Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Биология» Био-эко-марафон
    методическая разработка на тему

    Вензелева Наталия Игоревна

    Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

    В  методической разработке подробно изложены цель и задачи внеклассного мероприятия, актуальность выбранной формы проведения, представлен сценарий мероприятия.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования, науки и молодежной политики

    Воронежской области

    ГБПОУ ВО «БСХТ»

    Методическая разработка

    внеклассного мероприятия по дисциплине «Биология»

    Био-эко-марафон

    2018

    ОДОБРЕНА                                                                УТВЕРЖДАЮ

    комиссией общеобразовательных                            Зам. директора по УР

    дисциплин                                                                   _____ Т.Г. Овсянкина

    Протокол №

    От « ____    »  _______ 201    г.

    Председатель   ________  Г.В.  Морозова

    Методист  ____________  Н.В.  Ессе

    Автор: Вензелева Н.И., преподаватель ГБПОУ ВО «БСХТ»

    Рецензент: Зенькова М.Н., преподаватель ГБПОУ ВО «БСХТ»

    Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

    В  методической разработке подробно изложены цель и задачи внеклассного мероприятия, актуальность выбранной формы проведения, представлен сценарий мероприятия.

    Содержание

    1. Введение                                                                                3стр.
    2. Основная часть                                                                        4 стр.
    3. Заключение                                                                        12стр.
    4. Приложение                                                                        13стр.
    5. Литература                                                                                22стр.

    Введение

    Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету.

    Внеклассная работа не является обязательной для всех обучающихся. Она охватывает, главным образом, тех ребят, которые проявляют особый интерес к данному предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы вовлекаются все обучающиеся. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее приделы и определяется в основном интересами обучающихся. В процессе внеклассной натуралистической работы обучающиеся развивают свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самодеятельность, приобретают практические умения и навыки, получают знания о растениях и животных и, наконец, у них формируются правильные научные взгляды на природу.

    Био-эко-марафон – один из примеров массовой формы проведения внеклассного мероприятия. Данная нестандартной форма организации внеклассной работы способствует не только повышению мотивации у обучающихся к познанию окружающей действительности, к развитию мышления, коммутативности, а также, к формированию толерантности, умению дискутировать.  

    Активная форма проведения внеклассных мероприятий требует повышенной активности преподавателя, творческого подхода, умения заинтересовывать обучающихся, привлечь их к исследовательской работе.

    3

    Основная часть

    Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.

    Задачи:

    1. Повторить, закрепить и расширить знания обучающихся по курсу «Общая биология».
    2. Развивать мыслительную деятельность, научить грамотно, формулировать свои мысли, делать выводы из прочитанного и услышанного, пользоваться предметным языком.
    3. Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.
    4. Развивать умение согласованно работать в коллективе.

    Оборудование:

    • Презентации по заданиям станций.
    • Маршрутные листы с планом передвижения команд (Приложение 1).
    • Напечатанные задания (Приложения 2).
    • Таблички с названием станций.

    Место проведения: учебные кабинеты.

    Подготовительный этап: В группах предлагается сформировать команды из 5 человек, выбрать капитанов команд. Оговариваются темы для повторения, проводятся консультации по возникшим вопросам.

    Ход мероприятия

    Команды собираются в актовом зале, представляются, приветствуют друг друга. Командам вручаются маршрутные листы и схема передвижения по станциям, которой они должны строго следовать. Оговариваются условия и регламент передвижения по станциям. На каждой станции сидит член жюри (из числа преподавателей или подготовленных студентов), который объясняет условия выполнения задания на данном этапе. Штрафные очки начисляются за нарушение дисциплины. У каждого члена жюри имеется набор материалов необходимых на данной станции. На двери аудитории весит табличка с названием станции.

    Станция «Юный натуралист»

    Команда 1-1.

    Пользуясь фотографиями или рисунками насекомых определите приспособительные особенности конечностей в связи с их функциями, выполняемыми у данных насекомых.

    - Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.

    4

    Например, жук-плавунец: в связи с тем, что он обитает на водной поверхности, его задние конечности расширены и напоминают весла. Ими он совершает плавательные движения.

    Насекомое

    Приспособительные особенности

    Пчела

    кузнечик

    Команда 1-2.

    Пользуясь фотографиями или рисунками животных, определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц.

    - Наблюдения и выводы запишите в таблицу.

    Например, синица, соловей, трясогузка (птицы, питающиеся насекомыми)имеют острый, тонкий, различной длины клювы.

    Птицы

    Приспособительные особенности

    Клест, снегирь

    Орел, сокол, ястреб

    Команда 1-3.

    На примере комнатных растений, определите черты приспособленности к условиям влажности, выработавшиеся у растений в процессе эволюции. Определите соответствующие морфофизиологические приспособительные свойства у данных растений (особенности строения).

    5

    - Наблюдения и выводы запишите в таблицу.

    Растения

    Приспособительные особенности

    Кактусы и другие суккуленты

    Фиалки

    Станция «Многообразие жизни»

    Основные правила:
    В игре используется принцип подсказки и снижения очков. Всего можно заработать 5 баллов за каждый вопрос. Но с каждой подсказкой снижается по одному баллу.

    В начале каждого вопроса есть слово-подсказка. Она может помочь вам, так что будьте предельно внимательны.

    Команда 1-1.

    1) Тема: Растение

    5. Это одно из самых древних культурных растений, в Древнем Египте и Греции считалась пищей рабов
    4. Её кормовые сорта называются турнепсом
    3. До Петра I она была вместо картошки 
    2. Культурное растение семейства крестоцветные, обычно имеет желтоватый оттенок корнеплода
    1. Что бы её достать, пришлось хорошо поработать всей семьёй, включая домашних животных

    Ответ: Репа

    Команда 1-2.

    2) Тема: Растение

    5. С помощью плодов этого растения в Индии ловят обезьян
    4. На один осенний праздник из неё делается фонарь Джека
    3. Из неё делают один из самых популярных овощных соков.
    2. Этим растением иногда называют не особо умную голову
    1. Она лёгким движением руки превращается в карету

    6

    Ответ: Тыква

    Команда 1-3.

    3) Тема: Животное

    5. Среди них есть лисица, которая питается фруктами и имеет длину тела до 42 сантиметров
    4. Это единственное настоящее летающее млекопитающее
    3. У многих из них есть большие уши, улавливающие ультразвук
    2. Вопреки суеверию, кровососами среди них является всего лишь три вида
    1. Это животное является символом защитника Готэма

    Ответ: Летучая мышь

    Команда 1-1.

    4) Тема: Порода

    5. Это животное было символом олимпиады 1972 года
    4. В первых немецких записях об этом животном его называли «барсучьим воином»
    3. У А.П. Чехова было их две
    2. Её внешний вид вдохновил на создание одного из самых популярных блюд для фаст-фуда.
    1. Про неё говорят, что это большая собака, просто хорошо упакованная

    Ответ: Такса

    Команда 1-2.

    5) Тема: Животное

    5. Несмотря на свой размер, строение её иммунной системы очень близко к человеческой
    4. По мнению учёных, в случае атомной войны выживут только они и тараканы
    3. Это животное было переносчиком чёрной смерти
    2. Вопреки расхожему мнению, сыру они предпочитают сладости
    1. Это любимое животное старухи Шапокляк

    Ответ: Крыса

    Команда 1-3.

    6) Тема: Животное

    5. У этого млекопитающего чёрная кожа
    4. Что бы быть максимально незаметным, на охоте он прячет свой нос
    3. В честь него названо целых 2 созвездия
    2. Самый крупный сухопутный хищник Арктики
    1. Один из ярких представителей вида имел имя Умка

    Ответ: Белый медведь

    7

    Команда 1-1.

    7) Тема: Животное

    5. В отличии от своих родственников, этот грызун не усваивает клетчатку
    4. В одной отечественной сказке она была в роли ювелирного щелкунчика
    3. Эти животные делают зимние запасы с запасом, так как часта забывают их местоположение
    2. Это животное – один из символов алкоголизма
    1. Это самое популярное животное из мультфильма «Ледниковый период»

    Ответ: Белка

    Команда 1-2.

    8) Тема: Растение

    5. От плодов этого дерева в тропиках погибает больше человек, чем от акул
    4. На пасху христиане собирают ветки вербы, поскольку это растение не растёт в большинстве христианских стран 
    3. Вопреки общественному мнению, на ней не растут ананасы
    2. В мультфильме Futurama её наряжают на новый год вместо ёлки
    1. Если верить рекламе, плоды этого дерева являются основной частью «райского наслаждения»

    Ответ: Пальма

    Команда 1-3.

    9) Тема: Рыба

    5. С этой рыбы рисовался чужой, т.к. она имеет две челюсти
    4. Это крупный засадный хищник, обитающий в коралловых рифах
    3. Её активность – это одна из основных причин запрета на купание в Красном море вечером и ночью
    2. Её часто путают с угрём из-за характерной формы тела
    1. Её название немного мурлыкает

    Ответ: Мурена

    Для зрителей.

    10) Тема: Животное

    5. 10 голов этого животного могут съесть человека примерно за час
    4. На основе карточной игры «101» в России была создана подобная настольная игра, где оформление и название тесно связанно с загаданным животным
    3. В популярном советском мультфильме это животное случайно подложила себя же на день рождение друга
    2. По версии другого, западного, мультика, его дикий сородич очень дружит с сурикатом
    1. На протяжении многих десятилетий это животное желало малышам

    8

    спокойной ночи.

    Ответ: Свинья

    Станция «Экосистема»

    Команда 1-1.

    Задание: составьте цепь питания из следующих звеньев:

                    Божья коровка, синица, сок растения, тля, синица.

    Команда 1-2.

    Задание: составьте цепь питания из следующих звеньев:

                    Улейка, окунь, водоросли, рачки.

    Команда 1-3.

    Задание: составьте цепь питания из следующих звеньев:

                    Стрекоза, трясогузка, рогоз узколистный, коршун, комар.

    Станция «Экологические задачи»

     Задача 1. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

    Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

    Задача 2. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

    Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

    9

    Задача 3. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.

    Ответ. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений.

    Задача 4. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

    Ответ. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.

    Задача 5. Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?

    Ответ.   Выдра ловит больных и ослабленных рыб.

    Задача 6. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

    Ответ. Таким образом, вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

    Задача 7. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

    Ответ. Выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые

    10

    деревья.

    Задача 8. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

    Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

    Станция «Домашнее задание»

    На этой станции собираются все команды и заслушивают подготовленные мини-проекты от каждой команды. Тема мини-проектов «Известные люди, внесшие вклад в развитие биологических наук». Здесь предлагается рассказать и показать презентации о следующих известных ученых: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, И.В.Мичурин.(Приложение 3)

    По результатам марафона жюри подводит итог (Приложение 4) и объявляет победителя.

    11

    Заключение

    Хорошо поставленная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет обучающимся значительно расширить, осознать и углубить полученные знания, превратить их в стойкие убеждения.

     Внеклассная форма обучения биологии открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы преподавателя, так и для многообразной познавательной деятельности обучающихся, их воспитания и развития как творческой личности. 

    Содержание био-эко-марафона, как и любой другой формы внеклассной работы, выходит за рамки учебной программы по биологии. Однако она является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития обучающихся. Организация этой работы служит одним из критериев творческой работы преподавателя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

    12

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Маршрутные листы с планом передвижения команд:

    Команда 1-1

    1. Станция «Юный натуралист»
    2. Станция «Многообразие жизни»
    3. Станция «Экосистема»
    4. Станция «Экологические задачи»
    5. Станция «Домашнее задание»

                                                Команда 1-2

    1. Станция «Многообразие жизни»
    2. Станция «Экосистема»
    3. Станция «Экологические задачи»
    4. Станция «Юный натуралист»
    5. Станция «Домашнее задание»

    Команда 1-3

    1. Станция «Экосистема»
    2. Станция «Экологические задачи» 
    3. Станция «Юный натуралист»
    4. Станция «Многообразие жизни»
    5. Станция «Домашнее задание»

    13

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Станция «Юный натуралист»

    Команда 1-1.

    Пользуясь фотографиями или рисунками насекомых определите приспособительные особенности конечностей в связи с их функциями, выполняемыми у данных насекомых.

    - Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.

    Например, жук-плавунец: в связи с тем, что он обитает на водной поверхности, его задние конечности расширены и напоминают весла. Ими он совершает плавательные движения.

    Насекомое

    Приспособительные особенности

    Пчела

    кузнечик

    Команда 1-2.

    Пользуясь фотографиями или рисунками животных, определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц.

    - Наблюдения и выводы запишите в таблицу.

    Например, синица, соловей, трясогузка (птицы, питающиеся насекомыми)имеют острый, тонкий, различной длины клювы.

    Птицы

    Приспособительные особенности

    Клест, снегирь

    Орел, сокол, ястреб

    14

    Команда 1-3.

    На примере комнатных растений, определите черты приспособленности к условиям влажности, выработавшиеся у растений в процессе эволюции. Определите соответствующие морфофизиологические приспособительные свойства у данных растений (особенности строения).

    6

    - Наблюдения и выводы запишите в таблицу.

    Растения

    Приспособительные особенности

    Кактусы и другие суккуленты

    Фиалки

    Станция «Экосистема»

    Команда 1-1.

    Задание: составьте цепь питания из следующих звеньев:

                    Божья коровка, синица, сок растения, тля, синица.

    Команда 1-2.

    Задание: составьте цепь питания из следующих звеньев:

                    Улейка, окунь, водоросли, рачки.

    Команда 1-3.

    Задание: составьте цепь питания из следующих звеньев:

                    Стрекоза, трясогузка, рогоз узколистный, коршун, комар.

    15

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Василий Васильевич Докучаев

    Детство и образование

    Слайд 1

    Василий Докучаев родился в селе Милюково, расположенном в Смоленской губернии, 17 февраля 1846 года. Отец будущего геолога был священником. Василий стал седьмым ребенком в семье – у него было четыре старших сестры и два брата. Первичное образование он получал в духовном училище городка Вязьмы, а среднее – в Смоленской духовной семинарии. Бесплатное обучение в семинарии проходили преимущественно дети священнослужителей. Она была местом, в котором господствовали жестокие нравы и традиции, поддерживаемые как учениками, так и педагогами.

    Слайд 2

    Окончив семинарию в 1867 году, Василий, как один из лучших ее воспитанников, отправился в духовную академию Санкт-Петербурга. Несмотря на хорошие перспективы, он проучился в этом заведении всего три недели. Докучаев понял, что хочет посвятить свою жизнь совершенно другому направлению, и перевелся в Петербургский университет, на естественное отделение. Из уважаемых ученых того времени на Докучаева большое влияние оказали: Д. И. Менделеев, А. Н. Бекетов, А. В. Советов и А. А. Иностранцев. Он был знаком с ними лично и продолжал общаться после окончания учебы в 1871 году.

    Первые исследования

    Слайд 3

    Прежде чем узнать, что открыл Василий Докучаев, познакомимся с его первыми шагами в науке. Окончив учебу, начинающий геолог остался работать на своем факультете на должности консерватора минералогической коллекции. Здесь он задержался на 6 лет. Затем молодой ученый был избран доцентом, а еще позже профессором минералогии. Получив научную степень, он устроился в Институт гражданских инженеров на должность преподавателя минералогии. В период до 1878 ученая деятельность Василия Васильевича была связана главным образом с изучением новейших наносов (четвертичных образований) и почв в европейской части России.

    Слайд 4

    С 1871 по 1877 год ученый совершил несколько экспедиций по центральной и северной частям России, а также югу Финляндии. Задачей Докучаева было исследование геологического строения, времени и способа образования речных долин, а также изучение геологической деятельности рек. В следующем году Василий Васильевич благополучно защитил диссертацию о происхождении речных долин Европейской части России. В данной работе геолог изложил теорию формирования речных долин, под действием постепенно развивающегося процесса линейной эрозии. Уже в те

    16

    времена в область научного интереса Василия Докучаева попали почвы, которые он изучал вместе с четвертичными отложениями и динамической геологией.

    Слайд 5

    В 1874 году он выступил на заседании общества естествоиспытателей города Санкт-Петербурга с докладом на тему «Подзолы Смоленской губернии». В следующем году ученого пригласили поучаствовать в составлении почвенных карт европейской части России. В 1878 году руководитель проекта В. И. Чаславский умер, поэтому пояснительную записку к карте пришлось составлять лично Докучаеву. С этой задачей он благополучно справился к 1879 году. В этом же году Василий Васильевич инициировал создание почвенного музея, при котором работала бы лаборатория.

    Генетическое почвоведение

    Слайд 6

    В 1877 году Василий Васильевич выступил перед представителями ВЭО с докладом. В своем выступлении он критически проанализировал сведения о черноземах, которые были опубликованы ранее, и теории их происхождения (болотную, морскую, растительно-наземную). Кроме того, Василий Васильевич Докучаев кратко изложил свой план предстоящих исследований. П. А. Костычаевым была предложена другая программа, но ВЭО все-таки отдало предпочтение плану Докучаева и назначило его руководителем «черноземной комиссии». С 1877 по 1881 год Василий Докучаев совершил ряд выездов на черноземную зону. Общая протяжность его экспедиции составила более 10 тысяч километров.

    «Русский чернозем»

    Слайд 7

    В 1883 году Докучаев опубликовал сочинение «Русский чернозем». В этой работе были детально рассмотрены: способ происхождения, область использования, химический состав, методы исследования и принципы классификации чернозема. Кроме того, Василий Васильевич предложил определять почву как особое природное минерально-органическое образование, а не любой поверхностный нанос или же пахотный слой. Он считал, что каждая почва является результатом взаимодействия животного мира, климата, материнской породы, рельефа и времени.

    Нижегородская экспедиция

    Слайд 8

    В 1882 году нижегородское губернское земство предложило Докучаеву произвести полное обследование губернии с геологической, почвенной и естественно-исторической точки зрения, с целью более корректной расценки земель. Ученый, вместе с подготовленными им лично специалистами в области почвоведения, согласился на эту работу. За шесть лет изысканий было издано 14 выпусков отчета, получившего название «Материалы по оценке земель Нижегородской губернии».

    17

    «Особая экспедиция»

    Слайд 8

    В 1892 году Докучаеву удалось добиться разрешения на «Особую экспедицию» по испытанию и учету способов и методов лесного и водного хозяйства в российских степях. Василий Докучаев с помощью этой кампании хотел проверить эффективность созданной им программы. Отработка способов защиты почв была проведена на трех участках: Каменная степь, Шипов лес и Хреновской бор (Воронежская область). В 1911 году на этом месте основали опытную станцию им. Докучаева. В результате команда Докучаева продемонстрировала эффективность его программы. Однако из-за того, что с каждым годом вложения в экспедицию сокращались, в 1897 году ее пришлось прекратить.

    Последние годы

    Слайд 9

    В конце 1895 года у Докучаева была диагностирована тяжелая форма нервного расстройства. Через год произошел второй приступ болезни, две недели ученый провел в бреду. В феврале 1897 года от рака умерла супруга Докучаева. Летом того же года его мучили сильнейшие головные боли, началось ослабление памяти и чувств. Лишь осенью геолог смог вернуться к любимой работе. Следующие три года жизни Докучаева были чрезвычайно плодотворными: на них пришлось около 25% публикаций геолога. В это период Василий Васильевич съездил с экспедициями на Кавказ, в Среднюю Азию и Бессарабию.

    Слайд 10

    В 1899 году он опубликовал две работы, в которых на основе зависимости почв от факторов их формирования изучил закон зональности, открытый А. фон Гумбольдтом. Докучаев также придумал идею книги «О соотношении живой и мертвой природы», однако успел написать для нее лишь первую главу. В 1900 году геолога настиг очередной приступ болезни. В конце года он практически перестал выходить из дома. В марте 1901 года ученый написал последнее письмо В.И. Вернадскому. 26 октября 1903 года Докучаев скончался. Его похороны состоялись 29 октября. Докучаев был похоронен на Лютеранском кладбище в городе Санкт-Петербурге.

    18

    Владимир Иванович Вернадский

    Слайд 2

    Известный учёный Владимир Иванович Вернадский ярким пятном выделялся среди своих современников. Его недюжинному и пытливому уму заслуженно принадлежит часть многих важных открытий. Среди них наука о биосфере, о единстве водного покрытия земли, науке биогеохимии, русском космизме. Он является одним из инициаторов исследований урана на добычу ядерной энергии.

    Слайд 3

    Владимир Иванович родился 12 марта 1863 г. в Петербурге. Его отец, Иван Васильевич, работал профессором экономики в Петербургском университете. Через пять лет после рождения Владимира Ивановича его семья переехала в Харьков. В Харькове Владимир Иванович поступил в Первую классическую гимназию. В 1876 г. семья Вернадского вернулась в Петербург. Владимир Иванович продолжил учёбу в одной из лучших в России Первой петербургской гимназии. В 1881 г. Владимир Иванович поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Здесь Вернадский провёл своё первое исследование (под руководством В.В.Докучаева). Оно было посвящено сусликам. Он выяснил, что перемещение земли, осуществляемое этими животными , достаточно велико.

    Слайд 4

    В 1886 г. Владимир Иванович окончил университет и остался в нём для продолжения научной работы, причём заинтересовала его уже минералогия. В 1898 г. Владимир Иванович возглавил кафедру минералогии и кристаллографии в Московском университете. В то время минералогия занималась, описанием и систематизацией минералов. Владимир Иванович Вернадский выдвинул идею эволюции минералов (связь с окружающей средой, изменение минералов во времени). Результаты своих опытов и размышлений Вернадский изложил в работе «История минералов земной коры».

    Слайд 5

    С 1905 г. Вернадский стал членом Конституционно-демократической партии, выступающей за демократические реформы в России.  В 1911 г. Владимир Иванович ушёл (вместе с другими профессорами) из Московского университета (в знак протеста против действий министра просвещения Кассо).

    Слайд 6

    Покинув Московский университет, Вернадский вернулся в Петербург и занялся научной работой. Он занимался, в основном, теми областями, которые находились между общепринятыми научными дисциплинами (химией, геологией и биологией), в результате чего появились новые науки – геохимия и биогеохимия.

    19

    Слайд 7

    Биогеохимия Владимира Ивановича занималась геохимическим процессами на поверхности Земли, в которых очень важную роль играют живые существа – представители биосферы. Он показал, что биосфера- это закономерный результат развития Земли. Вернадский расширил понятие «биосфера» (введённое в XIX веке), назвав этим термином оболочку Земли, включающую нижнюю часть атмосферы, почти всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, в существование которой живые организмы вносят существенный вклад. Такая трактовка была не нова, но Вернадский смог показать, что большинство осадочных горных пород – результат жизнедеятельности живых организмов. Вернадский разделял биосферу на две части – современную или активную (где сейчас живут всякие организмы) и пассивную, включающую область жизнедеятельности давно погибших организмов.

    Слайд 8

    Биогеохимия Владимира Ивановича занималась геохимическим процессами на поверхности Земли, в которых очень важную роль играют живые существа – представители биосферы. Он показал, что биосфера- это закономерный результат развития Земли. Вернадский расширил понятие «биосфера» (введённое в XIX веке), назвав этим термином оболочку Земли, включающую нижнюю часть атмосферы, почти всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, в существование которой живые организмы вносят существенный вклад. Такая трактовка была не нова, но Вернадский смог показать, что большинство осадочных горных пород – результат жизнедеятельности живых организмов. Вернадский разделял биосферу на две части – современную или активную (где сейчас живут всякие организмы) и пассивную, включающую область жизнедеятельности давно погибших организмов.

    20

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Результаты игры

    Команда 1-1

    Команда 1-2

    Команда 1-3

    Станция  «Приспособленность организмов к среде обитания».

    По 3-бальной системе

    Станция  «Многообразие жизни». Задание дается для каждой команды.

    В игре используется принцип подсказки и снижения очков. Всего можно заработать 5 баллов за каждый вопрос. Но с каждой подсказкой снижается по одному баллу.

    Станция  «Цепи питания». Каждая команда получает задание по составлению цепи питания, которое она должна выполнить за 2 минуты.

    По 3-бальной системе

    Станция   «Экологические задачи»

    По 3-бальной системе

    5 конкурс «Домашнего задания».

    По 5-бальной системе

    Итог:

    Итог:

    Итог:

    21

    Литература

    1. Каменский А.А. Биология. Общая биология.10-11 классы: учеб. для

    общеобразоват. учреждений/А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2012 .

    2. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: «Учитель»,

    2004.

    3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия (совместно с ВШ), 2002 .

    4. Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В.,Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. - М.: «Просвещение», 1980.

    5. Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл.общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов,

    И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2008 .

    6. Пономарева И.Н. Общая методика преподавания биологии: учебное пособие /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2008.

    22

    РЕЦЕНЗИЯ

     на методическую разработку внеклассного мероприятия  «Био-эко-марафон» по дисциплине «Биология»

    преподавателя ГБПОУ ВО «БСХТ»

    Вензелевой Наталии Игоревны

    Рецензируемая работа представляет собой методическую разработку, в которой подробно изложена методика проведения внеклассного мероприятия по биологии.

    Данная методическая разработка имеет логически правильно построенную структуру и включает в себя: аннотацию, введение, подчеркивающее актуальность использования активных форм обучения; основную часть, в которой представлены цель и задачи, структура мероприятия; заключение, приложение, список литературы.

    В методической разработке раскрыты значимость внеклассной работы по предмету, обоснована выбранная форма проведения мероприятия, подробно изложен ход игры. Имеется богатое приложение.

    Ценность данной методической разработки состоит в том, что она позволяет обучающимся развивать свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретать практические умения и навыки, получать знания о растениях и животных и, наконец, формировать правильные научные взгляды на природу. Это позволит будущим специалистам на любом уровне принимать грамотные решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной и образовательной деятельности.

    Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и представляет интерес для преподавателей предметников математических и общих дисциплин.

    Рецензент___________    Зенькова М.Н., преподаватель ГБПОУ ВО «БСХТ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"

    Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Говорим на языке Шекспира"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству У. Шекспира....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине ОБЖ Игра – викторина «Alko. STOP»

          Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное "оружие” в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы ка...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплинам общетехнического цикла «Морской бой»

    Внеклассное мероприятие «Морской бой» создано с целью систематизации знаний у студентов по дисциплинам общетехнического цикла. В основу мероприятия  включены вопросы по таким дисциплинам как инфо...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплинам общетехнического цикла «Своя игра»

    Внеклассное мероприятие «Своя игра» создано с целью систематизации знаний у студентов по дисциплинам общетехнического цикла. В игру включены вопросы по таким дисциплинам как информатика, математика, ф...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по дисциплине «Иностранный язык» викторина «Технический MIX»

    Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры-конкурса по английскому языку  «Технический MIX» содержит оригинальные материалы для проведения внеклассного мероприятия по дисци...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по дисциплине «Иностранный язык» викторина «Технический MIX»

    Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры-конкурса по английскому языку  «Технический MIX» содержит оригинальные материалы для проведения внеклассного мероприятия по дисци...