Урок Витамины и их роль в организме
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Конспект урока " Витамины и их роль в организме" (подробный)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Витамины и их роль в организме человека

Цель: изучить историю изучения, классификацию, свойства витаминов, их биологическую роль и влияние на организм человека, правила сохранения в процессе приготовления.

Задачи урока

Образовательные:

  • обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;
  • сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
  • дать представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
  • раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
  • правила сохранения витаминов в процессе приготовления продуктов питания.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;
  • показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
  • прививать навыки здорового образа жизни;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическое мышление, умение анализировать информацию;
  • развивать творческое мышление и интеллектуальные способности обучающихся, способность обосновывать свою точку зрения;
  • развивать умения и навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • называть роль витаминов A, C, D, E и группы B в обмене веществ, признаки недостатка витаминов в организме;
  • понимать разницу в понятиях «авитаминоз» и «гиповитаминоз»;
  1. Метапредметные

познавательные УУД

  • ориентироваться в текстах, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников;

регулятивные УУД

  • контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы и их выполнение;

коммуникативные УУД

  • полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию;
  • эффективно работать в паре при решении учебной задачи.
  1. Личностные
  • осознавать практическую ценность витаминов для здоровья человека

Тип урока: комбинированный, с элементами ИКТ и практической работой

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа); наглядные (работа с рисунками в учебнике, справочным материалом распечатанным  и презентации); практические (опыты, составление схем, таблиц).

Понятия и термины: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, водорастворимые витамины: В1, В212,С, жирорастворимые витамины: А, D, E.

Оборудование: УМК Сонин, Сонин учебник Биология. Человек. 8 класс; компьютер и проектор для демонстрации презентации и слайдов, учебники, тетради, свежие овощи и фрукты, веточки сосны, ели, туи, на доске картинки с овощами, фруктами, блюдами.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Д/з: с.194-198, вопросы к § устно, подготовиться к заполнению таблицы, тесту по обмену веществ.

Название, где содержится, функции, болезни и признаки

  1. Проверка домашнего задания.

Мы с вами изучаем тему «Обмен веществ».

Вспомните что такое обмен веществ

Обмен веществ состоит из процессов пластического и энергетического обмена. Организм обменивается с окружающей средой веществами.

Пластический обмен – образование веществ.

Энергетический обмен – расщепление, окисление органических веществ с выделением энергии.

Какие свойства живого составляют его основу? (Дыхание – кислород нужен для окисления органических веществ и получения энергии, питание – для построения новых клеток, тканей, органов и восстановления поврежденных, выделение – удаление ненужных, лишних, вредных веществ , которые образовались в результате процессов жизнедеятельности организма)

От чего зависит обмен веществ?

От питательных веществ, от активности и подвижности организма, от факторов окружающей среды.

  1. Актуализация знаний

Жизнь и здоровье - самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм, и заменить его невозможно!

 Поэтому необходимо заботиться о своем здоровье каждую минуту. Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым.

А. С. Пушкин писал: «Я не люблю весны. Весной я болен».

И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью.

А как мы себя чувствуем весной? Усталость, слабость, сонливость, недомогание, часто болеем простудными заболеваниями.

Как вы думаете, с чем это связано? (заслушиваем предположения уч-ся)

Вывод: связано такое состояние организма с нехваткой витаминов.

На столе у нас находятся фрукты, овощи, крупа, бобовые, сок, сухие плоды шиповника, варенье.

(На столах уч-ся яблоко, апельсин, сок, р-р йода 5%, крахмал, пробирки, штатив).

Какое отношение все это имеет к уроку? (заслушиваем ответы уч-ся).

V.        Изучение нового материала

Определяем тему и цели урока.

Тема: Витамины и их роль в организме человека (записываем тему в тетрадь)

Цели.1. Что такое витамины;

2. История открытия и изучения витаминов;

3.Где они встречаются;

4.Функции витаминов;

5. Болезни и их симптомы;

6. Способы сохранения витаминов.

Историческая справка.

Всего лишь 130 лет назад никто и не подозревал о существовании витаминов. Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжёлые заболевания со смертельным исходом. Первыми с этим столкнулись моряки в далёких плаваниях, путешественники, воины сухопутных армий (осада крепости, города), римские легионы, перешедшие Рейн, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями. Причины этой болезни были неизвестны. Но у каждого народа были свои способы лечения этой болезни

Какова же их история изучения этой болезни?

 (Работа по группам – работают с текстом, текст у каждого).

1 группа.

1. Кем и как были открыты витамины?

Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни сделал Николай Иванович Лунин в 1880 г. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по - разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.  Эти вещества нужны в ничтожных количествах, являются жизненно важными для организма и содержатся в естественных продуктах, например, молоке.  Вывод Лунина не получил признания. Научный мир не спешил признавать существование каких - то неизвестных веществ. Ученые считали, что была нарушена чистота эксперимента. Но работа Лунина не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении. Его опыты были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.

Витамины были открыты Н.И.Луниным, русским ученым. В результате опытов над мышами (натуральное молоко и искусственная смесь).

Вторая группа.

2. Кем и как был открыт первый витамин?

В 1890 году голландский тюремный врач Христиан Эйкман на о. Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает «оковы». В конце концов наступал паралич и смерть. Еще за 20лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Эйкман наблюдал за курами в тюремном дворе. У кур в клетках были признаки болезни, а у голубей, прилетающих во двор, не было этих признаков. Но ведь они ели одно и то же зерно.  И вот с этими несчастными курами К. Эйкман решил поставить эксперимент. Разделив кур на две группы, он стал одну кормить неочищенным рисом, а другую - очищенным от шелухи. И что же? Все птицы второй группы заболевали и гибли, в то время как в первой оставались здоровыми. Значит, необходимые для жизни вещества содержатся в шелухе риса, а заболевание «бери-бери» происходит при отсутствии этих веществ. Так был открыт первый витамин В1. В 1929 г. К. Эйкман был удостоен Нобелевской премии за открытие способа профилактики и лечения полиневрита («бери-бери»). Но что это были за вещества он так и не узнал. Но с тех пор болезнь стали лечить рисовыми отрубями.

Первый витамин В1 был открыт голландским врачом Х. Эйкманом, в результате наблюдений за курами и опытов над ними.

3 группа.

3.Кто придумал название, каково его происхождение и каков результат его опытов?

Польский биохимик сотрудник Лондонского онкологического института Казимир Функ в 1911 г. получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики. Был выделен витамин В1 в чистом виде. Им же были выделены и установлены химические формулы В3, С, Д. Он назвал открытое им вещество “витамин” от латинского (от лат. vita- жизнь, amin - азот)? «амины» - класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество. Подкожное введение этого вещества больным птицам, излечивало их от полиневрита. Позднее были открыты другие витамины, в том числе и не содержащие азот, но общее название сохранилось. Болезни, вызываемые недостатком витаминов в пище, К. Функ назвал авитаминозами.

Термин витамин был введен польским химиком К. Функом, витамины в чистом виде, авитаминоз.

Записываем определение в тетрадь. (определение)

Витамины – биологически активные органические вещества, регулирующие обмен веществ.

В настоящее время известно около 80 витаминов.

Что за азбука на доске? (ответы уч-ся)

Витамины обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, Д, Е, Р, К, РР, Н и др. по мере их открытия.  Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В: В1, В2, В3, В6, В9, В12, В15. (не все от 1 до 15, т.к. иногда были открыты вещества по ошибке названные витаминами, их потом убрали из этой группы, но нумерацию не меняли)

Витамины называют «чудесной азбукой жизни». Почему?

Витамины влияют на все процессы жизнедеятельности организма, а их недостаток может привести к болезни и смерти.

Все ли витамины обладают одинаковыми свойствами?

Классификация витаминов

(составляем схему в тетради)

Витамины

Жирорастворимые                                                           Водорастворимые

                                                        (А, D, Е, К)                                                 (С, группа В, Н, Р )

На чем основана классификация?  (На растворимости в воде и жирах)

Иногда в продуктах питания содержится не сам витамин, а провитамин, например, провитамин А -  β- каротин, который в организме превращается в витамин А.

1.Сырую морковь можно употреблять с маслом или без него, но усвоение витамина А происходит быстрее, если есть салат из моркови, заправленной маслом, майонезом, сливками. Почему? (Потому что витамин А жирорастворимый)

Сейчас мы начнем знакомиться с витаминами. (работа с текстом и таблицей)

Физминутка.

Придется много думать.

Сели прямо, руки на колени. На счет 1 2 3 4 вдохнули через нос, 5 6 7 8 задержали дыхание, 9 10 11 12 выдохнули через рот.

Общая таблица содержания витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта)

Общая таблица содержания витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта). Обозначения (только в этой таблице):
– (знак минус) - данные отсутствуют, 0 (нуль) - компонент не обнаружен

Продукты

А (мг)
ретинол

А (мг)
β-каротин

D (мкг)
кальциферол

С (мг)
aскорбиновая кислота

В 1 (мг) тиамин

В 2 (мг)

рибофлавин

В 5 (мг)
пантотеновая кислота

В 6 (мг)
пиридоксин

В 9 (мкг)
фолацин

В 12 (мкг)
цианокобаламин

В3 (РР) (мг)
ниацин

Молоко коровье

0,025

0,015

0,05

1,50

0,38

0,05

5,00

0,40

0,10

Творог жирный

0,10

0,06

-

0,50

0,27

1,30

0,28

0,11

35,0

1,00

0,30

Яйцо куриное желток

1,26

0,26

7,70

-

0,05

0,30

3,8

0,37

19,0

2,00

-

Масло подсолнечное

-

0,04

-

-

следы

0,56

-

-

-

-

-

Говядина

следы

-

-

следы

-

-

0,50

0,37

8,40

2,60

4,70

Печень говяжья

8,2

1,00

-

33

0,06

0,15

6,8

0,70

240

60

9,0

Шпроты в масле

0,14

0

20,5

1,5

0,29

1,56

0,20

0,13

15,5

-

1,00

Фасоль

-

следы

-

-

0,03

0,10

1,20

0,9

90,0

-

2,10

Соя

-

0,07

-

-

0,50

0,18

1,75

0,85

200,0

-

2,20

Крупа овсяная

-

следы

-

-

0,94

0,22

0,90

0,27

29,0

-

1,10

Крупа рисовая

-

0

-

-

0,49

0,11

0,40

0,18

19,0

-

1,60

Макаронные изделия

0

0

0

0

0,08

0,04

0,30

0,16

20,00

0

1,21

Батон нарезной

0

0,001

0

0

0,17

0,04

0,29

0,15

20,00

0

1,51

Дрожжи прессован.

0

0

-

0

0,15

0,08

4,2

0,58

550

-

11,4

Баклажаны

-

0,02

-

5

0,60

0,68

-

0,15

18,50

-

0,60

Горошек зеленый

-

0,40

-

25

0,04

0,05

0,80

0,17

20

-

2,00

Картофель

-

0,02

-

20

0,34

0,19

0,30

0,30

8

-

1,30

Лук репчатый

-

следы

-

10

0,12

0,07

0,10

0,12

9

-

0,20

Морковь красная

-

9,0

-

5

0,05

0,02

0,26

0,13

9

-

1,00

Помидоры

-

1,20

-

25

0,06

0,07

0,25

0,10

11

-

0,53

Апельсин

-

0,05

-

60

0,08

0,03

0,25

0,06

5

-

0,20

Лимон

-

0,01

-

40

0,02

0,03

0,20

0,06

9

-

0,10

Шиповник

-

2,60

-

470

0,04

0,02

-

-

-

-

0,60

Яблоки летние

-

0,02

-

10

0,05

0,33

-

0,08

1,60

-

0,23

Витамины

Название витамина

Природные источники

Выполняемые функции

Последствия недостатка

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Цитрусовые, шиповник, смородина, капуста свежая и квашенная, любые фрукты, овощи, зелень.

обмен веществ, тканевое дыхание, обезвреживании токсичных веществ, повышение иммунитета, снятие стресса, повышает активность головного мозга.

цинга, кровоточат десна, слабость, боли в мышцах и суставах, кровоподтеки (синяки), иммунитет снижается

Витамин А

(ретинол, β-каротин)

печень, молочные продукты, яйцо; β-каротин - морковь, петрушка, абрикосы(продукты оранжевого и красного цвета).

выработка зрительного пигмента – родопсина, формирование   эпителия кожи и слизистых оболочек, обмен веществ, повышение иммунитета

  «куриная слепота», ломкие и сухие волосы, тонкие хрупкие ногти с белыми пятнами, сухие слизистые оболочки, воспаление кожи.

Витамин Д (кальциферол)

печень трески, рыбий жир, икра рыб, желток яиц, молоко, сливочное масло, дрожжи.  Образуется в коже под действием УФ лучей

формирование скелета (обмен кальция и фосфора), свертывание крови, выделение инсулина поджелудочной железой.

рахит у детей (большая голова, искривленные кости, большой живот, плаксивость), у взрослых хрупкость костей, частые переломы  

Витамин В1

(тиамин)

бобовые, свинина, фундук, и зерновые грубого помола, дрожжи.

обмен белков, углеводов, жиров, минеральных солей, улучшает аппетит и работа нервной системы.

бери-бери, паралич, слабость мышц, болезни сердечно-сосудистой системы.

Витамин В2 (рибофлавин)

куриная печени и различные молочные продукты.

клеточное дыхание, формирование слизистых оболочек, регуляция работы нервной системы

трещины на коже, кожные болезни, выпадение волос, бессонница и головокружение.

Витамин В3 или РР (никотиновая кислота)

Все овощи зеленого цвет, мясо курицы, орехи, печень, почки.

 обмен веществ, улучшает память.

пеллагра, общая слабость, на коже язвочки, нервные расстройства.

Витамин В5 (пантотеновая кислота)

 бобовые, орехи, грибы, рис, печень, дрожжи.

 жировой и белковый обмен, уровень холестерина, образование антител

усталость, нарушения в работе надпочечников, боли в мышцах, сердечно-сосудистые заболевания,

Витамин В6 (пиридоксин)

пророщенная пшеница, отруби, капуста, мясо, рыба, сыр.

обмен аминокислот, уровень холестерина, кровообращение, работа печени

холестерин на стенках кровеносных сосудов, ожирение, камни в желчном пузыре

Витамин В12 (цианкобаламин)

Морепродукты, мясо, икра   рыб, печень, творог, дрожжи.

кроветворение, уровень гемоглобина в крови, синтез ДНК и РНК, рост и развитие организма

Анемия(малокровие), утомляемость, пожелтение кожи

Каждая группа получит задание с вопросами. Текст внимательно изучите и найдите ответы на вопросы. Затем обсуждение 

Первая группа.

1. Витамин С – аскорбиновая кислота. Отважные путешественники и мореплаватели, крестоносцы, римские легионеры прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Большая часть экспедиций Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, В. Беринг, Г. Я. Седов погибли от этой болезни.   Умирающие моряки экспедиции Колумба попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

Признаки болезни: кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Болезнь назвали цинга(скорбут).  Витамин С содержится во всех фруктах, ягодах, овощах, зелени, в квашенной капусте, в хвое ели, сосны, туи и т.д.  Витамин С участвует в обмене белков и углеводов в клетках, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой работы и во время заболеваний, влияет на активность головного мозга.

Что спасло моряков?  Что находится в черном ящике?

Витамин С (аскорбиновая кислота) – единственный витамин только растительного происхождения. Лимон.

Что является источниками витамина С?

Плоды растений (примеры –  облепиха, черная смородина, сладкий красный перец, апельсин, лимон, мандарин), овощи, зелень, квашенная капуста.

Где больше всего содержится витамина С? (работа с таблицей)

В плодах шиповника.

Какова роль? (таблица)

Витамин С участвует в обмене белков и углеводов в клетках, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой работы и во время заболеваний, влияет на активность головного мозга.

Как называется болезнь?

Цинга(скорбут)

Практическая работа. «Определение содержания витамина С» (всем)

  1. В пробирку с раствором йода 5%, добавьте немного   крахмального клейстера до синего окрашивания. Затем добавьте в этот раствор 1 – лимон, 2- отвар шиповника, 3 – сок из пакета.  
  2. Определим качество соков по скорости исчезновения окрашивания.

Если   витамина С много, то окраска синяя исчезает быстро.

Где витамина С больше?

В 17 веке британских моряков называли «лимонниками».

За что Д. Кук получил золотую медаль Королевского общества?

Он   придумал способ предохранять моряков от цинги лимонами - «индийскими яблоками», которые попали в Европу благодаря воинам Александра Македонского.

Вторая группа

2. Витамин А – ретинол.

Проанализируйте следующий эпизод из книги Юрия Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться». Описаны симптомы болезни, называемой в народе «куриная слепота». Этот витамин входит в состав светочувствительного белка – пигмента сетчатки глаза - родопсина. Витамин А содержится в пище растительного происхождения - моркови, абрикосах, томатах – от желтого до красного цвета. Но иногда в растениях содержится провитамин А или β – каротин, который превращается в витамин А в печени, в нужном количестве). Также он есть в пище животного происхождения (рыбий жир, печень, сливочное масле, куриные яйца, сметана, жирный творог, молоко и т.д.). Признаки болезни: ухудшение сумеречного и ночного зрения, усиливается ороговение кожи, затрудняется пото - и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется, сухость слизистых оболочек, волосы становятся сухими, тусклыми, ногти – ломкими, появляются белые пятна, задерживается рост детей.

Витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек, в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Как в народе называли эту болезнь?

«Куриная слепота» (Почему?) (Куры в темноте плохо видят, т.к. у них иное строение хрусталика и меньше палочек- рецепторов сумеречного зрения). Этот витамин входит в состав светочувствительного белка – пигмента сетчатки глаза - родопсина.

Что является источником витамина А? (таблица)

Пища растительного (провитамин А – β – каротин, который превращается в витамин А в печени, в нужном количестве и животного происхождения. (примеры: рыбий жир, печень, сливочное масле, куриные яйца, сметана, жирный творог, молоко; в растительных продуктах - моркови, абрикосах, томатах – от желтого до красного цвета)

Где больше всего витамина А? (таблица)

Печень, морковь

Признаки болезни: ухудшение сумеречного и ночного зрения, усиливается ороговение кожи, затрудняется пото - и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется, сухость слизистых оболочек, волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими, появляются белые пятна, задержка роста детей.

Какова его роль? (таблица)

Витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек, в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир.

Третья группа.

3. Витамин Д (кальциферол)

Впервые это заболевание упоминалось в трудах древнеримского врача Галена, но детально описал английский врач Глисон в 1650 г. Ее называли «Болезнью темных углов» в Великобритании, и не случайно. Эта социальная болезнь. Им страдали главным образом дети бедняков, постоянно недоедавшие, жившие в сырых темных жилищах, куда редко проникал солнечный луч. Глисон, описав симптомы заболевания и условия, в которых оно возникло, не смог указать его причину и средства лечения. Это рахит.  Для рахита характерны снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению, развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка большой отвислый живот. У взрослых кости размягчаются, часты переломы
Это витамин в основном   животного происхождения. Содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбные продукты, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле, дрожжах. Витамин Д может синтезироваться и в коже человека самостоятельно под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце или в солярии. Витамин D участвует в   формировании скелета (обмене кальция и фосфор) в организме человека, свертыванию крови, выделению инсулина поджелудочной железой.

Что является источником витамина D? (таблица)

Это витамин в основном   животного происхождения.

Печень трески, рыбий жир и других рыбные продукты, в желток   яиц, молоко, в сливочное масло, дрожжи. Витамин Д может синтезироваться и в коже человека самостоятельно под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце или в солярии.

Признаки болезни?

Снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению. Развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка живот отвислый. У взрослых кости размягчаются, часты переломы
Какова роль? (таблица)

Этот витамин участвует в   формировании скелета (обмене кальция и фосфор) в организме человека, свертыванию крови, выделению инсулина поджелудочной железой.

1. Процент заболеваемости рахитом в северных широтах составляет 66 %, а в южных- 10 %. Объясните, почему в северных районах дети чаще болеют рахитом.

В северных районах меньше солнца. Поэтому в коже меньше вырабатывается витамина D.  Но у некоторых северных народов детям дают сырую печень (хотя это и опасно). Зачем? Печень богата витамином D.  

Всем.

Витамины группы В (В1 – В15)

В1 мы уже знакомы с историей этого витамина (бери-бери). Это витамины растительного и животного происхождения.

Витамины группы В содержатся в следующих продуктах питания: в цельных злаках, мясных продуктах, яйцах, картофеле, макаронных изделиях, белом хлебе, пивных дрожжах, орехах, зелёных листовых овощах, печени и многих других. Все витамины этой группы обеспечивают нормальное функционирование нервной системы и отвечают за энергетический обмен, поддерживают в нормальном состоянии пищеварительную систему, повышают сопротивляемость стрессу, помогают стабилизировать уровень сахара в крови. Учитывая способность В-витаминов снижать действие стрессов, то они полезны и необходимы каждому человеку, а для спортсменов – незаменим.  Деятельность иммунной системы и эффективность процессов роста и размножения клеток также во многом зависит от наличия витаминов группы В. Недостаток витаминов этой группы приводит к нарушению нервной системы, бессоннице, ухудшается состояние кожных покровов (зуд, чувство жжения, мурашки на коже, сухость), появляется атрофия мышц, онемение рук и ног, мышечные воспаления, затруднение дыхания, учащенное сердцебиение при малейшей физической нагрузке, отсутствие аппетита, раннее старение кожи, увеличение печени, выпадение волос. Также при недостатке витаминов этого комплекса появляется светочувствительность, повышенная утомляемость, головокружение.

Что является источником? Хлеб грубого помола, крупы, бобовые, дрожжи, капуста, печень, молоко и др.

Чем богаты отруби? Витаминами группы В?

Можем ли мы переварить отруби? Нет. А как же тогда быть? Делать из них отвар и пить.

На что влияют витамины группы В? (таблица)

Полезны ли каши?

Полезны. В них содержатся витамины группы В, клетчатка, аминокислоты.

Самая бесполезная и даже вредна – манная, т.к. это чистый крахмал, кроме того, она связывает кальций.

Все ли витамины мы принимаем с пищей? Нет есть витамины, которые синтезируются в организме.

Какие и где? Витамины А, К, В3, В9, В12.

Благодаря кому они образуются. Бактериям, обитающим в толстом кишечнике.

Мы познакомились с особенностями витаминов и их функциями.

Мы узнали, что витамины могут быть причиной болезней. Витамины нужны в ничтожно малых количествах

ФИЗМИНУТКА

ПОДНИМИТЕ ПРАВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

ПОДНИМИТЕ ЛЕВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Витамины есть не только в овощах и фруктах.

ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО СЧИТАЕТ, что неверным суждение чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

ПОКИВАЙТЕ, если вы согласны, что В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Но недостаток и избыток смертельно опасны. (записываем определение)

Авитаминоз –  отсутствие витаминов

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме. (ослабление иммунитета, физической и умственной активности, работоспособности)

Гипервитаминоз – избыток витаминов. 

1.Почему у исследователей Арктики поедания печени белого медведя или тюленя через несколько часов развивалась сонливость, раздражительность, головная боль, рвота, потеря сознания?

Гипервитаминоз – отравление.

Некоторые считают, что чем больше они съедят витаминов, тем лучше?

Вы согласны с этим мнением? Почему?

Повышенная доза витаминов может привести к отравлению. Употребление большого количества витамина С, не вызывает отравления, но повреждает эмаль зубов, поджелудочную железу, повышает кислотность желудочного сока, вызывает отложение камней в почках, вызывает аллергию.

А что предпочитаете вы, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Нужно ли отказываться от витаминов в виде таблеток?

На многих упаковках с витаминами, написано: БАД, не являются лекарственным препаратом.

Можно ли ими лечить авитаминоз и гиповитаминоз?

Это пищевые добавки и содержание витаминов не контролируется, их там может быть много или вообще отсутствуют. Поэтому для лечения авитаминоза использовать нельзя.

Мы заготавливаем продукты впрок (закладываем на хранение, сушим, варим варенье, компоты, солим, маринуем, консервируем).

Что происходит с витаминами? (они разрушаются: от высокой температуры, кислорода, света и времени).)

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить их в продуктах питания?

1.При чистке фруктов и овощей снимать возможно более тонкий слой кожицы (в кожуре витамины).

2.Чистить и резать фрукты и овощи только перед употреблением ножом из нержавеющей стали(чтобы не шел процесс окисления) .

3.Овощи лучше варить в эмалированной посуде (нет взаимодействия с металлом непосредственно).

4.При варке овощи опускать в кипящую воду (больше сохранится витаминов).

5.Варить овощи в посуде с плотно закрытой крышкой (витамин С разрушается на только при высокой температуре, но и при соприкосновении с кислородом воздуха).

6.Овощные блюда употреблять сразу после их приготовления (сохраняется витамин С).

7. Для длительного хранения использовать быструю заморозку (сохраняются витамины).

8. Варить варенье пятиминутку, хранить в охлажденном виде (больше сохраняется витамина С).

9. Квашение овощей и фруктов. (молочная кислота сохраняет витамин С).

Какая капуста полезнее свежая или квашеная? Квашеная, т.к. в ней много витамина С.

Какой витамин разрушается быстрее всего? Витамин С.

Какой же вывод можно сделать по теме нашего урока?

Витамины – жизненно важные вещества, которые влияют на обмен веществ и здоровье организма.

Как вы думаете каким венком награждали атлетов – победителей Олимпийских игр в Древней Греции?

Атлетов - победителей Олимпийских игр в Древней Греции увенчивали венками из зеленой петрушки (в пер. с гр. «каменный сельдерей»). Уже тогда люди употребляли ее сок для быстрого восстановления сил – не случайно его ценили чуть ли не на вес золота. Сок петрушки содержит много витаминов А и С. Лавровый венок появился позже.

  1. Закрепление.
  1. Сумеречная слепота?  А
  2. Паралич конечностей?  В1 
  3. На теле часто появляются кровоподтеки(синяки)?   С
  4. Слабость, бледная кожа, низкий гемоглобин?  В12
  5. Частые переломы, хрупкие кости?  D
  6. Где больше всего витамина С?  Шиповник
  7. Где больше всего витамина D?  рыбий жир (из печени трески)
  8. Солнечный витамин?  D
  9. Где много витамина А? печень и морковь
  10. На столе ветка сосны, ели. Какое отношение они имеют к нашей теме?

На Руси до того, как появилась квашенная капуста, цингу лечили отваром из хвои сосны.

11. А при чем тут туя?

Индейцы спасали европейцев от цинги отваром из туи.

  1. Рефлексия. Листочки у каждого

Узнал -

Задумался –

Удивился -  

Оценил свою работу на уроке -

Спасибо за внимание и за работу на уроке.

        

Приложение 1

Общая таблица содержания витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта)

Общая таблица содержания витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта). Обозначения (только в этой таблице):
– (знак минус) - данные отсутствуют, 0 (нуль) - компонент не обнаружен

Продукты

А (мг)
ретинол

А (мг)
β-каротин

D (мкг)
кальциферол

С (мг)
aскорбиновая кислота

В 1 (мг) тиамин

В 2 (мг)

рибофлавин

В 5 (мг)
пантотеновая кислота

В 6 (мг)
пиридоксин

В 9 (мкг)
фолацин

В 12 (мкг)
цианокобаламин

В3 (РР) (мг)
ниацин

Молоко коровье

0,025

0,015

0,05

1,50

0,38

0,05

5,00

0,40

0,10

Творог жирный

0,10

0,06

-

0,50

0,27

1,30

0,28

0,11

35,0

1,00

0,30

Яйцо куриное желток

1,26

0,26

7,70

-

0,05

0,30

3,8

0,37

19,0

2,00

-

Масло подсолнечное

-

0,04

-

-

следы

0,56

-

-

-

-

-

Говядина

следы

-

-

следы

-

-

0,50

0,37

8,40

2,60

4,70

Печень говяжья

8,2

1,00

-

33

0,06

0,15

6,8

0,70

240

60

9,0

Шпроты в масле

0,14

0

20,5

1,5

0,29

1,56

0,20

0,13

15,5

-

1,00

Фасоль

-

следы

-

-

0,03

0,10

1,20

0,9

90,0

-

2,10

Соя

-

0,07

-

-

0,50

0,18

1,75

0,85

200,0

-

2,20

Крупа овсяная

-

следы

-

-

0,94

0,22

0,90

0,27

29,0

-

1,10

Крупа рисовая

-

0

-

-

0,49

0,11

0,40

0,18

19,0

-

1,60

Макаронные изделия

0

0

0

0

0,08

0,04

0,30

0,16

20,00

0

1,21

Батон нарезной

0

0,001

0

0

0,17

0,04

0,29

0,15

20,00

0

1,51

Дрожжи прессован.

0

0

-

0

0,15

0,08

4,2

0,58

550

-

11,4

Горошек зеленый

-

0,40

-

25

0,04

0,05

0,80

0,17

20

-

2,00

Картофель

-

0,02

-

20

0,34

0,19

0,30

0,30

8

-

1,30

Лук репчатый

-

следы

-

10

0,12

0,07

0,10

0,12

9

-

0,20

Морковь красная

-

9,0

-

5

0,05

0,02

0,26

0,13

9

-

1,00

Помидоры

-

1,20

-

25

0,06

0,07

0,25

0,10

11

-

0,53

Апельсин

-

0,05

-

60

0,08

0,03

0,25

0,06

5

-

0,20

Лимон

-

0,01

-

40

0,02

0,03

0,20

0,06

9

-

0,10

Шиповник

-

2,60

-

470

0,04

0,02

-

-

-

-

0,60

Яблоки летние

-

0,02

-

10

0,05

0,33

-

0,08

1,60

-

0,23

        Приложение 2.

1 группа. 1. Кем и как были открыты витамины?

Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни сделал Николай Иванович Лунин в 1880 г. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по - разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.  Эти вещества нужны в ничтожных количествах, являются жизненно важными для организма и содержатся в естественных продуктах, например, молоке.  Вывод Лунина не получил признания. Научный мир не спешил признавать существование каких - то неизвестных веществ. Ученые считали, что была нарушена чистота эксперимента. Но работа Лунина не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении. Его опыты были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.

Приложение 2.

Вторая группа.    2. Кем и как был открыт первый витамин?

В 1890 году голландский тюремный врач Христиан  Эйкман на о. Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает «оковы». В конце концов наступал паралич и смерть. Еще за 20лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Эйкман наблюдал за курами в тюремном дворе. У кур в клетках были признаки болезни, а у голубей, прилетающих во двор, не было этих признаков. Но ведь они ели одно и то же зерно.  И вот с этими несчастными курами К. Эйкман решил поставить эксперимент. Разделив кур на две группы, он стал одну кормить неочищенным рисом, а другую - очищенным от шелухи. И что же? Все птицы второй группы заболевали и гибли, в то время как в первой оставались здоровыми. Значит, необходимые для жизни вещества содержатся в шелухе риса, а заболевание «бери-бери» происходит при отсутствии этих веществ. Так был открыт первый витамин В1. В 1929 г. К. Эйкман был удостоен Нобелевской премии за открытие способа профилактики и лечения полиневрита («бери-бери»). Но что это были за вещества он так и не узнал. Но с тех пор болезнь стали лечить рисовыми отрубями.

Приложение 2.

3 группа.   3.Кто придумал название, каково его происхождение и каков результат его опытов?

Польский биохимик сотрудник Лондонского онкологического института Казимир Функ в 1911 г. получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики. Был выделен витамин В1 в чистом виде. Им же были выделены и установлены химические формулы В3, С, Д. Он назвал открытое им вещество “витамин” от латинского (от лат. vita- жизнь, amin - азот)? «амины» - класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество. Подкожное введение этого вещества больным птицам, излечивало их от полиневрита. Позднее были открыты другие витамины, в том числе и не содержащие азот, но общее название сохранилось. Болезни, вызываемые недостатком витаминов в пище, К. Функ назвал авитаминозами.

Приложение 3

        Практическая работа. «Определение содержания витамина С»

1. В пробирку   с раствором йода 5%, добавьте из пробирки   немного   крахмального клейстера до синего окрашивания. Затем добавьте в этот раствор 1 – лимон, 2- отвар шиповника, 3 – сок из пакета.  

2.Определим качество соков по скорости исчезновения окрашивания.

Если   витамина С много, то окраска синяя исчезает быстро.

Вывод. Где витамина С больше?

Приложение 4

Первая группа.           Витамин С – аскорбиновая кислота.   

 Отважные путешественники и мореплаватели, крестоносцы, римские легионеры прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Большая часть экспедиций Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, В. Беринг, Г. Я. Седов погибли от этой болезни.   Умирающие моряки экспедиции Колумба попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

Признаки болезни: кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Болезнь назвали цинга(скорбут).  Витамин С содержится во всех фруктах, ягодах, овощах, зелени, в квашенной капусте, в хвое ели, сосны, туи и т.д.  Витамин С участвует в обмене белков и углеводов в клетках, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой работы и во время заболеваний, влияет на активность головного мозга.

Что спасло моряков?  

Что является источниками витамина С?

Где больше всего содержится витамина С? (таблица)

Какова роль? (таблица)

Как называется болезнь?

Признаки болезни?

Приложение 3

        Практическая работа. «Определение содержания витамина С»

1. В пробирку   с раствором йода 5%, добавьте из пробирки   немного   крахмального клейстера до синего окрашивания. Затем добавьте в этот раствор 1 – лимон, 2- отвар шиповника, 3 – сок из пакета.  

2.Определим качество соков по скорости исчезновения окрашивания.

Если   витамина С много, то окраска синяя исчезает быстро.

Вывод. Где витамина С больше?

Приложение 4

Вторая группа.              Витамин А – ретинол.

Проанализируйте следующий эпизод из книги Юрия  Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться». Описаны симптомы болезни, называемой в народе «куриная слепота». Этот витамин входит в состав светочувствительного белка – пигмента сетчатки глаза - родопсина. Витамин А содержится в пище растительного происхождения - моркови, абрикосах, томатах – от желтого до красного цвета. Но иногда в растениях содержится провитамин А или β – каротин, который превращается в витамин А в печени, в нужном количестве). Также он есть в пище животного происхождения (рыбий жир, печень, сливочное масле, куриные яйца, сметана, жирный творог, молоко и т.д.). Признаки болезни: ухудшение сумеречного и ночного зрения, усиливается ороговение кожи, затрудняется пото - и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется, сухость слизистых оболочек, волосы становятся сухими, тусклыми, ногти – ломкими, появляются белые пятна, задерживается  рост детей.

Витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек, в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Что является источником витамина А?

Где больше всего витамина А?

Какова его роль?

Как в народе называли эту болезнь?

Признаки болезни?

Приложение 3

        Практическая работа. «Определение содержания витамина С»

1. В пробирку   с раствором йода 5%, добавьте из пробирки   немного   крахмального клейстера до синего окрашивания. Затем добавьте в этот раствор 1 – лимон, 2- отвар шиповника, 3 – сок из пакета.  

2.Определим качество соков по скорости исчезновения окрашивания.

Если   витамина С много, то окраска синяя исчезает быстро.

Вывод. Где витамина С больше?

        Приложение 4

Третья группа.   Витамин Д (кальциферол)

Впервые это заболевание упоминалось в трудах древнеримского врача Галена, но детально  описал английский врач Глисон в 1650 г. Ее называли «Болезнью темных углов» в Великобритании, и не случайно. Эта социальная болезнь. Им страдали главным образом дети бедняков, постоянно недоедавшие, жившие в сырых темных жилищах, куда редко проникал солнечный луч. Глисон, описав симптомы заболевания и условия, в которых оно возникло, не смог указать его причину и средства лечения. Это рахит.  Для рахита характерны снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению, развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка большой отвислый живот. У взрослых кости размягчаются, часты переломы
Это витамин в основном  животного происхождения. Содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбные продукты, в желтке  яиц, молоке, в сливочном масле, дрожжах. Витамин Д может синтезироваться и в коже человека самостоятельно под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце или в солярии. Витамин D участвует в   формировании скелета (обмене кальция и фосфор) в организме человека, свертыванию крови, выделению инсулина поджелудочной железой.

Что является источником витамина D?

Как называется болезнь?

Каковы признаки рахита?

Какова роль?

Всем.                   Витамины группы В (В1 – В15)

Это витамины растительного и животного происхождения. Витамины группы В содержатся в  продуктах питания: в цельных злаках, мясе, яйцах, картофеле, макаронных изделиях, белом хлебе, пивных дрожжах, орехах, зелёных листовых овощах, печени и многих других. Все витамины этой группы обеспечивают работу нервной и пищеварительной систем, отвечают за энергетический обмен, повышают сопротивляемость стрессу,   стабилизируют уровень сахара в крови, регулируют  работу иммунной системы, рост и деление клеток. Недостаток витаминов этой группы приводит к нарушению нервной системы, бессоннице, ухудшается состояние кожных покровов (зуд, чувство жжения, мурашки на коже, сухость), появляется атрофия мышц, онемение рук и ног, мышечные воспаления, затруднение дыхания, учащенное сердцебиение при малейшей физической нагрузке, отсутствие аппетита, раннее старение кожи, увеличение печени, выпадение волос. Также при недостатке витаминов этого комплекса появляется светочувствительность, повышенная утомляемость, головокружение.

Что является источником?

На что влияют витамины группы В?

Симптомы заболеваний?

Витамин В1 (тиамин) –  участвует в обмене углеводов, помогает нервам передавать импульсы к мышцам. От «бери-бери» раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки этой болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях. Прячется витамин В1 в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях. Бактерии кишечника тоже способны образовывать тиамин. Заболевание - бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы.

Витамин В2 – активно участвует в клеточном дыхании, в работе печени, центральной нервной системы, обеспечивает кроветворную функцию. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос. Содержится в молоке, мясе, печени, яичном желтке, фруктах, овощах. При гиповитаминозе поражается роговица глаза, стоматит (заеды), замедление роста.  

Витамин В3 (пантотеновая кислота) – водорастворимый, выполняет важную функцию в метаболизме жиров. Содержится в пчелином маточном молочке, пивных дрожжах, печени, яичном желтке, бобовых, к тому же частично синтезируется  кишечной микрофлорой).  При нехватке витамина В3 проявляются различные дерматиты, невриты, мышечные судороги. При гиповитаминозе наблюдается психи-эмоциональная неустойчивость, склонность к обморокам, изменение походки, чувство жжения стоп.

Витамин В5 (РР или никотиновая кислота) – входит в состав ферментов, являющихся катализаторами окислительно-восстановительных  реакций, обмен белков и транспортной РНК,  он участвует в образовании гормонов надпочечников. Содержится в мясе, печени, рисе, хлебе, картофеле, рыбе. Нехватка и отсутствие витамина в пище приводит к развитию заболевания пеллагра, которая проявляется в поражении кожи (дерматит), слабоумию.

Витамин В6 (пиридоксин) участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре. Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость. Продукты, содержащие витамин - зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр, рыба; синтезируется микрофлорой кишечника. 

Витамин В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Имеет самое сложное химическое строение, участвует в обмене белков, жиров и углеводов. Особенностью витамина В12 является то, что он синтезируется только бактериями. Содержится в печени, мясе, твороге, яйцах. Может синтезироваться и микрофлорой кишечника при условии поступления с пищей кобальта.  

Приложение 5.

Витамины

Название витамина

Природные источники

Выполняемые функции

Последствия недостатка

Витамин С (аскорбиновая кислота)

цитрусовые, шиповник, смородина, капуста свежая и квашенная, любые фрукты, овощи, зелень.

обмен веществ, тканевое дыхание, обезвреживание токсичных веществ, повышение иммунитета и активности  головного мозга, снятие стресса

цинга, кровоточат десна, слабость, боли в мышцах и суставах, кровоподтеки (синяки), снижение иммунитета

Витамин А

(ретинол, β-каротин)

печень, молочные продукты, яйцо;

β-каротин - морковь, петрушка, абрикосы (продукты оранжевого и красного цвета).

выработка зрительного пигмента – родопсина, формирование   эпителия кожи и слизистых оболочек, обмен веществ, повышение иммунитета

  «куриная слепота», ломкие и сухие волосы, тонкие хрупкие ногти с белыми пятнами, сухие слизистые оболочки, воспаление кожи

Витамин Д (кальциферол)

печень трески, рыбий жир, икра рыб, желток яиц, молоко, сливочное масло, дрожжи, образуется в коже под действием УФ лучей

формирование скелета (обмен кальция и фосфора), свертывание крови, выделение инсулина поджелудочной железой

рахит у детей (большая голова, искривленные кости, большой живот, плаксивость), у взрослых хрупкость костей, частые переломы  

Витамин В1 

(тиамин)

бобовые, свинина, фундук, и зерновые грубого помола, дрожжи

обмен белков, углеводов, жиров, минеральных солей, улучшает аппетит и работа нервной системы.

бери-бери, паралич, слабость мышц, болезни сердечно-сосудистой системы

Витамин В2 (рибофлавин)

куриная печени и различные молочные продукты

клеточное дыхание, формирование слизистых оболочек, регуляция работы нервной системы

трещины на коже, кожные болезни, выпадение волос, бессонница и головокружение

Витамин В3 или РР (никотиновая кислота)

овощи зеленого цвет, мясо курицы, орехи, печень, почки

 обмен веществ, улучшает память.

пеллагра, общая слабость, на коже язвочки, нервные расстройства.

Витамин В5 (пантотеновая кислота)

 бобовые, орехи, грибы, рис, печень, дрожжи

 жировой и белковый обмен,  уровень холестерина, образование антител

усталость, нарушения в работе надпочечников, боли в мышцах, сердечно-сосудистые заболевания

Витамин В6 (пиридоксин)

пророщенная пшеница, отруби, капуста, мясо, рыба, сыр

обмен аминокислот, уровень холестерина, кровообращение, работа печени

холестерин на стенках кровеносных сосудов, ожирение, камни в желчном пузыре

Витамин В12 (цианкобаламин)

морепродукты, мясо, икра   рыб, печень, творог, дрожжи

кроветворение, уровень гемоглобина в крови, синтез ДНК и РНК, рост и развитие организма

анемия (малокровие), утомляемость, пожелтение кожи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их роль в организме человека.

Конспект урока в 8 классе по теме: "Витамины"...

Витамины, их роль в организме человека.

Методическая разработка урока биологии по ФГОС второго поколения. Очень полезный материал для учителей биологии,родителей и студентов....

Витамины и их роль в организме человека

Углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях хранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ....

Витамины и их роль в жизнедеятельности организма.

Урок по теме "Кулинария" в 5 классе "Витамины и их роль в жизнедеятельности организма", построен с применением игровой технологии.Для заинтересованноси изучения этой темы часть уро...

Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"

Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...

План урока по теме "Витамины и их роль для организма"

План комплексного урока (биология/химия) по теме "Витамины, их роль для организма". Используется на уроке в 9 классе....