Разработка внеклассного мероприятия «Химия и биология в повседневной жизни»
план-конспект занятия по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Интеллектуальный конкурс-игра.

«Химия и биология в повседневной жизни»

Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.

Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев Ф.Р.

Цели:

  • Создать условия для расширения и углубления знаний по химии и биологии на основе углубления межпредметных связей.
  • Стимулировать познавательную активность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, применяя нестандартные  формы учебной деятельности.
  •      создание условий для  развития логического мышления и быстроты реакции,   умения применять знания на практике;
  • Продемонстрировать важность и необходимость знаний по химии и биологии в повседневной жизни человека.
  •    Способствовать развитию логического мышления и коммуникативных качеств учащихся.
  • способствовать формированию чувства   ответственности, умения, работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Химия и биология в повседневной жизни»

Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.

Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев Ф.Р.

Цели:

  • Создать условия для расширения и углубления знаний по химии и биологии на основе углубления межпредметных связей.
  • Стимулировать познавательную активность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, применяя нестандартные  формы учебной деятельности.
  •      создание условий для  развития логического мышления и

быстроты реакции,   умения применять знания на практике;

  • Продемонстрировать важность и необходимость знаний по химии и биологии в повседневной жизни человека.
  •    Способствовать развитию логического мышления и коммуникативных качеств учащихся.
  • способствовать формированию чувства   ответственности, умения, работать в коллективе.

Форма: интеллектуальный конкурс-игра.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители!

Приветствуем всех вас на конкурсе «Химия и биология в повседневной жизни. (слайд №2)

Наш конкурс мы  хотим начать со слав великого Конфуция:

«Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются все существа»

Ведущий 2

Две науки о природе

Повстречались на дороге.

Спор затеяли они-

Кто важней из них, пойми!

Ведущий 1

Биология - наука о живом.

Мир живой - наш общий дом.

Каждый должен знать отлично,

Все в природе гармонично!

Полюби науку эту, все живое на Земле…

Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…

Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…

Наша дивная планета, наш с тобою общий дом.

Ведущий 2

От простого к сложному,

От невозможного к возможному.

Химия – наука мироздания,

Скажет из чего построить здание.

Пояснит нам сущность изменения

Фотосинтеза, горения, гниения.

Ведущий 1

Без химии жизни, поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым весь свет,

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Ведущий 1

Все в нашей жизни закономерно,

Все очень точно, а не примерно.

Логика жизни состоит в том

С каким багажом знаний

По жизни пойдем.

Ведущий 2

Начать нашу игру мы хотим со слов великого Гёте: 

Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.

Ведущий 1.  Итак, начинаем нашу интеллектуальную игру. Перед нами 2 сборные  команды учащихся  9-х, 10-х и 11-х классов.

 Наше состязание пройдет с увлекательными экспериментами, провести  которых  нам помогут знатоки химии 11-го класса Мухарлямова Марьям, Хайруллин Хасан и Хайруллин Хусаин.

Наша игра состоит из 6 раундов. Названия которых :

  • «Кто больше, кто дальше»
  • Устами младенца
  • Эксперимент на кухне
  • Таинственная рукопись
  • Что бы это значило?
  • Шкатулки с интересом

Игра пройдет между командами АЛХИМИКИ и ХИМБИОЛОГИ.  А судить нашу игру мы предоставим компетентному жюри  в составе которых  наши гости учителя химии и биологии :

Итак мы начинаем игру.

1-й раунд  называется  «Кто больше, кто дальше»

Инструкция   Перед вами вопросы, каждый из которых оцениваются в 1 балл. Вы  по очереди  выбираете  вопрос и выслушав отвечаете. Если нет ответа, то право ответа передается другой команде. Ответы вам задает профессор …….

Итак поехали!

          Вопрос №1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)

Вопрос №2. Как называется болезнь железа и растений? (Ржавчина. На железе вследствие окисления, на растениях – бурое пятно в местах, где развиваются споры грибов – паразитов)

Вопрос  №3. Как называется вещество, благодаря которому крапива «кусается»? (Муравьиная кислота)

Вопрос  №4. Как называется насыщенный органическими веществами верхний тёмный слой почвы? (Гумус)

Вопрос №5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (Цирроз)

Вопрос  №6. Какая фраза является более точной с точки зрения химика: «Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в организме женщины больше, чем в организме мужчины)

Вопрос  №7.Соли, каких элементов входят в состав костей? (Соли Са, P, Mg)

Вопрос  №8. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О)

Вопрос  №9. Какая кислота в большем количестве вырабатывается у «аппетитных» для комаров людей? (Молочная кислота)

Вопрос  №10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина? (Железо)

Вопрос  №11.В природе молекулярный азот может фиксироваться именно этими организмами. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)

          Вопрос  №12. Назовите формулу оксида, в удалении которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углерода (IV) СО2)

Молодцы, ребята!  Ваши знания пригодятся Вам в жизни

 В знак поощрения давайте посмотрим опыт «Коварный пятиглавый змей»

2й раунд называется  «Устами младенца»

Испытание  на быстроту реакции. Вопросы на тему «Растения рядом с нами». Задания-загадки вам зададут  учащиеся младших классов.

 Выслушав задание необходимо максимально быстро поднять сигнальный флажок (зелёного цвета) о готовности дать ответ, правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется другой команде. Правильно ответившая команда продолжает игру.

Загадка №1   У нас в саду растет такие штучки на кустиках, их по -индийски называют «крупная ягода», по итальянски – «золотое яблоко». Они бывают оранжевыми, желтыми, красными и даже коричневыми. Я их не люблю, а мама чего только из них не делает!   Что же это?  (томат)

Загадка №2   Скажите, пожалуйста, зачем скворцы и галки «катаются» на коровах,  лошадях, овцах? Им что, летать лень?

                            ( таскают шерсть для гнёзд, выклёвывают насекомых)

Загадка №3   Давным – давно считали, что этим блестящим веществом можно спасти от любого злого колдовства, их делали острыми для убийства вампиров, это же вещество защищает от яда и бактерий, их даже бросают в емкости с питьевой водой. Это что за вещество?    (серебро)

Загадка №4   На лугу растут такие красивые белые штучки. Их  когда-то использовали  гномы  вместо  зонтиков. А мама говорит, что это очень полезное, лекарственное растение, отвар которой используется против воспаления                                     (ромашка)

Загадка №5   Мне очень интересно, почему нужно дышать через нос, а не через рот?

                   (в носу есть слизь и волоски, задерживающие пыль из воздуха)

Загадка №6   Я видела  таких интересных карликовых деревьев в саду. Папа говорит, что они такие твердые и ими можно поцарапать машину. А мама их не любит, говорит что это сорняк. Мне они нравятся, похожи на сосну для  гномиков. Что это?                                                        (хвощ)

Спасибо нашим маленьким любознательным ПОЧЕМУЧКАМ.

А теперь немножко отдохнём, для игроков и зрителей  ПЕННЫЙ ВУЛКАН!!!

Химики-лаборанты показывают интересный опыт с разноцветными пенами.

 Раунд №3   «ЭКСПЕРИМЕНТ НА КУХНЕ» 

Первая ситуация…Представьте ситуацию на кухне. Мама приготовила растворы трёх веществ: раствор поваренной соли, раствор сахара, раствор питьевой соды. Зазвонил телефон, мама вышла из кухни, а вернувшись  - не смогла вспомнить, в каком стакане – какой раствор. Задание  - помогите маме определить, что,  в каком стакане.

Оценивание: при соблюдении правил технике безопасности, если эксперимент выполнен правильно (все вещества определены) – команда получает 5 баллов, если определили два вещества – 4 балла, одно – 3 балла. Все вещества определены неверно – 0 баллов. При не соблюдении правил технике безопасности, команда теряет 1 балл. 

Вторая ситуация

Раунд №4    «Таинственная рукопись»

Ведущий-2: За каждую правильно восстановленное задание команда получает по 3 балла. (На опалённых по краям листочках бумаги написаны задания, которые выполняет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт жюри:

№1. Zn+ ?=ZnCl2+ ?

№2. тимофеевка →   ?   →лягушка→   ?

№3.    ?    →мышь →   ?   →сова

№4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ?

№5. гниющие остатки →   ?   →сойка→   ?

№6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?

Пока они решают эти задания, мы поиграем со зрителями. Эта игра называется «Музыкально-биохимический хит» 

№1.  Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие». (Бананы-кокосы)

№2.  Напойте фрагмент песни группы «Сплин» о нарушении функционирования жизненноважного,  кровенагнетающего органа. (Моё сердце остановилось, моё сердце замерло).

№3.  В очень известном шлягере В.Добрынина герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите формулу вещества. («Не сыпь мне соль на рану». NaCl)

№4. С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни о невесте С6Н12О6. Назовите её. (Глюкоза)

 

Раунд №5  «Что бы это значило?

1.Эксперимент №1 (затухание свечи)

2. Эксперимент №2 (вспыхивание тлеющей лучинки при добавлении катализатора)

 

Раунд №6   «Таинственные шкатулки»

Инструкция: команда должна выбрать одну шкатулку и по подсказкам определить, что находится в черной шкатулке.

За правильный ответ команда получает 5 баллов. Если ответ дан неправильный, команда имеет возможность выбрать вторую шкатулку, в этом случае за правильный ответ получает только 4 балла. Если и во второй раз ответ неправильный, команда получает 0 баллов.

1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При  Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае-корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция?

                                        (Ответ:В черной шкатулке - жевательная резинка).

2. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные.

Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой         шкатулке.

                                                            (Ответ:  В черной шкатулке  вещество-

                                                           поваренная соль, или хлорид натрия).

3. Это один из главных металлов электротехники. Вместе с золотом, серебром, железом, оловом, свинцом и ртутью этот металл входит в «великолепную семерку» металлов, известных людям с незапамятных времен. Из этих семи древнейших металлов лишь три – золото, серебро и этот металл – встречаются на Земле в самородном состоянии.

        Из сплава на основе этого металла с древнейших времен изготавливали статуи и колокола. Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол, находящиеся в Московском Кремле. Соли этого металла ядовиты, их растворами в сельском хозяйстве протравливают семена перед посевом для уничтожения спор и плесневых грибов на них. Большие залежи руд этого металла находятся на Урале и Алтае.

                                                                                                     (Ответ: медь)

4.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете.

Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь?                                                                    (о розе)

5 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда? К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам игрушка из этого металла.

Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.

 В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.

6 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Об открытии какого вещества идет речь?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 - мыло.

Подведение итогов игры.

Учитель:

Поздравляем с  успешным

завершением соревнования!

Желаем упорства и удачи

в дальнейшем изучении предметов

ХИМИИ И БИОЛОГИИ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Цветы в жизни человека".

Цель: показать, что цветы всегда играли и играют особую роль в жизни человека; расширить кругозор учащихся; активизировать  мыслительную деятельность через разгадывание загадок, ответы на во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"

Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....

методическая разработка внеклассного мероприятия по теме :"Роль никотина в жизни подростка"

Данная разработка может использоваться на уроках с применением здоровьесберегающих технологий и при проведении классных часов по здоровому образу жизни...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Биология» Био-эко-марафон

Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования при проведении внеклассных мероприятий по предмету.В  методической разработке подробно ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «ХИМИЯ +»

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие естественно-научной направленности.Форма проведения: интерактивная игра с бинарной (межпредметной) направленностью.Цель: систематизация знаний обучающихся по х...