«Как использовать знания по биологии в повседневной жизни».
статья по биологии

Михеева Лариса Анатольевна

Цель: обмен опытом по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ispolzovat_znaniya_po_biologii_v_povsednevnoy_zhizni.docx423.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме

 «Как использовать знания по биологии в повседневной жизни».

Михеева Лариса Анатольевна, МАОУ «СОШ №1» г. Перми

Цель: обмен опытом по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии.

«Пустая, ни на чём не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли»                                                                                              

                                                                                                           К.Д.Ушинский

  Современная система образования в настоящее время нацелена на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

  На уроках биологии есть достаточно много возможностей для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся: Научить применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, ставить вопросы и отвечать наних, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с применением полученных знаний.

        Мои наблюдения показывают, что ученики, обладая определенным богажом знаний, не могут применить их на практике в повседневной жизни.

Следовательно, в работе я использую:

-ситуационные задания;

-смысловое чтение;

- метод аналогий;

-моделирование;

- проектную деятельность.

1. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов;

Задание: Кот – лекарь. Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

2.  Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. Результаты смыслового чтения:

      ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности. (Приложение 1).

     3. Метод аналогий использую при изучении тем: многообразие и значение растений, животных, в курсе изучения анатомии, бионики.

      Например: подобрать пары: шприц-комар; гусеница, дождевой червь, крот – гусеничный трактор; пингвин, тюлень, белый медведь – снегоход; летучая мышь, дельфин, кит – радар. (Приложение 2).

     4. Методы моделирования и проектов – эти технологии реально способствуют формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, умеющего использовать знания по биологии в повседневной жизни. (Приложение 3).

         За школьным порогом не встретишь чисто биологическое или чисто химическое, математическое явление, поэтому очень важно формирование на уроках целостного мировосприятия и умения применять естественнонаучные знания для решения жизненных проблем.

Приложение 1.  Грибы

 

Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное. Ответьте на вопросы 1-4 и выполните задания 1- 5.

Грибы — своеобразные живые организмы. Они, как и растения, постоянно растут, находятся на одном месте и, как животные, питаются готовыми органическими веществами. К ним относятся известные всем белые грибы, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки. Эти грибы называются шляпочными. Шляпочный гриб состоит из нитей грибницразвивающейся в почве, и плодового тела, состоящего из пенька и шляпки./ Многие виды шляпочных грибов растут в лесах: белые грибы — вблизи берез, сосен, елей и дубов, подосиновики — около осин, подберезовики — около берез. Нити грибницы оплетают корни деревьев и извлекают из них органические вещества. Из почвы они поглощают воду и минеральные соли, которые необходимы им и корням деревьев. Так грибы и деревья помогают друг другу./ Многие шляпочные грибы съедобны. Их собирают и используют в пищу вареными, жареными, солеными, маринованными. Некоторые шляпочные грибы ядовиты, например бледная поганка, мухомор, ложный опенок. К грибам относятся не только шляпочные грибы, но и плесени, дрожжи, головня, спорынья и многие другие./ Плесени поселяются на растительных остатках, на хлебе, вареных овощах и других продуктах питания. Если оставить в кастрюле немного вареного картофеля и накрыть ее крышкой, то через несколько дней можно обнаружить в ней белый «пух», а затем и «пух» с черными головками. Это белая плесень, или мукор. На хлебе, находящемся во влажном месте, развивается сизая плесень, или пеницилл. Сизые плесени используют для получения лекарства пенициллина./ Дрожжи — одноклеточные грибы. В природе они встречаются на растениях, например, на спелых ягодах, в нектаре цветков. Эти грибы используются в приготовлении различных вин. Широко известны дрожжи, применяемые в хлебопечении. В природе они не встречаются. Человек издавна их использовал для приготовления теста и выпечки хлебных изделий./ Головня и спорынья — паразитические грибы. Они поражают цветки злаковых растений. При созревании спор головни колоски овса или пшеницы выглядят словно обгорелыми (отсюда и название). Спорынья образует в колосках плотные рожки темнофиолетового цвета/ Некоторые грибы поселяются на теле животных, например рыб. В процессе своей жизнедеятельности они разрушают живые клетки животного, вызывая язвы. Многие грибы живут в почве и, питаясь различными органическими остатками, образуют гумус, которым, в свою очередь, питаются другие почвенные грибы, различные бактерии, превращая его в минеральные соли.

Вопросы к тексту (базовый уровень)

1. Чем грибы сходны с растениями?

2. Чем грибы сходны с животными?

3. Какое строение имеет шляпочный гриб?

 4. Какие шляпочные грибы вам известны?

Задания к тексту (повышенный уровень)

 Задание №1. Где в природе встречаются дрожжи?

 Задание №2. Какие грибы названы паразитами и почему?

 Задание №3. Какое значение имеют грибы, обитающие в почве?

 Задание № 4. Используя текст, укажи о значении грибов в природе и жизни человека. (Положительная роль. Отрицательная роль)

 Задание № 5. Можно ли сказать, что некоторые грибы и растения помогают друг другу? Ответ поясните. Приведите примеры.

Приложение 2

Приложение 3. Модель Дондерса

Инструкция:

  1. Отрезаем от пластиковой бутылки верхнюю часть. Высота отрезанной верхней части должна быть около 10 см
  2. Просуньте воздушный шарик через горлышко бутылки так, чтобы основная часть шарика была внутри, а клапан оставался снаружи.
  3. Вырежьте квадрат из полиэтиленового пакета. Не беспокойтесь, если края будут не ровные.
  4. Поставьте бутылку вверх дном на стол, поместите на нее квадрат из полиэтилена и закрепите его резинкой или скотчем.

 http://www.lmagic.info/images/LungStep4.jpg

  1. Сложите кусочек скотча пополам липкими сторонами друг к другу, оставляя концы открытыми. Прикрепите скотч к полиэтилену

http://www.lmagic.info/images/LungStep7.jpg        http://www.lmagic.info/images/LungStep8.jpg

  1. Потянуть скотч вниз и наблюдайте за происходящим процессом. Затем отпустите скотч и посмотрите за изменениями. Наблюдать за происходящими процессами.

Полиэтиленовая основа играет роль диафрагмы, шарик – это легкое, а сама бутылка – это герметичная плевральная полость.

Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму нужно опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и в шарике, изображающем легкое, упадет, и наружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Опустите «диафрагму», а еще лучше вдавите ее немного внутрь, воздух из шарика выйдет, произойдет «выдох».

Литература:

  1. Н.Е Коркина. Тексты для смыслового чтения. Учебно – методическое пособие по биологии. Бугуруслан, 2014
  2. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fprezentacii.org

модель Дондерса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии....

Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)Смышляева На

"Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенны математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)"Смышляева Натал...

Интегрированный урок химии и биологии «Соли в повседневной жизни человека». 9-й класс

Задачи данного урокавыяснить какие соли наиболее часто встречаются в жизни человекавыяснить, на каких физических и химических свойствах основано их применение;развивать практические навыки проведения ...

Разработка внеклассного мероприятия «Химия и биология в повседневной жизни»

Интеллектуальный конкурс-игра.«Химия и биология в повседневной жизни»Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев...

Связь школьного предмета биологии с повседневной жизнью школьника

На моей странице будут опубликованы некоторые занятия, которые я проводила со своими учащимися.Надеюсь, что опубликованные мной материалы пригодятся Вам  в профессиональной деятельности....