок как способ повышения интереса к предмету
статья по теме

Климутина Наталья Юрьевна

Эта статья отображает мое мнение о проведении нестандартных уроков в работе учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnyy_urok_kak_sposob_povysheniya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартный урок как способ повышения

интереса к предмету

Образование XXI века является одним из приоритетных направлений развития общества во всех его аспектах: политических, экономических, социальных. Современная школа ориентирована на гуманизацию процесса образования и всестороннее развитие личности ребенка, которое включает в себя гармоничное сочетание учебной деятельности, формирующая базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, которая зависит от развития индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. 

Одной из важнейших задач нас, педагогов, является активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий. Они направленны на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения, мышления и ряда других важных психических процессов.

Но ни для кого не секрет, что вошедшие в нашу жизнь телевидение с разнообразием развлекательных каналов, сотовые телефоны, компьютеры способствуют отвлечению школьника от учебы. И, естественно, все это отрицательно сказывается на обучении. Мы сейчас очень редко видим сияющие глаза, которые говорят о том, что ребенок увлечен происходящим на уроке, стремится к новым знаниям. А кому из нас не знакомы скучающие лица учеников во время урока? Знакомы, пожалуй, всем. Что это? Бездарность учителя или отсутствие способностей к усвоению  материала у школьников? Я думаю, что ни одно, ни другое.

Утром будит меня мама рано в школу.

Ну, а мне еще поспать бы…

Ведь вчера до поздней ночи я с противником сражался!

И иду, весь озабочен: «Что мне в этой школе делать?»

Вот сижу я на уроке, мне про «вес» в мозги втирают.

А зачем мне это надо? Все равно мне есть он, нет ли,

В облаках я весь летаю.

И до этих мне процессов вовсе дела нет:

Ведь знаю, тройку мне и так поставят…

Ответ на вопрос «Зачем надо учиться»  должен давать урок. И моя задача добиться того, чтобы интерес был постоянным и усидчивым. Нет детей неталантливых, нет детей неспособных, а есть неинтересные уроки. Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Вот почему необходимо разнообразить виды деятельности на уроке - это поможет выявить сильные стороны личности. И вот одним из факторов повышения интереса к предмету является проведение нестандартных уроков. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Вопрос целесообразности проведения нестандартных уроков волнует многих учителей. И ответ на него неоднозначен. Особенно это касается педагогов старшего поколения, которые «привыкли» к традиционным формам проведения уроков, и им очень трудно перестроиться на новую волну.

Но нестандартные уроки - это попытка повышения эффективности обучения, возможность соединить все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения и осуществить все это на практике.

Нестандартные уроки дают возможность не только вызвать повышенный интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развить их творческую самостоятельность, приблизить к работе с различными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложению кратких, но в то же время, точных выводов.

При проведении таких уроков учитель выходит за пределы шаблона в построении методической структуры занятия, эффективность которого зависит от профессионализма самого учителя, который своими действиями приближает школьное обучение к жизни, реальной действительности.

При проведении нестандартного урока необходимо учитывать уровень подготовленности класса: выбирать такие формы и методы преподавания, которые вызывают у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу, а ученики становятся все активнее от урока к уроку.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. И практиковать такие уроки следует всем учителям независимо от предмета.

Одной из форм проведения нестандартных уроков является интегрированный урок.

Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Из личного опыта могу сказать следующее: интегрированные уроки я провожу при обобщении тем курса. Цель таких уроков - более глубокое усвоение знаний с использованием сведений интегрируемых наук; эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д.; воспитание коллективизма, систематизация знаний; стремление к познавательной деятельности во внеурочное время. И они нами достигаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.

Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....

Внеклассная работа по иностранному языку как один из способов повышения интереса к предмету

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве  с обязательным курсом создаёт условия  для более полного осуществления  практических ,воспитательных, общеобразовательных и  ра...

Нестандартные уроки как средство повышения интереса в обучении химии

Современный урок должен преследовать не только образовательные цели, то есть изучение и закрепление нового материала, но и развивающие, такие как умение объяснять, строить логические цепочки, раскрыва...

Самостоятельная деятельность учащихся, как способ повышения интереса к предмету.

Статья "Самостоятельная  деятельность учащихся, как способ повышения интереса к  предмету" - часть  моей  исследовательской  работы. В  условиях  совр...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитан...

Нестандартные формы урока химии и биологии – один из способов повышения интереса к предмету

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот инт...