Многообразие и значение Земноводных
методическая разработка по биологии (7 класс)

Левинская Татьяна Валерьевна

Урок 7 класс « Многообразие и значение Земноводных»

Цель: Познакомить учащихся с многообразием класса Земноводных на примере

 их систематической принадлежности к разным отрядам, выявить отличительные признаки представителе разных отрядов, их значение в природе и в жизни человека, познакомить с земноводными Бурятии.

 

Оборудование: Презентация  к уроку, раздаточный  текстовый материал « Многообразие   

 Земноводных их значение», картинки и изображение земноводных под цифрами оценочная карта урока.

 

 

Ход урока:

 

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 .Орг момент

Приветствие учеников, определение готовности к уроку

Приветствуют учителя

2. Повторение

Вопросы учителя:

  1. Какой класс Позвоночных животных типа Хордовых мы изучает
  2. Дайте определение класса Земноводные
  3. Предлагается выполнить задания по вариантам в оценочной карте

 

1 вариант

 

Задание 1 . Найдите три ошибки в приведенном тексте

« Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Исправьте их устно, дайте правильную формулировку.

  1. Земноводные – это позвоночные животные, ведущие наземно- водный образ жизни. (2) Тело этих животных покрыто голой кожей, в которой много желез. (3)Дышат земноводные жабрами, кислородом, растворенным в воде. (4). Сердце у них двухкамерное. (5). Один круг кровообращения. (6). Впервые появились пятипалые конечности.

 

Ответ:

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

 

Задание 2  Установите соответствие между вопросами левого и ответами правого столбика

Какие признаки характерны для классов позвоночных животных

 

Признак

Классы Позвоночных животных

А )Обтекаемая форма тела

Б ) Органы дыхания жабры

В ) Наличие одного шейного позвонка

Г )Глаза снабжены веками

Д ) Имеют  плавательный пузырь

Е )Появляется среднее ухо

 

  1. Земноводные
  2. Рыбы

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

2

1

 

Ответ ученика:

1. Класс Земноводные

 

2.Дает определение

 

 

 

 

 

 

  1. Проверка результатов работы, выставление баллов в оценочную карту

 

 

Самооценка выполнения задания

 

  2балла – 0 ошибок

1 балл – 1 ошибка

  1. баллов – 2-3 ошибки

3.Новая тема

  1. Вопрос классу: Какой таксон в систематике больше чем семейство, но меньше чем класс?
  2. Подвести учеников к формулированию темы и целей урока
  3. Прошу записать тему урока в рабочую тетрадь
  4. Прошу записать дом задания в дневник

 

 

 

Вопрос «Кто- нибудь из вас брал в руки лягушку, жабу?»

 Сегодня мы попытаемся развеять наше неприятное отношение к Земноводных в ходе изучения новой темы

Эпиграф к уроку слова Ж.Б. Ламарка:

 

  1. «Во всем, над чем работает природа, она ничего не совершает поспешно» Жан.Б. Ламарк

 

  1. «Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний самыми полезными для нас знания природы, ее законов Ж.Б. Ламарк

 

 

 

  1. Показ слайда «Систематика класса Земноводные»

 

 

  1. Распределение класса на 3 группы по количеству отрядов: Хвостатые, бесхвостые, безногие.

Задание: Прочитать текст про свой отряд, составить характеристику отряда по плану, найти представителей данных отрядов в  раздаточном материале под цифрами, доказать правильность выбора»

 

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

 

План описания отряда:

  1. Число видов
  2. Представители
  3. Признаки отряда
  4. Значение

 

 

7.Проверка качества выполнения предложенного задания по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Подведение итогов изучения отрядов. Сделайте вывод:

Что положено в основу деления класса Земноводных на отряды

 

 

 

 

 

 

9.Прослушивание сообщения ученика «Земноводные Бурятии, их охрана

 

Текст сообщения

Земноводные Бурятии

В нашей Республике обитает 5 видов Земноводных. Это представители

2 –х отрядов:

  1. Отряд Бесхвостые, представленные в Бурятии четырьмя  видами:

А) Остромордая лягушка

Б) Монгольская жаба

В) Сибирская лягушка

Д) дальневосточная квакша

 

2.  Отряд Хвостатые,  представлен единственным видом рода тритоны – это Сибирский углозуб

Все 5 видов, обитающие в республике занесены в Красную книгу Бурятии  и нуждаются в охране. А России редких земноводных – 8, из 28 обитающих видов.

Причины , снижающие их численность связаны с экологическими факторами:

  1. Абиотическими: пересыхание водоемов,  перемерзание водоемов  зимой, в которых зимуют земноводные и  засуха
  2. Антропогенными: загрязнение водоемов, использование лугов под сенокосы и выжигание травы, перевыпас скота .

К  мероприятиям, способствующим сохранению земноводных , первым делом относятся такие как,  охрана водоемов от загрязнения и сохранение мест их естественного обитания

 

Выполнение контексного задания

Экологические факторы, влияющие на численность саламандры»

 

  1. Огненная саламандра ведёт преимущественно ночной и сумеречный образ жизни. Плохо переносит высокие температуры. Избегает солнечных лучей, днём прячется в стволах поваленных деревьев, под камнями, в трухлявых пнях, заброшенных норах, во влажных укромных местах. Период размножения приурочен к влажному сезону, когда формируется много мелких временных водоёмов, в которых могут развиваться икра и личинки.

ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА САЛАМАНДРЫ

А)

распашка земель под сельскохозяйственные угодья

Б)

сокращение количества пищи – мелких пресноводных ракообразных

В)

засушливый год без выраженного влажного сезона

Г)

существенное увеличение количества сусликов, кротов и землероек

Д)

наличие оврагов и каналов, препятствующих миграции особей

Е)

интенсивное загрязнение сточных вод

 

   

1)

взрослая стадия

2)

личинка

 

 

 

  1. Ответ : отряд

2.Формулировка учениками темы урока, целей урока

3, 4 Работа с тетрадью и дневником

 

Реакция ребят

 

 

 

 

Отвечают на вопрос «Как понимают слова Ламарка

 

 

 

 

 

 

5.Чертят схему в тетрадь

 

 

 

6.Работа в группах с текстом по плану, картинками, с изображением земноводных

 

 

 

 

 

 

 

7.

  1. Правильно определены объекты – 1б
  2. Правильно определены все признаки отряда и значение – 1б в оценочную карту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Ответ: Длина тела, конечности, способ передвижения

 

 

 

 

 

9.Записывают в тетрадь редкие виды Бурятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания в тетради

Ответ:

122112

 

 

 

 

 

 

 

  1. .Закрепление

 

 

Разбить на 3 группы, каждая выполняет 1 из заданий

Задание 3 . Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Земноводные
  2. Животные
  3. Обыкновенный тритон
  1. Тритоны
  2. Хвостатые
  3. Хордовые

 

Ответ:

3

4

5

1

6

2

 

  1. Выполнение заданий по группам
  2. Проверка качества выполнения, самооценка:

 

 

2 балла – 0 ошибок

1 балл – 2 ошибки

0 баллов -3 ошибки и более

 

 

Применение контекстных задач на уроках биологии для формирования читательской грамотности обучающихся».

Проблемная ситуация

В конце 80- х годов прошлого столетия государство Бангладеш в ЮгоВосточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой степени ,что пришлось специальные средства защиты. Закупать.  На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег.

 

 

Задание  4.

Часть1 Установите правильную последовательность расположения компонентов пищевой цепи.

  1. Бабочка
  2. Одуванчик
  3. Жаба
  1. Сапрофитные бактерии
  2. Змея
  3. Цапля

 

Ответ:

 

2

1

3

5

6

4

 

 

Устное выполнение одного из учеников из второй группы

 Найдите представителя класса Земноводных в данной пищевой цепи_____(указать цифру), к какому отряду класса Земноводные относится данный представитель _________________,           каким компонентом в пищевой цепи является_____________________?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2балла  – 0 ошибок

  1. балл – 2 ошибки

0 баллов – 3 ошибки и более

 

 

 

 

 

  1.  балла – 0 ошибок

1 балл  – 1-2 ошибки

0баллов – 3 ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

  1. 3
  2. Бесхвостые
  3. Консум 2 пор

5.Подведение итогов урока

 

 

  1. Прошу сделать вывод по уроку
  2. Эпиграф урока – как понимаете теперь слова Ламарка?

3. Прошу подсчитать баллы за работу на уроке в оценочной карте, выставить оценку за работу на уроке

 

1. Ученики делают вывод

2.

3. Подсчитывают баллы за работу на уроке в оценочной карте , выставить оценку

 

 

БАЛЛЫ ЗА :

  1. Тестовые задания-

 

  1. За устные ответы –

 

  1. ИТОГО баллы

 

Оценка за урок :

 

Количество набранных баллов соответствует количеству сохраненных вами Земноводных в природе

 

Перевод баллов  в оценку:

7-8 баллов– оценка  5

6-5баллов –  оценка 4

3-4 балла – оценка 3

0-2 баллов – оценка 2

 

6.Рефлексия

Предлагаю слайд для проведения рефлексии

Ученики делают выбор изображения лягушки, отражающего их состояние и работоспособность на уроке

8.Заочная экскурсия

Ребята, за вашу хорошую работу на уроке,  я хочу вас поощрить заочной экскурсией на водоем  и посмотреть, кого же мы там встретим.

Это нами,  сохраненные,  ЗЕМНОВОДНЫЕ

Чистый водоем

Индикаторы чистоты водоема

 

 

Просмотр видеоролика « Обитатели болота»

 

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mnogoobrazie_zemnovodnyh.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Земноводные ( Амфибии)

Слайд 2

Задание 1 . Найдите три ошибки в приведенном тексте « Земноводные». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте их устно, дайте правильную формулировку. (1)Земноводные – это позвоночные животные, ведущие наземно - водный образ жизни. (2) Тело этих животных покрыто голой кожей, в которой много желез. (3)Дышат земноводные жабрами, кислородом, растворенным в воде. (4). Сердце у них двухкамерное. (5). Один круг кровообращения. (6). Впервые появились пятипалые конечности. Ответ:

Слайд 3

Ответ на задание 1 3 4 5 Ответ: 1 вариант

Слайд 4

Задание 2 Признак Классы Позвоночных животных А )Обтекаемая форма тела Б ) Органы дыхания жабры В ) Наличие одного шейного позвонка Г )Глаза снабжены веками Д ) Имеют плавательный пузырь Е )Появляется среднее ухо Земноводные Рыбы Установите соответствие между вопросами левого и ответами правого столбика Какие признаки характерны для классов позвоночных животных А Б В Г Д Е Ответ:

Слайд 5

Ответы на задания 1,2 3 4 5 Ответ: 1 вариант Ответ: 2 вариант А Б В Г Д Е 2 2 1 1 2 1

Слайд 6

Многообразие Земноводных, их значение Д/З  38 или 22 , таблица, классификация обыкновенная саламандра

Слайд 7

Эпиграф «Во всем, над чем работает природа, она ничего не совершает поспешно» Ж.Б . Ламарк

Слайд 8

Систематика класса Земноводные Класс Земноводные – 5тыс видов (8,5 тыс ) Отряд Хвостатые Отряд Бесхвостые Отряд Безногие РАБОТА С ТЕКСТОМ План описания отряда: 1. Число видов 2. Представители 3. Признаки отряда 4. Значение

Слайд 9

Многообразие земноводных Отряд Число видов Представители Признаки Значение Хвостатые Бесхвостые Безногие

Слайд 10

Многообразие Земноводных 1 2 3 4 5 6

Слайд 11

Памятники лягушке Памятник лягушке в Бостоне Памятник лягушке в Токио Памятник лягушке возле здания Института Пастера в Париже

Слайд 12

Редкие виды Бурятии Монгольская жаба Остромордая лягушка Дальневосточная квакша Сибирский углозуб Сибирская лягушка

Слайд 13

Огненная саламандра Огненная саламандра ведёт преимущественно ночной и сумеречный образ жизни. Плохо переносит высокие температуры. Избегает солнечных лучей, днём прячется в стволах поваленных деревьев, под камнями, в трухлявых пнях, заброшенных норах, во влажных укромных местах. Период размножения приурочен к влажному сезону, когда формируется много мелких временных водоёмов, в которых могут развиваться икра и личинки. Задание : Соотнесите факторы, которые могут напрямую снижать численность саламандры со стадиями её развития. Факторы снижения численности Стадии жизненного цикла саламандры А ) Распашка земель под сельскохозяйственные угодья Б) Сокращение количества пищи- мелких рачков В) Засушливый год Г) Увеличение численности сусликов, кротов Д) Наличие оврагов, каналов, препятствующих миграции особей Е) Загрязнение сточных вод 1 . Взрослая стадия Личинка

Слайд 14

Задание 3 . Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр. Земноводные Животные Обыкновенный тритон 4. Тритоны 5. Хвостатые 6. Хордовые Ответ :

Слайд 15

Ответ задание 3 3 4 5 1 6 2

Слайд 16

Задание 4. Бабочка Одуванчик Жаба 4.Сапрофитные бактерии 5. Змея 6. Цапля Часть 1 Установите правильную последовательность расположения компонентов пищевой цепи. Ответ:

Слайд 17

Ответ :задание 4 первая часть 2 1 3 5 6 4

Слайд 18

Задание 4. Часть 2 Найдите представителя класса Земноводных в данной пищевой цепи_____ (указать цифру), к какому отряду класса Земноводные относится данный представитель _________________, каким компонентом в пищевой цепи является_____________________ ? Бабочка Одуванчик Жаба 4.Сапрофитные бактерии 5. Змея 6. Цапля

Слайд 19

Задание 4. Часть 2 Найдите представителя класса Земноводных в данной пищевой цепи 3 ( указать цифру), к какому отряду класса Земноводные относится данный представитель Бесхвостые , каким компонентом в пищевой цепи является - консумент второго порядка

Слайд 20

Проблема В конце 80- х годов прошлого столетия государство Бангладеш в Юго - Восточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой степени ,что пришлось закупать специальные средства защиты. На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег.

Слайд 21

Эпиграф «Во всем, над чем работает природа, она ничего не совершает поспешно» Ж.Б . Ламарк

Слайд 22

Перевод баллов в оценку: 7 -8 баллов – оценка 5 6 -5 баллов – оценка 4 3-4 балла – оценка 3 0-2 баллов – оценка 2

Слайд 23

Рефлексия У меня не все получилось, есть над чем поработать, но я буду стараться улучшить свой результат Я доволен ( ьна ) своей работой на уроке, у меня все получилось Я удивлен(а) собой, что у меня многое на уроке получилось

Слайд 24

СПАСИБО!!!! Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды! Он должен, наверно себе уяснить: Законы свои у суровой природы, И главная цель у животного - жить. А сколько лягушек - бесчисленно много, Их можно считать и считать без конца, Отдали науке лягушечьи ноги, На пользу науки - отдали сердца. И если случайно лягушку ты встретишь, То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!" Погладь осторожно прохладную лапку, На волю, как в сказке, ее отпусти!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие и значение земноводных

.Цель урока:- сформировать представление о многообразии земноводных;- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.Задачи урока.Образовательные:- расширить кругозор учащихся о многоо...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....

Многообразие и значение земноводных

Урок биологии в 7 классе...

Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"

Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"

Урок раскрывает многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах, позволяет выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека. Воспитывает любовь к...

Презентация: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан".

Презентация к уроку: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"....

Многообразие и значение земноводных.

Открытый урок по биологии в 7-ом классе по теме "Многообразие и значение земноводных" (комбинированный урок)...