Занятие "Основные характеристики популяций"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Основные характеристики популяций" по общей экологии входит в систему дополнительного непрерывного естественнонаучного образования по дополнительной общеобразовательной программе "Экология в 21 веке", разработанную для учащихся старших классов. Материалы занятия могут быть использованы для организации внеурочной деятельности учащихся старших классов в системе общего и дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._6._populyatsii_harakteristiki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Основные характеристики популяций»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: популяция, самовоспроизводство популяции, демографические характеристики популяции.
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии;
  3. карточки заданий.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Популяцией называют группу особей одного вида, проживающих на определенной территории, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в определенном местообитании. Популяция – это некое единство, которое определяется общностью занимаемой особями территории, общностью их происхождения, сходством строения и поведения. Например, популяцию образуют все окуни, обитающие в пруду, или все деревья одного вида в лесу.

        Популяции состоят из одновидовых организмов, совместно населяющих определенные участки и связанные между собой различными взаимоотношениями, которые обеспечивают им устойчивое существование в данной природной среде. В некотором роде, наиболее близким по значению к понятию «популяция» является понятие «племя».

        Важнейшим свойством популяций является способность к самовоспроизводству. Экологи, изучающие функционирование экологических систем, рассматривают популяции как основные элементы каждой экосистемы. Именно благодаря функционированию популяций создаются условия, способствующие сохранению жизни. В биотических сообществах каждая популяция играет отведенную ей роль, составляя с популяциями других видов некое природное единство. Это единство популяций обеспечивается совместной эволюцией организмов, в ходе которой нередко достигается их удивительная взаимоприспособленность. Например, популяция хищника не может существовать без наличия пищи, то есть популяции животных, которые являются жертвами для этого хищника. Многочисленные примеры доказали, что от уничтожения хищников популяции травоядных животных (жертв) страдают от перенаселения, связанных с этим явлением болезней, стрессов, ранней гибели, вследствие нехватки пищевых ресурсов.

        Популяционные характеристики: плотность расселения, общая численность, скорость роста особей, средняя продолжительность жизни, количество производимого потомства. Эти характеристики называются демографическими показателями популяций, они очень важны для прогнозирования возможных изменений в популяциях, и, следовательно, в экосистеме в целом.

        Изучение демографических характеристик популяций имеет большое значение. Например, при заготовках древесины важно знать скорость восстановления леса для планирования рубок. Некоторые популяции животных используют для получения пушного сырья. Изучение популяций грызунов имеет большое значение с медико-санитарной точки зрения. Во всех этих случаях ученых экологов интересует прежде всего популяция в целом, предсказание этих изменений, их регулирование (например, снижение численности насекомых-вредителей).

Практическая часть занятия: работа по карточкам.

Карточка 1. В одном озере живут окунь, ерш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого водоеме обитают окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема. Запишите ответ в виде таблицы.

Карточка 2. Приведите примеры практического значения изучения популяций разных видов растений и животных.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические модели развития популяций

Исследование биологических моделей развития популяций (хищник-жертва). Реализация моделей  на языке программирования Паскаль и в среде EXCEL. Анализ влияния параметров задачи на решение....

ТЕСТ по ЭКОЛОГИИ "Популяции" для 9 класса

Ответьте на вопросы и тесты, в тестах  может быть не только один правильный ответ.ТЕСТ по ЭКОЛОГИИ    § 11. Популяции  для 9 классов...

Открытый урок "Факторы регулирующие численность популяции"

Численность любой популяции чрезвычайно динамична, т е подвержена постоянным изменениям. Кривая роста численности популяции не застывает на одном месте, а постоянно колеблется в соответствии с меняющи...

урок: Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование.

Урок «Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование» можно предложить как обобщающий к теме «Генетика человека» 10 класс или «Эволюционная генетика» ...

Популяция как форма существования вида

презентация -сопровождение урока общей биологии  по программе Пономаревой...

Урок биологии "Популяция и её характеристики".

Урок биологии "Популяция и её характеристики". Лекция с элементами беседы и самостоятельной работы....

Популяция. Свойства популяции.

В презентации даётся понятие "популяция". Рассматриваются типы популяций по территориальному признаку, по масштабности, по способности к самовоспроизведению....