Конструктор. Рабочая программа ФГОС, биология 7 класс на 2023 - 2024 уч. год
рабочая программа по биологии (7 класс)

Кравченко Инна Викторовна

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, биология 7 класс на 2023 - 2024 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktor_rp_id_736270biologiya_7_klass.docx86.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Управление образования АМС г. Владикавказ
МБОУ СОШ №21им. Семёнова ДВ.

Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
(ID 736270)
для 7- ых классов

(ФГОС третьего поколения)

Учитель биологии: Кравченко И.В.

2023 - 2024 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 7 КЛАССЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования, система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.

Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка

Живые организмы

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Предметные результаты освоения курса «Биология» 7 класс.

  • характеризовать биологию как науку о живой природе;
  • перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;
  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
  • использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: животные; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
  • проводить описание организма (животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности животных;

  • выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;
  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
  • выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;
  • использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
  • владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Познавательные УУД:

  • умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
  • грамотно формулировать вопросы.
  • устанавливать причинно - следственные связи.
  • самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.
  • готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
  • освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
  • умение проводить элементарные исследования.
  • сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,

Личностные УУД:

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
  • осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
  • потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
  • умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
  • знание основных составляющих здорового образа жизни.
  • умение видеть прекрасное в природе.
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД:

-умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

-умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

  • развитие навыков самооценки и самоанализа.
  • развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
  • умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:

  • умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах
  • умение работать в составе творческих групп.
  • умение обмениваться информацией с одноклассниками
  • умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
  • умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
  • овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам обучения.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметными результатами по биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

7-9-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

7-9-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника,

Коммуникативные УУД:

7-9-й классы

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

в соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Примерной основной образовательной программой основного

общего образовании (ПООП ООО)

Освоение курса биологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  2. смысловое чтение;
  3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  6. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами обучения биологии в 7 классе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  • выращивания и размножения культурных растений;
  1. В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты освоения ПООП ООО с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел 1. «Зоология - наука о животных»

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:

  • признаки организма как целостной системы;
  • основные свойства животных организмов;
  • сходство и различия между растительным и животным организмами;
  • что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
  • представлять эволюционный путь развития животного мира;
  • классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
  • применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
  • объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Раздел 2 «Многообразие животного мира: беспозвоночные».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки одноклеточного организма;
  • основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
  • значение одноклеточных животных в экологических системах;
  • паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
  • распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
  • раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
  • применять полученные знания в повседневной жизни.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • современные представления о возникновении многоклеточных животных;
  • общую характеристику типа Кишечнополостные;
  • общую характеристику типа Плоские черви;
  • общую характеристику типа Круглые черви;
  • общую характеристику типа Кольчатые черви;
  • общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

  • определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
  • наблюдать за поведением животных в природе;
  • работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
  • объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
  • выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
  • использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

Раздел 3 «Многообразие животного мира: позвоночные».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • современные представления о возникновении хордовых животных;
  • основные направления эволюции хордовых;
  • общую характеристику надкласса Рыбы;
  • общую характеристику класса Земноводные;
  • общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
  • общую характеристику класса Птицы;
  • общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

  • определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
  • работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
  • объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
  • понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
  • характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
  • наблюдать за поведением животных в природе;
  • выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

  • давать характеристику методам изучения биологических объектов;
  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
  • находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
  • избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
  • сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
  • выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;
  • работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Предметные результаты

  • Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
  • Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования
  • Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются
  • Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки
  • Освоение основных правил работы с микроскопом
  • Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
  • Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли в круговороте веществ.
  • Знание основных способов размножения живых организмов.
  • Знание о существовании различных сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека
  • Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
  • Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования (ПООП ООО)

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия»,

«Г еография», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Содержание курса «Биология. 7 класс»

Царство Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых.

Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Учебник «Биология. 7 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, Н. Ю. Сарычева, А. А. Каменский) предполагает более детальное изучение животных организмов (отдельно рассматривается строение и жизнедеятельность животных, их разнообразие и классификация), знакомит с эволюцией животных и их ролью в природе, жизни человека.

Учебник состоит из четырёх разделов: «Зоология - наука о животных», «Многообразие животного мира: беспозвоночные», «Многообразие животного мира: позвоночные», «Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре».

Раздел «Зоология—наука о животных» содержит сведения о становлении зоологии как науки, о животных организмах, знакомит учащихся с особенностями строения животного организма, его значением в природе и жизни человека.

Содержание раздела «Многообразие животного мира: беспозвоночные» посвящено изучению внешнего и внутреннего строения беспозвоночных, особенностей их жизнедеятельности. Раздел содержит сведения о размножении животных. Даются практические сведения о роли животных в жизни человека и их месте в биоценозах. Дальнейшее изучение многообразия животных продолжается в разделе «Многообразие животных: позвоночные».

В целях развития естественного мировоззрения в учебник включены материалы, формирующие представления об историческом развитии животных организмов, о роли человека в создании пород домашних животных и т. д.

В содержании разделов показана практическая роль биологических знаний для природопользования, ведения сельского хозяйства, здравоохранения и охраны природы.

В заключительном разделе «Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре» учащиеся знакомятся с ролью животных в природных сообществах и в жизни человека, основными этапами эволюции живых организмов на нашей планете.

Изучение предмета по учебнику «Биология. 7 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, Н. Ю. Сарычева, А. А. Каменский) на базовом уровне рассчитано на преподавание 1 час в неделю, но возможно и расширенное изучение предлагаемого материала. В основе данного курса лежит деятельностный подход, он предполагает проведение наблюдений, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий.

Содержание предмета (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1 Зоология - наука о животных (2 ч)

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные(17 ч)

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые:медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (11 ч)

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре(3 ч)

Роль животных в природных сообществах. Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях.

Резерв времени - 2 ч Список лабораторных работ.

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
  2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
  3. Изучение строения раковин моллюсков;
  4. Изучение внешнего строения насекомого;
  5. Изучение типов развития насекомых;
  6. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
  7. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
  8. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

  1. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
  2. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
  3. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем уроков

По рабочей программе

Из них практических и лабораторных работ

1

Зоология - наука о животных

2

Экскурсия «Осенние явления в жизни животных»

2

Многообразие животного мира: беспозвоночные.

17

Лабораторные работы

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
  2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
  3. Изучение строения раковин моллюсков;
  4. Изучение внешнего строения насекомого;
  5. Изучение типов развития насекомых;

Экскурсия

«Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края»;

«Зимние явления в жизни животных»

3

Многообразие животного мира: позвоночные

11

Лабораторные работы

  1. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
  2. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
  3. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Экскурсия

«Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей)»

4

Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре

4

Экскурсия

«Весенние явления в жизни животных»

Итого

34

Приложение 1 Поурочное планирование

п/

п

Тема урока

Содержание

Практическая часть

Виды и формы контроля

Информационные ресурсы

Раздел 1. Зоология - наука о животных (2ч)

1

Что изучает зоология? Строение тела животного

Зоология — наука о животных. Систематика животных. Особенности строения клеток и тканей животных. Системы органов животного организма. Отличительные черты животных

Входная диагностика

https://resh.edu.ru/subiect/lesson/2466/main/

2

Место животных в природе и жизни человека

Среды и места обитания животных. Приспособления животных к различным средам и местам обитания. Влияние смены сезонов на жизнь животных. Взаимоотношения животных в природе. Значение животных в жизни человека

Отчет по работе.

https://resh.edu.ru/subiect/lesson/462/

Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные (17)

Простейшие

3

Общая

характеристика

простейших

Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания. Клетка простейшего — целостный организм. Особенности строения и жизнедеятельности простейших

Устный опрос, заполнение таблицы, отчет по работе.

https://resh.edu.ru/subiect/lesson/2465/mai

п/

4

Корненожки и жгутиковые

Общая характеристика корненожек и жгутиковых. Строение и жизнедеятельность корненожек и жгутиковых. Разнообразие корненожек и жгутиковых

Индивидуальные задания, отчет по работе.

https://intemeturok.ru/lesson/biologv/7-

klass/bprosteishieb/kornenozhki-

radiolvarii-solnechniki-sporoviki

5

Образ жизни и

строение

инфузорий.

Значение

простейших.

Строение и жизнедеятельность инфузорий. Разнообразие инфузорий. Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

Лабораторная работа «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

Поиск информации в предложенных источниках, отчет по работе.

https://resh.edu.ru/subiect/lesson/2465/mai

n/

Первые многоклеточные- кишечнополостные и губки

6

Общая

характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные

Общая характеристика подцарства Многоклеточные. Общая характеристика кишечнополостных. Полип. Медуза. Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры

Поиск информации в предложенных источниках, отчет по работе.

https://interneturok.ru/lesson/biolo2v/7-

klass/zhivotnve-

kishechnopolostnve/kishechnopolostnve

7

Многообразие и значение

кишечнополостных

Многообразие кишечнополостных. Класс Г идроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Среда обитания.

Отчет по работе, заполнение таблицы.

https://vandex.m/video/preview/?text=тип

%20кишечнополостные%20многообраз

ие%20рэш&oath=wizard&oarent-

Жизненные циклы. Значение кишечнополостных в природе

reaid=1631008708570759-

14756961350013058979-sas2-0540-sas-

l7-balancer-8080-BAL-

5500&wiz type=vital&filmId=200408178

0486450310

Черви

8

Общая

характеристика червей. Тип Плоские черви: ресничные черви

Общая характеристика червей. Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. Ресничные черви. Белая планария: внешнее и внутреннее строение. Размножение белой планарии

Составление схем - опор, отчет по работе.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2464/mai

n/

9

Паразитические плоские черви — сосальщики и ленточные черви

Особенности строения и жизнедеятельности паразитических плоских червей. Сосальщики. Ленточные черви (цепни). Приспособления к паразитизму. Жизненный цикл печёночного сосальщика. Жизненный цикл бычьего цепня. Профилактика заражения паразитическими червями

Тестовая работа, отчет по работе.

https://vandex.m/search/?text=паразиты+

черви+плоские+многообразие+видео&1г

=10839

10

Тип Круглые черви

Общая характеристика круглых червей (особенности строения и жизнедеятельности). Многообразие круглых паразитических червей. Жизненный цикл аскариды. Профилактика заражения круглыми паразитическими червями

«Найди ошибки в тексте», отчет по работе

https://vandex.ru/video/preview/?text=тип

%20круглые%20многообразие%20виде

о&rath=wizard&oarent-

reqid=1631008820557789-

9457405198712588259-sas2-0540-sas-l7-

balancer-8080-BAL-

7168&wiz tvpe=vital&filmId=164349218

97292093772

11

Тип Кольчатые черви: общая характеристика

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Вторичная полость тела

Работа с разного вида

таблицами

Поиск информации в

предложенных

источниках

, отчет по работе.

https://vandex.m/search/?text=кольчатые +многообразие+видео&1г= 10839

12

Многообразие кольчатых червей.

Малощетинковые черви, места обитания и значение в природе. Особенности строения (внешнего и внутреннего) дождевого червя. Многощетинковые черви, места обитания, особенности строения. Значение кольчатых червей в природе.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

Заполнение таблицы. Отчет по работе.

Тип Членистоногие

13

Основные черты

Общая характеристика типа Членистоногие.

Заполнение таблицы.

членистоногих

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих

Работа с учебником. Найти ошибки в тексте.

14

Класс

Ракообразные

Общая характеристика ракообразных. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Значение и многообразие ракообразных

Поиск информации в

предложенных

источниках.

https://vandex.m/video/preview/?text=чле

нистоногие%20видео&mth=wizard&par

ent-reaid=1631009024992181-

11283786059987841538-sas2-0540-sas-

l7-balancer-8080-BAL-

8659&wiz type=vital&filmId=126195544

95136824115

15

Класс

Паукообразные

Общая характеристика паукообразных. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Разнообразие и значение паукообразных

Работа с терминами и определениями

https://vandex.m/video/preview/?text=пау

кообразные%20рэш&mth=wizard&raren

t-reaid=1631009100951156-

13751302373881097632-sas2-0540-sas-

l7-balancer-8080-BAL-

1198&wiz type=vital&filmId=639053559

1654094852

16

Класс Насекомые. Общая

характеристика.

Общая характеристика класса Насекомые. Распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным и полным превращением. Общественные насекомые.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомых»

Составление схемы. Работа с терминами.

https ://resh. edu.ru/subject/lesson/1578/mai

n/

17

Многообразие

насекомых.

Значение

насекомых.

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Изучение типов развития насекомых»

Тестовая работа, отчет по работе.

https://vandex.ru/video/preview/?filmId=1

236263223959474961&text=значение+на

секомых+рэш

Тип Моллюски или Мягкотелые

18

Образ жизни и

строение

моллюсков.

Общая характеристика типа Моллюски. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения раковин моллюсков»

Групповые задания, отчет по работе.

19

Многообразие моллюсков. Их роль в природе и жизни человека

Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие моллюски, Двустворчатые моллюски,

Г оловоногие моллюски. Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие брюхоногих моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Класс Двустворчатые моллюски, среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности.

Презентация по теме урока.

https://vandex.ru/video/preview/?filmId=9

64865608mШШ5&D=Шext=многооб

разие+моллюсков++рэш

Многообразие двустворчатых моллюсков и их значение в природе и жизни человека

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (11 ч)

20

Особенности строения хордовых животных. Низшие хордовые

Общие признаки типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Позвоночные. Внешнее и внутреннее строение ланцетника. Хорда

Сообщения

учащихся.

https://vandex.ru/video/preview/?filmId=9

575339878491966687&p=1&text=ланцет

ник++рэш

21

Строение и

жизнедеятельность

рыб.

Общая характеристика рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанные с водной средой обитания. Строение опорно- двигательной системы. Размножение и развитие рыб.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Работа с дополнительной литературой, отчет по работе.

https ://resh. edu.ru/subject/lesson/1579/mai n/

22

Многообразие рыб. Значение рыб

Классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Общая характеристика классов. Многообразие видов. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб, приспособления к среде обитания.

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел и разведение рыбы. Охрана рыбных запасов

Поиск информации в

предложенных

источниках.

https://vandex.m/video/preview/?text=мно

гообразие%20рыб%20рэш&mth=wizard

&parent-reqid=1631191890143125-

9866550465498856423-sas3-0865-1aa-

sas-l7-balancer-8080-BAL-

5783&wiz tvpe=v4thumbs&filmId=12787

513824249839345

Тип Хордовые: земноводные и пресмыкающиеся

23

Класс

Земноводные, или Амфибии

Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания. Внешнее строение, особенности строения кожи. Внутреннее строение, признаки усложнения. Приспособления к среде обитания. Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных

Тестовые задания.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2110/star

t/

24

Класс

Пресмыкающиеся, или Рептилии

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

Среда обитания. Происхождение. Внешнее строение. Приспособления к среде обитания. Внутреннее строение. Черты сходства и различия

строения систем органов, пресмыкающихся и земноводных. Размножение и развитие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека

Задания на интеграцию знаний, задания на применение знаний

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2112/star

t/

Тип Хордовые: птицы и млекопитающие

25

Особенности строения птиц.

Общая характеристика птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособленияк полёту. Теплокровность, её роль в жизни птиц.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и перьевого покрова

Задания вида «Найди отличия»

групповая работа по составлению

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2113/mai

n/

птиц»

кроссворда

26

Размножение и развитие птиц. Значение птиц

Сезонные изменения в жизни птиц. Особенности размножения и развития птиц, органы размножения. Строение яйца. Выводковые и гнездовые птицы. Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Систематика птиц

Задания на нахождение биологических ошибок, устный опрос, отчет по работе.

https://yandex.ru/video/preview/?text=раз

множение%20и%20развитие%20птиц%

20рэш&path=wizard&parent-

reaid=1631192018722380-

6639952632340544049-sas3-0865-1aa-

sas-l7-balancer-8080-BAL-

396&wiz type=vital&filmId=1344850228

3334429086

27

Особенности

строения

млекопитающих.

Общая характеристика млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения, скелета и зубов млекопитающих»

Смысловое чтение, фронтальная беседа Отчет по работе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2111/star

t/

28

Размножение и сезонные явления в жизни

млекопитающих.

Классификация

млекопитающих.

Размножение и развитие млекопитающих. Плацента. Смена сезонов и жизнедеятельность млекопитающих. Разнообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Систематические группы млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные

Задания с пропущенными словами Отчет по работе

https://vandex.m/video/preview/?text=раз

множение%20млекопитающих%20рэш

&path=wizard&parent-

reaid=1631192110058786-

11688865338049939803-sas3-0865-1aa-

sas-l7-balancer-8080-BAL-

5510&wiz type=vital&filmId=627024523

6449626604

29

Отряды

плацентарных

млекопитающих

Общая характеристика представителей основных отрядов подкласса Плацентарные. Характерные черты строения и особенности жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека

Фронтальная беседа, индивидуальные задания на интеграцию знаний

https://yandex.ru/video/preview/?text=пла

центарные%20млекопитающих%20рэш

&path=wizard&parent-

reaid=1631192156706732-

6078494718990854633-sas3-0865-1aa-

sas-l7-balancer-8080-BAL-

4727&wiz type=vital&filmId=498867605

3784507755

30

Человек и млекопитающие

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Одомашнивание животных. Сельскохозяйственные животные. Млекопитающие - переносчики опасных заболеваний. Охрана млекопитающих

Задания на интеграцию знаний.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2463/mai

n/

Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре (3 ч)

31

Роль животных в

природных

сообществах

Понятие о природных сообществах (биоценозах). Пищевые связи в биоценозах. Участие живых организмов в круговороте веществ. Биосфера

Заполнение таблицы.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1

073845684223377020&from=tabbar&pare

nt-reaid=1631192259773756-

4963792622522549101-sas3-0865-1aa-

sas-l7-balancer-8080-BAL-

П42&text=роль+животных+в+природн

ых+сообществах+рэш

32

Основные этапы развития животного мира на Земле

Происхождение и эволюция беспозвоночных животных. Происхождение и эволюция хордовых животных

Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль

https://resh.edu.ru/subiect/lesson/3885/trai

п/

33

Значение животных в искусстве и научнотехнических открытиях

История отношений человека и животных. Животные в первобытном искусстве, живописи, архитектуре и скульптуре, музыке и литературе. Животные и наука. Зверинцы и зоопарки

Защита проектов.

https://vandex.ru/video/preview/?filmId=1

533462994041188192&from=tabbar&reai

d=1631192380461808-

4381851610793182649-sas3-0865-1aa-

sas-l7-balancer-8080-BAL-

1409&suggest reaid=2967055711589261

03825089987293094&text=+животных+в

+искусстве+рэш

34

Итоговый урок

Обобщение и систематизация полученных знаний

Обобщение и систематизация полученных знаний

Тестовые и

дифференцированные

задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, биология 5 класс на 2023 - 2024 уч. год

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, биология 5 класс на 2023 - 2024 уч. год...

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, биология 6 класс на 2023 - 2024 уч. год

Конструктор. Рабочая программа ФГОС, биология 6 класс на 2023 - 2024 уч. год...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 1-4 класс

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 1-4 класс...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 5-6 класс

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 5-6 класс...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 7 класс

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 7 класс...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 9 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...