Интеллектуальная игра по биологии - 5 класс.
методическая разработка по биологии (5 класс)

Макарова Оксана Александровна

Игровой урок с интересными заданиями как средство формирования и развития познавательного интереса учащихся к биологии. Такая форма работы предполагает групповую деятельность детей, что наряду с познавательным интересом развивает коммуникативные, индивидуальные, творческие способности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ.                                                                                         ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ  МАРАФОН  «5 КЛАСС»

Интеллектуальная игра – это прекрасное средство мотивации к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому предмету, интеллектуальному досугу, повысить авторитет педагога.                                                                                                                             Цель: повышение познавательного интереса через нетрадиционные формы проведения   уроков.                                                                                                                                                   Задачи:                                                                                                                                                                      1. Образовательные: обобщить знания учащихся по окружающему миру, биологии, показать связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.                                                                                                                                               2. Развивающие: способствовать развитию интереса к предметам, вовлечь уч-ся в творческую деятельность.                                                                                                                                                                            3. Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к данным предметам, любовь к природе, углубить представление учащихся об использовании сведений из области естествознания в повседневной жизни, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию; развивать коммуникативные навыки.

1 раунд. Разминка. «Сравнение».

Задание общее для всех (не оценивается)

Смелый, как… (лев)                      

Злой, как… (собака)                      

Голодный, как…(волк)                   Нежности…   (телячьи)                

Коварная, как…(змея)                    Грязный, как…   (поросёнок)

Упрямый, как…(баран)                  Хитрая, как…   (лиса)            

Визжишь, как…(поросенок)          Мокрый, как…   (курица)

Ревёт, как… (медведь)                    Косолапый, как…   (медведь)

Трусливый, как…(заяц)                  Длинноногий, как…   (цапля)

Тихий, как…(мышь)                       Порхать, как…   (бабочка)

Топаешь, как…(слон)                     Упёрся, как…   (осёл)

Глупый, как…(утка)                       Холодный, как…   (лягушка)

Выносливый как…(лошадь)

Надутый как…(индюк)

2 раунд. «Блиц – опрос».

Командам поочередно задаются вопросы (за каждый правильный ответ -

– 1 балл, при отсутствии ответа ход переходит к тем, кто готов ответить)

  1. Какое животное из всех летающих является рекордсменом по частоте движений крыльев? (Комар. 200 тысяч взмахов в секунду)
  2. Это животное потребляет около 230 кг сена и 270 л воды каждый день. Назовите его. (Слон.)
  3. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  4. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина).
  5. Самый маленький по площади океан. (Северный Ледовитый). 
  6. Мы с удовольствием отдыхаем в ней. Без неё всё становится грязным и некрасивым. Без неё не может жить ни одно живое существо.  (Вода)
  7. Они ходят с ружьями или сетями, убивают зверей и ловят рыбу в запретных зонах. (Браконьеры)
  8. У неё нет ни рук, ни ног. Весной от неё очень много шума, лето она в движении, а зимой отдыхает. (Река)
  9. Она есть у каждого человека. Она помогает стать настоящим человеком. Когда ты поступаешь плохо, она тебя мучает. (Совесть).                                                                            10. Эта птица может летать быстрее всех и дольше всех (Стриж)

11.Его выделяют растения при фотосинтезе. (Кислород).

12.Его выдыхают животные и люди, от него гибнет всё живое (Углекислый газ).

13.Птицы, рыбы, звери, цветы, деревья, человек. Все это вращается вместе с Землей, и называемся, одним словом. (Биосфера).

14.Рыбам – вода, зверю – лес, птицам – воздушное пространство, а в экологии это называется. (Среда обитания)

3 раунд. «Нет ни склада тут, ни лада. Вы поставьте все как надо!».

Предлагается текст, в котором отсутствуют слова. Из предложенного списка нужно выбрать слова и поставить в нужном порядке (первые выполнившие – 5 баллов, далее меньше на1 балл)

Текст:

____________________ - жители пустыни,             

_____________________ очень любят дыни,

   _____________________ знают толк в малине

   _____________________ ползают в трясине.

   _____________________ плавают на льдине,

   _____________________ возят груз в машине,

  Неспешно ходит  ________________________ ,

  ________________________ не знает страха,

 ______________________ в траве таится,

За ним охотится ______________________

Нет ни склада тут, ни лада,

Вы поставьте все как надо!

(Слова для справки: лисица; пингвины; ужата; могучий лев; шоферы; ребята; верблюды; медведи; колючий еж; черепаха.)

4 раунд   «Рассуждалки» (угадали с первой строки 3 балла, со второй- 2, с третьей -1)

1.

1. Это может иметь каждый человек, но это нельзя ни купить, ни продать.

2. Нам это ничего не стоит, но некоторые люди много бы отдали, чтобы часто видеть это у родного, близкого, дорогого и любимого человека.

3. Про это поется в известной песенке В. Шаинского, где утверждается, что если этим делиться, то это обязательно вернется, причем неоднократно.

(УЛЫБКА)

2.

1. Это есть у каждого человека. У одних зверей и птиц мало, а у других ее много.

2. Без нее плохо человеку. Он все время сидит или лежит.

3. Особенно много её у детей, и она мешает сидеть на месте, как взрослые. Поэтому детям частенько из-за нее достается от родителей. Хорошо с ней на улице и в школе на переменах. А еще есть специальные станции, которые ее вырабатывают.

(ЭНЕРГИЯ)

3

1. Они есть у всех людей. У кого-то они крепкие, а у кого-то шатаются.

2. Иногда говорят, что они на пределе, или натянуты, как струны.

3. Мы их совсем не видим, хотя про них говорят еще, что они стальные или железные. Они образуют систему органов человека и животных, которая помогает реагировать на раздражители окружающей среды.

(НЕРВЫ)

4

1. В городе ее редко встретишь, а в древне ее много. Много ее еще в лесу, в поле, в огороде

2. Встретить ее у нас можно круглый год, кроме нескольких месяцев В южных странах круглый год, но ее нет в пустыне и в Антарктиде

3. Ее никто не любит, хотя она бывает лечебная А про одно животное 

говорят, что оно ее всегда найдет

(ГРЯЗЬ)

                                              5

1. Он особенно важен для организмов, живущих на суше.

2. Его изучают на уроках биологии. Он – основа и опора любого млекопитающего существа.

3. Он должен быть очень прочным и твердым. Он останется, когда кого-то съедят!

(СКЕЛЕТ)

           5 раунд «Кто это? Что это?» - Угадайте животное по глазам

 1                                        2                                    3                                   4

hello_html_m433985e8.jpg          hello_html_4d9489f3.jpg           hello_html_3f5ab134.jpg          hello_html_m65729f9f.jpg

6 РАУНД: Биологические ребусы. – Ребус – это загадка, которая дана в виде рисунков.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119aa.png        https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ab.png

Биология                                                                                    Вирус

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ac.png                     https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ad.png

ВОДОРОСЛЬ                                                  ЛИШАЙНИК

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ae.png

ЦИТОПЛАЗМА

7 РАУНД: Биологический диктант. (Диктант – это вид письменной работы.) Расставь правильно ударения в словах:

Щавель           Ветеренария            Свекла            Сакура           Завязь                        Фазан          Пихта              Хвоя            Кислица                      Борщевик

8 раунд: Викторина. (Викторина – игра с ответами на вопрос.)

Есть народная примета: если у березы много сока, то лето будет…каким? дождливым

Сколько глаз у паука?

Какого цвета цветки картофеля? Белого, сиреневого

Каких птиц больше всего на свете? Кур, воробьев

Самая большая ягода? Арбуз

Сколько крыльев у жука? 2 пары

Крылья какой птицы покрыты чешуей? Пингвин

Птица, бегающая под водой? Оляпка

Самое быстрое морское животное? Дельфин

Из чего изготавливают кашу “Геркулес”. Овес

9 раунд: Найди лишнее.

  1. Летучая мышь, голубь, страус, бабочка.
  2. Собака, рысь, коза, корова, кошка.
  3. Лещ, камбала, щука, сом, карась.
  4. Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена.
  5. Кит, морж, осьминог, носорог, акула.

10 раунд: Кто это? Что это? – Узнай по следу животное, а по листу дерево.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ag.png

волк

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ah.png

медведь

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ai.png

заяц

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119aj.png

белка

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ak.png

лось

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119al.png

дуб

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119am.png

береза

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119an.png

клен

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u149456/t1549444119ao.png

липа

11 раунд: Составь слово.

Из предложенного набора букв составить как можно больше названий птиц. Одну и ту же букву можно использовать несколько раз.

                            К Л Е С Т О Р А П В И Н У Д Г Ь Ч М З Й

(клест, сорока, павлин, удод, снегирь, ласточка, чайка, галка, аист, соловей).

ОТВЕТЫ к 5 раунду

БЕНГАЛЬСКИЙ ТИГР                2 РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО                 3 КРОЛИК               4 ЗОЛОТОВОЛОСЫЙ ПИНГВИН         

hello_html_m3194ff09.jpg              hello_html_m21b557d4.jpg      hello_html_3a329db1.jpg       hello_html_m224374aa.jpg

            Ответ к заданию «Ни склада, ни лада»:

 - верблюды

 - ребята

 - медведи

 - ужата

 - пингвины

 - шофёры

 - черепаха

 - могучий лев

 - колючий ёж

 - лисица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг  химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....

Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у   учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила  их багаж знаний о воде....

Интеллектуальная игра по биологии для учащихся 5-8 классов

Данная разработка может быть использована при проведении внеурочных мероприятий. Она позволит повысить познавательный интерес обучающихся, формирует метапредметные умения, способствует сплочению учени...

Интеллектуальная игра по биологии для учащихся 5-7 классов

Данная разработка может быть использована при проведении внеурочных мероприятий. Она позволит повысить познавательный интерес обучающихся, формирует метапредметные умения, способствует сплочению учени...

Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...