Изучение строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Джахаева Ирина Абакаровна

Технологическая открытого  карта урока разработана для учащихся 7 класса.

Цель: Привить навыки исследовательской самостоятельной работы учащимся. Задачи:

Образовательные:

-Сформировать знания у обучающихся о многообразии живых организмов;

-Сформировать знания о разнообразии одноклеточных животных;

-Формирование у обучающихся умений классифицировать представителей подцарства простейшие;

-Научить различать представителей подцарства простейшие.

-Изучить особенности строения, поведения и процессы  жизнедеятельности у инфузории туфельки.

Развивающие:

-Научить сравнивать, анализировать, делать выводы;

-Формирование представлений о многообразии животного мира.

Воспитательные:

-Содействие формированию у учеников мировоззренческих идей;

-воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_7_klasse.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тип Инфузории. «Изучение строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки»

Предмет

биология

Класс

7 класс

Учебник

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология 7 кл, 2020г.

Тема урока

Изучение строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки.

Тип урока

Изучение нового материала. Лабораторная работа №1. Урок – исследование.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Цель: Привить навыки исследовательской самостоятельной работы учащимся. Задачи:

Образовательные:

-Сформировать знания у обучающихся о многообразии живых организмов;

-Сформировать знания о разнообразии одноклеточных животных;

-Формирование у обучающихся умений классифицировать представителей подцарства простейшие;

-Научить различать представителей подцарства простейшие.

-Изучить особенности строения, поведения и процессы  жизнедеятельности у инфузории туфельки.

Развивающие:

-Научить сравнивать, анализировать, делать выводы;

-Формирование представлений о многообразии животного мира.

Воспитательные:

-Содействие формированию у учеников мировоззренческих идей;

-воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Планируемые образовательные результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся должны иметь представление о многообразии инфузорий; изучить внешнее строение, внутреннее строение инфузорий на примере инфузории туфельки; выяснить как размножаются инфузории; должны рассмотреть половой процесс размножения инфузории.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; давать определение понятиям.

ЛИЧНОСТНЫЕ: создаются условия для формирования у учащихся познавательного интереса на основе изучения особенностей строения и жизнедеятельности инфузорий; формируется ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Межпредметные связи

Химия, физиология

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР по биологии).

Материалы и оборудование

Световой микроскоп, предметное и покровное стёкла, пипетка, вата, культура простейших в колбе, тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование

Методы обучения

Словесный метод обучения, наглядный. Исследовательский, практический метод, частично поисковый. Самостоятельная работа. Метод логических рассуждений, анализ.

Список используемой литературы

http://licey.net/free/6-biologiya/24-laboratornyi_praktikum_po_zoologii/stages/214-stroenie_i_zhiznedeyatelnost_infuzorii_na_primere_infuzorii_tufelki.html лабораторная работа

http://studopedia.ru/15_1318_klass-resnichnie-infuzorii.html картинка


Структура урока и ход лабораторной работы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты и УУД

Организационный этап. 2 мин.

Приветствует учащихся, раздаёт, колбы, микроскопы,  пипетки и др.

Приветствуют учителя, проверяют комплектацию раздаточных материалов

Вежливость, точность.

Подготовка к лабораторной работе. 5 мин

Показывает, как настроить микроскоп, поясняет, как пользоваться оборудованием

Настраивают микроскоп,  определяют цель работы

Постановка учебных целей

Самостоятельная работа учеников. 20 мин.

Координирует деятельность учащихся: наблюдайте за движением простейших. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каким концом тела она движется вперед? Как отличить передний конец тела от заднего?

Инструктирует:

Присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите реснички на её теле. Понаблюдайте за ними. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички?

Найдите в передней половине тела желобок — околоротовую впадину. Найдите мерцающую полоску - это глотка, в которую ведет ротовое отверстие.

Найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом их образования и движением в цитоплазме.

Понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц?

Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Каковы функции?

Изучите ядерный аппарат инфузорий. Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Каковы функции?

1.Наблюдают движение инфузорий в пробирке через окуляр микроскопа.

2.Экспериментируют. В каплю с инфузориями помещают кристаллик соли. Что происходит, разглядывают под микроскопом.

Для замедления движения инфузорий, в каплю помещают пару волокон ваты. Инфузории задерживаются между волокнами ваты. Это позволяет рассмотреть внутреннее строение инфузорий.

3.Изучают внутреннее строение инфузории-туфельки, и что происходит внутри тела.

4.Создают и подписывают фотографию простейшего в формате jpeg, пользуясь цифровой камерой и программой Левенгук, подписывают части клетки инфузории-туфельки на мониторе.

5.Делают выводы, что это – сложно организованные простейшие. Они сохраняют постоянную форму. Двигаются в воде с помощью ресничек. Поглощают пищу клеточным ртом, а выделяют остатки через порошицу. Имеют вакуоли,- пищеварительные и сократительные. Имеют в клетке два ядра: большое и малое. Делятся пополам.

Перевод познавательной задачи - в практическую.

Составление плана последовательных действий.

Анализ выделение объектов и процессов:

рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей;

рассмотрение количества объектов и их частей.

Умение находить взаимосвязь формы и функции.

Умение выражать смысл

различными средствами, в т.ч. символами на фотографии через подписи ее на мониторе компьютера при использовании цифровой камеры.

фиксирование результатов своей деятельности в тетради путем распечатывания окончательно подписанной фотографии инфузории-туфельки и вклеивания фото в тетрадь.

Проверка усвоения знаний. 5 мин.

Задает вопросы: Почему инфузория-туфелька так названа?

Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения?

Сравнивают инфузорию-туфельку с ранее изученными амёбой протеем и эвгленой зелёной.

Отвечают на вопрос: Что доказывает более сложную организацию инфузории-туфельки?

Умение задавать вопросы.

Умение слушать учителя.

Умение отвечать на вопросы.

Закрепление знаний. 5 мин.

Проверяет фотографии учеников: правильность подписей частей клетки.

Корректирует, исправляет подписи

Дополняет любопытными фактами информацию об инфузориях.

Отвечает на вопросы учащихся.

Сверяют свои подписи на фотографии с рисунком в учебнике.

Ученики должны уметь показать на фотографии у инфузории-туфельки: ресничный покров; глотку и рот; пищеварительные вакуоли и их путь в цитоплазме;

порошицу; сократительные вакуоли; ядерный аппарат инфузорий.

Перевод практической задачи - в теоретическую.

Соотнесение предметного содержания с действиями.

Рефлексия. 2 мин.

Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Выделяет успешных учащихся.

Делятся впечатлениями друг с другом, что увидели в микроскоп, в цифровую камеру на мониторе компьютера, что еще хотелось бы увидеть и какую работу проделать

Оценочные умения

Домашнее задание. 1 мин.

Читать параграф 4 учебника «Простейшие». Отвечать на вопросы в конце параграфа.

записывают домашнее задание

Внимательность и аккуратность



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Строение инфузории туфельки»

Лабораторная работа по теме «Строение инфузории туфельки»...

Разработка урока "Особенности простейших. Строение инфузории туфельки и эвглены зелёной" 7 класс

Разработка урока  "Особенности простейших. Строение инфузории туфельки и эвглены зелёной" 7 класс, включает конспект занятия и разработанную автором презентацию к уроку...

Разработка презентации урока "Особенности простейших. Строение инфузории туфельки и эвглены зелёной" 7 класс

Разработка урока  "Особенности простейших. Строение инфузории туфельки и эвглены зелёной" 7 класс, включает конспект занятия и разработанную автором презентацию к уроку...

Интерактивный тренажёр по биологии "Строение инфузории-туфельки"

Изображения слайдов:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20857985","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 225px; width: 300px;"}}]] [[{"type":"media","view_mo...

Технологическая карта онлайн-урока "Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»."

Технологическая карта  онлайн-урока позволит учащимся получитьна уровне первичного восприятия и закрепления знания  по теме "Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение ...