СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
олимпиадные задания по биологии (9 класс)

Стяжкина Елена Ивановна

В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.

       Содержание олимпиадных заданий проверяет не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.

       Сборник составлен на основании методических рекомендаций по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СБОРНИК

ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ПО БИОЛОГИИ

9 КЛАСС

Составитель Стяжкина Е.И.

учитель биологии высшей

                                                                квалификационной категории

2019 - 2020

Характеристика содержания школьного этапа

олимпиады по биологии

        В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.

        Содержание олимпиадных заданий проверяет не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.

        На основании методических рекомендаций по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников[1] в содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице 1.

 Таблица 1.

№ п/п

Блоки содержания

Класс

Признаки живых организмов.

5,6

Царство бактерий

6

Царство грибов

6

Царство растений

7

Царство животных

7

Человек

8

Система органического мира

9

Организм и окружающая среда. Экология

9

Цитология

9

Биология как наука. Методы научного познания

10

Многообразие и эволюция живой природы

10

Микробиология и биотехнология

10

Биология клетки. Биохимия

11

Молекулярная биология. Генетика

11

Учащиеся  должны обладать следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в школьном этапе олимпиады:

  • фактические, понятийные и теоретические знания
  • умения классифицировать и систематизировать
  • умения применять биологические знания, используя алгоритмы
  • умения устанавливать причинно-следственные связи
  • умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять
  • умение устанавливать межпредметные связи
  • умение оценивать последствия деятельности человека в природе
  • умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.        

Примерное количество заданий для школьного этапа[2], исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут), представлено в таблице 2.Таблица 2.

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

5-6 классы

10

5

5

1

7 классы

15

5

10

1

8 классы

20

5

10

2

9 классы

25

10

15

2

10 классы

30

10

15

3

11 классы

35

10

20

5

Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.

Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

Часть 3. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

Часть 4. Предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

 Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Эукариоты – это организмы, имеющие:

A) пластиды

Б) жгутики

В) клеточную оболочку

Г) оформленное ядро

2.Клеточная стенка отсутствует в клетках:

A)вирусов

Б) грибов

В) растений

Г) животных

3. Молекулы липидов состоят из:

A) глицерина и жирных кислот

Б) аминокислот

В)глюкозы

Г) нуклеотидов

4. Белок, выполняющий транспортную функцию:

A) фибрин

Б) гемоглобин

В) актин

Г) миозин

5. Вид соединительной ткани,  осуществляющий  гуморальную  регуляцию организма:

A) костная            

 Б)  жировая                  

В) лимфа                  

Г) хрящевая

6.  Гладкой мускулатуры нет в составе:

A)  сердца            

 Б)  желудка                  

 В)  мочевого пузыря                  

 Г)   матки

7.  Стенка сердца не имеет:

A)  эпикарда          

 Б)  перикарда                

 В)  миокарда                  

 Г)   эндокарда

8. Иммунная реакция имеет место когда:

 A)  происходит переваривание пищи в пищеварительном тракте            

 Б)  образуются мурашки при похолодании                    

 В)  происходит отторжение участка кожи при пересадке                

 Г)   свертывается кровь,  вытекающая из поврежденного сосуда

9.  Из хрящевых полуколец состоит:

A)  трахея          

 Б)  бронх                

 В)  пищевод                  

 Г)   мочеточник

10.  Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:

A)  говорит шепотом          

 Б)  говорит громко                  

 В)  кричит                

 Г)   молчит

11. Вещество слюны,  губительно действующее на бактерии:

A)  амилаза          

 Б)  муцин                

 В)  лизоцим                

 Г)   соляная кислота

12.Во время систолы предсердий:

A)  створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

 Б)  створчатые и полулунные клапаны открыты

 В)  створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

 Г)  створчатые и полулунные клапаны закрыты

13.Количество вторичной мочи, образующейся у человека за сутки, составляет примерно: 

A)  2 л        

 Б)  10 л                

 В)  30л                

 Г)  150 л

14.  Эмульгирование жиров осуществляется с помощью:

A)  желчи

 Б)  соляной кислоты

 В)  пепсина                

 Г)   липазы

15. Зубная формула молочных зубов  человека:

 A)  2123

 Б)  2120

 В)  1232

 Г)   1220

16. В головном мозге имеют кору большие полушария и :

А)  средний мозг

Б)  промежуточный мозг

В)  мозжечок

Г)  мост

17. В рефлекторной дуге может отсутствовать:

А)  чувствительный нейрон

 Б)  вставочный нейрон

 В)  двигательный нейрон

 Г)  участок ЦНС

18. Косточка среднего уха,  связанная с мембраной овального окна  внутреннего уха:

А)  язычок

 Б)  наковальня

 В)  стремечко

 Г)  молоточек

19.Витамины в организме  выполняют функцию:

 А) энергетическую

 Б) строительную

 В) являются коферментами

 Г) являются ферментами.

20. Компонентом внутренней среды человека является:

А)  желчь

 Б)  слюна

 В)  желудочный сок

 Г)  межклеточная жидкость

21. Гипоталамус – особый отдел:

А)  промежуточного мозга

 Б)  продолговатого мозга

В)  среднего мозга

 Г)  мозжечка

22.Разрушение эритроцитов происходит в:

А)  тимусе

 Б)  печени и селезенке

 В)  красном костном мозге

 Г)  желтом костном мозге

23.Иммунитет, сформировавшийся у человека после перенесённого инфекционного заболевания, называют:

 А) естественным приобретённым

 Б) искусственным активным

 В) естественным врожденным

 Г) искусственным пассивным.

24. Отдел головного мозга, в котором находятся центры, регулирующие процессы дыхания и сердечно – сосудистой деятельности:

А)  средний мозг

 Б)  мост

 В)  мозжечок

 Г)  продолговатый мозг

25. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц:

А)  голени

 Б)  плеча

В)  кишечника

 Г)  межреберных мышц

Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I I

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Из названных заболеваний вызывается вирусом:
  1. чума;
  2. холера;
  3. оспа;
  4. гепатит;
  5. малярия.
  1. 1,3
  2. 2,3,4
  3. 3,4
  4. 2,3,5

  1. Светопреломляющий аппарат глаза включает:
  1. сетчатку;
  2. роговицу;
  3. стекловидное тело;
  4. хрусталик;
  5. радужку.
  1. 2,3,4
  2. 2,3,5
  3. 1,3
  4. 3,4,5
  1. Железами внутренней секреции вырабатываются:
  1. лизоцим;
  2. трипсин;
  3. тироксин;
  4. гликоген;
  5. адреналин.
  1. 1,2,5
  2. 3,4
  3. 3,5
  4. 3,4,5
  1. В женском организме возможен синтез гормонов
  1. эстрогена
  2. норадреналина
  3. окситоцина
  4. тестостерона
  5. трийодтиронина
  1. 1,2,3
  2. 2,4,5
  3. 1,3,5
  4. 1,2,3,4,5
  1. Функции рецептора:
  1. передача нервного импульса в ЦНС;
  2. восприятие раздражений из внешней и внутренней среды;
  3. преобразование раздражений в нервный импульс;
  4. передача нервного импульса от спинного мозга;
  5. передача нервного импульса от головного мозга.

  1. 3,5
  2. 2,3
  3. 1,2,4
  4. 1,2,5
  1. Относятся к вегетативной нервной системе:
  1. периферическая нервная система;
  2. головной и спинной мозг;
  3. парасимпатический нерв;
  4. симпатический нерв;
  5. центральная нервная система.
  1. 4,5
  2. 1,2,5
  3. 2,5
  4. 3,4
  1. Кости лицевого отдела черепа:
  1. лобная кость;
  2. височные кости;
  3. носовые кости;
  4. скуловые кости;
  5. челюстные кости.
  1. 3,4,5
  2. 4,5
  3. 1,3,4
  4. 2,3,5
  1. В ротовой полости пища:
  1. смачивается слюной;
  2. перетирается;
  3. расщепление белков;
  4. расщепление жиров;
  5. расщепление углеводов.
  1. 1,2,4
  2. 1,2
  3. 1,2,5
  4. 1,2,3
  1. Коленный сустав образован костями:
  1. бедренной;
  2. лучевой;
  3. большеберцовой;
  4. надколенником;
  5. малоберцовой.
  1. 1,2,4
  2. 1,3,5
  3. 1,3,4
  4. 1,3
  1. Какие органические вещества кишечника всасываются в лимфатическую систему:
  1. аминокислоты;
  2. глицерин;
  3. глюкоза;
  4. жирные кислоты;
  5. жиры.
  1. 1,2,3,4,5
  2. 2,4
  3. 1,2,3
  4. 4,5

Примерные олимпиадные задания по биологии  9 класса Части I I I

Часть I I I . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант  ответа  «да» или «нет».

  1. Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.
  2. По артериям  малого круга течет венозная кровь.
  3. В организме кислород усваивается митохондриями клеток.
  4. Наибольшую активность фермент липаза проявляет в кислой среде.
  5. К жирорастворимым витаминам относятся витамины А и Д.
  6. Гликоген – животный углевод печени.
  7. Конечными продуктами расщепления жиров являются углекислый газ, вода, мочевина.
  8. «Бери - бери» заболевание, связанное с недостатком витамина С.
  9. Действующим началом гормона тироксина является йод.
  10. К железам смешанной секреции относят поджелудочную железу.
  11. Железы внешней секреции выделяют гормоны.
  12. Спинномозговая  жидкость обеспечивает обмен между кровью и тканями мозга.
  13. Тела вставочных нейронов находятся в задних рогах спинного мозга .
  14. Соматическая нервная система регулирует движение скелетных мышц.
  15. Слепое пятно сетчатки – это место наилучшего видения.

Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I V

Часть IV. Вам предлагаются тестовое задание, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и её типом.

ФУНКЦИЯ

ТИП ТКАНИ

А) регуляция движений тела

Б) отложение питательных веществ в запас

В) передвижение веществ в организме

Г) защита от неблагоприятных внешних воздействий

Д) выделение пота

Е) обеспечивает объединение функций всех частей организма

1) эпителиальная

2) соединительная

3) нервная

  1. Установите соответствие между отделом сердца и особенностями её строения и функций.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОТДЕЛОВ СЕРДЦА

ОТДЕЛЫ СЕРДЦА

А) стенка желудочка относительно тонкая

Б) стенка желудочка плотная, мощная

В) из желудочка кровь поступает в легочную артерию

Г) в желудочек открывается двустворчатый клапан

Д) в желудочек открывается трехстворчатый клапан

Е) из желудочка кровь поступает в аорту

1) левый желудочек

2) правый желудочек

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2014-15 уч. год.  9 класс

Задание 1. [25 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

г

г

а

б

в

а

б

в

а

г

11-20

в

в

а

а

б

в

б

в

в

г

21-25

а

б

а

г

в

Задание 2. (по 2 балла за каждое тестовое задание) [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

а

в

г

б

г

а

в

в

б

Задание 3. [15 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. "ДА"

+

+

+

+

+

+

+

+

+

неправ "НЕТ"

+

+

+

+

+

+

Задание 4.

  1. [мах. 3 балла – по 0,5 за каждый правильный ответ]  

А

Б

В

Г

Д

Е

3

2

2

1

1

3

  1. [ мах. 3 балла– по 0,5 за каждый правильный ответ] 

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

2

1

Симпатическая нервная система – «система аварийной ситуации»

  • ускоряет и усиливает работу сердца,
  •  повышает кровяное давление,
  • сужение кровеносных сосудов,
  • тормозит работу пищеварительной системы,
  • стимулирует деятельность потовых желез,
  • расширение зрачка.

Парасимпатическая нервная система – «система отбоя»

  •  ослабляет сердечную деятельность,
  •  расширяет кровеносные сосуды,
  •  снижает давление,
  •  снижает уровень глюкозы в крови,
  • стимулирует деятельность органов пищеварения,
  • зрачок сужается.

  • У многих рептилий пол закладывается в зависимости от температуры - так называемая температурно-зависимая детерминация пола (TSD) и не зависит от половых хромосом.
  • У крокодилов и некоторых чешуйчатых при более высокой температуре рождаются самцы.

Туляремия - острое инфекционное заболевание животных и человека; вызывается бактерией Francisella tularensis — по местности Туларе в Калифорнии, где она впервые выделена в 1911 от больных сусликов.

4.Якобсонов орган рудиментарен или отсутствует у ластоногих, некоторых рукокрылых, узконосых обезьян и человека.

  • Сошниково-носовой орган, орган Якобсона, иногда также вомер — периферический отдел дополнительной обонятельной системы некоторых позвоночных животных.
  • Его рецепторная поверхность находится на пути вдыхаемого воздуха непосредственно за областью обонятельного эпителия в проекции сошника.
  •  Орган назван в честь хирурга Л. Якобсона, который в 1811 году описал его у многих видов позвоночных.

  • Сошниково-носовой орган, орган Якобсона, иногда также вомер — периферический отдел дополнительной обонятельной системы некоторых позвоночных животных.
  • Его рецепторная поверхность находится на пути вдыхаемого воздуха непосредственно за областью обонятельного эпителия в проекции сошника.
  •  Орган назван в честь хирурга Л. Якобсона, который в 1811 году описал его у многих видов позвоночных.

Литература

1. Школьные олимпиады. Биология. 6 – 9 классы/ Г.А. Воронина.- М.: Айрис – пресс, 2007. – 1786 с. – (Школьные олимпиады)

2. Биология в схемах и таблицах/ а.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2016.- 352с.

Интернет-ресурсы

3. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rosolymp.ru.

4. Официальный сайт Международной биологической олимпиады

www.ibo-info.org 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по биологии 9 класс

задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....

Сборник олимпиадных заданий по профессионально-трудовому обучению (5-7 класс)

В сборнике представлены задания для проведения Олимпиады по профессионально-трудовому обучению в школе для обучающихся с ОВЗ....

Сборник олимпиадных заданий по профессионально-трудовому обучению (8-10 класс)

В сборнике представлены задания для проведения Олимпиады по профессионально-трудовому обучению в школе для обучающихся с ОВЗ....

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку...

Сборник олимпиадных заданий МЭ ВОШ по обществознанию

Сборник может быть использован при подготовке к выполению учащимися олимпиаднрых заданий...

Сборник олимпиадных заданий по биологии 6 класс

     В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующи...

Сборник олимпиадных заданий по биологии 7 класс

В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, р...